«Славянская мифология»
элективный курс по литературе (8 класс) по теме

Курс нацелен на углублённое изучение славянской мифологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursov_po_vyboru.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

(для предпрофильной подготовки)

«Славянская мифология»

Автор: Бурова Л.В., учитель МКОУ Нечаевской ООШ Гусь-Хрустального района Владимирской области.

Пояснительная записка

    Каждая культура опирается на фольклорные традиции. «Начало искусства слова- в фольклоре»,- писал М.Горький. Ценность фольклора в жизненной мудрости как результате отражённого в нём многовекового опыта народа. Не случайно фольклор живёт с нами бок о бок с рождения и до старости. Фольклор- это наша  духовная память. «Память- одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, просто человеческого,- писал Д.С.Лихачёв.- Память- это преодоление времени, преодоление смерти».

   Пословицы и поговорки, сказки и мифы, песни и загадки- произведения устного народного творчества составляют сокровищницу духовной жизни народа. Они отличаются самобытностью, выражают национальный характер, вкусы, склонности, интересы народа, сформировавшиеся под влиянием географических и исторических факторов. Умение понимать фольклор открывает перед человеком дверь в культурное пространство человечества.

    Величайшим достижением духовного, культурного развития человечества выступает мифотворчество. Оно отражает процесс обобщения народом своей истории, поиск своего героя, определение характеристик антигероя, представления о добре и зле. Мифотворчество выделяет из жизни общества события, которые должны остаться в памяти людей, быть переданы из поколения в поколение, отражать определенные обычаи, способствовать появлению и развитию традиций.

    В мифах используется особый язык символов, знаков, сигналов передачи исторической информации. Особенность этого языка такова, что мифы проходят через века, через все формы организации социальной жизни, через различные политические режимы, их не затрагивает такое явление, как запреты на информацию, они не подвластны цензуре. Более того, язык мифов разных народов понятен всем и выступает инструментом привлечения и приковывания интереса к самим людям. С точки зрения психологии, язык мифов «работает» в том числе, и на подсознание изучающих, знакомящихся с ними.

     Проблемы развития мифотворческого процесса актуальны и в настоящее время. Это связано с современными политическими, управленческими, психологическими, избирательными технологиями. Мифы, мифические герои, их действия, поступки используются для воздействия на массы людей, трудовые коллективы, электорат.

     В современном литературоведении особое внимание уделяется мифологическому контексту произведения, раскрывающему мотивную структуру текста. Такой подход к изучению произведений школьной программы позволяет учителю отойти от привычной проблемной и образной трактовки текста и рассматривать произведение литературы как факт искусства во всей его сложности в рамках национальной культуры в целом.

     Предлагаемый элективный курс рассчитан на 34 часа аудиторных занятий, ориентирован на учащихся 8-х классов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин и может быть включен в блоки “ Факультативные занятия”, “ Элективные курсы”.

     Интегрированный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного и лингвистического материалов и дает учащимся возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ фольклорных и литературных произведений позволяет учащимся определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам, расширить читательский кругозор, повысить культуру чтения.

     В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования данный курс способствует формированию устойчивого интереса к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры. Освоение материала создает прочную базу для дальнейшего усвоения учащимися программы по литературе, помогает глубже осмыслить своеобразие авторской поэтики в произведениях разных жанров.

     Основная цель курса - дать ученикам представление о славянской мифологии как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе.

Задачи курса:

- формирование представления о славянах, об истоках и эволюции верований древних, о попытках человека объяснить явления окружающего мира и вписать себя в систему мироздания;
- определение своеобразия образной системы мифов древних славян и специфики связанных с мифологическими воззрениями жанров фольклора;
- совершенствование речевой культуры учащихся;
- формирование устойчивого интереса к языку и культуре русского народа;                           - развитие художественного вкуса, креативных способностей учащихся;                                                  - формирование навыков лингвистического анализа текста, выразительного чтения художественного произведения;                                                                                    - воспитание чувства сопричастности к духовным традициям предков и уважения к наследию прошлого.

     Программа предполагает максимальное включение учащихся в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность,  от элементарного анализа текста до создания самостоятельных произведений: сочинений, иллюстраций, презентаций.

     Организация  занятий курса включает различные формы: лекции, семинары, дискуссии, практикумы, инсценировки, работу со словарями, исследовательскую деятельность, беседы, создание проектов и т.п.

      В ходе занятий можно использовать индивидуальные, групповые, парные формы работы с учащимися.

Методические принципы построения курса:

- линейность (каждая последующая тема логически связана с предыдущей);
- интегративность курса (объединение нескольких дисциплин: истории, изобразительного искусства,лингвистики, литературоведения);
- разнообразие видов деятельности учителя и учащихся;
- насыщенность предлагаемого для изучения фольклорного и литературного материала, дополняющего базовый литературный компонент;
- реализация творческих способностей учащихся;

 Содержание изучаемого курса

Тема

Содержание

Кол-во часов

Форма контроля

1.Что такое мифология?

Мифология как ненаучный способ описания мира, система наполненных народом знаний о мире, раздел фольклора.

1

План- конспект лекции

2.Особенно-сти русской мифологии.

Незавершённость системы славянских мифов вследствие принятия христианства. Устный характер мифологии. Двоеверие славян: язычество и христианство, отразившиеся в славянской культуре.

1

Рефераты

3.Мифы русского народа. Высшие боги.

Пантеон славянских богов: Перун, Волос (Велес), Мокашь, Хорс, Дажьбог, Сварог, Стрибог.

1

Схема пантеона славянских богов

4. Почитание сил природы в славянской мифологии.

Связь языческих богов с календарём, хозяйственной деятельностью крестьянина. Обряды. Языческие боги: Ярило, Купала, Авсень, Бор, Догода, Позвизд, Заря.

1

Театрализация одного из обрядов

5.Культы древних славян.

Культ матери-земли, воды, деревьев, камней. Обряды.

1

Рассказ об обрядах, сохранившихся в месте проживания учеников.

6. Космо-гонические мифы

Мифы о сотворении земли, природы, человека.

1

План-конспект лекции

7. Начало рода рус-ского.

Славянский бог Род. Зарождение от детей праотца Богумира  племён славян: древлян, кривлечей, полян, северян, русов. Освещение этого вопроса в книге М. Задорнова «Слава роду»

2

Словообразовательный, этимо-логический анализ слов.

8. Женские образы славянской мифологии.

Противопоставление образов, символизирующих жизнь, любовь весну, красоту, женское плодородие (Лада, Леля, Жива, Дива-Додола, Дидилия) образам, связанным с темой смерти, печали, зимы (Марена, Желя, Карма).

2

Иллюстрации.

Презентации.

9.Образ птицы в славянской мифологии.

Своеобразие орнитологической системы. Птица Матерь Сва. Орёл. Алконост. Стратим. Гамаюн. Соколы Финист и Рарог. Чёрный Ворон. Уточка Серая. Птица- лебедь Обида. Грифон. Могол. Сирин.

1

Иллюстрации.

Презентации.

Рефераты.

10. Загробный мир в славянской мифологии.

Представление славян о душе, об устройстве загробного мира. Путь души на тот свет. Поминальные дни. Отношение «того» и этого света. Река Смородина.

1

Сравнитель-ный анализ данной темы с христианскими традициями.

11. «Зало-жные» покойники.

Упырь. Русалка. Кикимора. Шуликуны. Некрещёные души.

1

Сочинение- миниатюра.

12. Покро-вители дома, хозяйства, рода.

Домовой. Банник. Обдериха. Овинник. Рижник. Гуменник. Вазила. Воструха.  Дворовой.

1

Семейные рассказы, предания.

13. Боги и духи природных пространств.

Леший, водяной, болотник, полевой, полудница.

1

Иллюстрации.

Презентации.

14.Люди-полудемоны.

Ведьма, колдун, кликуши, волколак, знахарь.

1

Семейные истории, предания.

15.Духи судьбы.

Доля. Недоля. Духи болезни, смерти. Понятие славян о душе.

1

Сочинение- миниатюра

16. Чёрт, нечистая сила.

Чёрт, нечистая сила. Кладоискательство.

1

Иллюстрации

17. Отражение языческих верований в современном русском языке.

Отражение славянской мифологии в современном русском языке. Этимологический словарь. Фразеологический словарь. Словарь В. Даля

2

Работа со словарями.

18. Интер-претация славянских мифов в живописи.

Анализ иллюстраций, картин. Художники:

В. Ларев-Корольков

О. Нагорная

В. Форостецкий

А. Гусельников

В. Крижанивский

А. Фанталов

А. Мазин

А. Клименко

Д. Брюханов

В. Васнецов

Б. Валеджо

Б. Ольшанский

В. Семочкин

В. Корольков

К. Маковский

2

Анализ иллюстраций, презентации.

19. Отражение славянской мифологии в произведе-ниях русских писателей.

А. Островский «Снегурочка».

Н. Гоголь «Вий», «Ночь перед рождеством», «Майская ночь, или Утопленница» и др.

М. Лермонтов «Русалка»

А. Пушкин «Русалка»

И. Тургенев «Бежин луг»

В. Одоевский «Игоша»

А.Куприн «Олеся»

8

Анализ произведений, рефераты, иллюстрации, презентации.

20.Сравне-ние славянских мифов с мифами древних народов

Сравнение славянских мифов с мифами Древней Греции, Древней Индии и др. Выявление сходства, различия. Объяснение причин этого.

2

Сравнитель-ный анализ мифов.

21. Значение славянской мифологии.

«Велесова книга».  Споры о подлинности. Предположение о существовании «протокириллицы». Значение славянской мифологии в контексте историческом, культурологическом,  социологическом и др.

1

Генеалогиче-ское дерево

Литература для учащихся:

1.Ботвинник М.Н. Мифологический словарь. М, 1985

2.Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии,  Н.Новгород, 1995.

3.Даль В.И. Пословицы русского народа, т. 1-2, М., 1984.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1-4, М., 1978.

5. Задорнов М. Слава роду! М., 2010.

6.Мифы народов мира (энциклопедия в двух томах). М, 2008.

7.Мифы (энциклопедия). М, 2001.

Литература для учителя:

1.Асов А.И. Прарусская культура. Журнал «Читаем, учимся, играем» 2007 №11-12, 2008 №1-9.

2.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, т. 1-3, М., 1865-1869.

3.Велесова книга /В сб.: Мифы древних славян, Саратов 1993.

4.Глинка Г.А. Древняя религия славян /В сб.: Мифы древних славян, Саратов 1993.

5.Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология /В сб.: Мифы древних славян, Саратов 1993.

6.Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа, М., 1993.

7.Левкиевская Е.Е. Мифы русского нарда М, 2011

8.Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре, М., 1975.

9.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., 1981.

10. Рыбаков Б.А Язычество Древней Руси, М., 1988

      Тематика рефератов, исследовательских работ, творческих работ, проектов:

1.Особенности славянской мифологии.

2.Языческая мифология в контексте языческой культуры Древней Руси.

3.Олицетворение в русском языке как отражение языческой мифологии.

4.Влияние славянской языческой мифологии на русскую литературу.

5.Интерпретация славянской языческой мифологии в русской живописи.

6.Женские образы в славянской мифологии.

7.Образ птицы в славянской мифологии.

8.«Велесова книга» как памятник славянской языческой мифологии.

9.Отражение славянских языческих верований в современном русском языке.

10.Система славянских богов.

11.Культы древних славян, дошедшие до наших лет.

12.Значение славянской языческой мифологии в жизни крестьянина.

13.Параллели и перпендикуляры мифов народов мира.

Приложения (презентации):

1.Пантеон славянских богов.

2.Отражение славянской мифологии в произведениях русских писателей.

3.Интерпретация славянских мифов в живописи.

4.Представление славян о загробном мире, нечистой силе.

5.Покровители дома, хозяйства, рода и духи природных богатств.

6.Образ птицы в славянской мифологии.

7.Женские образы в славянской мифологии.

8.Почитание сил природы в славянской мифологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мини-проект "Создание словаря персонажей славянской мифологии"

Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемыЗадачи:1.      Совместный поиск учащимися  и педагогом новых...

открытый урок "Образ домового в славянской мифологии"

конспект урока и презентация к нему...

славянская мифология

обзор мифологических персонажей с указанием автора и названия произведения, где они упоминаются...

Подготовка к олимпиаде по литературе.Боги славянской мифологии.

В заданиях городских олимпиад из года в год попадаются задания по славянской мифологии, в частности, нужно знать богов славянской мифологии. Также имена этих богов встречаются в произведениях для анал...

Вся славянская мифология

Вся славянская мифология в блоге-KRASOTAБогиБелбогВелесДаждьбогДогодаКитоврасКолядаКрышеньЛельОвсеньПерун и ОдинРодСварогСвятогорСемарглСтрибогТриглав и СвятовитХорсЧернобогЯрилоБогиниБерегиняДевана и...