Нравственная основа рассказа И.А. Бунина "Лапти"
план-конспект урока (литература, 6 класс) на тему

Семовская Елена Сергеевна

Небольшой по объему текст представляет собой целостное произведение И.А. Бунина "Лапти", имеет в основе важную нравственную проблему взаимоотношения людей, сострадания и ответственности  друг перед другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Бунин "Лапти"96.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Нравственная основа рассказа И.А.Бунина "Лапти".

(урок литературы в 6 классе)

Цель:  обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в прцессе анализа текста.

Задачи:  - научить выражать личностное отношениние к поднятой проблеме;

         - воспитывать в детях чувство сострадания к окружающим.

Содержание:  небольшой по объёму текст представляет собой целостное произведение И.А.Бунина "Лапти", имеет в основе важную нравственную проблему взаимоотношения людей, сострадания и ответственности друг перед другом.

Процедура:

1 этап  "Вызов"

На доске написаны слова:  - сострадание

                        - сочувствие                          

                        - сопереживание

Учитель: - Что общего между этими словами?

                  -  Что обозначает приставка со- ?

                  -  По какому принципу объединены эти слова?

( приставка со- обосначает единение в чём-либо; близкие по значению; синонимы)

Тема урока тесно связана с этими понятиями. Подумайте, о чём пойдет речь на нашем уроке? О сочувствии, сопереживании мы будем говорить, работая над рассказом И.А.Бунина "Лапти".

Выступление с сообщением ученика о И.А.Бунине.

2 этап   "Осмысление"

Метод "Чтение с остановками"

Текст делится на 3 части, они распечатаны, лежат на столах перевёрнуты, по мере работы переворачивается необходимый отрывок. Текст читается учителем, ученики следят и слушают.

1-й блок вопросов ( 1 - 17 пр-е):

  • Какую роль играет описание природы в начале отрывка?
  • Какие слова отражают тревожность ситуации?
  • Как отразились в рассказе признаки прошлого?(как это поняли?)
  • Какие вы видите возможные пути выхода из этой ситуации?(изобразить в виде кластера)

Ученики оформляют работу либо на отдельных листочках, либо в тетрадях.

ситуация        

надеяться на лучшее       смириться       врач спасёт больного         пойдет Нефёд

2-й блок вопросов (18 - 45 пр-я):

  • Почему Нефёд решился идти, зная, что это опасно?
  • Какие средства выразительности использует автор (33-41пр.)?  Выпишите в тетради примеры.
  • Какую роль играют риторические обращения и восклицания?
  • Продолжить работу с кластером:

пойдёт Нефёд

            вернётся                                                  не вернётся  

3-й блок вопросов ( 47 - 52 пр-е):

  • Какое слово предвещает трагическую концовку рассказа? (зловещий)
  • Как погиб Нефёд? (пересказать фрагмент)
  • Какие нравственные качества проявились в поступке Нефёда? (сострадание, сопереживание, сочувствие)

Рефлексия на этапе осмысления (приём незаконченного предложения)

"Я считаю, что Нефёд отдал свою жизнь ... "

  • Вернёмся к началу рассказа. Почему рассказ назван "Лапти"?
  • Как бы вы его озаглавили?

3 этап   "Рефлексия"

  • Сконструируйте высказывание по клише (детям выдаётся клише на отдельных листочках) - работа в парах
  • Составить синквейн - возможна работа в парах.

4  этап   "Задание на дом"

-  написать эссе (или небольшую творческую работу) на тему "Сострадание в современном мире".

Условия реализации технологии на данном уроке:

  • наличие доски и мела;
  • наличие раздаточного материала (тексты, клише, чистые листы для работы);
  • работа в парах

Диагностируемый результат проверить через выполнение  домашнего задания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Синквейн: 

Нефёд

Отважный, преданный

Пошёл, не струсил, преодолел

Любовь и веру проявил на деле

Победивший смерть

Сострадание

Чуткий, любящий

Проявить, испытать, любить

Проявление понимания в любой ситуации

Сочувствие

Клише:

«И.А.Бунин не случайно назвал свой рассказ _____________. Лапти - старинная крестьянская обувь. Но в бунинском рассказе это слово обретает новое значение. Лапти, за которые человек отдал _______________________________, становятся воплощением_________________________________,_______________________,___________________.»

Текст:    

       Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

       Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

       - Ну что, барыня, как? Не полегчало?

       - Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

       - Лапти? Что за лапти такие?

       - А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло...

И вдруг твердо:

       - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

       - Как добывать?

       - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

       - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

       Еще подумал.

       - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

       И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

       Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

       - Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

       И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

       - Господи, помоги! Господи, защити!

       И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

       Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

       За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

       22.6.24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...

Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

                                                      ...

"Кто-то должен сострадать..." (урок по рассказу И.А.Бунина "Лапти")

Урок внеклассного чтения в 7 классе с созданием лингвокультурологического словаря к тексту рассказа "Лапти"....

"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...

«Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Урок литературы для учащихся 7 класса...

Тест по рассказу И.А.Бунина "Лапти"

Мини-тест по рассказу И.А.Бунина "Лапти". Подходит для начала урока, чтобы "прощупать" минимальные знания....

Урок внеклассного чтения «Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» в 7 классе.

Урок внеклассного чтения «Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» в 7 классе. 1. 9 февраля 2023 года в рамках открытия года Педагога и наставника в России мной был проведён ур...