"Кто-то должен сострадать..." (урок по рассказу И.А.Бунина "Лапти")
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Маркина Наталья Васильевна

Урок внеклассного чтения в 7 классе с созданием лингвокультурологического словаря к тексту рассказа "Лапти".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по рассказу И.Бунина "Лапти"28.92 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект урока по рассказу И.Бунина «Лапти»

Тема урока: «Кто-то должен сострадать...»
                       
(По рассказу И.А.Бунина «Лапти»)

Эпиграф:    Одно есть только в мире счастье -
                    Весь божий свет душой любить.
                                                             И.Бунин

Тип урока:  интегрированный урок – размышление.

Цели урока: 
Обучающие.

- через создание словаря исследовать культурные знаки современной русской литературы;

- формировать навыки работы со словарями разных видов, составления словарной статьи лингвокультурологического словаря.

Развивающие.

- развивать умение анализировать художественный текст, выделять ключевые слова;

- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.

-  формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.

Воспитательные.

- воспитывать толерантность, умение работать в группе;

- бережное отношение к традициям русского народа, его культуре;

- воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Методические приёмы:

- работа с текстом (выборочное чтение, комментированное чтение, чтение про себя),

- составление кластера и синквейна;

Оборудование: средства ТСО (компьютерная презентация), рассказ И.Бунина «Лапти», раздаточный материал (карточка-информатор «Правила составления словарной статьи лингвокультурологического словаря», «Правила составления синквейна»), словарь С.И.Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, этимологический словарь, фразеологический словарь, запись музыки Г.В. Свиридова «Метель».

Планируемый результат: формирование навыков и умений работать со словарями, начать работу по составлению лингвокультурологического словаря к рассказу И.Бунина «Лапти», который позволит глубже понять смысл произведения.

Словарная работа: 
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня всегда награда

Улыбка ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе проведем урок.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока «Кто-то должен сострадать...» по рассказу И.Бунина «Лапти», эпиграфом к уроку послужат слова  самого И.Бунина:
                               Одно есть только в мире счастье

                               -Весь божий свет душой любить.

Как вы понимаете слова эпиграфа?

- Ребята, знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Нам предстоит встреча с удивительным поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Лапти». Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ, выделим ключевые слова и начнем работу по составлению лингвокультурологического словаря к этому тексту, а закончите работу дома.

Дома вы прочитали рассказ И.Бунина «Лапти», выделили 3 группы слов: непонятные, ключевые слова, слова, которые в тексте приобретают новые значения. Сегодня на уроке работа будет групповая. Сейчас обсудите в своей группе ключевые слова и запишите их в тетрадь, а после анализа текста вы проверите свои ключевые слова.

3. Работа по анализу текста. Вопросы по тексту:
-
Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»?
Ответы учащихся: 

- Потому что лапти сыграли огромную роль в этом рассказе, ведь именно из-за них отправился Нефед в Новоселки.
- Потому что мальчик бредил красными лаптями.
- Мальчик был тяжело болен и просил лапти).


- Где мог видеть лапти сын барина?
Ответы учащихся: - Наверное, у крестьянских детей, ведь только они носили лапти; чаще всего летом бегали босиком, валенки были роскошь, если и были, то одни на несколько детей.
Учитель: Назовите главных героев рассказа?

Ученики: Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики.            

-Учитель: В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.                                  
Ответ: зимой. "Пятый день несло непроглядной вьюгой...".
Учитель: Что случилось с мальчиком? Почему мать мальчика не могла ничего сделать?

Ученики:  Отец в отъезде, а на улице вьюга.

Учитель: Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?                            

Справка: «Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи».

Какие непонятные слова встретились вам в тексте?

Ученики: зипун, обыденкой, отвал, кнут.

Учитель: Зипун – в старое время крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.

Обыденкой – одним днем.

Отвал – возвышение за кроватью.

Розвальни – низкие широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками.

Кнут – большая плеть.

Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?

Ученики. Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

Учитель: Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

Ученики: Федор.

Учитель:  Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

Ученики. «Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».

Учитель. Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?

Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.

Учитель: Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

Ученики: Догадывался.                                                                                                                    

Учитель: Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?

Ученики: Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор.

Учитель: Составьте синквейны со словом «Нефед» и прочитайте их. В ходе работы вы можете использовать репродукции картин русских художников Ивана Николаевича Крамского «Полесовщик» и Василия Григорьевича Перова «Странник»:

Посмотрите на портреты И.Н.Крамского «Полесовщик» и В.Г.Перова «Странник» с изображением старцев.  

- Похож Нефёд на них? На кого больше? (на странника) Почему на него?

- Какое главное качество можно выделить? (тихий, спокойный, добрый)

Нефёд                                                        Человек

Добрый, милосердный                                           Обычный, решительный

Живёт, трудится, помогает                                   Работает, сопереживает, отправляется

Спасает других, жертвуя жизнью                           Погибает ради спасения других

Настоящий человек                                          Герой

Учитель: Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?
Ученики. В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.
Учитель: Так о чем же этот рассказ, какая проблема поднимается в нем?  
Ученики:
 Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям.
Учитель. Как связан рассказ «Лапти» с эпиграфом нашего урока?
Ученики: Слова эпиграфа относятся к Нефеду, так как для него смысл жизни – помогать другим, жертвуя своей жизнью.

Учитель: Мы проанализировали рассказ И.Бунина «Лапти», а теперь будем работать с группами слов.

Учитель: Какие ключевые слова каждая группа выделила в этом тексте? Объясните свой выбор. Каждая группа называет ключевые слова и объясняет, почему они являются ключевыми. Список ключевых слов появляется на доске: лапти, ребенок, вьюга, горе, свеча, Бог.

Учитель: Составьте с этими словами схему или несколько схем, которые отражали бы идею рассказа.

Вьюга   -  горе                     Ребенок – душа - Бог                                          

        Лапти

   Свеча - Бог

 Учитель: Какие слова вы выделили в 3 группу? Какие слова приобретают в тексте дополнительные значения? (Если учащиеся затрудняются, то можно задать наводящий вопрос)

 Какие значения имеет в тексте слово «лапти»? Ведь не только в значении обуви употребляется это слово в тексте?

Ученики: лапти – это мечта для ребенка, надежда на спасение сына для матери, символ жизни для новосельских мужиков, связь между ребенком и Нефедом.

Учитель: Составьте кластер со словом «лапти». Это слово является самым значимым в рассказе. Как вы думаете, почему мальчик просит красные лапти?  

Какие слова войдут в лингвокультурологический словарь? Вспомните структуру словарной статьи лингвокультурологического словаря. Так как работа объемная, распределите задания между членами группы. Начинаем работу со словом «лапти» и обращаемся к разным словарям. Самое сложное в составлении лингвокультурологического словаря – подобрать произведения, в которых бы употреблялось это слово (ассоциации).

Какие звуковые и цветовые ассоциации у вас возникают со словом «лапти»? В каких произведениях вы встречались со словом «лапти»?

Домашнее задание: каждой группе составить лингвокультурологический словарь в 2 видах (в форме книги, компьютерной презентации) и на следующем уроке защитить свой проект.

Рефлексия: 

  1. Что больше всего понравилось на уроке?
  2. Что узнали нового?
  3. Какое чувства испытываете в конце урока (удовлетворение от работы, радость и удивление от открытия нового?
  4. Нарисуйте или опишите предмет, который передает ваше состояние.

Ребята, спасибо вам за урок. Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кто-то должен быть милосердным…» по рассказу И.Бунина «Лапти»

Урок-исследование в 7 классе рассказа И.Бунина "Лапти".Урок создан по методике Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"...

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...


 

Комментарии

Глазина Елена Александровна

Спасибо, Наталья Владимировна. Урок понравился глубоким анализом.