«Кто-то должен быть милосердным…» по рассказу И.Бунина «Лапти»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Наумова Наталия Владимировна

Урок-исследование в 7 классе рассказа И.Бунина "Лапти".

Урок создан по методике Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок22.14 КБ
Файл Карточки38.41 КБ
Файл Оценочный лист15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  «Кто-то должен быть милосердным…»  по рассказу И.Бунина «Лапти»

Место занятия урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану по программе под редакцией В.Я.Коровиной

Форма урока: урок-исследование

Класс: 7

Цель.

Предметные. Научить воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, потомку.  Развивать умение анализировать прочитанное,  творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел. Метапредметные. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,  извлекать информацию из различных источников, вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор на тему.

Личностные. Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать. Стремиться к речевому самосовершенствованию,  к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование: Компьютер + медиапроектор (слайды), текст И.Бунин «Лапти», тетради.

План урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.3 мин.
  2. Выявление места и причины затруднения. Работа в группах 5мин.
  3. Выход  из затруднения. Проверка работы в группах  15мин.
  4. Включение в систему знаний (Творческая работа) 2 мин.
  5. Вывод по теме урока. 2 мин.
  6. Рефлексия (Оценочный лист). 3 мин

Ход урока.

  1. Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Знаете вы этих людей?

(Слайд) Актером театра и кино Константином Хабенским был создан Благотворительный фонд.   Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.

Актрисой Чулпан Хаматовой  создан благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями "Подари жизнь".

-зачем они это делают?

-как называют таких  людей и их дела?

2. Словарная работа(слайд)

Благотворительность ( благо творить)

 Милосердие (мил сердцу) - готовность помочь кому-нибудь (С.И.Ожегов).

-Как вы думаете,  о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

3. Музыкальное сопровождение «звук метели»

-ребята, что вы слышите?

- какой рассказ начинается  с таких звуков?

- какой  фрагмент рассказа вы вспомнили, слушая запись?

(пересказ 1 абзаца)        

-Что общего между началом урока и главным героем?

  1. Выявление места и причины затруднения. Работа в группах.

Проблемный вопрос: В какие минуты жизни люди могут проявлять милосердие?

                                         Кто способен проявить милосердие?         

Ответить на этот вопрос поможет работа в группах  с рассказом «Лапти» и    шляпы.

Синяя -  помощь. Это я (учитель);

Белая шляпа- информационная;

Желтая – радостная;

Черная – грустная;

Красная – эмоциональная;

Зеленая- итоговая;

Посмотрите  на парты, у каждого карточки- подсказки.  Они вам помогут выполнить задание.

3.        Выход  из затруднения. Проверка работы в группах.

Расскажет о чувствах, переживаниях героев нам красная шляпа.

«Красная шляпа.»

Какие чувства испытывает мать больного ребенка?(найдите в тексте)

«Плакала горькими слезами от страха и от беспомощности».

«Ночь была еще страшнее».

«Мать кидалась на колени и била себя в грудь» (безысходность)

Какие чувства испытывает Нефед к ребенку?

Жалость, сострадание, уверенность в помощи.

«Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать»

Группа «Белая шляпа» думала над вопросом: Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто не просил об этом?

Дополнительный материал.

Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

Группа «Черная шляпа» ответит на вопрос: Почему трудно было решиться идти за лаптями?

Какими эпитетами (прилагательными) описана вьюга?

Непроглядная вьюга

Утопая по сугробам

Белое, бешено несущееся степное море

Почему трудно было решиться идти за лаптями?

Группа «Желтая шляпа» искала положительное в поступке Нефеда.

Что положительного несет поступок Нефеда для матери мальчика?

Появляется надежда

Кому спас жизнь Нефед?

Мальчику и новосельским мужикам.

«Зеленая шляпа»  размышляла о чертах характера Нефеда.

Какие качества характера помогли Нефеду решиться на этот поступок?

Слова для справок: сострадание, отчужденность, беспомощность, безысходность, упорство, сопереживание, сочувствие,   милосердие.

4.        Включение в систему знаний (Творческая работа).

- В какие минуты жизни люди могут проявлять милосердие?

                                         Кто способен проявить милосердие?

                   Что сближает Нефеда и современников, о которых мы говорили?

слайд. Р/К: Карталы август 2014г.

- Возможно ли милосердие в г.Карталы?

Творческая работа.

Давайте представим, что водопад - это милосердие.

– Как вы думаете, почему я выбрала водопад?

Посмотрите с какой силой он обрушивается вниз и растекается по планете, т.ж. как и сильное чувство милосердия.  Какие бы вы дали названия рекам, которые вытекают из него.               

 5.  Вывод по теме урока.

Какой из ручейков вам по силам, чтобы совершить поступок милосердия (забота о бабушке….)

5.        Рефлексия (Оценочный лист).



Предварительный просмотр:

Группа «Красная шляпа».

Цель. Ответить  на вопросы и заполните таблицу.

Какие чувства испытывает мать больного ребенка? (найдите в тексте)

Какие чувства испытывает Нефед к ребенку?

Используйте начало предложения при ответе:

Мы- группа «Красная шляпа» обсуждали вопрос о чувствах и переживаниях матери и Нефеда.

Мать больного ребенка испытывает  чувства………………………………………………Бунин так говорит об этом в рассказе………………………………………………………………………………

Нефед чувствует……………………………………………………………………………………..

Группа «Белая шляпа».

Цель. Ответьте на вопрос:

 Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто не просил об этом?

Дополнительный материал.

На Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

Как вы считаете, знал ли Нефед об этом?

Используйте начало предложения при ответе:

Мы- группа «Белая шляпа»  отвечали  на вопрос:

 Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто не просил об этом?

Нефеда никто не просил выполнить просьбу больного мальчика, но…………………

………………………………………………………………………………………………

Группа «Черная шляпа».

 Цель. Ответьте на вопросы и заполните таблицу.

Какими эпитетами (прилагательными) описана вьюга? (найдите в тексте)

Что помогают понять эти эпитеты о вьюге?

Почему трудно было решиться идти за лаптями?

Используйте начало предложения при ответе:

Мы- группа «Черная  шляпа»  отвечали  на вопрос: Почему трудно было решиться идти за лаптями?

Трудно было решиться идти  за лаптями, на наш взгляд, потому что…………….

Вьюгу Бунин описывает такими эпитетами: ………………………………………..

Группа «Желтая шляпа».

Цель.  Ответьте на вопросы и заполните таблицу.

Что положительного несет поступок Нефеда для матери мальчика?

Кому спас жизнь Нефед?

Используйте начало предложения при ответе:

Мы- группа «Желтая  шляпа»  отвечали  на вопрос: Что положительного несет поступок Нефеда для окружающих ?

Поступок Нефеда дает матери и окружающим (надежда, вера, тревога за Нефеда и др.)       ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Группа «Зеленая шляпа»

 Цель.  Ответьте на вопрос: Какие качества характера помогли Нефеду решиться на этот поступок?

Какие качества характера помогли Нефеду решиться на этот поступок? Подтвердите текстом.

Слова для справок: сострадание, отчужденность, беспомощность, безысходность, упорство, сопереживание, сочувствие, решительность, смелость,   милосердие.

Используйте начало предложения при ответе:

Мы- группа «Зеленая   шляпа»  решали: Какие качества характера помогли Нефеду решиться на этот поступок?

Нефед решил пойти за лаптями, так как……………………………………………………………...

                          озеро Милосердия

                           озеро Милосердия

        



Предварительный просмотр:

Оценочный лист.

 

Что понравилось на уроке:

  • учитель;
  • работа в группах;
  • свой ответ;
  • по-новому узнал(а)  рассказ.

Оценка группы: а) плохо;

                             б) хорошо;

                             в) отлично.

Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

  • Работал (а) в полную силу.
  • Работал(а) хорошо.
  • Мог(ла) работать лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...

Урок внеклассного чтения в 5-ом классе. «И ляжет на душу добро…» (По рассказу И.Бунина «Лапти»)

Цель: воспитание чувства милосердия, понимания и сострадания к ближнему (на примере рассказа И. Бунина «Лапти»)....

"Кто-то должен сострадать..." (урок по рассказу И.А.Бунина "Лапти")

Урок внеклассного чтения в 7 классе с созданием лингвокультурологического словаря к тексту рассказа "Лапти"....

Конспект урока - мастерской по рассказу И.Бунина "Лапти"

Тема гуманизма в рассказе И.А.Бунина «Лапти».Форма урока: урок- мастерская.Тип урока: урок с парными и групповыми формами работы....

Разработка интегрированного урока (литература и история) для 7 класса по рассказу И. Бунина "Лапти"

Разработка посвящается интегрированному уроку в 7 классе. Обучающимся была дана возможность познакомиться с сюжетом рассказа И. Бунина "Лапти" в контексте исторической атмосферы. На уроке та...

Открытый урок литературы в 7 классе по рассказу И. Бунина "Лапти"

Открытый урок литературы в 7 классе по рассказу И. Бунина "Лапти" Тема: "Смерть ради жизни"...