Система уроков по изучению творчества В.П. Астафьева
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Красникова Татьяна Алексеевна

В учебном материале размещён доклад "Система уроков по изучению творчества В.П. Астафьева", конспект урока, рабочая тетрадь для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система – 1) определенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях; 2) нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей». («Словарь русского языка» С.И. Ожегов)

Именно системный подход позволяет учителю  сформировать  целостный взгляд  учащихся на развитие литературы, на творчество отдельного писателя, выйти  за рамки школьного учебника. Важен определенный порядок в расположении учебного материала. Выходя за рамки школьной программы, учитель распределяет учебный материал так, чтобы художественный мир писателя ученик постигал в течение нескольких лет обучения в школе. В 11 классе – обобщение и систематизация знаний.

Система уроков по изучению военной прозы В.П. Астафьева выглядит следующим образом:

7 класс – повесть «Где-то гремит война»,

8 класс – рассказ «Солдат и мать»,

9 класс – повесть «Звездопад»,

10 класс – повесть «Пастух и пастушка»,

11 класс – рассказы  «Связистка», «Пролетный гусь», «Два рассказа».

Такое расположение произведений обусловлено тем, что

  1. меняется взгляд писателя на войну, 2) изменяется показ главного героя.

   Повесть «Где-то гремит война» о становлении молодого героя в нелегких жизненных условиях. «Солдат и мать» - о русском характере, о том, что удивляло и радовало  в человеке, прошедшем испытания войной и искренне всматривающемся в судьбы и поведение людей, на долю которых выпало много испытаний. В повести «Звездопад» В. Астафьев показывает героя, у которого уже давно прошли детство, юность, суровая военная молодость. В его жизнь входит любовь. Война – фон, необходимый для наибольшей достоверности воскрешения состояния героя. В центре повести «Пастух и пастушка» - русское воинство, на долю которого выпало нравственное испытание: остаться на войне ЧЕЛОВЕКОМ. Рассказ «Связистка» близок к повести «Пастух и пастушка» тем, что писатель пишет правду о войне, не идеализируя главного героя.

В. Астафьев говорит, что женщина и война несовместимы. Страшная правда о судьбе героя, вернувшегося с войны, показана в рассказе «Пролетный гусь».  

 Изучение военной прозы В.П. Астафьева начинается в 7 классе  

повестью «Где-то гремит война». Цели урока «Сквозь время и годы» : познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, военной прозой; проследить становление характера молодого героя в нелегких жизненных условиях. На уроке рассматривался основной конфликт: герой и время. Еще совсем молодой человек понял, что нужен людям. Это и есть зрелость. Трудным и суровым было детство героя, однако он постоянно ощущал свет, без которого порой бывает тяжелее, чем без хлеба насущного. И вот теперь от героя Астафьева льется свет на других людей. Повесть занимает важное место в творчестве писателя не только потому, что он в ней раскрыл нравственную сущность характера своего героя и подвел его к жизненному важнейшему испытанию - войне. Это небольшое по объему произведение помогает понять дальнейшее направление творческих поисков писателя, в частности, идею рассказа «Солдат и мать»,  о красоте русского характера.

Урок «Не стой в безмолвии нелепом» построен в форме диалога с писателем (урок-интервью). С рассказа «Солдат и мать», написанного в 1959 году, началась новая струя в творчестве В. Астафьева: появились повести «Стародуб», «Перевал». Эти произведения о русском характере, о том, что удивляло и радовало в соотечественниках человека, который сам прошел испытания войной и

пристально всматривался в судьбы и поведение людей, на долю которых выпадали еще более суровые испытания их душевной крепости и силы. Работа над деталями, которыми пересыпаны произведения В. Астафьева, помогает глубже понять характер героя. Солдат обращает внимание на руки матери, ее глаза, на отсутствие икон и портрета сына, хотя когда-то они висели на стенах. Чувство жалости и совестливости помешает юному солдату поддаться на уговоры и покинуть избу женщины, которую так жестоко наказала жизнь. А ведь он еще совсем мальчишка – солдат, побывавший в боях и госпитале и снова идущий не куда-нибудь, а на фронт. Можно себе представить, каким будет в бою этот юноша, уносящий в себе чужое горе и благословение чужой матери.

«Печаль моя светла» - так называется урок по повести «Звездопад», написанной в 1960 году. Писатель завершал еще не написанную одиссею юного героя, в которой личный элемент является основой, как в предыдущих произведениях. Война выступает как фон, необходимый для наибольшей достоверности воскрешения состояния героя пришедшей к нему любовью.  В. Астафьев в очередной раз проводит своего героя через испытания войной. Вновь его герой незаметен,  он – рядовой солдат.

Писателю важно то, как проявляется поведение героя в определенных обстоятельствах, избранных художником. Астафьев показывает разные типы солдат. На уроке идет разговор о женских образах, они в повести на редкость трогательны. Любовь женщины помогает герою нравственно воскреснуть.

Продолжение разговора о герое В. Астафьева в 10 классе. Урок «Эта война должна стать последней!» построен как семинар-дискуссия. В центре урока проблемный вопрос: «Легко ли сохранить в себе человеческое на войне? Все ли солдаты смогли выдержать нравственное испытание?»  До семинара школьники искали ответы в тексте: 1) почему повесть называется «Пастух и пастушка»? Соответствует ли название идейному содержанию?  2) какой видит писатель войну, как изображает ее? Чем является она для Астафьева? 3) как и зачем показана любовь? 4) «Такое легкое ранение, а он умер…»,- сокрушается Арина, когда лейтенанта похоронили в степи. Как эта фраза связана со всем содержанием повести и ее названием? Почему любовь не спасла Бориса? 5) что значит холмик в степи для пришедшей туда женщины и для нас? 6) повесть «Пастух и пастушка» в оценке критики.

В основе «современной пасторали» Астафьева один из катаклизмов 20 века – Великая Отечественная война. В повести «Пастух и пастушка» соотнесены и противопоставлены два несовместимых явления: любовь (созидание, жизнь, будущее) и война (разрушение, смерть). Война, врывающаяся в жизнь, имела свой образ, свои отношения с каждым из воющих людей, выбивая из их рядов самых светлых, самых беззлобных, самых терпеливых. На уроке анализируется 2 конфликта: философский (противостояние пасторального мотива любви и чудовищной испепеляющей стихии войны);  нравственный (отношения между солдатами). Противостоят не только армии, но и жизненные принципы героев – Бориса Костяева и старшины Мохнакова. Астафьев показывает отношение к женщине героев, стоящих на полярных  жизненных позициях: Борис видит в женщине таинственную и чистую женскую сущность, Мохнаков относится к женщине как к «военному трофею», принадлежащему ему по праву освободителя. На чьей стороне автор?  В. Астафьев показывает, как из ада войны и смерти наперекор им произрастает любовь. Всего одна ночь. Но какие целомудренные отношения?  Почему любовь не спасла Бориса? Писатель не дает ответа на этот вопрос. Читатель верит в то, что война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека.

В рассказе представлены разные типы солдат: мудрец-книжник Ланцов, праведник-хранитель нравственного закона Костяев, «темные люди» -

Пафнутьев, Мохнаков, трудяги-терпельцы – Карышев, Малышев, похожий на

юродивого – «Шкалик». За кем будущее? На этот и другие вопросы предстоит ответить ученикам на уроке.

В 11 классе учащиеся увидят новый подход В. Астафьева к изображению войны. В рассказе «Связистка», написанном в 2000 году, писатель рисует натуралистические картины для того, чтобы показать, что война – «самое гадкое дело на земле». Перед читателем встает образ безысходного страдания человеческого. Но не пессимизмом проникнут рассказ, а верой писателя в человека. Прием антитезы, характерный для всех изученных  произведений Астафьева о войне, главный и в рассказе «Связистка». Противопоставляются война и женщина, героизм и душевная слабость солдат. Противопоставлены и герои: с одной стороны, сержант Ряжов, а с другой – капитан. В рассказе классифицируются типы солдат: «боец опытный, битый» - Федя Скворцов; «человек, конечно, боевой, но уж и беспокойный», «человек, конечно, героический, но очень неспокойный» - сержант Ряжов; санинструктор Яшка; капитан, который «…нарочно, видать, оставив ход приоткрытым, чтобы не одному ему мерзнуть».  Анализируя детали ученики приходят к выводу, на чьей стороне автор.

Замыкает цепочку рассказ В. П. Астафьева «Пролетный гусь». «Не давайте затаптывать могилы» - так называется урок. Эпиграфом взяты слова В. Астафьева: «Много было инвалидов, и сама сплошь поувеченная земля выглядела инвалидно». Меняется взгляд автора на войну: во-первых, война-воспоминание, ведь главный герой вернулся после Победы, во-вторых, «дело, противное человеческой природе»,  в-третьих, война  –  борьба за выживание тех, кто победил. Главный герой Данила Солодовников – бывший фронтовик - возвратился и оказался не нужен стране, которую защищал. «Ни профессии у него нет, ни образования путного, одни мечты и надежды». Данила начинает строить новую жизнь: семья, работа, охота. Ничего не остается автору, как привести героя к смерти.  

В. Астафьеву близка исконная и благородная традиция русской литературы – восхищение женщиной. Дело в чудесном влиянии любящей женской души. Русское слово «любовь» присутствует в его живой народной сути, обретая смысл, который оно сохранило в первозданном многозначении: скорбеть, болеть за кого-то сердцем, не давать в обиду, беречь, быть хорошей матерью. В слово «любовь»  Астафьев вкладывает иной смысл, чем в «Пастухе и пастушке», «Звездопаде». Обращается внимание учеников на использование приема противопоставления в рассказе. Противопоставлены Данила – Мукомолов, Марина – жена Мукомолова, Виталия Гордеевна – сын.

На уроке сопоставляются отношения «мать- сын» в рассказе «Пролетный гусь» и «Солдат и мать» : почему матери несчастливы?

 Много вопросов, над которыми задумываются учащиеся: на чьей стороне автор: супругов Мукомоловых или семьи Данилы Солодовникова, почему рассказ заканчивается смертью  Марины, в чем смысл названия?

На последнем уроке по изучению творчества В.П. Астафьева в 11 классе рассматриваются идейное и художественное своеобразие военной прозы В.П. Астафьева, эволюция его взглядов, «сквозные» темы и образы.

Именно такое планирование уроков внеклассного чтения позволяет систематизировать  знания учащихся. Обобщить знания поможет «Рабочая тетрадь по литературе», которая ведется с 7 класса. Преимущество такой тетради в том, в ней собираются, дополняются сведения о писателе, его творчестве, художественном мире. Эти материалы окажут помощь ученику при подготовке к устному экзамену и сочинению.

МОУ Новобурейская СПОШ №3

Система уроков

по изучению творчества

В. П. Астафьева

Учитель

русского языка и литературы

высшей категории

Новобурейской СПОШ №3

                                     

                                                             Красникова Т. А.

Новобурейский  

2007



Предварительный просмотр:

Тема: «Без памяти прошлого и в настоящем мало      что поймешь»

В.П. Астафьев «Связистка»

(13 апреля  2000 г. «Новый мир» 2001 №7)

Цели:

  1. познакомить учащихся с идейно-художественным содержанием рассказа «Связистка»;
  2. вырабатывать умения сравнивать и сопоставлять при анализе текста;
  3. воспитание гражданственности.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева,

                            опорная схема,

                            рабочая тетрадь по литературе.

                                                            План

  1. Постановка цели урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  1. Проблемный вопрос: «Изменился ли подход В. Астафьева к изображению войны?»
  1. Изучение новой темы.
  1. Как изображает В. Астафьев войну?

Задание: практическая работа. Заполнить таблицу.

Взгляд на войну

Цитата


  1. Война – беспрестанный, изнуряющий труд: физический и душевный.
  2. Война – «самое гадкое дело на земле»

Л.Н. Толстой






  1. Образ безысходного страдания человеческого

(лирические отступления)


«Изнеможенные, усталые войска двух армий остались в мешке, заваленном метелью».


«По мостику густо, разрозненно виднелись бугорки, прикрытые снегом, - это наши убитые солдаты, в основном связисты».

«Видел Федя, как из трупов, давно здесь покоящихся, выбивало серое лоскутье и что-то багрово-белое, мясо, должно быть, и косточки человечьи»


Память о войне (чувство вины)




2 аспекта в показе войны

         

реалистический                                                 гуманистический

(натуралистический)

                                             

                                             Ключевые слова

                                 Ад   –    холод   –     хаос    -     смерть

Но не пессимизмом проникнут рассказ, а верой Астафьева в человека. Память – вот главное.

Вопрос: «Какой прием использует писатель?»                                                              

                                                       Антитеза


  1. Война



  1. Героизм солдат



     3. Поведение сержанта      Ряжова


Девушка (женщина на войне)

Отношение к раненым и убитым


Поведение капитана

Вывод запишите.

2.Астафьев классифицирует типы солдат в рассказе. Заполните опорную схему.

Типы солдат

                               

                               ? Зачем автор употребляет

                                  2 раза одинаковый оборот?

                                  Как называется этот приём?

                                  (Синтаксический

                                    параллелизм)

                                ? Каково роль

                                  вводного слова

                                  «конечно» и

                                  противительного

                                  союза «но»?

                           

       3.Почему рассказ называется «Связистка», а не «Связист», ведь главный герой – Федя      Скворцов, связист? 

         4.В чем особенность построения рассказа?

   Типична ли такая композиция для произведения В. Астафьева?

  1. Сюжет и фабула совпадают.

         (Не кольцевая композиция)

  1. Главный герой не погибает.
  2. Отсутствуют лирические отступления.

(Есть размышления героя о войне, о ходе сражения)

Выразительное чтения лирического отступления.

5.Какую роль играет пейзаж?

Задание: заполнить таблицу (см. «Рабочую тетрадь»)

Примеры из текста

Роль в тексте


  1. «…непогода…» «захоронила»
  2. «Метель уже унималась…» и «бой

утихал».

Вывод:

6.Лингвистическая лаборатория.

     Задание: заполни таблицу «Наблюдения над языком писателя»

    ? Какую лексику использует Астафьев в рассказе «Связистка»?

    ? Типично ли это для писателя?

                     

Нейтральная

лексика

Разговорная

лексика

Сниженная

лексика

Диалектная:

слово

Диалектная:

значение

 Мужик

Баба

Клятое место

Буцкая ботинками

Сопли

Харч

Советский

гондон

Затычка

Задница

жопа

По-за нею

Извивы

Счас

Обиходили

Взнялся (телефон)

Будылья

Чего-нито

Вывод:

Слово учителя. Изучая повесть «Пастух и пастушка», мы знакомились с оценкой языка литературным критиком В. Камяновым: «Страницы повести пестрят архаизированными сочетаниями».

Да, язык Астафьева не свободен от «шелухи». Но в произведение введен пласт народной речи Сибири.

7. Обобщение.

Ответ на проблемный вопрос (устно).

Домашняя работа:

  1. написать рецензию на рассказ «Связистка»;
  2. подобрать эпиграф к уроку. Обосновать свой выбор;
  3. ответ на проблемный вопрос

 По выбору учащихся.

 Капитан

 «…нарочно,

 видать, оста-

вив ход при-

 открытым,

 чтобы не одному ему

 мерзнуть»

 

    Вика

 Синицы-

     на,

 связистка

   

     Яшка

  (санинструк-      

    тор)

   

    Федя

  Скворцов,

   связист,

  «боец          опытный,    битый.

 

   Сержант Ряжов –

 «человек, конечно, боевой, но уж и беспокойный»;

 «человек, конечно,   героический , но очень неспокойный»



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

(по выбору учащихся)

  1. Написать рецензию на рассказ «Связистка».
  2. Подобрать эпиграф к уроку. Защитить.
  3. Ответ на проблемный вопрос.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В.П. Астафьев

Рассказ «Связистка»

(13 апреля 2000 г. «Новый мир» 2001 №7)

     Тема: «Без памяти прошлого  и в настоящем  

                   мало что поймешь»

      Цели: _______________________________________

               ______________________________________

                 _____________________________________

                 _____________________________________

     

       Эпиграф ____________________________________

                        ____________________________________ 

                        ____________________________________

                        ____________________________________

                        ____________________________________

 

Проблемный вопрос: «Изменился ли подход  

                       В. П.  Астафьева к изображению        

                                            войны?»

Практическая работа

«Как изображает В. Астафьев войну?»


Взгляд на войну


Цитаты


  1. Война – беспрестанный, изнуряющий труд: физический и душевный.


  1. Война – самое гадкое дело на земле»

Л.Н. Толстой


3.Образ безысходного    

   страдания

   человеческого

   (лирические    

    отступления)

2 аспекта в показе войны

Ключевые слова

Лингвистическая лаборатория

      Задание: заполни таблицу.

  1. Какую лексику использует В. Астафьев в рассказе    

                          «Связистка»?

  1. Типично ли это для писателя?

Наблюдения над языком писателя


Нейтральная

лексика


Разговор-ная

лексика


Снижен-ная

лексика


Диалект-ная

лексика


слово                        

                   

               значение                      












                   Вывод:___________________________________________

_________________________________________________

__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Роль пейзажа

     Задание:  заполнить таблицу

Примеры

из текста


Роль в тексте



















Вывод    ______________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

Прием антитезы

               Задание:  заполни таблицу.





















                                               Вывод

    ________________________________________________  

    ________________________________________________  

    ________________________________________________  

   _________________________________________________  

    ________________________________________________  

   _________________________________________________  

    ________________________________________________  

    ________________________________________________  

    ________________________________________________

Типы солдат

                    Задание: заполни опорную схему.

Почему рассказ называется

«Связистка»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Композиция рассказа

«Связистка»

           

 Особенности композиции

  1. _______________________________________

  1. _______________________________________

  1. _______________________________________

Роль пейзажа


Примеры  


Роль в тексте












       Вывод: _________________________________________

___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

      Типы

      солдат

                Композиция -

          Фабула –

совокупность событий в их естественном хронологическом порядке

Сюжет -

совокупность событий в порядке,

 в котором о них сообщает автор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме"Система уроков по изучению творчества М.А. Булгакова"

В презентации представлена система уроков литературы в 11 классе по изучению творчества М.А.Булгакова с использованием технологии исследования ....

Презентация к урокам по изучению творчества И.А.Бунина

Презентация познакомит учащихся с некоторыми местами, связанными с биографией Бунина. А так же представлены несколько его книг, фотография....

Урок-презентация по творчеству В.П. Астафьева. Повесть "Пастух и пастушка"

Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924 - 29 ноября 2001). Русский писатель. Книги его светлые, душевные, это частицы его доброй, искренней, сострадающей души. "Главное, - говорил Виктор Петрович, ...

План-конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака"Быть знаменитым некрасиво".

План- конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво"....

Воспитание духовности и высоких нравственных качеств личности на уроках по изучению творчества писателей Сибири

В материале представлен опыт работы по воспитанию духовности и высоких нравственных качеств личности обучающихся на основе изучения творчества писателей Сибири на базе кабинета сибирских писателей в р...