Урок литературы по рассказу А.П.Платонова «Юшка»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Куриленко Нина Андреевна

Урок имеет личностно - ориентированную направленность, так как дает учащимся возможность выразить свое понимание нравственных понятий; помогает услышать нравственное звучание писателя, выявить особую остроту построения рассказа. Проблема милосердия, поднятая автором, перерастает в разговор о преведной христианской душе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_rasskazu_a.p._platonov.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по рассказу А.П.Платонова «Юшка»  в 7 классе

Цели урока: формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения;

развивать и совершенствовать навыки устной и письменной, творческой речи;

формировать нравственные качества личности.

 

 «Юшка»

Слайд 2

Старая мудрость говорит: не плачьте об

умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть.

В. Распутин

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Библия

                                                   Побеждай зло добром.

                                                                         Библия

I. Вступительное слово учителя.

Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.

Говорить мы будем с вами об актуальных для нынешнего времени проблемах духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки.

Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.

А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим  

IІ. Рассказ о писателе и его произведениях.

- Для чего же рождается человек на земле? Над этим вопросом стоит поразмышлять. Вы как считаете?

Слайд 3

Да, сколько людей – столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, тревожной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

        - Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов. Имя его нам знакомо, знакомы и некоторые из его произведений: рассказы «Никита», «Еще мама», «Корова», сказка-быль «Неизвестный цветок». О чем они?

        Андрей Платонов – писатель разноплановый. У него есть произведения о любви к ближнему (человеку, животному, растению), с которой начинается его большая любовь к Родине, ко всякому живому. И это неудивительно: сюжеты для своих произведений писатель брал из самой жизни.

Слайд 4

Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе ямской города Воронежа. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Платонов в годы революции работал с 13л на воронежском паровозоремонтном заводе, был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем. По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности». Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе Семен (1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях Очередной (1918) и Серега и я (1921).

С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова «Ночь,» «Тоска», др., очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, и под псевдонимами Ефим Баклажанов, А.Фирсов и др

Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. После окончания войны возвращается в Воронеж, поступает в Политехнический институт, который заканчивает в 1926. До середины 1926 года Платонов живет в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. Поэтому первая книга писателя вышла под названием «электрификация». Затем появилась вторая – «Епифанские шлюзы», которая принесла ему известность: было отмечено подлинно художественное дарование Платонова.

В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. Он увлечен делом преобразования хозяйства, однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница». В публицистике Платонов этих лет — мечтатель-максималист, борец со стихийными силами в природе и жизни, призывающий к скорейшему превращению России «в страну мысли и металла», к подавлению влечений пола как препятствию на пути ко всеобщему братству. Вместе с тем, напряженные философско-этические искания Платонова этих лет не позволяют ему слиться с пролетарской литературой. Пишет рассказы на темы деревенской жизни («В звездной пустыне», 1921, «Чульдик и Епишка», 1920), а также научно-фантастические рассказы и повести («Потомки солнца», 1922, «Маркун», 1922, «Лунная бомба», 1926), в которых вера в технический прогресс соединяется с утопическим идеализмом ремесленника-изобретателя.

В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которой и посвятил повесть Епифанские шлюзы (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница.» После смерти писателя М.А.Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.

В этой повести в экспрессивно-сгущенной символике сюжета и языка дана острая метафора трагического и жестокого облика России, обреченность в ней рациональных начинаний. Платонов подвергает в это время критической ревизии не только свои социальные утопические воззрения, но и радикализм в сфере пола.  

 В этот период кристаллизуется поэтика Платонова: устремленность в будущее сменяется поисками глубинных смыслов жизни - «вещества существования»; герои — одинокие изобретатели, странники, раздумчивые чудаки. Складывается неповторимая языковая фактура: стиль мастера основан на поэтических приемах и словообразовательном механизме языка, выявляющем скрытое, первичное значение слова. В 1926 Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. Образ этого «обывательского» города, его советской бюрократии узнается в сатирической повести «Город Градов» (1926). Вскоре Платонов вернулся в Москву и, оставив службу в Наркомземе, стал профессиональным литератором. Новая поэтика нашла свое выражение в повестях «Ямская слобода» (1927), в которой Платонов продолжил деревенскую тему ранней прозы, «Сокровенный человек» (1928) о приключениях «размышляющего пролетария» в годы гражданской войны. В этой прозе Платонов уходит от декларативно-иллюстративного представления утопической идеи к напряженному поиску алгоритма существования, подчиненного многоуровневому единству человека и извечных проблем бытия. Граница между внутренним миром человека и внешней средой, между живой и неживой природой становится проницаемой, понятия и вещи сближаются, а суть жизни проявляется на грани ее исчезновения.

Слайд 5

        Но затем на писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложится печать запрета, отчуждения. Был арестован и осужден сын, недолго проживший после возвращения из лагеря. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Последним большим произведением, над которым работал Платонов, была пьеса «Ноев ковчег (Каиново отродье)» — о мировом Чевенгуре: именно так представлялась Платонову послевоенная реальность всей земли, «страны разрушенных предметов и враждебных душ». Пьеса осталась незавершенной.

В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей — он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег» (не закончена). Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: в начале 1951 года он умер от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.

 Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание. Люди по-иному взглянули на книги Платонова. И перед читателем раскрылся неповторимый художественный мир, где действует очень своеобразный герой, обнаруживающий свое подлинное существо в отношениях с Историей, природой и машинами.

        В мире Платонова такие понятия, как «ребенок», «детство», «мать», очень ценны: любимые герои берут их во взрослую жизнь. Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.

Слайд 6

        III. Беседа по рассказу Платонова «Юшка».

        - Да, Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не хотел никого перекричать, оглушить, пробиться на более освещенное место, повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. А начал размышлять он об этом еще в ранних своих произведениях – сказках. Это любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Вспомните, какая борьба отражается в сказке.  (Борьба между добром и злом)

        - А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро)

- А всегда ли так бывает в жизни? Вот об этом мы и поговорим, анализирую произведение Платонова, которое вы прочитали дома. Какова, на ваш взгляд, тема (о чём произведение?) рассказа Платонова «Юшка»? (Тема рассказа -  взаимоотношения между людьми)

-А идея? (главная мысль текста, выражающая авторскую позицию?) Зло надо побеждать добром.

-Да, побеждай зло добром. Именно эти слова из Библии и являются следующим эпиграфом к нашему уроку. (Книга книг, вековая мудрость)

В «Юшке» Платонов воспевает добро, подчёркивая, что оно всегда побеждает зло. Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Что такое композиция? (построение произведения)

Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они?

Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулёза. Её все знали, как дочь доброго Юшки.

Такой приём, ребята, называется обрамление (композиционная часть литературного произведения, включающая в себя, как в рамку, другие части повествования). Запишите это определение в тетрадь.

 Этот приём помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование. Вот на примере жизни героев Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло.

Мы знаем, что читать произведения Платонова не очень просто, так как они требуют большой работы ума и сердца, поэтому нам важно вспомнить значение слов, передающих различные состояния, чувства человека.  Давайте объясним лексическое значение такого  слова как:

1.Гуманность  – любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому.

А теперь к слову гуманность подберем синонимы  – благодушие,  доброта, душевность, милосердие, сострадание, уважительность, человечность, человеколюбие.

Антонимы – жестокость, зло, гнев, насилие, черствость, человеконенавистничество.

Именно об этих  нравственных принципах и идет речь в его рассказе «Юшка», где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни – взаимоотношению человека с человеком.

С первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки.

 Что такое портрет? (портрет – изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении)

Как автор изображает внешность Юшки? Попробуем взглянуть на Юшку  глазами тех, кто живет рядом с ним. Обратимся к тексту (работа с текстом) Чтение учащимися – стр.121-122.

(Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается

-Почему рассказчик называет Юшку старым на вид?

В житиях святых очень редко указывается точный возраст: он определяется не годами, а возрастом души, ее внутренней гармонией и глубиной, ценностью ее переживаний.

- О чем свидетельствует именование «старого на вид» человека Юшкой?

        - Опираясь на текст, вспомните, чем занимался Юшка. (Он работал в кузнице подручным у главного кузнеца Он –  подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.)

        - Обратите еще раз внимание, как автор изображает глаза? («Глаза его были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».)

        - Почему писатель такими показал глаза Юшки? (Прочитать текст: «Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу… вон Юшка пошел».) Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.

Каким видят Юшку люди?  Что знают о нем? Что думают?

Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка.

- О чем говорят нам эти строки? Глаза, в которых всегда стояла влага

- Почему? Душа Юшки плачет.

- Да, глаза – зеркало души. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.

- Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление?

Отношение детей к Юшке.

Отношение взрослых к Юшке.

Минуты, проведённые Юшкой на природе.

Похороны Юшки.

Сейчас мы их проанализируем.

Давайте составим словарь по теме урока, чтобы легче решить поставленную цель. Подберём противоположные по значению слова:

Добро  -        Зло

Любовь  -     Жестокость

Терпение  -   Насилие              

Чуткость  -   Чёрствость

- На основании слов, подобранных к теме, скажите, каков, на ваш взгляд, основной приём построения рассказа? Антитеза.

Что такое антитеза? Антитеза- противопоставление образов, картин, слов, понятий.

 Запишите определение в тетрадь.

- Где просматривается этот приём в произведении? Этот приём просматривается в поведении героев.

 Творческая разминка.

Ребята, давайте создадим «психологический этюд» поведения, а главное чувств, состояния героев, для этого обратимся к презентации.

Слайд 7

- На слайде ключевые слова, характеризующие поведение, чувства и состояние героев

Дети

…переставали играть, бежали, кричали…

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали……

…опять толкали и кидали комья земли…

…сильнее толкали,…кричали вокруг Юшки…

…делали слишком больно…

…радовались

Юшка

…ничего не отвечал и не обижался…

…шёл тихо и не закрывал лицо…

…шёл и молчал…

…не трогал и не отвечал…

…говорил…

…радовался…

                                                                               Слайд

8

Взрослые

…обижали его…

…их сердце наполнялось лютой яростью…

…и тут же били его…

…приходили в ожесточение и били его ещё больше…

…и в этом зле забывали на время своё горе…

Они жестокие люди.

Юшка

 останавливался, слушал и молчал…

…потом долго лежал в пыли на дороге…

…очнувшись, он вставал…

…люди меня без понятия любят, сердце у них бывает слепое…

Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое.

- Каковы стилистические особенности этих эпизодов?

Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей, взрослых и Юшки

- Так какой же приём использует автор?  Антитезу. Антитезу в поведении героев.

 Дети, взрослые и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – радовались.

-Как к Юшке относятся дети? Почему именно дети дразнят и обижают слабых?

Они радовались тому, что с ним можно все сделать, что хочешь, а он им ничего не делает в ответ.

-Если кто-то относится к вам недоброжелательно и обижает вас, как вы реагируете?

        - Почему дети удивлялись ему? (Прочитать: «А малые дети и даже те… они видели, что он твердый и живой».) 122

        - Почему дети хотели, чтобы он разозлился или отозвался им злом? (К Юшке придирались ради развлечения, чтобы не было скучно. Это доставляло им радость и удовольствие.)

        - Как отвечал Юшка, когда ему делали слишком больно? -Как к детям относится Юшка?  Дети радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. И Юшка тоже радовался. А чему?

Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для выражения любви и поэтому терзают его.

        - Почему хозяйская дочь говорила: «Юшка, лучше бы ты умер!» И как отвечал на это Юшка? («Меня, Даша, народ любит!»)

        - Кто же духовно богаче: люди со зрячими глазами, но слепым сердцем или Юшка с глазами, как у слепца, но со зрячим сердцем?

От детей никто не ожидает жестокости. Дети подобны ангелам, у них должна быть чистая душа. Детская жестокость – это противоестественная реальность жестокого безбожного мира.

Слайд 9

- Как вы понимаете значение слова «терзать»? Подберите синонимы. Терзать – мучить, издеваться, истязать, тиранить

- В словаре С.И.Ожегова представлены два значения слова терзать: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

А как относились взрослые к Юшке? Взрослые относились к Юшке плохо. Они жестокие люди. Юшка был не похож на остальных. Люди жили в злобе, в скуке, в пьянстве и в ожесточении. А он  жил не так, как они: трудился, никого не обижал,  не пьянствовал, помогал девочке – сироте. Все понимали, что он лучше их, и этого не могли ему простить.

Почему же Юшка не обижался на взрослых? Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает  «слепое».

 «Слепое», не умеющее видеть и чувствовать чужую боль, сострадать, любить. Какими чертами характера наделяет Платонов Юшку?

-Имеет ли право человек выместить свою злобу, гнев, на другом человеке? Нет.

-За что мучают Юшку? Он «блажной», «непохожий», «особенный».

-Понимает ли Юшка, что его мучают напрасно?

Нет. Он говорит: «Меня, Даша, народ любит». Но те, кто его «любит», не знают даже, есть ли у него родные.

У гордого человека всегда возникает желание отомстить, если не получается, то возникают мысли о самоубийстве. Юшка не понимает, «зачем ему умирать, если он родился жить».

- Давайте найдём эпитеты (образное определение предмета), характеризующие Юшку…

Юшка – добрый, терпеливый, тихий, жалкий,  скромный, кроткий…  А детей и взрослых –  злые, жестокие, грубые, равнодушные, агрессивные, чёрствые…

Какой приём вновь использует автор? Антитезу

- Как бы вы поступили, если бы в жизни вам встретился такой человек, как Юшка?- рефлексия

Если бы в жизни мне встретился такой человек, как Юшка…

Слайд 10

- А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки?  Да, это минуты, проведённые на природе,  раскрывается нам духовный мир Юшки. Как все живущие, он хочет любви и сочувствия, но находит их только в мире природы, а не среди людей. Люди лишь потешаются, упрекают за безответную глупость и терзают его.

- Прослушайте эпизод, повествующий о минутах, проведённых Юшкой на природе.

Эпизод «Юшка и природа» (музыкальное сопровождение)

-Что нового из этого эпизода мы узнаём о Юшке?

Он очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой.

- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Стр. 124-125).

1: Олицетворения – рождающие, умирающие облака, бормочущие реки …

2: Эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух…

А как часто бывал Юшка наедине с природой?

Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учёбу.

 Как это характеризует Юшку? Как доброго, жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека.

- Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший?

Слайд 11

Юшка помешал «весёлому прохожему»

-В чем суть спора Юшки с «веселым прохожим», убившим его?

-Почему этот человек назван «весёлый прохожий»? «Веселье» этого человека происходит от опьянения…

Зачитайте эпизод по ролям. Чтение эпизода учащимися по ролям – стр.125-126.

-Как приветствует прохожий Юшку?

«Хотя бы ты помер», вместо «здравствуйте». «Веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться».

Люди боятся скуки, времени, когда они остаются наедине с собой, со своей совестью, которая их обличает.

        - Когда и почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни? 125.

        - Как вы понимаете слова Юшки: «… а по надобности мы все равны». (Люди рождаются, чтобы жить.)

        - Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)

«А чего я тебе, чем я вам мешаю!…Без меня тоже, значит, нельзя!»

-Можно ли было избежать этого конфликта?

Нет. Презрение – это то, чем переполнено сердце людей. «Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный». Заповедь Божия гласит: «не суди и не судим будешь», но люди слишком поздно вспоминают это. («Прощай, Юшка, и нас прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»)

- Чем закончилась встреча прохожего и Юшки? Прохожий толкнул Юшку и со спокойной душой ушёл домой пить чай. Юшка упал и более не шевелился.

        - Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)

- Что мы можем сказать о прохожем? Жестокий, равнодушный, чёрствый человек.

- А Юшка? Жил тихо и умер тихо, незаметно.

        - «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся…» Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)

        - Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)

        - Почему столяр за всех просит прощения уже у мертвого Юшки? («За то, что забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»)

Почувствовать тяжесть происходящего ещё сильнее помогает иллюстрация к рассказу – стр. 127.

-Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя всё время терпеть.

 В Библии сказано: «Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели». И открыл Господь глаза их.

 Когда же это произошло? К сожалению, после смерти Юшки.

-  Зачитайте сцену похорон.         - Почему к телу умершего пришли проститься все люди: старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался и мучил его при жизни?

В итоге к Юшке пришли проститься все, кто потешался над ним и мучил его при жизни. Запоздалое чувство вины двигало ими.

-Как вы думаете, была ли жизнь Юшки бесполезной, бессмысленной?

Смысл его жизни был в любви, которая по словам апостола Павла «долготерпит, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине», которая «никогда не перестает». Любовь Юшки стала причиной любви к людям для его воспитанницы. Любовь – это самопожертвование.

- Почему же людям без Юшки стало грустно? Найдите в тексте и зачитайте. Стр.126.

Чтение эпизода учащимися  – «…однако без Юшки жить…недоброжелательство…» Как вы можете прокомментировать эти слова? (глумиться, т. е. издеваться) - Как стали люди жить после смерти Юшки, почему?

Не на ком  стало срывать зло, ожесточение, недоброжелательство, насмешку

Юшка выполнял исцеляющую роль извечно почитаемого на Руси кроткого праведника.

Слайд 12

- Почему сам герой называл себя Юшкой? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

1: Юшка – кровь, значительная потеря которой грозит человеку смертью

2: Юшка – всякий навар – рыбный, мясной, пища человека, без которой он может погибнуть

- А как вы понимаете имя Юшка? Юшка – из рассказа Платонова – воплощённое добро, утрата его губительна для людей.

Слайд 13

- Была ли на земле хоть одна душа, которая по-настоящему любила Юшку? (Прочитать: «Я никто.. всем телом и светом своего сердца».)

- Ребята, какое настоящее имя и отчество Юшки? Ефим Дмитриевич

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? - Что в деревне не было известно о Юшке? (О его дочери.)         

От кого мы узнаем его имя, отчество? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро). (От девушки, о которой он заботился.) 

- А кто-нибудь знает, что обозначает имя Ефим? Дмитрий? Я вам помогу!

Значение имени героя не случайно. В ком плоды добра Юшки?

В приёмной дочери, она продолжила его дело – дело добра.

- Оправдывает ли герой своё имя? Да, оправдывает. 

        - Почему только теперь, спустя много лет после смерти Юшки, называют его добрым?

        - Так что же победило в душах людей согласно этому рассказу?

- Какие чувства вызывает у вас рассказ?

Слайд 14

Работа со словарём.

- Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие необходимые чувства, как сострадание, доброта.

- Посмотрите на значение слов и запишите его в тетрадь.

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

Работа с высказываниями известных людей.

Слайд 15-16

- Посмотрите на предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать в то, которое больше всего подходит к нашей  теме. Запишите его в тетрадь.          

Слайд 17

Заключительное слово учителя.

        Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.

        Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью. Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.

        Так что же в вашем понимании есть добро, а что зло? И как вы думаете, почему одним из эпиграфов к нашему уроку стали слова Распутина: «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть»?

        - А почему второй мы взяли из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»? А тритий: «Побеждай зло добром». К этому нас призывал Иисус Христос, так жил и Юшка. Жизнь и смерть Юшки напомнили жизнь и мучения Иисуса Христа, которые он принял от людей. Мне очень хочется, чтобы этот урок литературы помог вам стать добрее, милосерднее, терпимее ко всему, что вас окружает.

Чему научил вас урок? Что мы должны?

Мы должны научиться испытывать чувство сострадания, сочувствия и сопереживания, любить и уважать людей, уметь отвечать за свои поступки

Иногда «ущербные», юродивые, «уроды» внешне гораздо более человечны, чем совершенные физически и жестокие современники. Они свидетельствуют о непреходящей ценности любви.

- В нашем обществе, к сожалению, ещё много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь?

 Начни с себя!

Друзья мои! С нынешнего дня

             Начнём с себя!

             Научимся людей любить,

             По нравственным законам жить.

             А чтобы поняли тебя-

             Начни с себя!

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу. Я желаю вам, ребята, никогда не забывать о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании «Спешите делать добро, пока не стало поздно!»

Слайд 18

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему : «Нужны ли в жизни сочувствие и сопереживание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы по рассказам А. П. Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"

Урок литературы в 7 классе по рассказам Андрея Платоновича Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"....

урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок"

урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок" в 6 классе...

Урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Юшка", 7 класс.

Урок нравственности по теме: "Любить всем теплом и светом своего сердца"....

УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»

УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»Тема урока: Идея мастерской: Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.Девиз мастерской: Делай по-своему, исходя из ...

Урок-мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка». 7 класс. (С использованием метода «шести шляп мышления»)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД через интерактивные приемы обучения...