Мотив желания в лирике М. Ю. Лермонтова. Исследовательская работа.
материал по литературе (9 класс) по теме

Геращенко Елена Валериевна

Мотив желания в лирике М. Ю. Лермонтова. Исследовательская работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотив желания в лирике М. Ю. Лермонтова.

Исследовательская работа

                               

                                  Автор: Геращенко Елена Валериевна

                     Должность: преподаватель русского языка и литературы

                              ГБОУ СОШ № 89 Калининского района г. Санкт- Петербурга

Поэтика 30-х годов 19 века подарила нам удивительного поэта. Этот семнадцатилетний юноша говорил:

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей…

 Литературное наследие Михаила Юрьевича Лермонтова условно делят на три творческих периода, и за это время были созданы прекрасные произведения, которые в некоторой степени повествуют о разных желаниях лирического героя.

В ранней лирике можно выделить несколько мотивов, например: мотив свободы и воли,  действия и подвига, изгнанничества и одиночества, любви и обмана, времени и вечности, судьбы и смерти. Мотив, по определению  «Лермонтовской энциклопедии», - «устойчивый, смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и литературно-художественных произведений».

Мотив желаний, присутствующий в лирике Лермонтова наряду с вышеназванными, к настоящему времени изучен недостаточно. Попытку исследования этого мотива я предполагаю начать с анализа двух стихотворений под одноименным названием  «Желание». Первое было написано в 1831 году. Толчком к написанию послужили сугубо личные переживания поэта: разлука с отцом, чувство одиночества, несчастная любовь, романтические догадки о своем происхождении. Это стихотворение - попытка осмыслить своё  «я». Читая «Средниково. Вечер на бельведере. 29 июля», можно представить себе такую картину: одинокий молодой человек сидит тихим вечером на бельведере и скорбит от отсутствия отцовского внимания, чувствуя  себя чужим среди богатых родственников. У него возникает желание вырваться из окружения, которое его гнетет:

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

 Неслучайно в первых строках поэт вводит образ ворона. Эта птица в природе практически не поддается приручению. Ворон – лирико-романтический символ свободы. Стихотворение отображает мечущуюся душу автора. Его желание  побывать в родовом замке в далекой Шотландии очевидно:

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,                                                                                                                                                                  

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

А по строкам, представленным ниже, прослеживается желание Лермонтова возродить былую славу, значимость древнего рода:

Я стал бы летать над мечом и щитом,

И смахнул бы я пыль с них крылом.

Но тут же поэт понимает всю несбыточность и неосуществимость этого:

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы

Против строгих законов судьбы.

Строки « Меж мной и холмами отчизны моей// Расстилаются волны морей» следует понимать, по моему мнению, не только в прямом, но и в аллегорическом смысле. «Волны морей»- это непреодолимая преграда пространства и времени. Поэт осознает, чувствует сердцем, что он «последний потомок», увядающий « средь чужих снегов».

Необходимо отметить, что это стихотворение, как и многие другие, кардинально противоречиво. Дух свободы, желание «в небесах парить» затмевается осознанием покорности законам судьбы. Следует понимать, что произведение написано в 17 лет, еще нет богатого жизненного опыта, но присутствует  излишняя юношеская эмоциональность.

Задумаемся, почему стихотворение имеет мрачный колорит?                                                                 На  раннюю лирику Лермонтова сильное влияние оказывало творчество кельтского барда 3 в. н. э. Оссиана, у которого суровый элегический пейзаж населен призраками погибших.  В стихотворении «Желание» мы тоже наблюдаем пустой замок,  «заржавленный меч», струны шотландской арфы, покоящийся прах,  «потомка отважных бойцов». Здесь сгусток глубоко личных переживаний, семейных преданий о происхождении, романтики свободы в сочетании с мотивами одинокого противостояния лирического героя чуждому миру. Мысль о желании действовать затмевается мыслью о предначертанности судьбы.

Сравнивая стихотворение «Желание», написанное в 1832 году, с одноименным 1831 года, необходимо отметить схожесть  мотивов, но, безусловно, есть и различия.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Стремление к воле и свободе - вот главное желание лирического героя.

«Темницу» следует рассматривать не только как камеру (какой она станет 5 лет спустя, когда Лермонтов окажется в ней за «непозволительные стихи»), а как темницу душевного одиночества. «Черноглазая девица»  присутствует в стихотворении как напоминание о том, что поэту не чуждо проявление чисто земных желаний.

Анализируя последующие строки первой строфы, необходимо отметить, что поэт впоследствии не раз возвращался  к  мысли о свободе,  он хочет сбросить «вериги бытия» (по одной из редакции) или страстно желает воли       (читаем в другой ).

А  вот строки, которые Лермонтов оставил в окончательном варианте:

Дайте раз по синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне.

Общим лейтмотивом всех редакций, дошедших до нас, остается желание лирического героя вырваться на волю. Душевный порыв устремлен от реальности к мечте, картина бурного проявления  вольных страстей- «Дайте мне челнок дощатый», «Я тогда пущуся в море» , «И потешусь в буйном споре  //С дикой прихотью пучин»- сменяется контрастной, но не менее выразительной сценой безмятежного  покоя как искомого идеального состояния, смысл которого раскрывается в третьей строфе. Эту часть стихотворения можно рассматривать и как материалистическое желание  героя быть независимым, и как аллегорию. «Дворец высокий // И кругом высокий сад» - символ постоянства, а неумолкающий фонтан - неторопливое, но неумолимое течение времени.

Говоря об общей концепции «Желания» (1832 г.), можно сказать о внутреннем контрасте противоречивых устремлений и желаний лирического героя, что прослеживается и в других работах поэта.

Исследуя мотив желаний, нельзя делать выводы только на основе двух стихотворений, поэтому  обратимся  и к другим стихотворениям автора.

Как любого человека, Михаила Юрьевича Лермонтова волнуют любовные переживания, он страстно желает найти свой идеал:

О, лишь на миг,

Прошу, приди

 И оживи

В моей груди

Огонь любви.

Романтический ореол  любовного чувства мы видим в стихотворениях «Прощание», «Ночь» 1830 г., «К себе» 1831 г. Даже в минуты душевного одиночества и ощущения безысходности, когда его посещает мысль о скорой кончине, он страстно желает быть любимым:

О, пожалей о мне, краса моя!

Никто не мог тебя любить, как я! («Смерть» 1830)

В раннем творчестве Лермонтова присутствуют разные, порой противоречивые мотивы желаний, в том числе  и желание  остаться в памяти людской, чтобы « о жизни краткой, но мятежной какой-нибудь остался след».

Желание славы также  присуще поэту:

К чему ищу так славы я?

Известно,  в  славе нет блаженства,

Но хочет все душа моя

Во всем дойти до совершенства.   («Слава» 1831 г.)

Этот же мотив можно увидеть и в стихотворении «К …» 1830 г.: «И Байрона достигнуть я б хотел…»

В то же время в других произведениях 1829-1831 г.г. присутствуют совершенно противоположные мотивы желаний - покоя и отрешенности от житейской суеты:

О! Если б дни мои текли

На лоне сладостном покоя и забвения,         

Свободно от сует земли

И далеко от светского волнения… («Элегия» 1829 г.)

Поэту кажется бесплодным его творчество,  « грустным бредом души»:

Не открывать свои желанья

Привыкнул я с давнишних пор. («В альбом» 1830 г.)

Мотив желания покоя, ухода от  мирской суеты и желание уйти в мир иной получили свое продолжение в дальнейшем творчестве.

Продолжая раскрытие темы работы, нельзя не остановиться на одном из значимых произведений Лермонтова – стихотворении «Парус». В нем опять наблюдаем столкновение  и единство противоположностей,  желаний бури и покоя.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?...

                  …

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Эта двойственность желаний направлена к мечте, невозможному абсолюту- непосредственного деяния для нахождения  душевной гармонии  и счастья:

 А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Конфликт между человеком и жизнью, перемены в ней осознаются как печальная необходимость, которую герой не в состоянии изменить.

О желании справедливого божьего грозного суда над «жадною толпой», стоящей у трона, лирический  герой говорит в стихотворении «Смерть поэта».  Он не верит в правосудие, погрязшее  в коррупции. А божий суд купить нельзя, «он не доступен звону злата».

 В лирике 1837-1841 г.г.- условно третьем творческом периоде - внешний мир, отличающийся от личного, начинает  привлекать внимание автора. Конкретизировались идеалы и желания поэта. Наряду с этим, усиливается трагический разлад с самим собой, с мечтами, которые кажутся теперь несбыточными. Стихотворение «Узник» (1837 г.)- яркий тому пример. Совсем неслучайно первая строфа практически без изменения взята из «Желания» (1832г.), лейтмотивом которого является движение вперед  к счастью, пусть даже это счастье будет заключаться в блаженном возлежании в «зеленом саду» у фонтана. Но последующие строки, как острым мечом, обрубают, половинят  стихотворение:

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

Черноокая далеко,

В пышном тереме своем.

Реалии жизни затмевают юношеский задор. И хотя поэт писал произведение не в тюрьме как таковой, а на верхнем этаже Главного штаба, куда Лермонтов был помещен во время следствия по делу о «непозволительных стихах», все равно, читая  его, представляешь и «дверь тяжелую с замком», и «безответного часового» и чувствуешь ту давящую атмосферу, которую герой желает преодолеть, вырваться на волю и воссоединиться с «добрым конем» ( «Без узды, один, по воле // Скачет, весел и игрив // Хвост по ветру распустив»). Но этим желаниям сбыться не суждено: они угасают вместе с «умирающим огнем» лампады и без того тускло освещающей темницу.

Со временем поэт приходит к скептическому осознанию бренности бытия. Жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой» («И скучно и грустно» 1840 г.). Мысль о бесполезности желаний отражена  в стихотворении : «Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?» Зачем «любить… на время», если «вечно любить невозможно». Зачем отдаваться страстям, если «их сладкий недуг // Исчезнет при слове рассудка.»

Если обратиться к стихотворению «Выхожу один я на дорогу», то можно увидеть связанные воедино усталость и отчаяние:

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Возможно, при других обстоятельствах жизнь могла сложиться иначе, быть прекрасной и удивительной, а пока только неутоленная жажда любви и счастья:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел.

Неудовлетворенность жизнью, неверие в возможность счастья заставляет искать покоя, но не мрачной мыслью о смерти, а просветленным желанием раствориться в природе. Давняя мечта  в этом случае кажется поэту осуществимой.

Таким образом, проследив творческий путь в лирике Лермонтова, можно сделать вывод, что очень многие стихотворения содержат различные желания, (порой в одном стихотворении наблюдаем их несколько). Попытаемся распределить их на условные группы:

1) желание покоя  («И скучно и грустно», «Не думай, чтоб я был достоин сожаления…», «К***» 1830, «Желание» 1832, «Выхожу один я на дорогу» );

2) желание любви («К себе»,  «К***» 1831, «Дай руку мне, склонись к груди поэта», «Всевышний произнес свой приговор…»,  «Прощанье», «К.Д» );

3) желание остаться в памяти людей (« Веселый час», «В альбом», «Нет!- я не требую внимания…»,  «Слава») ;

4) желание жить («Я жить хочу! Хочу печали…», но жить обособленно и не иметь ничего общего со светским обществом («Элегия» 1825, 1830, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Смерть»;

5) желание воли и свободы («Желание» 1831, 1832, «Узник»», «Из Паткуля».

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что существует тесная связь между лирическим героем и самим автором. Л. Я. Гинзбург в своей книге «О лирике» пишет: «лирическое «я» Лермонтова собирательно,… между тем к нему применимо понятие лирического героя».

Если попытаться сравнить желания поэта в ранней лирике с произведениями  других периодов, то можно заметить, как меняются желания: одни уходят на второй план, другие становятся приоритетными. Если сначала мы наблюдаем желания бесконечно одинокого человека, непримирившегося, мечущегося в поисках своего счастья, то в более позднем творчестве перед нами предстает разочаровавшийся человек, мучающийся от осознания невозможности что-либо исправить в этой жизни, но, несмотря на это, не прекращающего попытки изменить окружающий мир.

Хочется закончить работу  словами  Л. Я Гинзбург: «Лермонтов создал то, к чему тщетно стремились его романтические современники,- художественную структуру личности, лирической и в то же время реальной».

             Используемая литература.

Художественная

  1. БВЛ, т.93. М. Ю. Лермонтов «Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени».

Стихотворения:

- «В альбом»

- «Весёлый час»

- «Всевышний произнёс свой приговор»

- «Выхожу один я на дорогу…»

- «Дай руку мне, склонись к груди поэта…»

- «Желание» 1831

- «Желание» 1832

- «Из Паткуля»

- «К ***» («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…» )

- «К. Д»

- «К себе»

- «Ночь»

- «Парус»                                                

-«Прощанье»


- «Смерть»

- «Смерть поэта»

- «Слава»

- «Узник»

-«Элегия» ( О! Если б дни мои текли…)

-«Я жить хочу! Хочу печали…»

- «Я не хочу, чтоб свет узнал…»

       Научная

  1.  Андронников И. А. «Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы». Пенза, 1952 г.
  2.   Белинский В. Г. «Стихотворения Лермонтова». Москва,1959 г.
  3.  Гинзбург Л. Я. «О лирике». Ленинград, 1974 г.
  4.  Коровин В. И. « Творческий путь М. Ю. Лермонтова» Москва,1973 г.
  5.  Лермонтовская энциклопедия (под ред. Мануйлова В. А.). Москва,1981 г.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Презентация к уроку литературы в 6 классе поможет учителю организовать урок  по изучению лирики М.Ю.Лермонтова....

Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР...

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стих-ий "Утёс", "Листок"

Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова....

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

Разработка урока литературы в 6 классе по теме "Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"....

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова урок 6 класс

Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова для 6 класс...