Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока по литературе (6 класс)

М.Гульнара Ш.

 Разработка урока литературы в 6 классе по теме "Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motiv_odinochestva_v_lirike_m.yu_._lermontova.docx228.4 КБ
Office presentation icon k_uroku_lermontov.ppt2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

           Цели урока:

- расширить представление о творчестве М.Ю. Лермонтова, дав обучающимся возможность самим проследить, как раскрывается тема одиночества .

Планируемые результаты: 

Предметные: анализ стихотворений, умение  находить  средства выразительности в стихотворениях поэта, оценивать интерпретацию художественного текста, выразительно читать стихотворения.

Личностные  УУД: самоопределение, нравственно – этическая  ориентация, способность к самооценке своих  поступков.

Регулятивные УУД : целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание  обучающимся  того, что уже усвоено.

Коммуникативные  УУД:  планирование  учебного сотрудничства    с  учителем и сверстниками, соблюдение   правил  речевого  поведения, умение  высказывать и   обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения:  компьютер, проектор, иллюстрации к произведению, репродукции картин известных художников, ресурсы сети Интернет, соц.сеть работников образования .

                                                           Как страшно жизни сей оковы
                                                         Нам в одиночестве влачить…

                                                                                    М.Ю. Лермонтов

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – 3 мин

Ребята, чтобы настроиться на наш сегодняшний урок, я предлагаю вам прослушать стихотворение  М.Ю.Лермонтова «Одиночество».

(читает Г.Лия)

- Строки  из этого стихотворения являются эпиграфом нашего урока.

- О чем этот отрывок? (об одиночестве)

Действительно, стихотворение «Одиночество» проникнуто чувством грусти, отрешенности.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии – 3 мин

Ребята, давайте   обратимся к лермонтовским стихотворениям.

Прочитаем строки из лермонтовских  стихотворений, знакомых вам.  (Слайд 2)

1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)

3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса.
Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в
одиночестве влачить… (“Одиночество”)

- Найдите однокоренные слова . (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Каково значение существительного одиночество? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы) ( Слайд 3)

Одиночество- чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей;

Одиноко  -    когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

Одинокий  – отделённый от других подобных, без других, без близких;

 Один - обособленный от других, оставшийся или существующий без других.          

Какой вывод вы можете сделать?   (Чувством одиночества пронизаны многие поэтические произведения М.Ю. Лермонтова)                                      

3. Этап выявления места и причины затруднения - 3 мин

Для нашего сегодняшнего урока вам было необходимо обратиться к словарям, в том числе и к литературоведческим, чтобы выяснить значение слова мотив, лейтмотив.

  Учащиеся зачитывают свои ответы.  Формулируется общий ответ:  мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии. (Слайд 4)

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения - 4 мин

Ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Для этого у  нас есть ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, одиночество, мотив. (Ребята самостоятельно формулируют тему)

Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова” (Запись темы урока в тетрадь)

Скажите, а с какой целью мы будем работать по данной теме?  ( Чтобы узнать стихотворения, в которых звучит мотив одиночества; почему этот мотив преобладает в творчестве поэта; выяснить, почему Лермонтову было так одиноко в жизни) (Слайд 5)

5. Этап реализации построенного проекта -  10 мин

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. Мы поговорим о произведениях поэта, ещё раз вспомним, что нам уже известно о нём и, возможно, откроем для себя ещё что-то новое.

Итак, цели поставлены. Для анализа стихотворений нам пригодятся литературоведческие понятия.  Сейчас я зачитываю значения, а вы записываете только термины.

(проверяем по эталону, оцениваем себя)

      - Мы будем работать в группах. Проведем исследования.

- Что мы будем исследовать? (стихотворения М.Ю. Лермонтова)

- Как будем исследовать?     (Работать с текстом стихотворений)

Каждая группа анализирует одно стихотворение 1- «Утес», 2- «Листок», 3- «На севере диком…», 4 – группа  «Любители поэзии» анализируют перевод М.Ю.Лермонтова на стихотворение немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum», 5 группа-«Исследователи» анализируют переводы  Фёдор Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета.

  1. группа

Анализ стихотворения «Утёс»

 Название стихотворения

Настроение в стихотворении 

Основные образы 

Мотив

 Изобразительно-выразительные средства

  «Утёс»

 

 

 

 

          Определите значение слова лазурь

          Выразительное чтение стихотворения наизусть

-Речь идет о природных явлениях?

 (Нет, о душах и судьбах человеческих. О неразделённой любви и непрочности человеческих связей  вообще).

    Лазурь – светло-синий цвет, синева (устаревшее,   возвышенное), природная светло-синяя краска, оттенок синего цвета.

  1. группа

Анализ стихотворения «Листок»

 Название стихотворения

Настроение в стихотворении 

Основные образы 

Мотив

 Изобразительно-выразительные средства

  «Листок»

 

 

 

 

          Определите значение слова чинара

          Выразительное чтение стихотворения наизусть

  1. группа

                      Анализ стихотворения «На севере диком…»

 Название стихотворения

Настроение в стихотворении 

Основные образы 

Мотив

 Изобразительно-выразительные средства

  «На севере диком»

 

 

 

 

          5.Определите значение слова риза

          6. Выразительное чтение стихотворения наизусть

Задание для 4 группы   «Любители поэзии»

-Каким настроением проникнут оригинал?

-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала?  

-Какие однокоренные слова звучат в стихотворении Лермонтова?

- Заполните таблицу

- А теперь сопоставим образы

Лермонтов

Гейне

Лермонтова и Гейне

Задание для 5 группы «Исследователи»

 Тютчев

На севере мрачном, на дикой скале,

Кедр одинокий,

Подъемлясь, белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму снится ему,

Что в краю отдалённом востока

Под мирной лазурью,

На светлом холму

Стоит и цветёт одиноко.

                                                                           А. А. Фет  

                                        На севере дуб одинокий

                                        Стоит на пригорке крутом;

                                        Он дремлет, сурово покрытый

                                        И снежным и льдяным ковром.

                                        Во сне ему видится пальма

                                        В далёкой восточной стране,

                                        В безмолвной, глубокой печали,

                                        Одна, на горячей скале…

     Сравните эти стихотворения и заполните цитатами  таблицу:

-В чем сходство и различие стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета?

-Сравните со стихотворением М.Ю. Лермонтова.

- В каком из переводов больше изобразительно-выразительных средств?

Ф.И. Тютчев

А.А.Фет

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи-6мин

  1. Выступление групп
  2. Составим постер по изученным стихотворениям Лермонтова. Какие поэтические образы помогают создать чувство одиночества в приведённых строчках стихотворений?

Литературоведы Лермонтов.png

Презентуют свои работы

  Это далеко не все стихотворения Лермонтова, которые говорят об одиночестве. О нём он пишет и в других произведениях, ведь одиночество выстрадано поэтом, слишком хорошо он был знаком с ним в жизни. Грустные стихи. Они о многом заставляют нас задуматься, потому как под аллегорическими изображениями в них скрыты человеческие отношения, чувства, переживания. Недаром многие из стихотворений (168!) были переложены на музыку и стали романсами. А исполнялись они в литературных гостиных, салонах. Давайте и мы с вами мысленно перенесёмся в одну из таких гостиных, где любил бывать и сам Лермонтов.

(ролик)

 Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М.Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и  сопереживать.

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и домашнее задание – 5 мин

Интервью.

- Мы ведём репортаж. Сегодня проведен урок литературы в 6 в классе.

 - (Имя обучающегося), чему был посвящён урок? (стихотворениям М.Ю.Лермонтова)

- (Имя обучающегося), как вы охарактеризуете лирику Лермонтова? (в его лирике звучит мотив одиночество)

- (Имя обучающегося), какие мотивы еще вы увидели в поэзии Лермонтова?

 -(Имя обучающегося), что было открытием для вас? (То, что много романсов на стихотворения М.Ю.Лермонтова)

  Домашнее задание: (2 мин)

  1. Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений
  2. Представьте, что вы являетесь издателем сборника стихов об одиночестве. Какие бы стихотворения вы в него включил?

Лист самооценки ____________________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Литературные термины

2

Анализ стихотворения

3

Ответы на вопросы учителя

4

Ответы в групповой работе

5.

Составление постера

Оценка

                                                                                                               

                                                                                                         

                                                                                           

                                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю.Лермонтов

Слайд 2

Эпиграф Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье - все готовы: Никто не хочет грусть делить (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 3

Поэтическая разминка «На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна» (На севере диком) «Белеет парус одинокий …» (Парус) «Но остался мокрый след в морщине Старого утеса. Одиноко …» (Утес) « Один и без цели по свету ношуся давно я Засох я без тени, увял…» (Листок) «Тучки небесные, вечные странники…» (Тучи) «Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…» (Одиночество)

Слайд 4

Словарная работа Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.

Слайд 5

Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».

Слайд 6

Терминологический диктант Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Необычный порядок слов в предложении. Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.

Слайд 7

«ключ» Композиция. Инверсия. Антитеза. Эпитет. Олицетворение. Метафора.

Слайд 8

М.Ю.Лермонтов Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Акварель.1837г.

Слайд 9

М. Ю. Лермонтов «УТЕС» Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Слайд 10

Энциклопедическая страничка Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.

Слайд 11

Стихотворение «Листок»

Слайд 12

Словарная работа Чинара - восточный платан, высокое листопадное дерево с густой широкой кроной. Ствол до 50 метров в высоту и окружность до 18 метров .

Слайд 13

Стихотворение «На севере диком …» На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой- В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.

Слайд 14

Энциклопедическая страничка Ри́за — из др.-русск. «одежда, облачение». Риза — верхнее облачение священника при богослужении.

Слайд 15

Дословный перевод Сосна стоит одиноко На севере, на холодной вершине. Она дремлет, белым покрывалом Окутывают ее лед и снег. Она мечтает о пальме, Которая далеко на востоке Одиноко и молча печалится На пылающей скале.

Слайд 16

Ф.И. Тютчев На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет. Про юную пальму все сниться ему, Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму Стоит и цветёт одиноко... А. А.Фет На севере дуб одинокий Стоит на пригорке крутом; Он дремлет, сурово покрытый И снежным и льдяным покровом. Во сне ему видится пальма, В далекой, восточной стране, В безмолвной, глубокой печали, Одна на горячей скале…

Слайд 17

Обобщение информации Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»? С каким новым термином познакомились? Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня? Что удалось повторить, закрепить? Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока? На сколько каждый из вас поработал?

Слайд 18

Домашнее задание: повторить литературоведческие термины. выучить стихотворение «Одиночество» наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Презентация к уроку литературы в 6 классе поможет учителю организовать урок  по изучению лирики М.Ю.Лермонтова....

Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР...

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стих-ий "Утёс", "Листок"

Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова....

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова урок 6 класс

Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова для 6 класс...