Выбор темы учебно-исследовательской работы
статья по литературе по теме

Исследовательская деятельность в современном мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybor_temy_issl._rab.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ “СОШ №1 р.п.Самойловка Самойловского района Саратовской области».

Статья

«Выбор темы учебно-исследовательской работы».

                                          Учитель русского языка и литературы

                                                1 категории

                                                Бутенко Любовь Алексеевна.

2011 год

        В современном мире исследовательская деятельность рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся сугубо для научных работников, а как неотъемлемая характеристика любой профессиональной личности, компетентной в своей сфере деятельности. Не важно, кто ты: врач, инженер, учитель. Исследовательская деятельность рассматривается и как стиль жизни интеллектуального современного человека.

        Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизвестное и непознанное. Деятельность исследователя – творческая деятельность, а сам исследователь, безусловно, творец. И не имеет значения, чем он занимается: изучает движение небесных светил, законы развития живых организмов ,пишет картины, разрабатывает новые компьютеры или исследует проблемы современного родного языка.

Многие десятилетия считалось, что приобщение к исследовательской деятельности должно начинаться в вузе. А школа лишь вооружает будущих студентов необходимой  для поиска суммой знаний.

        Сейчас элементы исследовательского подхода к обучению все шире используются в российских школах, особенно в тех, где заботятся об интеллектуально-творческом развитии каждого ребенка и уделяют специальное внимание одаренным детям. Для развития творческих способностей ребенка ему теперь предлагается не только петь и плясать в самодеятельности или конструировать в свободное время модели кораблей и самолетов, но и творить в области своей основной деятельности – учебной. А для этого нужно не только послушно проглатывать и усваивать приготовленные кем-то «порции знаний», но и добывать эти знания самостоятельно, в ходе творческого, исследовательского поиска. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» - с этим утверждением А.Дистервега не спорит уже ни один современный учитель.

         В педагогической науке появилось новое понятие широкого масштаба: исследовательское образование. Его составляющие многогранны: исследовательское поведение ребенка, исследовательская практика, исследовательский метод, исследовательский поиск, активность, исследовательская  работа.

        Исследовательское обучение – подход к обучению, главная цель которого – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В основе исследовательского обучения лежит исследовательское поведение детей – один из возможных источников получения ребенком представлений о мире. Эту логическую цепочку продолжает  исследовательская, поисковая активность – естественная биологическая потребность на познание мира, внутреннее стремление к самопознанию. А главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Он входит в арсенал методов обучения современной педагогики. Но ситуация сегодня такова, что исследовательский метод не может быть просто фрагментальным, он должен доминировать в образовательной практике над репродуктивными методами.

        Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблемы, выработка и постановка гипотез, наблюдение, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

        Вопрос о том, как обучать детей школьного возраста специальным знаниям, умениям, навыкам, необходимым в исследовательском  поиске, а также методам обработки полученных материалов сложен и только начинает рассматриваться в педагогической литературе. Программ и методики такого обучения не найти. На помощь учителю в последнее время пришли развивающие программы начальной школы. Учебники нового поколения по ряду предметов в среднем и старшем звене школы. И по-прежнему главным остаётся  профессионализм учителя, его «исследовательская « по сути душа, учительское чутьё, стремление к вечному обновлению и экспериментаторству.

        Венцом исследовательской деятельности учащихся ( за исключением учащихся начальной школы) должна стать исследовательская работа – конечный продукт.

        Основными этапами создания исследовательской работы являются:

--- актуализация проблемы (выявление её и определение направления будущего исследования);

--- определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые необходимо найти);

--- выбор темы исследования (попытка как можно четче обозначить границы поиска);

--- выработка гипотезы;

--- определение последовательности и проведения исследования;

--- сбор и обработка информации;

--- анализ и обобщение полученных материалов;

--- выбор формы отчета (письменный текст доклада, устный текст доклада, учебно-исследовательская работа, статья, текст компьютерной презентации, планшет и тд.)

--- презентация (публичная защита с ответами на вопросы).

        Как рождаются исследовательские работы?

Поделюсь опытом появления работ гуманитарного характера в своей школе и собственной практике. Это может быть планово. Для меня стало традицией предлагать учащимся по их желанию делать исследования при изучении романа Пушкина «Евгений Онегин». Ведь слишком благодатный материал, поистине «энциклопедия русской жизни». Предлагаю примерные объекты для исследования, проверяю интерес к ним, желание. Потом совместно определяем тему более конкретно с каждым старшеклассником. В итоге в моей методической папке «Проектные, творческие и исследовательские ученические работы» имеется сегодня только по роману Пушкина 11 исследований. Лучшие из них: “Литературные пристрастия дворянского общества начала 19 века», «Костюм молодого дворянина первой трети 19 века», «Возраст героев романа «Евгений Онегин», «Дамские салоны во времена Пушкина», «Семантика слова «зевать» в романе «Евгений Онегин».

        Одной из форм итоговой аттестации в 11 классе по литературе многие годы был реферат. Учащиеся с гуманитарными наклонностями выбирали такую форму экзамена с удовольствием. Словесники нашей школы всегда предлагали такие темы для рефератов, в основе которых было бы серьезное исследование литературного материала, а не конспектирование работ критиков. И многие из таких рефератов эксперты признавали исследовательскими работами, которые получали высокую оценку. Элективные курсы, спецкурсы стали благодатной почвой для «рождения» исследовательских работ. Часто исследовательские работы появляются и в рамках ученических проектов. И это закономерно: в основе проектной деятельности лежит исследовательский метод. Исследования могут появиться и спонтанно, например в результате экскурсий по литературным и историческим местам, городам России, заочным экскурсиям по странам и континентам. Мне очень нравится, когда темы исследований появляются неожиданно, особенно когда подсказывают их сами дети или когда они рождаются совместно с классом и учителем.

        Всплеск любого вида деятельности в школе возникает при объявлении конкурсов или конференций. К 80-летию Самойловского района объявлен районный конкурс ученических проектов. И школа загудела, как улей! Она в работе над общим проектом «Загадки бабушкиного сундука», который состоит из множества минипроектов.

        К этому же событию чуть позже запланирована ученическая конференция исследовательских работ по теме «Самойловка вчера, сегодня, завтра». И вот уже выбраны темы, начались поиски, закипела работа, активизировался коллектив учащихся и учителей. Темы исследований самые разнообразные: «Демографическая ситуация моего поселка сегодня», «Украинский язык в судьбе и культуре Самойловки», «Моя родословная», «Что связывает украинского поэта Т.Г.Шевченко и российскую глубинку Самойловку»? «Поднятая ли целина в Самойловке»? (История коллективизации), «Земляки – афганцы», «Частушка на земле Самойловской», «Что в имени тебе твоем»? «История памятника погибшим воинам-землякам».        

 Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу.

        Всё разнообразие тем для исследовательской работы учащихся можно условно объединить в 3 основные группы:

---- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений;

--- эмпирические – темы, связанные с социологическим опросом, собственными наблюдениями, с практикой;

--- теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических исследованиях, художественных произведениях и т.д.

        Каждый учитель, организующий и координирующий исследовательскую деятельность своих учеников, должен помнить об основных принципах исследований.

        Любая исследовательская работа предполагает принцип добровольности и личной заинтересованности. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась учителю, должного эффекта не даст.Не буду лукавить, мои юные исследователи редко сами выдвигают идеи или темы исследовательских работ. Чаще это делаю я, но предлагаю осторожно, «хитро», с учетом склонности ребенка. И в итоге ситуацию представляю так, как будто идея была не моя, его собственная. Бывают случаи, когда «юные дарования» отвергают мои предложения.

        Считаю, что нет большей радости для учителя, когда его воспитанники самостоятельно выдвигают идеи будущих исследований и дают им названия. И особенно отрадно, когда в их работах находят отражение их личные интересы и привязанности. Так при изучении в 5 классе рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро» 2 мальчика предложили интересующие их темы: «Таежные приметы в рассказе» и «Рыбное богатство в рассказе и в справочнике рыболова». А шестиклассница, не дожидаясь моего предложения,  после изучения рассказа А.Платонова «Корова» принесла черновой вариант работы «Две коровы» (по рассказу А.Платонова и стихотворению С.Есенина ). После  доработки получилось маленькое, но очень оригинальное детское исследование.

        Доступность – принцип, связанный с учетом возрастных особенностей учащихся. Школьникам, впервые приобщающимся к исследовательской работе в средней школе, мы, словесники, обычно предлагаем простые в теоретическом плане темы. Обычно эти темы предполагают описание одного, уже известного из школьного курса языкового или литературного явления, но на новом материале. Юные исследователи с развитой языковой рефлексией нередко проявляют интерес к речи своих ровесников. Очень распространены сегодня работы о школьном сленге, о засорении русского языка, о проблемах культуры речи, о прозвищах. Юные книголюбы любят исследовать клички героев художественных произведений, крылатые слова, говорящие имена и фамилии, сопоставлять исторические события в книге и в научной литературе. Искусство взрослого состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать такой выбор, который он бы считал своим.

        При выборе темы важно придерживаться принципов проблемности и конкретности. Если тема сформулирована чересчур общо, ученику нечего исследовать, можно только сделать обзор существующих работ. Навряд ли темы «Наполеон и наполеонизм в русской литературе» или «Дуэль в произведениях классической литературы» будут исследованиями. Они сразу спровоцируют старшеклассника на написание реферата. К сожалению, на практике нередко исследования подменяются рефератами. Это можно наблюдать и в средней, и в высшей школе. Поэтому я не рекомендую своим учащимся выбирать темы общего литературоведческого и лингвистического характера. Пусть лучше исследовательская работа будет небольшого объема, но проблемная и одновременно конкретная. Удачно сформулированные темы, с четко продуманными границами исследования  очень важны в работе любого исследователя. Вот примеры  тем  на основе языкового материала  с удачной формулировкой : «Как нас заставляют покупать( язык телерекламы)», «Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе», «Прозвища в речевом общении школьников», «Влияние Интернета на нашу речь». А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка и имеющих размытые границы для исследования: «Реклама в современном мире», «Феномен анекдота», «Юмор в школе», «Молодежный сленг».

        Посильность – это принцип учета возможностей школьников. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция обычно касается не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины. Опыт показывает, что при самостоятельном выборе темы ученики плохо представляют границы своих возможностей и глубину выбранного предмета исследования. И в этом им должен помочь руководитель работы, учитель.  На 2 областной  научно-практической конференции учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык в 21 веке» 30% исследовательских работ не вышли во второй тур,  потому что имели непомерно широкие темы, где юные исследователи пытались «объять необъятное». Куда более плодотворными оказались самостоятельные исследования  языкового материала небольшого объема. Моя ученица Шестакова Ольга (8 класс) на этой конференции с исследовательской работой «Прозвища в речевом общении школьников» заняла 3 место. И успех её работы, по моему мнению, определен соблюдением принципов посильности, проблемности, конкретности и оригинальности.

        Принцип оригинальности не помешает никакой работе. Оригинальность следует понимать не только как способность найти нечто неожиданное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Способность находить  оригинальные точки зрения  на разные, в том числе известные предметы, явления и проблемы отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

        Итак, выбор темы исследования – очень серьезный этап, определяющий будущую учебно-исследовательскую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская информационная работа "Россия - Америка: two wars in 1812, the first Ambassador in Russia"

Основная тема работы - Отечественная война 1812 года в России  с точки зрения иностранца. В работе исследуется­ редкий историческ­ий факт: пребывание­ будущего шестого Президента­ США в России в ...

Рабочая программа курса по выбору "Учебно-исследовательская деятельность

Данная программа ставит  основную цель - обучить учащихся  навыкам учебного исследования. В работе представлен не только учебно-тематический план программы, но и собраны полезные памятки для...

Учебно-исследовательский проект «Мой выбор – моя судьба»

Учебно-исследовательский проект «Мой выбор – моя судьба»...

Презентация по теме "Учебно-исследовательская работа" 8 класс

Презентация по теме "Учебно-исследовательская работа". Проектная работа....

Сборник учебно-исследовательских краеведческих работ обучающихся "Бичкн Торскм"

     Информационный тематический сборник продолжает серию публикаций по реализации региональной  программы «Бичкн Торскм» в рамках туристско-краеведческого движе...