Взгляд на картину. "Бурлаки на Волге" И.Е.Репина. Подготовка к написанию отзыва.
статья по литературе (7 класс) на тему

Козлова Татьяна  Алексеевна

Данный материал был опубликован в журнале "Литература в школе"  №2 за 2012 год.  Это разработка урока. Мы обращаемя к картине Репина при формировании понятия об отзыве и подготовке к его написанию. Цель урока - обогатить словарь учащихся новыми терминами, сформировать умение высказывать своё мнение о произведении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzglyad_na_kartinu.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взгляд на картину.

Подготовка к написанию отзыва.

Автор:   Козлова Татьяна Алексеевна,

               учитель русского языка и литературы,

Место работы:    МОУ    Мохсоголлохская

                        средняя

                       общеобразовательная школа

        Давней традицией преподавания литературы в школе является привлечение произведений живописи. Работа с картиной не является самоцелью, она уместна лишь тогда, когда способствует лучшему усвоению программного материала, помогает в достижении образовательных и воспитательных целей. Такая работа  углубляет проникновение в литературное произведение, способствует развитию эстетических чувств и восприятий. Важно не только научить учащихся чувствовать  произведение искусства, но и судить о нём, выражать своё мнение.

        Работать с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» очень сложно и ответственно. Её содержание далеко от современной действительности, люди, изображённые на ней непонятны современным школьникам, пугают их своей схожестью с теми, кто оказался за бортом нормальной жизни. Замечательный русский критик В.Стасов писал: «Картину «Бурлаки» я нахожу одною из самых замечательных картин русской школы, а как картина на национальный сюжет – она решительно первая изо всех у нас. Ни одна другая не может сравниться с нею по глубине содержания, по историчности взгляда, по силе и правдивости типов, по интересу пейзажа и внешней обстановки в связи с действующими лицами; наконец, по своеобразию художественного исполнения».

        Я обратилась к этой картине, когда необходимо было сформировать понятие об отзыве и подготовиться к его написанию.  Урок имел следующие  цели: обогатить словарный запас учащихся новыми словами (искусствоведческими терминами), прививать интерес к живописи,  учить воспринимать произведение живописи целостно, адекватно замыслу художника, формировать умение высказывать своё мнение о произведениях живописи.

        На доске – портреты И.Е.Репина, В.В.Стасова, П.М.Третьякова, репродукции картин Репина.

        Слово учителя.

        Сегодня на уроке мы приоткроем дверь в творчество великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Мы будем говорить только об одной его картине. Обратим внимание на эпиграф к уроку (он написан на доске): «Самый большой триумф художника – если он заставляет мыслить и чувствовать тех, кто на это способен» (Э.Делакруа). Картина «Бурлаки на Волге», о которой мы сегодня будем говорить, действительно потрясла, заставила «мыслить и чувствовать» всех современников Репина, которые были на это способны. А способны ли мы на это?

        Рассматривание картины.

        Посмотрите внимательно на картину, сосредоточьтесь на ней. Какие мысли и чувства она вызывает? Напишите на листочке свои впечатления, запишите кратко, отдельными словами, а не предложениями… Отложите эти листочки. Эти записи вам понадобятся, когда вы будете писать отзыв о картине. Может быть, ваше восприятие картины изменится после того, как вы узнаете историю создания картины, её место в творчестве художника. Но прежде нам нужно уяснить значение слов, без которых мы не сможем говорить о труде художника и о картине. Дома вы должны были уточнить значения этих слов.

        Словарная работа.

        Слова написаны на доске, учащиеся объясняют их значения.

ЭСКИЗ – набросок будущей картины.

КОМПОЗИЦИЯ – построение картины.

ЭТЮД – от французского «изучение». Художник, работая над картиной, изучает лица людей, природу, рисует и пишет их.

ПАЛИТРА – это дощечка, на которой  художник смешивает краски.

ПЕЙЗАЖ – изображение природы.

КОЛОРИТ – сочетания разных цветов в картине.

        Рассказ о художнике (сообщение ученика).

        Великий русский художник Илья Ефимович Репин жил долго и всю свою жизнь неутомимо работал. Он написал сотни больших и маленьких картин, портреты разных людей, а рисунков сделал тысячи. Репин говорил, что часы работы – лучшие часы его жизни.

Посмотрите на портрет художника. Свой портрет Репин написал сам. Какое у него серьёзное лицо, какой зоркий, внимательный взгляд!

Репин на автопортрете молодой, но его уже называют «первым русским художником». Славу ему принесла картина «Бурлаки на Волге». Он писал эту картину  пять лет, много думал над ней, несколько раз переделывал. А когда окончил работу – все поразились. Ничего похожего в русском искусстве прежде не было.

Всё удивительно в этой картине: и необыкновенные люди, и замечательное мастерство художника.

Замысел полотна возник ещё в то время, когда Репин был студентом. Ему оставалось два года до окончания Петербургской Академии художеств. Художник вырос на Украине и никогда не видел бурлаков. Встреча с ними произошла на реке Неве и поразила Репина. Он решил, что слишком мало знает о бурлаках. В то время самым бурлацким краем была Волга. По великой реке двигалось множество судов. И Репин решил ехать на Волгу – знакомиться с бурлаками.

        Художник создаёт множество эскизов. Вернувшись в Петербург, он показывает свои летние работы начальству Академии художеств, устроив выставку. По свидетельству очевидцев, этюды и эскизы были удивительны. Толпы  ходили и смотрели их.

        Великий князь Владимир Александрович, брат российского императора, увидев эти эскизы, сразу выразил желание купить картину. Он  выплачивал Репину аванс для того, чтобы художник мог работать над полотном. Через два года художник опять едет летом на Волгу – пишет этюды, делает композицию.

Осенью его мастерскую посещает приехавший из Москвы Третьяков (здесь мы видим его портрет, написанный Репиным). Знаменитый коллекционер очень хочет иметь будущую картину у себя в галерее. Это большая честь для художника! Но как же быть? Картина уже обещана великому князю, и Репин получал авансы. Может быть, великий князь передумает и купит другую картину? Третьяков очень надеялся на это. Но князь подтверждает своё решение приобрести картину и выплачивает Репину всю сумму за картину.

«Бурлаки на Волге»  выставляются сначала в России. Потом за границей. Репин получает награду. После этого картина поселилась в княжеском дворце. В настоящее время картина Репина «Бурлаки на Волге» находится в Русском музее в Петербурге.

О стихотворении Некрасова «На Волге».

        Неизгладимое впечатление произвела на Репина встреча с бурлаками. Репин «заболел» ими. Он работает над картиной уже два года, когда другой, не менее талантливый  человек создаёт произведение, в котором рассказывает о встрече с бурлаками и чувствах, вызванных этой встречей. Это великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Он публикует стихотворение «На Волге». Ещё через три года закончена картина Репина «Бурлаки на Волге», и многие подумали, что эта картина – отклик на стихотворение Некрасова. Но это не так. Два великих человека создали свои  произведения независимо друг от друга. И чувства их похожи! Послушаем отрывок из стихотворения Некрасова. (Слушаем аудио, у учащихся на столах тексты стихотворения Некрасова)

        Вопрос. Какие строчки созвучны картине?

        Да, сердце «дрогнуло» и у великого поэта, и у великого художника при виде бурлаков. Но что же значит  слово «дрогнуло»? Какие чувства скрываются за ним? Сначала Репину было больно и стыдно, что люди ради куска хлеба  впрягаются в лямки вместо рабочего скота. Но когда художник узнал бурлаков ближе, он изменил своё отношение.

        Кто такие бурлаки? (Сообщение учащегося.)

В старину бурлаки тянули по реке суда с грузом. С судна бросали на берег прикреплённую к мачте длинную верёвку – бечеву; за неё цепляли ременные петли – лямки; бурлаки впрягались в лямки и тащили судно против течения.

Бывало, и месяц, и два месяца шли они под палящим солнцем или под проливным дождём, навалясь грудью на лямку. В долгом пути бурлак иногда стаптывал двадцать пар лаптей.

Когда жил Репин, по рекам уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было выгоднее, дешевле запрягать в лямки людей.

Группа бурлаков называлась артелью. Передний, головной бурлак был самый опытный из всех. Его называли «коренным». Он, и не оглядываясь, чувствовал, кто как тянет, если артель сбивалась с шага, головной командовал: «сено-солома», «сено-солома». Так он говорил вместо «правой-левой», - все подхватывали команду и через минуту снова шагали дружно.

Чтобы тянуть ровно, идти в ногу, не дремать на ходу, бурлаки пели песни. С песней всякая работа легче. Одну песню затягивали под равномерный бурлацкий шаг. Другую песню – когда встречный ветер сносил судно, а бурлаки старались удержать его. Третью песню – когда тяжёлое судно садилось на мель.

        Любимой песней у бурлаков была «Дубинушка».

Эх, дубинушка, ухнём!

Эх, зелёная, сама пойдёт!

Идёт, идёт,

Идёт, идёт,

Сама пойдёт!

        Бурлаки дружно налегали на лямки, крепко упирались ногами в мокрый песок – и вот тяжёлое плоскодонное судно, барка, доверху гружённая хлебом, солью или известью, нехотя сползала с мели и уже опять качалась на глубокой воде.

        Работа по картине.

        Когда Репин узнал бурлаков ближе. Он стал восхищаться ими. Какие замечательные, не похожие друг на друга люди связаны верёвкой-бечевой, то есть общим бурлацким трудом! Он узнал, что среди бурлаков разные люди: бывшие солдаты, священники, учителя. Кто-то всю жизнь в бурлаках, а кто-то лишь короткое время. Они размышляют и говорят обо всём, что происходит вокруг, глубоко чувствуют радости и печали жизни. И все вместе они – не угрюмая ватага, замученная непосильной работой, а настоящее товарищество необыкновенных, умных, свободолюбивых людей. Нет, не жалость к бурлакам звала теперь художника писать картину, а уважение и любовь к ним.

Одновременно с главной картиной Репин пишет картину «Бурлаки, идущие вброд». Она теперь в Государственной Третьяковской галерее. Помните (из рассказа об истории создания картины), что Третьяков очень хотел приобрести «Бурлаков на Волге», но великий князь не уступил. Среди картин Репина (см. на доску) мы можем увидеть и портрет самого Третьякова, и картину «Бурлаки, идущие вброд».

Репин, не переставая, размышлял над главной картиной. Он создал не один эскиз, менял композицию, пейзаж.

        Вопросы и задания. Какой пейзаж выбрал художник после долгих творческих мук? Опишите пейзаж в этой картине, опираясь на карточку №1. Вам нужно только вставить определения.

Карточка №1.

        В картине Репина  … небо покрыто … облаками. Перед вами раскинулась … Волга. Она словно млеет и спит под … солнцем. Где-то вдали мелькает … пароход. Ближе золотится … парус … судёнышка.

         Прочитаем, что получилось.

Вам предстоит описать бурлаков. Все они по сути выполняют одну и ту же работу. Как же нам избежать повтора одних и тех же слов? Сейчас мы потренируемся в  подборе глаголов, которые можно использовать при описании бурлаков. Постарайтесь избежать повторений. Пока вы работаете с карточками, будет звучать любимая песня бурлаков – «Дубинушка».               1 вариант – карточка №2; 2 вариант – карточка №3.

Карточка №2

        В этой ватаге бурлаков … самые разнородные типы. Впереди  …, словно пара могучих буйволов, главные богатыри с всклокоченной головой, бронзовой от солнца грудью и жилистыми руками. За ними … свою лямку третий богатырь с волосами, перевязанными тряпкой. За их спинами … высокий, худой, покуривающий трубку бурлак. Позади него … пот со лба страшно больной и иссохший старик.

Карточка №3

        Вторую часть этой артели … крепкий, бодрый старик. Он …  на ходу набить свою трубочку табаком. За ним единственный человек в сапогах: он суетливо … ногами. Ещё дальше … по сторонам бродячий грек с великолепным профилем. Последний … голову на грудь и тихо …, размахиваясь из стороны в сторону.

        Внимательно слушаем, что получилось в результате самостоятельной работы. Выбираем наиболее удачные варианты.

        Вопросы. О ком из героев картины не сказано в этих карточках? (О мальчике.) Что вы можете сказать об этом герое? Если мы на основе этих трёх карточек напишем текст, то к какому типу речи мы его отнесём? Какие типы речи мы знаем? Текст, составленный на основе этих карточек, мы можем назвать отзывом? Что такое отзыв? С какой целью пишется отзыв и  какому типу речи принадлежит?

        Карточки, по которым вы работали, были составлены мною по статье замечательного русского критика, теоретика и историка искусства Владимира Васильевича Стасова. Познакомимся со статьёй  Стасова, поучимся у него.

        Чтение и анализ искусствоведческих текстов (отпечатаны по одному экземпляру на стол, раздаются на данном этапе урока) .

Картина Репина «Бурлаки на Волге»

         В картине Репина перед вами широкая, бесконечно раскинувшаяся, словно млеющая и заснувшая под палящим июльским солнцем. Где-то вдали мелькает дымящийся пароход, ближе золотится тихо надувающийся парус бедного судёнышка, а впереди, тяжело ступая по мокрым отмелям и отпечатывая следы своих лаптей на сыром песке, идёт ватага бурлаков. Запрягшись в свои лямки и натягивая постромки длинной бечевы, идут в шаг эти одиннадцать человек, живая машина возовая, наклонив тела вперёд и в такт раскачиваясь внутри своего хомута.

        В этой ватаге бурлаков сошлись самые разнородные типы. Впереди выступают,  словно пара могучих буйволов, главные, коренные. Это дремучие какие-то геркулесы, со всклокоченной головой, бронзовой от солнца грудью и жилистыми, неподвижно висящими вниз руками. Что за взгляд неукротимых глаз, что за раздутые ноздри, что за чугунные мускулы! Тотчас позади них натягивает свою лямку, низко пригнувшись к земле, ещё третий богатырь, тоже в лохмотьях и с волосами, перевязанными тряпкой. (…) Тут же за их спинами, немного фальша и ухитрившись поменьше везти, идёт отставной, должно быть, солдат, высокий и жилистый, покуривая коротенькую люльку; позади всех жёлтый, как воск, и иссохший старик; он страшно болен и измождён, и, кажется, немного дней остаётся ему прожить; он отвернул в сторону бедную свою голову и рукавом обтирает пот на лбу, пот слабости и безвыходной муки.

        Вторую половину шествия составляют: крепкий, бодрый, коренастый старик; он прислонился плечом к соседу и, опустив голову, торопится на ходу набить свою трубочку из цветного кисета; за ним отставной рыжий солдат, единственный человек из всей компании. Обладающий сапогами и засунутыми туда суконными штанами, на плечах у него жилет с единственной болтающей и сверкающей на солнце пуговицей: он суетливо и порывисто ведёт свою работу и частит ногами; ещё дальше кто-то вроде бродячего грека, с чертами всё ещё наполовину античными; ему тошно и непривычно, он беспокойно поднимает свой всё ещё великолепный, несмотря на бесконечное мотовство жизни, античный  профиль и широкими красивыми глазами озирается кругом. Последний тихо шагает, размахиваясь из стороны в сторону, как маятник, быть может, наполовину в дремоте и совершенно опустив голову на грудь, бедный лапотник, последний и отделившийся от всех.

        И всё это общество молчит: оно в глубоком безмолвии совершает свою воловью службу. Один только шумит и задорно кипятится мальчик, в длинных белых космах и босиком, являющийся центром и шествия, и картины, и всего создания. Его яркая розовая рубашка раньше всего останавливает глаз зрителя на самой середине картины, а его быстрый сердитый взгляд, его своенравная, бранящаяся на всех, словно лающая фигурка, его сильные молодые руки, поправляющие на плечах мозолящую лямку, - всё это протест и оппозиция могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем, дикарей-геркулесов, шагающих вокруг него впереди и сзади.

В.В.Стасов.

Вопросы и задания. Определите тип речи данного текста, его стиль. (Описание, научный стиль, но поскольку передаёт эмоциональное восприятие картины – много художественных средств.) Какие художественные средства использует автор, передавая эмоциональное восприятие картины? Ответ подтверждайте примерами.

        Художественный и музыкальный критик, выдающийся деятель культуры Владимир Васильевич Стасов, чью статью мы читали, был современником Репина.  Сегодня мы познакомимся с ещё одним текстом, в котором речь идёт о картине «Бурлаки на Волге». Автор этого текста – искусствовед, наш современник Владимир Ильич Порудоминский.

Солнце на холсте

        Картину «Бурлаки на Волге» называли солнечной. И правда, Репин будто плеснул на холст живое солнце. Его светом пронизаны дали, оно блестит на глади воды, золотит парус плывущей барки.

Солнце раскалило песок отмели, по которой идут бурлаки; этот раскалённый песок, нежная, чуть розоватая дымка над водой сразу переносят зрителя в жаркий летний полдень, когда воздух дрожит и звенит от зноя.

Картина Репина не пестрит красками. Он очень вдумчиво выбирает цвет – жёлтый, голубой, розовый; зато сколько оттенков у каждого цвета!

Приглядитесь, как изменяется жёлтый: то жёлто-золотой, то блёклый, то размытый, то коричневатый.

Пока не всмотришься в картину, не поверишь, что бурлацкая артель и пейзаж – отмель, вода, небо, берег – написаны одними и теми же красками. Для одежды бурлаков художник брал тот же голубой, жёлтый, розовый цвет. Но когда Репин пишет природу, краски лёгкие, радостные, а когда – бурлаков, он ищет другие оттенки – краски становятся густыми, мрачными, тревожными.  

В яркий солнечный полдень бурлаки в самом деле будто тёмная туча: такими они показались художнику, когда он увидел их впервые. Но густые, плотные краски, которыми написаны фигуры бурлаков, их смуглые, дочерна загорелые лица и руки, позволили художнику рассказать также про силу этих людей. Они точно отлиты из бронзы.

Обдумывая колорит картины, Репин не забывает и про каждого бурлака в отдельности.

На Канине  рубаха неяркого, спокойного цвета – в лад его неторопливым, серьёзным думам.

У Ильки-моряка рубаха красновато – лиловая, её беспокойный цвет так же тревожит зрителей, как яростный взгляд Ильки.

Пламенем взметнулась в тёмной толпе розовая рубаха непокорного Ларьки. Будто молния в туче. Этот звонкий розовый цвет вместе с ярким чистым румянцем на ещё не сожжённом загаром лице тотчас рассказывает о юности Ларьки, о его нежной и горячей душе.

В. Порудоминский.

( Учителю следует пояснить учащимся, почему герои картины имеют имена – Канин, Илька, Ларька.)

Вопросы и задания. К какому стилю и типу речи отнесёте этот текст? (Научно-популярный, рассуждение). В тексте-рассуждении должен быть тезис. Каков он здесь? (Плеснул на холст живое солнце.) Найдите искусствоведческие термины в этом тексте. Какие художественные средства использует автор? Выпишем на листочек определения, которые автор подбирает к словам краски, цвет. ( Краски - лёгкие, радостные, густые, мрачные, тревожные, плотные; цвет – блёклый, размытый, спокойный, яркий, неяркий, беспокойный, звонкий.) Как вы думаете, с какой целью написан этот текст? Взгляните на те листочки, на которых вы кратко записали свои первые впечатления от этой картины. Изменилось ли ваше восприятие после знакомства со статьями искусствоведов?

Подведение итогов. Мы познакомились с двумя текстами, написанными об одной картине. Вы видите, как по-разному можно взглянуть на одно и то же произведение искусства. Вам предстоит написать отзыв о картине. Не забудьте использовать записи о первом впечатлении, которое произвела на вас эта картина. Но не обязательно писать отзыв о картине Репина «Бурлаки на Волге». Вы можете написать отзыв о другой картине, которая произвела на вас сильное впечатление.

Данный урок достиг своих целей. Ребята поняли, что взгляд на картину может быть разным, что первое впечатление не всегда единственно верное, что статьи специалистов открывают другие горизонты, помогают глубже понять произведение искусства. Большинство учащихся написало отзывы о других картинах, и все без исключения работы были искренними, эмоциональными.

        

        

        

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации написания отзыва о книге.

Вспомогательный материал к уроку....

Подготовка к написанию эссе (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Материал содержит практические рекомендации по написанию эссе - выражение своего мнения и эссе "за" и "против", а также упражнения по закреплению навыков написания письменной части ЕГЭ....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

План написания отзыва о литературном произведении

Этот план поможет при написании отзыва о прочитанном произведении....

План-памятка "Написание отзыва о прочитанном художественном произведении"

Статья содержит план поэтапной работы над написанием отзывов, словарь синонимов - во избежание повторов....