Нравственный выбор человека (по рассказам В.П.Астафьева), 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Интегрированный урок литературы и ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nrav.vybor_cheloveka.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственный выбор человека:

ПРОЩАТЬ ИЛИ НЕ ПРОЩАТЬ?

Учитель: Тарасова С.В.

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через выявление идейного содержания рассказов В.П.Астафьева и  приобщение учащихся к православным традициям.

Задачи:

  1. Анализ рассказов В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» и «Последний поклон»
  2. Ознакомление с традициями праздника Прощеное воскресенье
  3. Этимологический и морфемный анализ слов «простите» и «извиняюсь»
  4. Повторение сюжета и смысла «Притчи о блудном сыне»
  5. Ознакомление с теорией развития греха в душе человека
  6. Сделать выводы о значении прощения в жизни человека

        Сейчас идет самое важное время в жизни православных христиан – время Великого поста. Многие воспринимают пост как обузу, как непонятную необходимость отказываться от каких-то продуктов: мясной и молочной пищи, но это неверный взгляд на пост. В каждой проповеди, которую мы слышим в храме в это время, упоминается о том, что пост – это прежде всего воздержание от того, что оскверняет душу человека. А оскверняют ее дурные помыслы, обиды, ссоры, злоба. Пост – это время пересмотреть свои взгляды на свое отношение к ближним, это время очищения души. А душа человека очищается лишь покаянием и прощением. Сегодня мы с вами поговорим о важности нравственного выбора человека: что выбрать – пойти широкой дорогой и быть «как все» или пойти узкой тропинкой и стать выше желания обидеться, отомстить, наказать, суметь простить и понять.

        Сегодня на уроке мы обратимся к произведению В.П. Астафьева “Последний поклон”, посвященному бабушке писателя. В.Астафьев затрагивает в нем очень важную тему  – тему взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека. В основу произведения легли воспоминания писателя о собственном детстве, о своей жизни, т.е. оно автобиографично. Мы обратимся к двум рассказам из этой повести – «Конь с розовой гривой» и «Последний поклон».

        Но прежде чем мы перейдем к его обсуждению, ответьте на вопрос:

- Что такое прощение? Насколько оно необходимо и для того, кто виноват, и для того, кто прощает?

- Каков сюжет рассказа «Конь с розовой гривой»?

- Исполнилась ли мечта мальчика – получить «пряник конем»? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: «По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».). Но какой ценой?

- В чем заключается внутренний конфликт героя? (по таблице)

Внутренний конфликт героя (таблица)

Путь «вниз» к нравственному падению

Путь «вверх» (к раскаянию в проступках

- нравственному возрождению)

1. «Попался на уду»

1. «Сразу покаялся»

2. «Решительно вытряхнул ягоды на траву»

2. «Повторял я гаснущим голосом».

3. «Напустил на себя отчаянность: «Я еще у бабушки калачи украду!»

3. «Расскажу обо всем…

От этого решения мне стало легче…»

4. «Бабушка унесла туесок…Я подумал, что бояться мне нечего и жизнь не так уж худа»

4. «Не буду так делать…И слушаться тебя не буду!»

5. «Я пробрался в кладовку, вынула из ларя калач…Потом еще принес…»

5. «Тут я провалился сквозь землю…

Слезы сыпанули из моих глаз. Тут даже дед

не выдержал моего полного раскаяния»

Какие поступки героя еще можно исправить? Что уже исправить нельзя?

То, что можно исправить:
1. «Попадает на уду»
2. «Отдает ягоды»
3. «Я еще калач украду»

«
Падение» героя:
4.Обманывает бабушку, идет гулять
5. Крадет калачи

Почему герой не может остановиться? Он обманул бабушку, но ведь можно же было не воровать? (Плохие поступки «затягивают» его все дальше. Также преступники, совершив преступление однажды, идут дальше…)

Интересно, что путь нравственного падения героя соответствует т.н. «теории прилога» в православном учении. Каким образом человек приходит к тому, что совершает грех? Сразу ли он согрешает делом? Конечно, нет. Все идет от мысли.

«ТЕОРИЯ ПРИЛОГА» В ПРАВОСЛАВНОМ УЧЕНИИ

(объяснение на «пяти пальцах»).

Весь ход развития греха от мысли, к делу изображается так: сначала бывает Прилог (это зарождение в душе против воли человека греховной мысли), далее Внимание (установление сознания на родившейся греховной мысли, размышление насчет этой мысли), потом Услаждение и Желание (греховный помысел начинает нравиться, человек соглашается с ней, даже находит удовольствие от этого. На этой ступени человеку необходимо собрать все силы духа, чтобы остановиться не впасть в грех), из него Решимость (человек ищет средства для совершения греха). И, наконец, само греховное дело.

- Когда герой задумывается о своих поступках? С чего начинается духовное возрождения героя?

Ночью, когда голос совести ничто не может заглушить:  

«Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всем: и про туесок, и про домовниху с домовым, и про калачи, и про все, про все…»
От этого решения мне стало легче, и я не заметил, как закрылись глаза.

               

Путь к покаянию (см. таблицу)

1. — Не буду так делать! — запротестовал я. — И слушаться тебя не буду!..

2. Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть.

3. Я заширкал носом и так долго копившиеся слезы ягодой, крупной земляникой, пятнай ее, сыпанули из моих глаз, и не было им никакого удержу.

4. Даже дед не выдержал бабушкиных речей и моего полного раскаянья.

- Какова развязка истории? (Напряжение достигает кульминации: герой слышит, как бабушка рассказывает о своем позоре и его дедушке. Что из-за него она невольно обманула покупателя. дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы, слезы раскаяния, «хлынули безудержно». Дед помогает внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощения…»).

- Какой смысл в том, что герой попросил прощения? (Ему стало легче, слезы раскаяния смывают тяжесть проступка. Мучительный стыд не дает Витьке показаться на глаза людям, вызывает мысль о смерти как единственном спасении от позора, но совет дедушки попросить прощения разрешает внутренний конфликт внука, помогает ему сделать давно уже созревший в душе нравственный выбор.).

- А перед бабушкой стоял ли нравственный выбор? (Простить или наказать!).

- Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который ее обманул? (Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание.).

СЛАЙД: Чего в мире становится больше в результате непрощенной обиды: добра или зла?

Какую притчу напоминает нам рассказ Астафьева? «Притча о блудном сыне». В чем сходство с рассказом?

(пересказ, чтение Притчи на СЛАЙДЕ)

Какой день Православная Церковь установила для того, чтобы каждый мог примириться с ближними перед Великим постом? (Прощеное воскресенье). Что вы знаете об этом дне?

ВИДЕО «Прощеное воскресенье».

- Почему Прощеное воскресенье наступает именно перед Великим постом?

- В какой из своих проповедей Христос заповедовал не осуждать и прощать друг друга? (Нагорная проповедь)

ВИДЕО «ПРОЩЕНИЕ»

СЛАЙД:

Свт. Игнатий Брянчанинов говорил: «Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, услышьте Слово Божие: простите ближним согрешения их пред вами».

Преп. Ефрем Сирин  также наставлял: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешения против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя».

Почему нельзя сказать «Я извиняюсь», но нужно говорить: «Прости меня»?

Что означает возвратный постфикс СЯ (СЬ)? (я купаюсь, возвращаюсь, одеваюсь: делаю сам для себя, сам с собой). Получается, «извиняюсь» – это «извиняю сам себя». А зачем же говорить другим, что ты сам себя прощаешь?

Маленький Витя просит прощения у своей бабушки, и все встает на свои места, делается «простым» (прощение – от слова «просто»).

СЛАЙД.Успел ли попросить прощения у бабушки наш герой, ставший взрослым? Почему? Как бы вы поступили на его месте?

Обратимся к одной из последних глав романа, которая называется так же, как и все произведение Астафьева – «Последний поклон».

Как сохранялась связь бабушки с внуком, ушедшим воевать?     

Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.

     -- Живой я остался, бабонька, живой!..

     -- Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась  мне в грудь. Она  целовала  там,  где  сердце, и все повторяла:

      --Молилась, молилась...

     -- Потому я и выжил.

Как помогала бабушка повзрослевшему внуку?

     -- А посылку, посылку-то получил ли?

     Время  утратило для бабушки свои определения.  Границы его стерлись,  и что  случилось давно, ей  казалось, было  совсем недавно; из сегодняшнего же многое забывалось, покрывалось туманом тускнеющей памяти.

     В  сорок  втором году, зимою, проходил  я подготовку в запасном  полку, перед самой  отправкой на фронт. Кормили  нас из рук  вон  плохо,  табаку  и совсем  не давали.  Я стрелял  курить у тех  солдат,  что получали  из  дому посылки,  и  пришла  такая  пора, когда  мне  нужно  было  рассчитываться  с товарищами.

     После долгих колебаний я попросил в письме прислать мне табаку.

     Задавленная  нуждой Августа отправила в запасной полк мешочек самосада. В  мешочке  оказались еше горсть мелко нарезанных сухарей  и стакан кедровых орехов. Этот  гостинец  --  сухаришки  и  орехи  -- собственноручно зашила в мешочек бабушка.

Насколько сильна любовь бабушки к внуку?

Что узнает герой о своей бабушке, о ее жизни?

Узнал вот,  когда обезножела  бабушка и не  могла носить воду с Енисея, мыла  картошки росой. Встанет до  свету, высыплет ведро картошек  на  мокрую траву и катает их граблями, будто бы и исподину росой стирать пробовала, как житель сухой пустыни, копила  она дождевую воду в старой кадке, в корыте и в тазах...

     Вдруг  совсем-совсем недавно, совсем нечаянно узнаю, что  не  только  в Минусинск и Красноярск ездила бабушка,  но  и на моленье  в  Киево-Печерскую лавру добиралась, отчего-то назвав святое место Карпатами.

- А бабушка твоя, Катерина Петровна, царство ей  небесное,  когда  на молитвы сходила в Карпаты, всех нас наделила ладаном и гостинцами. С тех пор и берегу, маленько совсем осталось -- на мою смерть осталось...

Мамочка  родная!  А  я  и  не знал такой подробности  в жизни бабушки, наверное,  еще  в  старые  годы  добиралась  она  до  Украины, благословясь, вернулась оттуда, да боялась рассказывать об этом в смутные времена, что как я  разболтаю о молении бабушки, да из школы меня попрут,  Кольчу-младшего из

колхоза выпишут... (от СИБИРИ до УКРАИНЫ!)

Что стало следствием того, что наш герой смалодушничал, побоялся начальника, потерять работу?

И  живет  в  сердце  вина.  Гнетущая,  тихая, вечная.  Виноватый  перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее  в памяти, выведать у людей подробности ее жизни.  Да  какие  же  интересные  подробности могут  быть  в жизни  старой, одинокой крестьянки?

Какие эпитетами автор характеризует ощущаемую им вину?

Работа со словарем В.И. Даля.  СЛАЙД

Гнести - жать, давить, теснить, отягощать, нажимать, надавливать.

Гнетущая вина: в чем раскаивается герой?

      Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью -- всем, что  есть  на  этом  свете  дорогого  для  меня! Мне надо  бы  послать  того начальника куда следует,  бросить работу, продать  последние штаны и сапоги, да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого.

     Я еще не осознал тогда всю огромность  потери,  постигшей меня. Случись это теперь, я  бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

Тихая – 1. негромкий, слабый

               2. скромный, застенчивый

               3. скрытый, тайный

Тихая вина: что означает эпитет?

Нет у  меня таких  слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.

Вечный – 1. постоянный, нескончаемый, неизменный, продолжительный, пожизненный

Вечная вина:   почему вечная?

Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда  и  все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет.  И некому прощать...

Как пытается писать загладить свою вину? (Научить других ценить своих близких, успеть отдать им последний поклон).

Хочу,  еще  хочу  знать  и  слышать  больше  и  больше  о  бабушке,  да захлопнулась  за  нею  дверь  в немое царство,  и стариков почти  в селе  не осталось.  Пытаюсь  поведать  о  бабушке  людям,  чтоб  в  своих  бабушках и дедушках, в  близких и  любимых людях отыскали они ее и была  бы жизнь  моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна  сама человеческая доброта.

Почему же не проходит чувство вины? (Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет. И некому прощать...).

СЛАЙД

Прощение – это отпущение вины тем человеком, перед которым мы виноваты (или Богом). Сам себя человек не может, не имеет морального права прощать.

Но если человек осознает свою вину и кается, то обиженный им должен поступить так, как поступил отец из Притчи о блудном сыне.

- Чему учит нас произведение Астафьева?

  1. Люби ближнего своего, как самого себя
  2. Чтобы «исправить» проступок, необходимо раскаяние
  3. Лучше простить, чем наказать
  4. «Почитай отца твоего и мать твою» («Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью»)
  5. Нужно спешить попросить прощения
  6. Прощая, мы сами становимся счастливыми

- Нужно ли спешить попросить прощения?

Даже народная пословица гласит: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

Но даже перед смертью не поздно раскаяться и попросить прощения.

- Кто первый вошел в рай? (Один распятый разбойник злословил распятого Христа,  другой же разбойник. Напротив унимал его и говорил: Или ты не боишься Бога … мы осуждены справедливо. Он же ничего  плохого не сделал. И сказал Иисусу: «Помяни меня Господи , когда будешь в Царствии Твоем». И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю).                  

Эти великие люди России: Пушкин, Гоголь, Суворов,  Кутузов, А.Невский - не откладывали покаяние на последний день. Для них покаяние стало путем открытия собственных талантов и дарований.  

Народная мудрость гласит:

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

Святой Ефрем Сирин учит: «Не говори: «сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Но лучше сегодня покаемся, потому что не знаем, доживем ли до завтра».

А.С.Пушкин писал:

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Пусть брат мой от меня да не получит осужденья,

 И дух смирения, терпения, любви

 И целомудрия мне в сердце насади.

Сравните с молитвой преп.Ефрема Сирина, читаемая Великим постом, и вы увидите, что строки  Пушкина – стихотворное переложение этой молитвы:

«Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему! Ей Господи, даруй мне зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки. Аминь»

Перед смертью Пушкин простил своего убийцу, пригласил к себе священника и исповедовался в грехах. Таким образом, А. С. Пушкин исполнил перед смертью заповедь, данную ему и всем христианам Богом: «Если вы будете прощать ближним согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф, 6, 14-15)

Последуем примеру великого русского писателя!

ДЗ. Творческая работа – мини-сочинение одну из тем: «Прощеное воскресенье в моей семье», «Нужно ли спешить попросить прощения?», «Почему невозможно простить самого себя?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

Данная разработка урока может быть использована на уроке внеклассного чтения в 11 класс, а также при проведении бинарного урока литературы и истории (при необходимости доработать)...

Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...

Проблема нравственного выбора человека в рассказе Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон».

Для этого урока литературы в 11 классе я взяла произведение современной литературы санкт-петербургской писательницы Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон». Это произведение практически неизвестно, поэтому ...

Характер русского человека и проблема нравственного выбора человека на войне (по повести В.Кондратьева "Сашка")

Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне......

«Уроки нравственности, уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Основное содержание темы урока  Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев....

Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»

Урок внеклассного чтения по призведению В.Быкова "Сотников" Это открытый урок для семинара учителей....