Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта
учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме
Разработка урока: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).
Цели урока:
1) Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого; умение выделять основные проблемы; систематизация знаний по тексту.
2) Развивающая: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; учить сжато излагать повествовательный текст; приобщать детей к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
3) Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
Оборудование: информационная карта урока; иллюстрации художника; карточки-задания; листочки с характеристикой героев; Толковый словарь; фрагменты видеофильма «Кавказский пленник», фрагмент из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.С. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце».
Предварительное д/з - по творческим группам.
При подготовке к уроку были использованы задания из Рабочей тетради Ф.Е. Соловьёвой к учебнику Г.С. Меркина.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Постановка целей и задач урока.
СУ: Л.Н. Толстой известен нам как автор замечательного рассказа «Кавказский пленник». Впереди вас ожидают незабываемые встречи с его повестями, романам. А сейчас я предлагаю послушать ещё одно произведение Л.Н. Толстого «Два товарища».
ДВА ТОВАРИЩА
(Басня)
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
- Определите, к какому жанру относится произведение. (Ответы детей)
- Вы поняли смысл басни? В чём её мораль? (Ответы детей)
- Как вы думаете, о чём сегодня будем вести разговор? (Ответы детей)
СУ: О героях рассказа, Жилине и Костылине, которые оказались в плену у горцев – татар. Как ведут они себя. Как проявляется их характер. Какие нормы поведения выбирают в экстремальной ситуации. Какие нравственные качества раскрываются в этих героях.
- Знакомство с темой урока (учитель озвучивает тему)
- Сегодня на уроке вы будете обращаться к рабочей карте, заполнять в ходе нашей работы таблицу, делать выводы.
- Как вы считаете, что есть нравственность? (Варианты ответов). А теперь сверьте свои ответы, обратитесь к рабочей карте.
(Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Толковый словарь Ожегова)
- Каковы же нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых Л.Н.Толстой написал это произведение?
- А чтобы наша работа была плодотворной, будем работать в группах. Вспомним главное правило работы в группах: уметь слушать!
3. Работ по теме урока. Поведение героев в экстремальных ситуациях.
СУ: Бывают в жизни такие моменты, когда ты оказываешься в трудной, даже опасной ситуации. Как поступить? Как не упасть духом? Как остаться человеком? Как сделать так, чтобы тебя уважали?
1)Беседа по вопросам:
- Какие критические ситуации в рассказе, на ваш взгляд, самые важные?
* Жилин и Костылин попадают в плен.
* Татары требуют выкупа.
* Жилин и Костылин в плену.
* Первый побег из плена.
* Второй побег.
- Вспомните, как оказались наши герои в плену (В течение всей работы дети заполняют таблицу в рабочей карте)
1 группа - о Жилине
2 группа - о Костылине
- Как вы думаете, какую роль играла лошадь в судьбе воина? Давайте проведём небольшое исследование: понаблюдаем, как автор показывает в данной ситуации отношение героев к лошади? (Костылин «ожаривает лошадей», бьёт изо всех сил, но лошадь выбилась и стала. Жилин же любовно просит: «матушка, вынеси…»). Это больше, чем просто животное.
2) Выразительное чтение сцены требования выкупа.
- Как ведут себя герои?
— Сравните поведение Жилина и Костылина во время торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери? (Ответы детей)
ИССЛЕДОВАНИЕ: вспомните, какие образно-выразительные средства использует автор в «споре о выкупе»? (от слов: «Вскочил Абдул, начал руками махать…» до слов: «А убьёте – ничего не возьмёте».)
3) Поведение героев в плену
- А чем были заняты русские офицеры в плену? (д/з по группам)
- Работа с иллюстрациями «Жилин и Костылин в плену» (Иллюстрации нужно озаглавить словами текста). Ученик размещает их на доске
Задание для 3 группы: Чем Жилин занимался в плену?) (Ответы)
- Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Почему у них сложилось такое мнение?
— Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?
ИССЛЕДОВАНИЕ: Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина. То же самое в отношении Костылина. Что можно найти интересного в жизни наших героев?
- А вы не задумывались над тем, кому в плену было тяжелее: Жилину или Костылину?
ВЫВОД: Костылин пассивен, надеется на судьбу. Жилин активен. Его цель – убежать из плена.
ЗАДАНИЕ (на доске таблички с указанием героев).
- С кем у Жилина сложились отношения, кто идёт на контакт с ним, а кто настроен враждебно? (с помощью стрелок ученик показывает отношения между героями)
ИССДЕДОВАНИЕ: какой литературный приём использует автор, показывая отношение к Жилину.
4) Анализ сцена первого побега из плена
Сопоставление поведения героев.
— Почему Костылин оказался при побеге обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во время побега? Почему вы так предполагали?
СУ: Л.Н. Толстой – мастер детали. Так, например, и фамилии героев выбраны неслучайно.
ИССЛЕДОВАНИЕ.
ЗАДАНИЕ: Найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль». (Выводы)
5)Второй побег. Просмотр фрагмента фильма
— Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной?
- Что испытывали вы, когда читали сцену побега Жилина? Какие чувства, эмоции были?
- Какого характера, по-вашему, должна быть музыка к данному фрагменту текста?
- Давайте послушаем небольшой фрагмент музыкального произведения Н.С. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже».
- Прочитайте фрагмент «Освобождение» от слов: «Вгляделся – видит: ружья блестят..» до конца рассказа). С помощью какой части речи переданы состояние Жилина и атмосфера всего происходящего? Какие ещё средства выразительности использует автор в этом отрывке? Для чего?
СУ: Итак, мы с вами проследили поведение двух героев, офицеров русской армии. В опасных для жизни ситуациях наши герои ведут себя по-разному. А как вы думаете, на чьей стороне автор? Какова авторская позиция? В чём она проявляется?
СУ: Подводя итог нашей работы, обратите внимание на нашу доску. (На доске прикреплены таблички с именами героев.) Распределить таблички с характеристикой героя в разные столбики: в первый – качества, которые присущи Жилину, второй – качества, которые присущи Костылину).
4.Рефлексия – приём синквейна. (Можно в качестве ключевых слов взять слова: герой, Жилин, «Кавказский пленник» и другие.)
- Исходя из этого, Жилин – это человек, на которого можно положиться.
- Рассказ «Кавказский пленник». Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке?»
- В чём, по-вашему, идея произведения?
-Чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит?
5. Д/З : письменный ответ на один из предложенных вопросов
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
- Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?
КАРТОЧКА № 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАССКАЗУ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
ЗАДАНИЕ: найдите в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль». Как вы можете связать значение данных слов с фамилиями героев рассказа: Жилин и Костылин?
_______________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАССКАЗУ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЕВ В ПЛЕНУ
ИССЛЕДОВАНИЕ: выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, например: ходит, высматривает, и т. д. То же самое в отношении Костылина. Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?
________________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 3
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАССКАЗУ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
ИССЛЕДОВАНИЕ: вспомните, какие образно-выразительные средства использует автор в «споре о выкупе»? (от слов: «Вскочил Абдул, начал руками махать…» до слов: «А убьёте – ничего не возьмёте».)
КАРТОЧКА № 4
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАССКАЗУ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
ИССДЕДОВАНИЕ: какой литературный приём использует автор, показывая отношение к Жилину.
Прочитайте фрагменты текста, показывающие отношение жителей аула к пленникам. «И которые татары привыкли к нему, - когда нужно, кличут: «Иван, Иван!» - а которые всё, как на зверя, косятся». «Идёт, бывало (старик), в чалме своей, костылём подпирается, как волк озирается»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»
Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)
Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки рассказа"...
Урок чтения и развития речи по теме: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник "
Конспект и презентация к уроку...
Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Методическая разработка...
Урок литературы на тему "Нравственные уроки в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "
При прочтении и анализе данного рассказа важно донести до учащихся проблему конфликта между народами и показать, какие человеческие качества важны в жизни независимо от национальности....
Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого "Кавказский пленник"
урок литературы в 5 кл...
- Мне нравится (1)