Проблема нравственного выбора человека в рассказе Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Подболотова Елена Валентиновна

Для этого урока литературы в 11 классе я взяла произведение современной литературы санкт-петербургской писательницы Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон». Это произведение практически неизвестно, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, которым дана оценка в современной критике.

ЦЕЛЬ УРОКА: создание условий для углубления навыков анализа художественного произведения.

ЗАДАЧИ:

1.     Совершенствовать навыки анализа художественного текста.                 

2.     Развивать монологическую речь учащихся и критическое мышление.

3.     Формировать нравственные качества личности через анализ проблем, поднятых в художественном произведении.

4.     Воспитывать толерантность как составляющий компонент коммуникативной культуры.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: развитие активной жизненной позиции учащихся через анализ художественного текста.

Считаю, что учеников можно научить находить метафоры, эпитеты, олицетворения, отмечать элементы композиции, определять жанровое своеобразие и т.д., но гораздо важнее, как мне кажется, уметь «погрузить» ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца. «Анализ идей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, расширяет понимание, приучает видеть в литературном тексте акт мысли, требующий от читателя встречных интеллектуальных усилий». (Ю.Лотман «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь» М., «Просвещение»,1988 г., с.4) Чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению в своей работе использую приём «Чтение с остановками».

Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:

1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале. Особенность приёма в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.

На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема нравственного выбора человека в рассказе Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон»

ЦЕЛЬ: создание условий для углубления навыков анализа художественного произведения.

ЗАДАЧИ:

  1. Совершенствовать навыки анализа художественного текста.                  
  2. Развивать монологическую речь учащихся и критическое мышление.
  3. Формировать нравственные качества личности через анализ проблем, поднятых в художественном произведении.
  4. Воспитывать толерантность как составляющий компонент коммуникативной культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ: слайдовая презентация, музыкальное сопровождение, у каждого обучающегося фрагменты текста.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: развитие активной жизненной позиции учащихся через анализ художественного текста.

 

Ход урока

Организационный момент.

I. Мотивационно-целевой блок

А) Введение в тему.

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе 18,19, 20 века. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.

Б) Тема

- А как вы понимаете слово «выбор»? Как часто вам приходится выбирать?

Из Толкового словаря

ВЫБОР, -а, м. 1. см. выбрать. 2. То, из чего можно выбрать. Большой в. товаров. 3. О том, кто (или что) выбран (выбрано). Одобрить чей-н. в. * На выбор — с возможностью выбрать по своему вкусу, усмотрению. Продавать яблоки на выбор. По выбору чьему — по усмотрению. Взять помощников по своему выбору.

ВЫБРАТЬ, -беру, -берешь; -анный; сов. 1. что. Отобрать, извлечь. В. соринки из крупы. 2. кого-что. Взять, отобрать, определить для себя нужное, предпочитаемое. В. книгу для чтения. В. себе хороших помощников. В. профессию. 3. кого-что. Избрать голосованием. В. профком, председателя профкома. 4. что. Извлечь откуда-н. всё без остатка. В. все запасы. 5. что. Вытянуть, поднять (якорь, снасть). В. невод. 6. что. О времени: найти, освободить для какой-н. цели. В. свободную минутку. II несов. выбирать, -аю, -аешь. II сущ. выбор, -а, м. (к 1 и 2 знач.) и выборка, -и, ж. (к. 1 и 5 знач.). Выбор пал на кого-н. (кто-н. был выбран). II прил. выборный, -ая, -ое (к 3 знач.). Отчётно-выборное собрание.

- Тема сегодняшнего урока: «Проблема нравственного выбора человека в рассказе Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон». Мы познакомимся с рассказом современной санкт-петербургской писательницы Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон», который входит в сборник «Замерзшие небеса».

II. Процесс

Блок  

А) Вызов

- Как вы думаете, о чём в этом рассказе пойдёт речь?

Б) Пофрагментное чтение текста

Чтение и анализ 1 фрагмента учителем

Симеон их любил, а они о нем еще даже не догадывались.

Слушая их голоса, он представлял, какие они.

Он знал, что есть Бог и ангелы. Бога он никогда не видел, а вот ангела видел – тот всегда был рядом: кружился вокруг, обнимал мягкими крыльями, убаюкивал, напевая прекрасную мелодию нежным голосом.

Его Ангел был молчалив, но однажды сказал: «Тебя зовут Симеон». Так он узнал свое имя.  «Душа больше семени, – сказал Ангел в следующий раз и добавил: – Ты будешь отличаться от всех, но будешь счастливее многих».

Евдокия заканчивала музыкального училище, а Илья – художественную Академию, когда ангел подсказал им имя их будущего сына.

Через месяц Евдокия заболела гриппом и слегла с высокой температурой. Пришлось ложиться в больницу. Там молодую женщину полностью обследовали, сделали УЗИ (ультразвук показал мальчика) и перинатальную диагностику, на которой настоял врач, занимающийся генетическими исследованиями.

Илья сидел в кабинете седовласого профессора, напоминающего гордым профилем римского императора, пытаясь вникнуть в каждое его слово. Тот ровным голосом говорил, словно читая лекцию:

– Синдром Дауна еще называют трисомией по двадцать первой хромосоме. Это одна из форм геномной патологии. <…>

– Послушайтесь меня и делайте аборт, пока не поздно. В противном случае, вы обречены мучиться с ребенком-инвалидом долгие годы, если у вас, конечно, хватит на это сил. Большинство родителей сдают детей с синдромом в приюты.

– Через пару часов я освобожусь и спущусь к вашей супруге. А вы ее пока подготовьте к нашей беседе. – Он приподнялся, давая понять, что аудиенция окончена.

«Я не могу ей сказать, – Илья спускался по больничной лестнице на этаж, где лежала Евдокия. – Пусть теща скажет или врач. Я не смогу. Аборт! – он замер посреди лестницы. – Я всегда считал, что аборт – убийство ребенка. Наш малыш уже все чувствует. А мы его убьем? Но ведь он даун. Зачем ему жить такому? Врач сказал, что они, как правило, рождаются с тяжелыми патологиями, потом не живут, а мучаются и других мучают...

Хватит причитать. Сделаем аборт, а следующий ребенок будет здоровым. Два раза бомба в одну воронку не падает. И я сам скажу Дуне про все. Мужик я или тряпка?»

Взяв себя в руки, он спокойно зашел в палату.

- Что вы знаете о людях с синдромом Дауна?

- Встречали ли вы когда-нибудь таких людей?

- Существует несколько легенд: одна гласит, что люди с синдромом Дауна – это мудрецы, которые в прошлой жизни страдали грехом гордыни. Бог наказал их за это, поместив в необычное тело, но при этом оставил все знания и глубокое мировоззрение. Вторая легенда утверждает, что Бог дал избранным лишнюю хромосому для того, чтобы показать другим людям какими душевными качествами должен обладать человек.

Среди родителей детей-даунов распространена легенда, что Бог создал мир за шесть дней, на седьмой день он отдыхал, а на восьмой создал даунов, чтобы они несли в сотворенный им мир любовь.

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Какое решение, по-вашему мнению, примет Илья?

Чтение второго фрагмента.

Присев у ее постели, он задумался. Ангел Симеона был рядом с ним.

«С другой стороны – это наш ребенок. В нем одна половина моя, вторая – Дунина. И он все рано будет на нас похож. А болезни, если они будут, можно вылечить. Он же не виноват, что хромосомы дали сбой. Мы должны его любить, несмотря ни на что.

Вдруг Илье показалось, что под тонкой простынкой, прикрывающей Дунин живот, что-то шевельнулось. Он тихонько приложил ладони к тому месту и почувствовал под руками едва ощутимое движение.

– Ты что? – открыла глаза жена.

– Кажется, Симеон пошевелился, – прошептал Илья, вытирая слезы.

– Не знала, что ты такой трепетный, – улыбнулась Евдокия. – Но тебе точно показалось, рано ему еще шевелиться.

– Знаешь, Дуняш, давай-ка собирайся и поехали домой. Где твоя сумка?

– А поехали, – обрадовалась она. – Нам с Симеоном дома лучше. Кстати, ты анализы забрал?

– С анализами все в порядке, я с врачом уже поговорил, – Илья нагнулся к сумке.

Симеон не понял, о чем говорили родители, ему было ясно одно – его любят и по-прежнему ждут. А уж как он их любил! Если бы они только знали!

<…>

- Как вы думаете, почему Антон ничего не сказал своей жене?

- Правильно ли он поступил? Имел ли на это право?

Чтение 3 фрагмента.

Нежно коснувшись губами лба Евдокии, он поправил на ней сбившееся одеяло и, постелив себе на диване, тут же провалился в сон.

Под утро Илье приснилось, что он стал маленьким ребенком. Пробравшись сквозь кустарник, он вышел на тропинку, которая привела его к пруду. Сквозь прозрачную воду были хорошо видны золотые караси, лениво шевелившие плавниками у самого дна. Он склонился над гладью воды и, увидев свое отражение, вскрикнул: на него смотрел пятилетний мальчик с крупной головой и плоским некрасивым лицом. «Не хочу я жить, – заплакал Илья, – никому я не нужен, и никто меня не любит». Неожиданно вокруг разлился удивительный цветочный аромат, с неба раздалось дивное пение, и перед плачущим малышом появилась прекрасная Дева. Рядом с ней стоял юноша с могучими крыльями за спиной и величественный старик с белоснежной длинной бородой и такими же волосами.

Дева ласково коснулась лица Ильи, и слезы мгновенно высохли.

– Не плачь. Я люблю тебя, – склонившись, Дева прижала малыша к груди, и он ощутил потоки любви, изливающиеся на него из Ее сердца. Его душа наполнилась неземной радостью и покоем.

– Забери меня к себе, – попросил он, изо всех сил обнимая ноги Девы ручками-прутиками.

– Не могу, – прозвучал прекрасный голос.

– Но кому я нужен, такой урод?!

Дева сделала шаг в сторону, и вперед выступил старец.

– Ты не урод. Твоя душа прекрасна и чиста, а это самое важное для человека. Ты нужен всем и, прежде всего, своим родителям. Ты – их спасение, – произнес он, ласково коснувшись макушки Ильи. – Ничего не бойся. Помни, что мы всегда с тобой.  

Дева поцеловала Илью в лобик и …все исчезли.

- Как вы думаете, для чего писатели вводят в контекст рассказа сны?

- В каких произведениях 19, 20 века есть сны?

- Что этим сном хочет сказать писатель? Как вы это понимаете?

Чтение 4 фрагмента.

Беременность Евдокии текла чистым прозрачным ручьем. Свое чрево она называла домиком Симеона, и ему это нравилось.

– Правда, у меня лучшая мама на свете? – однажды спросил он Ангела.

– Правда, – ответил тот и добавил, – и лучший папа.

– А без них я пропаду?

– Пропадешь, – честно ответил Ангел, – у таких детей, как ты, родители всегда должны быть рядом.

– У каких – таких? – не унимался Симеон.

– У Божьих любимцев, – Ангел обласкал его взглядом.

– А родители без меня пропадут?

– Они погибнут.

- Как вы думаете, почему погибнут? О какой гибели идёт речь?

Чтение 5 фрагмента.

– Симеон! Симеон! Просыпайся. Тебе пора, – Ангел разбудил сладко спящего младенца.

– Уже? А мне не будет больно?

– Рождение всегда связано с болью. Но не бойся, ты мгновенно ее забудешь.

– Я тебе больше не увижу?

– Конечно, увидишь, – улыбнулся Ангел, – я буду рядом с тобой все время.

Приготовься… Вперед!

– Дышите, мамаша, глубже… Потужьтесь еще разок… А вот и наш мальчик! Смотрите, какой красавец! А глазки-то какие раскосые! А волосики-то какие черные и густые! А ушки какие лопоухие! Ну, держите, мамаша, ваше сокровище. – Клавдия Петровна положила Евдокии на живот крохотное пищащее существо. Вы ему имя-то придумали?

– Его зовут Симеон! – ответила Евдокия. – Здравствуй, сыночек. Я с тобой, – прошептала она, боясь пошевелиться.

Через пару часов ее разбудил громкий голос главного врача отделения.

– Евдокия Николаевна, – просыпайтесь. – У нас для вас новость и, кажется, не совсем приятная.

– Что случилось? Что-то сыном? – Дуня резко села и с ужасом уставилась на врача.

– Похоже, что у вашего малыша синдром Дауна.

Евдокия помертвела.

– Что? – пересохшими губами переспросила она.

– Трисомия. Одна лишняя хромосома.

Евдокия сквозь слезы смотрела в окно на заснеженный двор, стараясь собраться с мыслями. О чем я думаю, – спохватилась она. – Надо решить – говорить Илье про новый анализ или подождать? А если диагноз подтвердится? Как я ему скажу, что наш ребенок – даун?

<…>

- Если раньше автор показывал нам душевные переживания Ильи, то теперь – Евдокии. Они отличаются? 

Чтение 6 фрагмента.

– Все-таки это правда, – юноша до крови прикусил губу. – Бедная Дуня! Представляю, как ей тяжело.

Илья долго о чем-то думал, потом перекрестился и решительно набрал номер отца.

– Сын, здравствуй, говори быстрее, я в Москве на переговорах. Евдокия родила? Как она себя чувствует? Как наш внучок? Настоящий богатырь, наверное. Я ему такой вездеход купил, закачаешься! Сам бы ездил!

– Папа, у Симеона синдром Дауна, – как можно спокойнее произнес Илья и зажмурился.

– Что ты сказал? Даун? Мой внук даун? Бред какой-то! Этого не может быть!

Было слышно, как отец вышел из зала переговоров, громко хлопнув дверью.

– Вы куда раньше смотрели? – зашипел он злобно, – почему сразу анализ не сделали. Его сейчас всем делают! Зачем вам ребенок урод? Инвалид! Что с ним теперь делать?

– Папа, успокойся, мы с Евдокией все решили. Это наш ребенок, и мы будем его любить и растить. Я про даунов много читал. Они очень добрые, ласковые, обучаемые. Они работать могут, когда вырастут.

– Что?! – рявкнул отец. – Ты о чем мне говоришь? Нам с матерью внук даун не нужен. Я скоро вернусь, и будем эту проблему решать. Определим его в спецучреждение, наймем сиделку. А вы рожайте нам здорового внука или внучку. Понял меня? – голос отца стал спокойнее.

– Папа, мы никуда Симеона не отдадим. Это наш ребенок, и он ни в чем не виноват!

Отец бросил трубку.

- Что происходит? Почему отец не захотел услышать своего сына?

- Выход, предложенный отцом, может найти отклик у сына? Почему?

Чтение 7 фрагмента.

Через неделю, в солнечный морозный день, Клавдия Петровна провожала Евдокию со сладко спящим в голубом конверте Симеоном до уличных дверей.

– Прощай, Евдокия! Сына береги! – акушерка расцеловала молодую мать, – все у вас будет хорошо. Помоги вам Господь!

А где же Илья? – она растерянно оглянулась по сторонам.

- Что произошло? Попытайтесь дать ответ на вопрос: «А где же Илья?»

- Что заставило героя поступить именно так?

- Почему Евдокия растерянно смотрит по сторонам?

- Как дальше будут разворачиваться события?

- Чем закончится произведение? 

Чтение 8 фрагмента.

– Это случайно не ваш принц на белом коне? – старик указал на быстро приближающийся белый запорожец, украшенный голубыми воздушными шарами.

Евдокия рассмеялась.

– Сейчас будем фотографироваться, – выскочил из машины Илья, открывая камеру.

Это был первый снимок в детском альбоме Симеона. На следующем Иван Андреевич крепко прижимал к себе месячного крестника.  

        

Симеон пошел в два года.

В три он начал не только говорить, но и читать по слогам.

Ему было семь лет, когда его рисунок на международном детском конкурсе «Мир вокруг меня» был признан одним из лучших.

- Рассказ закончился, но закончилось ли наше размышление над прочитанным?

- Могли ли Илья и Евдокия поступить по-другому? Почему?

- Вопрос «Почему?» на сегодняшнем уроке звучал постоянно, я думаю, именно он помог нам прочитать произведение более детально.

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон»?Расскажите о своих ощущениях.

III. Итог

Рефлексия

- Существует статистика: в мире на 700 родившихся детей приходится один ребёнок, рождающийся с синдромом Дауна. Почему это происходит, никто не знает. Ясно одно – это не болезнь, поэтому не лечится. Но ведь зачем-то они приходят в эту жизнь. Может быть, чтобы нас сделать добрее?..

- А теперь я попросила бы вас написать письмо Илье и Евдокии, выразите в нём своё отношение к их выбору.

Учащиеся пишут письмо. Зачитать выдержки из писем.

Мы попытались на сегодняшнем уроке прочитать один рассказ из современной литературы именно так: погружаясь в текст. И посмотрите, сколько нового мы увидели, сколько интересных открытий сделали! Можем ли мы сказать, что поняли и осмыслили рассказ до конца? Конечно же, нет. Я уверена, что мы открыли лишь небольшую толику того, что в этом произведении скрыто. Благодарю вас за то, что на этом уроке вы работали сердцем и душой, что гораздо важнее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственный выбор в рассказе Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон»

Слайд 2

ВЫБОР , -а, м. 1. см. выбрать. 2. То, из чего можно выбрать. Большой в. товаров. 3. О том, кто (или что) выбран (выбрано). Одобрить чей-н. в. * На выбор — с возможностью выбрать по своему вкусу, усмотрению. Продавать яблоки на выбор. По выбору чьему — по усмотрению. Взять помощников по своему выбору. ВЫБРАТЬ , -беру, -берешь; -анный; сов. 1. что. Отобрать, извлечь. В. соринки из крупы. 2. кого-что. Взять, отобрать, определить для себя нужное, предпочитаемое. В. книгу для чтения. В. себе хороших помощников. В. профессию. 3. кого-что. Избрать голосованием. В. профком, председателя профкома. 4. что. Извлечь откуда-н. всё без остатка. В. все запасы. 5. что. Вытянуть, поднять (якорь, снасть). В. невод. 6. что. О времени: найти, освободить для какой-н. цели. В. свободную минутку. II несов. выбирать, -аю, -аешь. II сущ. выбор, -а, м. (к 1 и 2 знач.) и выборка, -и, ж. (к. 1 и 5 знач.). Выбор пал на кого-н. (кто-н. был выбран). II прил. выборный, -ая, -ое (к 3 знач.). Отчётно-выборное собрание.

Слайд 5

Напишите письмо Илье и Евдокии

Слайд 6

СПАСИБО ЗА УРОК



Предварительный просмотр:

Симеон их любил, а они о нем еще даже не догадывались.

Слушая их голоса, он представлял, какие они.

Он знал, что есть Бог и ангелы. Бога он никогда не видел, а вот ангела видел – тот всегда был рядом: кружился вокруг, обнимал мягкими крыльями, убаюкивал, напевая прекрасную мелодию нежным голосом.

Его Ангел был молчалив, но однажды сказал: «Тебя зовут Симеон». Так он узнал свое имя.  «Душа больше семени, – сказал Ангел в следующий раз и добавил: – Ты будешь отличаться от всех, но будешь счастливее многих».

Евдокия заканчивала музыкального училище, а Илья – художественную Академию, когда ангел подсказал им имя их будущего сына.

Через месяц Евдокия заболела гриппом и слегла с высокой температурой. Пришлось ложиться в больницу. Там молодую женщину полностью обследовали, сделали УЗИ (ультразвук показал мальчика) и перинатальную диагностику, на которой настоял врач, занимающийся генетическими исследованиями.

Илья сидел в кабинете седовласого профессора, напоминающего гордым профилем римского императора, пытаясь вникнуть в каждое его слово. Тот ровным голосом говорил, словно читая лекцию:

– Синдром Дауна еще называют трисомией по двадцать первой хромосоме. Это одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кареотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й первой пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями.

– Послушайтесь меня и делайте аборт, пока не поздно. В противном случае, вы обречены мучиться с ребенком-инвалидом долгие годы, если у вас, конечно, хватит на это сил. Большинство родителей сдают детей с синдромом в приюты.

Через пару часов я освобожусь и спущусь к вашей супруге. А вы ее пока подготовьте к нашей беседе. – Он приподнялся, давая понять, что аудиенция окончена. – Гонорар за консультацию положите на столик у входа.

«Я не могу ей сказать, – Илья спускался по больничной лестнице на этаж, где лежала Евдокия. – Пусть теща скажет или врач. Я не смогу. Аборт! – он замер посреди лестницы. – Я всегда считал, что аборт – убийство ребенка. Наш малыш уже все чувствует. А мы его убьем? Но ведь он даун. Зачем ему жить такому? Врач сказал, что они, как правило, рождаются с тяжелыми патологиями, потом не живут, а мучаются и других мучают».

Хватит причитать. Сделаем аборт, а следующий ребенок будет здоровым. Два раза бомба в одну воронку не падает. И я сам скажу Дуне про все. Мужик я или тряпка?»

Взяв себя в руки, он спокойно зашел в палату.

Присев у ее постели, он задумался. Ангел Симеона был рядом с ним.

«С другой стороны – это наш ребенок. В нем одна половина моя, вторая – Дунина. И он все рано будет на нас похож. А болезни, если они будут, можно вылечить. Он же не виноват, что хромосомы дали сбой. Мы должны его любить, несмотря ни на что.

Вдруг Илье показалось, что под тонкой простынкой, прикрывающей Дунин живот, что-то шевельнулось. Он тихонько приложил ладони к тому месту и почувствовал под руками едва ощутимое движение.

– Ты что? – открыла глаза жена.

– Кажется, Симеон пошевелился, – прошептал Илья, вытирая слезы.

– Не знала, что ты такой трепетный, – улыбнулась Евдокия. – Но тебе точно показалось, рано ему еще шевелиться.

– Знаешь, Дуняш, давай-ка собирайся и поехали домой. Где твоя сумка?

– А поехали, – обрадовалась она. – Нам с Симеоном дома лучше. Кстати, ты анализы забрал?

– С анализами все в порядке, я с врачом уже поговорил, – Илья нагнулся к сумке.

Симеон не понял, о чем говорили родители, ему было ясно одно – его любят и по-прежнему ждут. А уж как он их любил! Если бы они только знали!

Нежно коснувшись губами лба Евдокии, он поправил на ней сбившееся одеяло и, постелив себе на диване, тут же провалился в сон.

        Под утро Илье приснилось, что он стал маленьким ребенком. Пробравшись сквозь кустарник, он вышел на тропинку, которая привела его к пруду. Сквозь прозрачную воду были хорошо видны золотые караси, лениво шевелившие плавниками у самого дна. Он склонился над гладью воды и, увидев свое отражение, вскрикнул: на него смотрел пятилетний мальчик с крупной головой и плоским некрасивым лицом. «Не хочу я жить, – заплакал Илья, – никому я не нужен, и никто меня не любит». Неожиданно вокруг разлился удивительный цветочный аромат, с неба раздалось дивное пение, и перед плачущим малышом появилась прекрасная Дева. Рядом с ней стоял юноша с могучими крыльями за спиной и величественный старик с белоснежной длинной бородой и такими же волосами.

Дева ласково коснулась лица Ильи, и слезы мгновенно высохли.

– Не плачь. Я люблю тебя, – склонившись, Дева прижала малыша к груди, и он ощутил потоки любви, изливающиеся на него из Ее сердца. Его душа наполнилась неземной радостью и покоем.

– Забери меня к себе, – попросил он, изо всех сил обнимая ноги Девы ручками-прутиками.

– Не могу, – прозвучал прекрасный голос.

– Но кому я нужен, такой урод?!

Дева сделала шаг в сторону, и вперед выступил старец.

– Ты не урод. Твоя душа прекрасна и чиста, а это самое важное для человека. Ты нужен всем и, прежде всего, своим родителям. Ты – их спасение, – произнес он, ласково коснувшись макушки Ильи. – Ничего не бойся. Помни, что мы всегда с тобой.  

Дева поцеловала Илью в лобик и …все исчезли.

Беременность Евдокии текла чистым прозрачным ручьем. Свое чрево она называла домиком Симеона, и ему это нравилось.

– Правда, у меня лучшая мама на свете? – однажды спросил он Ангела.

– Правда, – ответил тот и добавил, – и лучший папа.

– А без них я пропаду?

– Пропадешь, – честно ответил Ангел, – у таких детей, как ты, родители всегда должны быть рядом.

– У каких – таких? – не унимался Симеон.

– У Божьих любимцев, – Ангел обласкал его взглядом.

– А родители без меня пропадут?

– Они погибнут.

Симеону нравилось слушать маму, особенно, когда она подробно описывала вслух птиц и животных, которые встречались ей на прогулке.

– К нам идет черный с белыми лапками котик, – говорила она, – у него длинные усы, маленькие ушки, розовый нос и зеленые глаза. Он громко мяучит, потому что голодный. Кис, кис, иди ко мне.

– Можно мне подойти к ней? – спрашивал кот у Ангела, неотступно следующего за Евдокией.

– Если ты здоров, то можно, – разрешал тот. И кот получал свою порцию ласки.

– А сейчас к нам несется огромная рыжая бездомная дворняга, – сообщала испуганно Евдокия.

– Стоять! – закрывал собой Ангел Евдокию с Симеоном. – Что тебе надо?

– Да я просто так, – пугалась собака грозного защитника и сворачивала в сторону.

Раньше Евдокия в Бога не верила, хотя и была крещеной. Теперь же часто задумывалась о Его существовании, о создании мира и человека. Истории жизни святых подвижников полностью изменили ее представление о вере. Она несколько раз заходила в разные церкви и ставила свечи.

Симеон этому радовался. «Как я тебя люблю, мамочка», – непрестанно стучало в его маленьком сердечке.

– Симеон! Симеон! Просыпайся. Тебе пора, – Ангел разбудил сладко спящего младенца.

– Уже? А мне не будет больно?

– Рождение всегда связано с болью. Но не бойся, ты мгновенно ее забудешь.

– Я тебе больше не увижу?

– Конечно, увидишь, – улыбнулся Ангел, – я буду рядом с тобой все время.

Приготовься… Вперед!

– Дышите, мамаша, глубже… Потужьтесь еще разок… А вот и наш мальчик! Смотрите, какой красавец! А глазки-то какие раскосые! А волосики-то какие черные и густые! А ушки какие лопоухие! Ну, держите, мамаша, ваше сокровище. – Клавдия Петровна положила Евдокии на живот крохотное пищащее существо. Вы ему имя-то придумали?

– Его зовут Симеон! – ответила Евдокия. – Здравствуй, сыночек. Я с тобой, – прошептала она, боясь пошевелиться.

Через пару часов ее разбудил громкий голос главного врача отделения.

– Евдокия Николаевна, – просыпайтесь. – У нас для вас новость и, кажется, не совсем приятная.

– Что случилось? Что-то сыном? – Дуня резко села и с ужасом уставилась на врача.

– Похоже, что у вашего малыша синдром Дауна.

Евдокия помертвела.

– Что? – пересохшими губами переспросила она.

– Трисомия. Одна лишняя хромосома.

Евдокия сквозь слезы смотрела в окно на заснеженный двор, стараясь собраться с мыслями. О чем я думаю, – спохватилась она. – Надо решить – говорить Илье про новый анализ или подождать? А если диагноз подтвердится? Как я ему скажу, что наш ребенок – даун?

– Все-таки это правда, – юноша до крови прикусил губу. – Бедная Дуня! Представляю, как ей тяжело.

Илья долго о чем-то думал, потом перекрестился и решительно набрал номер отца.

– Сын, здравствуй, говори быстрее, я в Москве на переговорах. Евдокия родила? Как она себя чувствует? Как наш внучок? Настоящий богатырь, наверное. Я ему такой вездеход купил, закачаешься! Сам бы ездил!

– Папа, у Симеона синдром Дауна, – как можно спокойнее произнес Илья и зажмурился.

– Что ты сказал? Даун? Мой внук даун? Бред какой-то! Этого не может быть!

Было слышно, как отец вышел из зала переговоров, громко хлопнув дверью.

– Вы куда раньше смотрели? – зашипел он злобно, – почему сразу анализ не сделали. Его сейчас всем делают! Зачем вам ребенок урод? Инвалид! Что с ним теперь делать?

– Папа, успокойся, мы с Евдокией все решили. Это наш ребенок, и мы будем его любить и растить. Я про даунов много читал. Они очень добрые, ласковые, обучаемые. Они работать могут, когда вырастут.

– Что?! – рявкнул отец. – Ты о чем мне говоришь? Нам с матерью внук даун не нужен. Я скоро вернусь и будем эту проблему решать. Определим его в спецучреждение, наймем сиделку. А вы рожайте нам здорового внука или внучку. Понял меня? – голос отца стал спокойнее.

– Папа, мы никуда Симеона не отдадим. Это наш ребенок, и он ни в чем не виноват!

Отец бросил трубку.

Через неделю, в солнечный морозный день, Клавдия Петровна провожала Евдокию со сладко спящим в голубом конверте Симеоном до уличных дверей.

– Прощай, Евдокия! Сына береги! – акушерка расцеловала молодую мать, – все у вас будет хорошо. Помоги вам Господь!

А где же Илья? – она растерянно оглянулась по сторонам.

– Это случайно не ваш принц на белом коне? – старик указал на быстро приближающийся белый запорожец, украшенный голубыми воздушными шарами.

Евдокия рассмеялась.

– Сейчас будем фотографироваться, – выскочил из машины Илья, открывая камеру.

Это был первый снимок в детском альбоме Симеона. На следующем Иван Андреевич крепко прижимал к себе месячного крестника.  

        

Симеон пошел в два года.

В три он начал не только говорить, но и читать по слогам.

Ему было семь лет, когда его рисунок на международном детском конкурсе «Мир вокруг меня» был признан одним из лучших.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

Данная разработка урока может быть использована на уроке внеклассного чтения в 11 класс, а также при проведении бинарного урока литературы и истории (при необходимости доработать)...

Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....

Характер русского человека и проблема нравственного выбора человека на войне (по повести В.Кондратьева "Сашка")

Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне......

Проблема нравственного выбора в рассказе Е.И.Носова "Трудный хлеб"

Данный материал поможет учителю в подготовке к урокам по творчеству Е.Носова,  материал  можно применить на уроках разных типов: читательская конференция, урок-диспут, урок-размышление и т.д...

Урок литературы в 5 классе на тему "Проблема нравственного выбора в рассказе В.М. Гаршина «Сигнал»

Урок литературы, который ставит перед учащимися сложные вопросы морали и порядочности. В основе урока - работа с литературоведческими терминами....

Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»

Урок внеклассного чтения по призведению В.Быкова "Сотников" Это открытый урок для семинара учителей....