Два поэта
занимательные факты по литературе (8 класс) по теме

Шхагошева Юлия Урусбиевна

Презентация занятия "Клуба любителей Пушкина".

Факты из биографии поэтов, так или иначе связанных с Пушкиным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dva_poeta-lit.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытое занятие кружка «Клуб любителей Пушкина»

Слайд 2

Два поэта

Слайд 3

Руководитель кружка Заслуженный учитель КЧР Шхагошева Юлия У.

Слайд 4

Цели: разговор о Пушкине и его отношении к отдельным поэтам и деятелям литературы, науки; определить, какая связь существует между ними и Пушкиным; что их объединяет и что их разнит; показать роль поэта – человека, друга, гражданина в жизни общества, народа; на их примере воспитание чувства долга и ответственности за сделанное; выразительное чтение стихотворений; уметь анализировать прочитанное.

Слайд 5

Оборудование: портреты поэтов; сборники стихотворений; материал, собранный членами кружка – альбомы «Два поэта», «Поэты пушкинской поры», «Несколько слов о стихотворении»; Пушкинский уголок; музыка Свиридова; словарь

Слайд 6

План занятия I .Слово о поэтах . 1.М.В.Ломоносов – начало, А.С.Пушкин – продолжение. 2.«Он ощущал таинственную связь с погибшим поэтом» (Андре Шенье и Пушкин). - стихотворение «Андре Шенье». 3.Тютчев – продолжатель традиций Пушкина? 4.«Он между нами жил…» (Адам Мицкевич и Пушкин). - стихотворение «Он между нами жил…». 5.«Погиб поэт…» (М.Ю.Лермонтов и Пушкин). II .Два «Пророка». Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 1.Одноименные произведения поэтов: - «Кавказ» - «Демон» - «Кинжал» - «Демон» 2. Слово учителя 3. Анализ стихотворений двух поэтов. III .Итог занятия.

Слайд 7

I .Сегодня поговорим о великих людях «давно минувших дней», которым мы обязаны тем, что разговариваем именно на том языке, какой любим и понимаем с детства. Они его создали, оформили, привели в такой вид, что он стал одним из величайших языков мира. Эти люди показали всему миру, что такое русский ум и русская душа. Эти люди совершенно разные по происхождению: один архангельский крестьянин, другой дворянин, третий иноземец. У этих людей разная судьба. Один дожил до преклонных лет, другой – погиб в расцвете сил. Некоторые из них ни разу не встречались, некоторые были просто современники, а некоторые дружили до конца своих дней. Всех объединяет одно имя – Пушкин.

Слайд 8

О.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина

Слайд 10

1. М.В.Ломоносов. Положил начало творению языка, а Пушкин закончил… - «Теория трех штилей»: А) «высокий» Б) «средний» В) «низкий» - Все это способствовало нормализации русского языка. Пушкин завершил длительную эволюцию литературного языка, используя все достижения русских писателей 18 века, совершенствуя все то, что сделал до него Ломоносов. - Гоголь в статье «Несколько слов о Пушкине» писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем как будто в лексиконе заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Так и есть. От Ломоносова к Пушкину, после Бунин продолжил и затем Высоцкий. Так будет!

Слайд 12

2.Крупнейший поэт Великой французской революции Андре Шенье был казнен на гильотине. - Стихотворение, посвященное Шенье, Пушкин написал в 1825 году. Он ощущает таинственную связь с погибшим поэтом . Подъялась вновь усталая секира И жертву новую зовет. Певец готов… Или: Я плахе обречен. Последние часы Влачу… Торжественной рукою Палач мою главу подымет за власы… - Оба поэта хорошо знали своего будущего убийцу – деспотизм. Но даже в минуты отчаяния Пушкин, как и Шенье, не отрекается от идеала свободы. Но ты, священная свобода, Богиня чистая, нет, - не виновна ты, В порывах буйной слепоты, В презренном бешенстве народа.

Слайд 14

3.Публикация 24-х стихотворений Тютчева в «Современнике» дала повод утверждать, что Пушкин незадолго до гибели едва ли не первым сумел угадать и оценить по достоинству новый, доселе практически никому не известный талант. Говорили о «благословении», данном Пушкиным начинающему поэту. - Многие считали, что Тютчев – продолжатель поэтических традиций Пушкина, поэт «пушкинской плеяды». Однако единственное в текстах Пушкина упоминание о Тютчеве не подтверждает эту версию. «Из молодых поэтов немецкой школы г-н Киреевский упоминает о Шевылеве, Хомякове и Тютчеве. Истинный талант двух первых неоспорим»,- писал Пушкин. - Блестящий знаток пушкинской эпохи литературовед Ю.Тынянов разъяснил ситуацию так: «В «Современнике» принимался всякий стихотворный материал». Главное же, Тынянов убедительно доказывает, что Тютчев отнюдь не был продолжателем пушкинской линии русской поэзии. В стихах Тютчева нет внимания к бытовой детали, иронии, «Легкости» - словом, всего, что было свойственно Пушкину. - Но это совсем не умаляет значения Тютчева в литературе .

Слайд 16

4. «Он между нами жил…». - Это стихотворение Пушкин посвятил Адаму Мицкевичу , с которым он познакомился и подружился 1 826 году. - После разгрома польского восстания 1830-1831 г.г. Мицкевич написал цикл стихов о России, в которых оскорбленный и озлобленный польский поэт – патриот бранит все русское: и природу, и города, и деревни, и русскую историю, и русский народ, и своих бывших друзей (за исключением декабристов). - В этом стихотворении Пушкин вспоминает любовь и искренние отношения, существовавшие между ними, их мечты о будущем, когда национальная вражда не будет омрачать дружбу людей. - Все это особенно конец стихотворения с его горячим пожеланием успокоения озлобленной души польского поэта является удивительным образцом пушкинской мудрости и высокого благожелательства к людям. - чтение стихотворения

Слайд 18

5. «Погиб поэт…» Эти слова известны всем со дня смерти Пушкина. Ушел великий поэт. Но пришел новый – М.Ю.Лермонтов . - У них много общего: оба молоды, оба дерзки, оба гении, оба сосланы на Кавказ. И не удивительно, что их привлек этот край высоких гор, широких долин, сильных людей. Об этом говорят одноименные произведения: - чтение стихотворений «Кавказ» «Демон» «Кинжал» «Пророк». И это не полный список. - Даже взгляд на назначение поэта у них схож: А.С.Пушкин: «Глаголом жги сердца людей». М.Ю.Лермонтов: «Воспламеняй бойца для битвы».

Слайд 19

II . Обратим внимание на стихотворения «Пророк» обоих поэтов. - чтение стихотворений - Многие утверждают, что «Пророк» Лермонтова явился «полемическимответом на одноименное стихотворение Пушкина. Возможно согласимся с этой точкой зрения, возможно, определим и свою. Нам предстоит сравнить стихотворения. ? Правомерно ли сравнивать? Что объединяет эти стихотворения? - Тема поэта и поэзии и назначении поэзии. ? Как заявлена именно эта тема в стихотворениях? - И в том и в другом стихотворении образ поэта, наделенного сверхъестественным даром. Основа стихотворений – библейские источники (Библейская лексика. Образ пустыни). ! Мы убедились, что Лермонтов продолжает «пушкинскую тему». Но ведь есть и отличия, они существенны. ? Какие из них сразу обращают на себя внимание? - Это разные сюжеты. Пушкинский – это становление пророка. Лермонтовский – это жизнь поэта, ставшего пророком.

Слайд 20

? Но ведь оба поэта обращались к библейским источникам. Что вы о них знаете? - Пушкин обратился к книге пророка Исайи. А Лермонтов – к Плачу Иеремии. Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. ! Обратимся к лексическому строю и попытаемся сделать сравнение. Словарь: серафимы, перст, вещие, горний, дольный, десница, глагол… В пушкинском стихотворении преобладает архаичная лексика, отсюда торжественный тон, приобщение к великой тайне. В лермонтовском стихотворении церковно-славянская лексика уступает современному языку, это переносит в настоящее, лишает торжественности. ? Как создают образ пророка-поэта Лермонтов и Пушкин? - Пушкинский преображается духовно, и это подчеркнуто в стихотворении. У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Лермонтов описывает бытовые подробности. Пушкинский пророк торжественен. Лермонтовский – суров

Слайд 21

? Что открылось поэту-пророку и в том и в другом стихотворении? - Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца». Лермонтовский пророк увидел «страницы злобы и порока», он не принят людьми, он изгнан. «В меня все ближние мои // Бросали бешено каменья». ? Выходит, дар его не нужен? - Нет, сверхъестественные способности позволили увидеть не только «страницы злобы и порока», но и гармонию мира. Не случайно природа – творение Бога – откликается на духовный зов поэта (цитата). ? Где находит душевное спокойствие лермонтовский поэт? - В пустыне. Это символ единения с Богом, с природой. Но и символ одиночества поэта. ? Вспомним, какую роль образ пустыни играл в стихотворении Пушкина. - В стихотворении Пушкина пустыня – это символ бездуховности. По-разному обыгрывают образ пустыни поэты. ? Какова же роль поэта в обоих стихотворениях? ! Быть выразителем «мыслей благородных». В этом поэты едины. Вспомните цитаты из стихотворений

Слайд 22

III .Итог. - За столь короткое время мы не в силах объять такой богатый материал о Пушкине и поэтах, так или иначе связанных с его именем. Среди них и Жуковский, и Гоголь, и Пущин, и Ахматова, и Цветаева, и… У нас еще будет время поговорить и о них, и многом другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"

Материал содержит примерный  сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...

урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"

Цели урока: • преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной пр...

В одном букете - яркие цветы ( Урок-исследование по творчеству А.Твардовского- русского поэта и Я.Ухсая- чувашского поэта)

1.выработать навыки сопоставительного анализа творчества писателей (тĕрлĕ çыравçăсен пурнăçĕпе хайлавĕсене танлаштарса вĕрентесси). 2. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; нав...

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

Поэт мысли - литературный вечер, посвященный поэту Е.А. Баратынскому

Материал для учителей русского языка и литературы....

Сопоставительный анализ произведений чувашского поэта А.Алги "22 июня" и марийского поэта Миклая Казакова "22 июня 1941 года"

Модуль теми: ХХ ĕмĕр варринчи чăваш литератури (40-50-мĕш çулсем).Урок теми: «ЭПĔ ВĂЛ КУНА ПУРĂНАН ПУРНĂÇĂМРА НИХĂÇАН МАНАССĂМ ÇУК»Сапăрлав тĕллевĕ: тăван çĕр-шыва юратма, ăна упрама, мирлĕ пурн...