СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Музалевская Жанна Петровна

Урок-обобщение изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serebryanyy_vek_russkoy_literatury.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

                СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                                            (урок-обобщение, 2 часа)

Цели и задачи.

  Учащиеся должны:

  • иметь представление о литературе Серебряного века;
  • раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в литературе начала ХХ века, охарактеризовать основные черты и назвать ярких представителей каждого из них;
  • уметь находить необходимую информацию в справочной литературе, применять её при создании публичного выступления и участвовать в презентации групповой работы;
  •  совершенствовать коммуникативные навыки и объективно оценивать результаты своей деятельности.

  Основные понятия:

Серебряный век, реализм, модернизм, символизм, декаданс, футуризм.

  Предварительная подготовка к уроку:

  • ученикам было предложено поделиться на две группы: КОСУЛЬТАНТЫ и СОВРЕМЕННИКИ;
  • создать мини-проекты по творчеству выбранных писателей и поэтов Серебряного века;
  • подготовить выразительное чтение некоторых стихотворений.

  Оборудование: схема «Основные направления в развитии литературы начала ХХ века»; интерактивная установка для показа презентаций; тетради, распечатка поэтических текстов.

  Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

                                              Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и целей урока.

Учитель.  Литература – это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ века вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых, необычных форм выражения своих мыслей.

  И сегодня на уроке мы должны обобщить представление о  литературе Серебряного века, раскрыть художественную ценность её новых направлений.

  Для этого две недели назад класс был поделен на две творческие группы, которые подготовили к этому уроку проекты направлений в развитии литературы начала ХХ века.

- Что же такое литература Серебряного века? Обратимся к нашим консультантам.

Консультант.   Литература рубежа веков и начала ХХ века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933г. Н.А.Оцупом.

  Время Пушкина, Достоевского и Толстого, т.е. ХIХ столетие, он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» - «серебряным веком».

Учитель: Понятие «серебряный век» связано прежде всего с модернистскими течениями. Рассмотрим схему (на экране схема «Основные направления в развитии литературы начала ХХ века». Приложение 1).

Учитель.   Особняком от модернистских течений стоит реализм. Дайте, пожалуйста, определение этому термину.

Консультант.   «Реализм» - это направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

(На экране слайд с определением «реализма» и портретом И.Бунина).

Во время пояснения ученики делают записи в тетрадях.

Можно продемонстрировать, как иллюстрации, картины художников реалистов М.Х.Аладжанова, Е.И.Репина, Б.М.Кустодиева, С.Панова).

 Учитель.  Как-то само собой получилось, что творчество М.Горького, А.И.Куприна, И.А.Бунина и многих других писателей и поэтов оказалось за пределами Серебряного века, хотя все они несомненно составляют славу русской литературы.

  - Как вы думаете, почему такое произошло?

Консультант.   Дело в том, что Горький, Бунин и отчасти Куприн отрицательно относились к «новому искусству». Так декаденты и декадентство, в представлении Горького, были «явлением вредным, антиобщественным», а Бунин в автобиографических заметках сравнивал приход этого поколения с «большим ветром из пустыни», поскольку «силы и способности почти всех новаторов были довольно низкого качества, порочны от природы, смешаны с пошлым, лживым, спекулятивным, с угодничеством улице, с бесстыдной жаждой успехов, скандалов…»

Учитель:  А сам Бунин? Каким представлялось современникам его творчество?

Современник (из воспоминаний Г.В.Адамовича).  «У Бунина ум светился в каждом его слове и обаяние его этим усиливалось. А обаятелен он бывал, как никто, когда хотел, когда благоволил быть обаятельным. Но даже не это было важно. Важно было, что его словами о любой мелочи говорило то огромное, высокое, то лучшее, что у нас было: дух и голос русской литературы».

  А сам И.А.Бунин говорил: «Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного…»

  Вот одно из его стихотворений (ученик читает «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»)

Учитель.   Итак, мы видим, что бунинская поэзия – это, прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни.

  - Так почему же писатель в довольно-таки резкой форме выразил своё отношение к новым течениям?

Консультант.   Разумеется, резкость таких оценок продиктована разным пониманием целей и задач литературы.

Учитель.   Итак, какие особенности направления «реализм» вы для себя отметили?

(на экране слайд «Особенности реализма» с фамилиями ярких представителей)

  А новые течения в литературе!

  - Что нам скажут наши  консультанты по этому поводу?

Консультант.  Понятие «серебряный век» появилось, когда  все крупнейшие представители литературы ХIХ века ушли из жизни. Их современники, как правило, использовали другие термины, один из которых – модернизм.

  «Модернизм» (от франц. слова moderne – «современный»).

  Термин достаточно точно передавал идею создания новой литературы по отношению к литературе классической – с ней разные поколения модернистов находились в разных отношениях.

Учитель.   Вернёмся к нашей схеме (Приложение 1).

  И прежде, чем ответить на вопрос «Как же относились к классической литературе символисты?», определим, что же входит в понятие «символизм».

Консультант.   «Символизм» - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

  Ключевым понятием символизма является «символ» - многозначное иносказание. «Символ – окно в бесконечность, » - говорил Ф.Сологуб.

  С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Появились так называемые «старшие символисты» и  «младшие символисты» (на экране слайд  «Старшие символисты»: В.Брюсов, К.Бальмонт и Д.Мережковский, указаны основные принципы эстетики).

  Главный принцип их эстетики – «искусство для искусства».

  Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения.

Учитель.  В связи со сказанным, стихи какого поэта вам хотелось бы вспомнить?

Современник.  Стихотворение В.Брюсова «Творчество» (ученик читает стихотворение).

Учитель.  Вы обратили внимание, какой оригинальный способ связи строф, какие характерные образы, цвета, созвучия плавных сонорных (средство выразительности – аллитерация). Благодаря этому, стихотворение  звучит как завораживающий поток звуков. Стихотворение может возмутить своей бессмысленностью, но смысл  стихотворения в его названии.

  В полутёмной комнате всё преображается в ожидании вдохновения. Творцу за обычным окружающим его миром видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы («несозданные создания»), делая мир странным, совсем непохожим на привычный.

  - Каково же было отношение современников к Брюсову?

Современник   (из «Писем о русской поэзии» Н.Гумилёва).

  «Даже в самых враждебных ему кругах Брюсов заслужил репутацию мастера формы. Он разделяет мечты … о возвращении слову его метафизической ценности, но не прибегает ни к неологизмам, ни к намеренным синтаксическим трудностям, Строгим выбором выражений, отточенной ясностью мысли и медной музыкой фраз он достигает результатов… Вечно непокорённое слово уже не борется с ним; оно нашло своего господина».

Ученик читает стихотворение В.Брюсова «Родной язык».

Учитель.   Пока «старшие символисты в своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, ухода от скуки повседневности в мир фантазии, в литературу пришло новое поколение символистов – их называли «младшими»

(на экране слайд «Младшие символисты»: А.Блок, А.Белый и В.Иванов, указаны особенности литературного  течения).

Учитель.  Давайте рассмотрим особенности этого литературного течения. Кого из самых ярких представителей вы можете назвать?

Консультант.   Самые известные из них – Александр Блок, Андрей Белый и Вячеслав Иванов.

  В представлении Иванова, как и Белого, и (в меньшей степени) Блока, поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Отсюда и новая задача искусства: поэт должен стать не только художником, но и «тайновидцем и тайнотворцем жизни». Оттого и считались особенно ценными прозрения, откровения, позволяющие по слабым отражениям представить себе иные миры.

  Большое место в поэзии занимала тема России (ученик читает стихотворение В.Иванова «Россия счастие, Россия свет»).

Учитель.    Н.Гумилёв писал, что «совершенство образов В.Иванова зависит от их призрачности». Даже в тех стихах, которые кажутся совсем простыми, множество потаённых смыслов. Непривычный синтаксис – повтор слов, предложения, состоящие только из существительных; необходимость улавливать значения слова делают стихи Иванова очень сложными. Поэт пишет не о мимолётности, а о вечном. Что же вечно? Смерть и жизнь. Нам не дано постичь до конца смысл вечных символов. Они во мгле.

  - А как воспринимали творчество Иванова современники?

Современник (из рецензии Н.Гумилёва).   «Я назвал образы, даваемые Вячеславом Ивановым, призрачными. Действительно, они так полны, все составные части их так равномерно и напряжённо ярки, что внимание читателя, не будучи в силах охватить целое, останавливается на подробностях, только смутно догадываясь об остальном. Это вызывает чувство неудовлетворённости, но это и заставляет перечитывать вновь и вновь уже известные стихи».

Учитель. Так какова же особенность поэзии символистов? Сделайте вывод (на экране слайд «Символизм – интуитивное постижение мирового единства через символы», указаны представители символистов; иллюстрации – картины М.А.Врубеля).

Учитель.   Кажущиеся бессмысленными стихотворения молодых поэтов вызывали негодование публики. Символистов, как вспоминал В.Ходасевич, рисовали «голыми лохмачами с лиловыми волосами и зелёным носом». Психиатры утверждали, что «новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы, с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир». Символистам присвоили кличку «декаденты» («упадочники»). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем.

  - Что же такое декаданс? Какие черты характеризуют это течение?

Консультанты.   «Декаданс» (от лат. слова -  «упадок») – характеризуется настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний (на экране слайд с определением значения «декаданс», портреты Д.Мережковского и З.Гиппиус).

  В его эстетике отразился пафос «конца века, неминуемой гибели мира, обреченности, упадка.

  Д.Мережковский и З. Гиппиус – яркие представители декаданса.

Учитель.  Что вы знаете о поэзии Д.Мережковского?

Консультанты. Д.Мережковский считал важными религиозно-философские поиски. Он разрабатывал темы, так или иначе связанные с христианством и его местом в жизни человека нового века. Такими мотивами наполнено стихотворение «Сонное» (ученик читает стихотворение).

Современник (из статьи В.Брюсова «Мережковский как поэт»).   «Мережковский выполнял своё дело, страстно и настойчиво уча в стихах тому, что почитал своей истиной. Мережковский на поэзию смотрел как на средство, и это его грех перед искусством; но он пользовался этим средством с великим умением и употреблял его на цели благородные, и в этом его оправдание.

Учитель.   Роль в символизме Зинаиды Николаевны Гиппиус неотделима от роли мужа. Но в поэзии она его затмевала.

  Её перу принадлежит знаменитое безглагольное стихотворение «Все кругом» (ученик читает стихотворение).

  Стихотворение построено как огромное предложение, состоящее из длинной цепочки прилагательных и наречий. В нем поэтесса отвергает общепризнанную «мещанскую» мораль, выказывая отвращение к окружающей жизни, её грязи и пошлости.

  - Что говорили современники о поэзии З.Гиппиус?

Современник (из «Книги о русских поэтах последнего десятилетия» М.Гофмана).

  «Творчество З.Гиппиус представляет собою нередко какое-то странное соединение искренности искания – с изломанною искренностью бессилия и вычурностью, и холодной, ледяной гордости и презрения ко всему – с жалобными мотивами смиренности и своеобразным сентиментализмом. Но во всем, даже в её видимой неискренности, нескрываемой ею, чувствуется искренняя, сложная и надломленная душа современного человека, мечтающая о том, чего никогда не бывает, просящая не счастья, от которого она отказывается, а истины, которую она не способна принять по своему бессилию».

Учитель.   - Каковы особенности «декаданса»? Ваш вывод?

(На экране слайд «Особенности «Декаданса», указаны фамилии поэтов).

  - Так в чем же значимость «символизма» как литературного течения? Обобщите все сказанное.

Консультанты.  Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий.

- Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нем множество дополнительных  оттенков и смыслов.

- Поэзия символистов необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.

- Символизм наполнил искусство новым содержанием.

Учитель.   В 1912 Николай Гумилёв написал, что «символизм закончил свой круг развития и теперь падает».

  Ещё осенью 1911г. Н.Гумилёв и С.Городецкий создали «Цех поэтов» - содружество молодых стихотворцев – Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Георгия Иванова, Николая Клюева. Они не были абсолютными единомышленниками, но воплощали идею равновесия между символизмом и натурализмом.

  «Идея равновесия, прочности, зрелости послужила основанием для термина «акмеизм», » - писал филолог Борис Эйхенбаум.

  - Что это за направление?

Консультант.   «Акмеизм» - модернистское течение (от греч. слова acme – остриё, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла (на экране слайд «Акмеизм»).

Учитель.   Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни. Туманности и намёкам  символизма были противопоставлены достоверность образа, чёткость композиции.

  - Перед вами представители акмеизма (на экране слайд с  портретами Н.Гумилёва, А.Ахматовой и О.Мандельштама). Кого из авторов вы хотели бы нам представить?

Ученик читает стихотворение Н.Гумилёва «Жираф».

Учитель.   В стихотворениях Н.Гумилёва звучат романтические мотивы, географическая и историческая экзотика.

Современник (из статьи В.Я.Брюсова о книге Н.Гумилева «Жемчуга»).   «Его поэзия живет в мире воображаемом и почти призрачном. Он как-то чуждается современности, он сам создаёт для себя страны и населяет им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами. В этих странах, - можно сказать, в этих мирах, - явления подчиняются не обычным законам природы, но новым, которым повелел существовать поэт».

Учитель.   А вот А.Ахматовой экзотика чужда.

  - Что же свойственно её поэзии?

Консультант.   Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики – любовь. Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии.

Ученик читает стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи».

Учитель.   В этом стихотворении точно и тонко передаются переживания лирической героини. Само оно небольшого размера. Но насколько глубоко и содержательно. Простым слогом умело обрисован характер. Одним жестом, интонацией, репликой, одной невольной неправильностью выражены растерянность, душевное опустошение, переживание разлуки героини.

  -Итак, какие традиции русской литературы развивал акмеизм?

Консультант. - Акмеистами ценились стилистическое равновесие, четкость образов, точно вымеренная композиция.

- Внутренний мир чувств лирического героя передавался значимым жестом, движением, перечислением вещей.

- Пристальное внимание акмеистов к материальному, вещному миру не означало их отказа от духовных исканий (на экране слайд «Особенности акмеизма», указаны фамилии поэтов).

Учитель.   Футуризм возник почти одновременно в Италии и России. Проконсультируйте нас, пожалуйста, по этому направлению.

Консультант.   «Футуризм» (от лат. futurum – «будущее») – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом (на экране слайд «Футуризм»)

Учитель.   Первая декларация футуристов «Пощёчина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты заявляли: «Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…»

Консультант.   В манифесте из сборника «Садок Судей II» (1913) программа футуристов была конкретизирована: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые ритмы, рифмы, размеры стиха; новые слова и новые  темы; презрение к славе.

  Футуристы не церемонились со словом, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации.

Учитель.  Кого из футуристов вы можете назвать?

Консультант.   Давид Бурлюк, Велимир Хлебников,  Алексей Крученых, Игорь Северянин (на экране слайд с портретами поэтов; определены основные черты футуризма).

Учитель.  Стихотворение какого автора вам больше всего запомнилось? Чье произведение вы хотели бы прочитать?

Ученики на выбор читают В.Хлебникова «Заклятие смехом», или Д.Бурлюка «Каждый молод…», или А.Крученых «Мокредная мосень», или И.Северянина «Я, гений, Игорь Северянин».

Учитель.   Как видите, отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии, хотя дальше поэтического контекста слова эти не пошли.

  - А как современники принимали  поэзию футуристов?

Современник (из очерка В.Н.Альфонсова «Футуристы»). «Поэзия Д.Бурлюка при всех своих крайностях – герметична, самодостаточна. Поэзия А.Крученых открыта вовне, она поступок, жест, поза. Она рассчитана на мгновенную и активную реакцию читателей…. Принимая на себя обязанности балагура, смеющийся постоянно должен поддерживать свою репутацию непрекращающимися шутками, насмешками над окружающими и над собой… Балагурство разрушает значения слов, коверкает их внешнюю форму. Балагур дает неверную этимологию или связывает слова, похожие только внешне» (на экране можно показать картины художников Н.А. Пиросманишвили и К.С.Малевича).

Учитель.  Подумайте, какую роль сыграло в развитии литературы такое необычное направление, как «футуризм»?

Консультант. В перспективе футуризм послужил созидательным художественным целям.

- Футуризм раздвинул границы поэзии,

-  поставил вопрос о новых функциях искусства,

- сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя.

- Смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе (на экране слайд «Особенности футуризма как литературного направления», указаны фамилии представителей).

3.Подведение итогов.

Учитель.   Итак, наш долгий разговор о литературе Серебряного века подошёл к концу.     Давайте вспомним, какие цели и задачи мы перед собой ставили, и  определим, каких результатов достигли. Ответьте на вопросы:

  - Какие литературные направления Серебряного века вы знаете?

  - Какие особенности отличают их друг от друга?

  - Каких представителей этих направлений вы можете назвать?

  А теперь обратите внимание на экран. Посмотрите, какая таблица в результате нашей совместной работы была создана (на экране слайд «Основные течения в поэзии Серебряного века». Приложение 2).

  Итог подведен. Мы проанализируем результаты ваших выступлений на следующем уроке. Большое спасибо всем. Урок окончен.

  Список литературы.

  1. Егорова Н.В.  Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, 1 и 2 полугодие. – 4-е изд. , перераб и доп. – М. ВАКО, 2005.
  2. Литература. 11класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч.; под ред. В.П.Журавлева, - 13-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». – М.: Просвещение, Владос, 1996.
  4. Русская литература ХХ века. – М. 2001.

5.   Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: пособие для учителя / Н.И. Кудряшев. – М.: Просвещение, 1981.

  1. Литература: газ. – Издательский дом «Первое сентября».
  2. Журнал «Литература в школе».
  3. Сборники поэзии Серебряного века.
  4. Первое сентября (Электронный ресурс): газ. – Режим доступа: http://ps.1september.ru

                                                                                        Приложение 1.

Основные направления в развитии литературы начала ХХ века

 

                                                                                            Приложение 2.

         Основные течения в поэзии Серебряного века

Течение

 Основные черты

Представители

Реализм

Правдивое воспроизведение

действительности в её типических чертах

И.Бунин, А.Куприн, М.Горький, Л.Андреев

М


О


Д

Символизм

 Интуитивное постижение мирового единства через символы

В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, А.Блок, А.Белый, В.Иванов

Е


Р


Н

Декаданс

Неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний

З.Гиппиус, Д.Мережковский

И



З



М

Акмеизм





Футуризм

Чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла



Разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом

Н.Гумилёв, А.Ахматова, О.Мандельштам



Д.Бурлюк, В.Хлебников, А.Крученых, И.Северянин

   

                               

    МОДЕРНИЗМ

   СИМВОЛИЗМ

   

   ДЕКАДАНС

      АКМЕИЗМ

       ФУТУРИЗМ

РЕАЛИЗМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).

ППоэзия  Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна  по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...

Серебрянный век русской литературы

¨Русский поэтический “серебряный век” традиционно вписывается в начало XX столетия, на самом деле его истоком является столетие XIX, и всеми корнями он уходит в “век золотой ”, в творчество А....

Вопросы для итогового повторения темы "Серебряный век русской литературы"

Вопросы для закрепления основных сведений по теме "Серебряный век русской литературы" (литература, 11 класс)...

Кроссворд "Серебряный век русской литературы"

Этот кроссворд можно использовать при изучении литературы начала ХХ века...

презентация к лекции "Серебряный век русской литературы" 11 класс

Презентация позволяет представить авангардистские течения в начале 20 века...

Элективного курса по литературе «Гармония и трагедия Серебряного века русской литературы»

Программа элективного курса «Гармония и трагедия Серебряного века русской литературы» рассчитана на учащихся 11 класса, составляет 34 часа в год. В основе данной программы лежит программа ...