Творчество Ростопчиной
статья по литературе по теме

Вихрова Юлия Георгиевна

работа о творчестве забытой поэтессы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pasternak.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

                             Вихрова Юлия Георгиевна

ГБОУ школа№350, Россия, Санкт-Петербург

 Христианство в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Непосредственная работа над книгой (зима 1945 -  1946 года) началась в атмосфере быстро развеявшихся общественных надежд и литературного безвременья. Смерть отца, арест любимой женщины, смерть Сталина, инфаркт, возвращение советских каторжан, известие о гибели давно расстрелянных - всё это поместилось в десятилетие работы над романом.

Ко внешне простому, но семантически насыщенному и многоплановому заглавию Пастернак пришёл не сразу. Варианты во время десятилетней работы акцентировали разные стороны замысла. «Смерти не будет» - название романа в карандашной рукописи 1946 года. Здесь же эпиграф из Откровения Иоанна Богослова: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопль, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Название это сразу же подчёркивало философско-религиозную идею.

«Мальчики и девочки» - намекало на стихотворение А.Блока «Вербочки», которое в первой публикации называлось «Вербная суббота», и это поясняет еще одну важную функцию выбранного заглавия. Вербная суббота в церковном календаре - празднество Вербного воскресения (иначе - праздник «Входа Господня в Иерусалим»), за которым следует семидневный цикл (Страстная неделя), завершающийся Пасхой, или Воскресением Христовым. Заглавие «Мальчики и девочки», в неявном виде заключая в себе определенное хронологическое указание, тем самым соотносит время романа с названным циклом христианского календаря и выражает ту же «заглавную тему или настроение» пастернаковской прозы - тему бессмертия  жизни, идущей путем страданий и выводящей на Воскресение Христово; и одновременно обозначает не только героев, но и обобщённость, контрастность темы.

Настоящее же название романа предлагает нам жизнеописание некоего доктора с фамилией, говорящей о жизни. Книгу жизни. Житие в двух книгах, в семнадцати частях, прозе и стихах. «Сохранились и первоначальные обложки предложенного к печати фрагмента романа с двумя зачёркнутыми названиями - «Когда мальчики выросли» и «Записки Живульта». А ещё в начале творческого пути поэта был у него герой-художник по фамилии Пурвит (от искажённого французского pour vie - ради жизни). В этой триаде тождественных по смыслу имён заключена, по существу, центральная интуиция всего пастернаковского творчества - интуиция бессмертия жизни». Интуиция, подсказывающая ему ещё в раннем детстве имя Бога-Живаго.

По свидетельству писателя В. Шаламова, Б. Пастернак так объяснял выбор фамилии для своего главного героя: «Фамилия героя романа? Это история не простая. Ещё в детстве я был поражён, взволнован строками из молитвы  православной церкви: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». Я повторял эту строку и по-детски ставил запятую после слова «Бога». Получалось таинственное имя Христа «Живаго». Но не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени «Живаго». Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью - назвать этим именем героя моего романа».

Какова же главная идея романа?  

Наиболее полно все стороны замысла изложены в письме О.М.Фрейденберг 13 октября 1948 года: «Я уже говорил тебе, что начал писать большой роман в прозе. Собственно это первая моя настоящая работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжёлого, печального, подробно разработанного, как, в идеале у Диккенса или Достоевского - эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое. Я в ней свожу счёты с еврейством, со всеми видами национализма (и в интернационализме), со всеми оттенками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Русские женщины. Евдокия Ростопчина.

Евдокия Петровна Ростопчина (урожденная Сушкова) - яркая звездочка на небосклоне русской поэзии и русского общества. Она вошла в историю России как женщина-поэт, женщина-драматург и как женщина-б...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной творчеству Е.П. Ростопчиной

Сценарий предназначен для проведения  мероприятия в 9 классе при изучении творчества  писателей Пушкинской поры. Евдокия Петровна Ростопчина была одной из ярких представительниц литературы п...