Внеклассное мероприятие по литературе (на примере комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Мельникова Евгения Николаевна

 8 класс

мероприятие по теме:  "Имей сердце, имей душу, и будешь человек на всякое время" (на примере комедии  Д.И.Фонвизина "Недоросль")

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 им. А.И.Колдунова

Московская область Ногинский район г. Электроугли ул. Маяковского д. 34

тел. 8-496-513-21-39

Внеклассное мероприятие по литературе

 в 8 классе по теме:

"Имей сердце, имей душу, и будешь человек на всякое время"

(на примере комедии

Д.И.Фонвизина "Недоросль")

Автор работы: Мельникова Евгения Николаевна

учитель русского языка и литературы

1989 года рождения

e-mail: evgenia15614@yandex.ru

Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе по теме:

"Имей сердце, имей душу, и будешь человек на всякое время"

(на примере комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")

   В последнее время стало популярным проведение так называемого урока-суда, когда класс делится на прокуроров и адвокатов, выслушиваются дела обвиняемых и в конце выносится приговор. В ответ на все это хочется процитировать слова А.С.Грибоедова из комедии "Горе от ума": "А судьи кто?". Я считаю не совсем корректным устраивать на уроках литературы суд, потому что если обратиться к русскому самосознанию, а также к обычаям и традициям русских классиков, то мы видим обратную тенденцию, когда авторы пытаются "пробудить" в человеке  высокие чувства, воспитать в читателе нравственные ценности, развить гуманизм и милосердие. Поэтому я предлагаю построить урок иначе: не обвиняя, а защищая.

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся о комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль".
  • Воспитывать у учащихся нравственность и гуманизм.
  • Умение выделять положительные черты характеров героев произведения.
  • Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
  • Воспитывать в каждой личности  необходимость  отстаивать свою точку зрения.

Методы и формы работы:

  • Работа с текстом
  • Групповая работа
  • Дискуссия
  • Коллективная работа учителя с классом

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Развивающее обучение
  • Обучение критическому мышлению
  • Технология коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина)
  • Диалоговая технология
  • Информационная (компьютерная) технология

   В связи с постепенным переходом средней школы к ФГОСу, основной задачей школьного образования является умение учиться,  а деятельность учителя заключается в организации деятельности учащихся вместе с осуществлением последующей рефлексией. Ориентируясь на поставленные задачи, мною была выбрана групповая форма работы, где деятельность ученика заключается в умении организовать свою осмысленную деятельность, а задача учителя - формировать учебную мотивацию, разработать алгоритм обучения.

   Так как мероприятие носит внеурочный характер, то оно не ограничено временными рамками. Поэтому школьники работают столько времени, сколько им необходимо.

Работа до урока:

1) На уроке ребята должны работать в группах, поэтому  парты в кабинете расставлены соответствующим образом.

2) Класс делится на 4 группы - по количеству выбранных персонажей. Каждая группа получает задание: опираясь на текст, используя цитаты, подготовить рассказ об одном герое комедии. Трудность заключается в том, что герои выбраны отрицательные. Задача учащихся разглядеть, научиться выделять и в отрицательных героях положительные черты.

Ход урока:

"Имей сердце, имей душу,

 и будешь человек на всякое время"

I. Вступительное слово учителя.

 - Мы с вами заканчиваем работу над комедией Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль". Я бы хотела обратить ваше внимание на эпиграф к уроку "Имей сердце, имей душу, и будешь человек на всякое время". Сейчас стало распространенным выносить пороки и недостатки на всеобщее обозрение, осуждать людей. К сожалению, мы разучились друг за друга заступаться. Но так как у нас с вами необычный урок, то и вы сегодня будете выступать в необычной для вас роли: вы будете не критиковать, а защищать.

Мы попытаемся найти в отрицательных героях положительные черты.

II. Постановка целей урока, вырабатывается план действий.

 - Сегодня на мероприятии мы с вами должны обобщить знания о комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль", научиться выделять положительные черты героев произведения.

 - Сегодня необычна не только роль, в которой вы будете выступать, но и форма работы тоже  - вы будете работать в группах. У каждой группы будет свой герой.  Я подготовила для вас задание и дополнительный материал, прошу с ним ознакомиться.

 - Каждой группе раздается карточка с заданием. Ваша задача на основе прочитанного текста в течение 5-7 минут подготовить "адвокатскую" речь и доказать, что и в отрицательном герое комедии есть положительные черты.

                                         (Раздаются карточки)

III. Работа в группах.

Во время групповой работы учитель направляет и помогает учащимся достигнуть поставленные цели.

В процессе работы учитель вырабатывает несколько ключевых компетенций:

  • учит работать с информацией;
  • вырабатывает коммуникативные навыки;
  • учит делать выбор, акцентируя внимание на главном;
  • учит толерантности, терпимости к мнениям и взглядам других.

- А теперь посмотрим, смогли ли вы найти в предложенных героях положительные черты?

IV. Выступление групп.

Каждая группа в течение 5 минут раскрывает свою тему.

V. Подведение итогов урока

- Подводя итог сказанному, хочется обратить внимание на то, что герои у нас как были отрицательными, так и остались, Фонвизин не случайно сделал свою комедию обличительной. Но хоть герои у нас и отрицательные, но и в них есть что-то хорошее, не может быть человек на 100% плохим. Но для того, чтобы разглядеть в  человеке положительные качества, мы с вами потратили гораздо больше времени, потому что плохое лежит на поверхности, а хорошее в человеке надо "раскопать".

-  А если мы с вами повнимательнее всмотримся в проблему, то заметим, что иногда нужно изменить условия, в которых находится герой, при которых бы хорошие черты могли проявиться.

- Какую ситуацию имел в виду Фонвизин? (Отмена крепостного права)

VI. Домашнее задание

- Чтобы в полной мере раскрыть тему положительных и отрицательных героев во взаимосвязи с крепостным правом, предлагаю вам сделать небольшую исследовательскую работу. Сопоставьте классицистическую комедию Фонвизина "Недоросль" и произведения Пушкина и Тургенева ("Барышня-крестьянка", "Дубровский", "Записки охотника", "Муму"). Возможно, все это выльется в совместную проектную работу.

Приложение

I группа (г-жа Простакова)

- Кто виноват в том, что г-жа Простакова необразованна? (Только ли она одна в этом виновата?)

- Как поступила г-жа Простакова с Софьей, когда она осталась сиротой?

- Присутствуют ли у г-жи Простаковой черты лидера? (Если бы она была по-другому воспитана, могла бы она стать хорошим лидером?)

II группа (г-н Простаков)

- Есть ли у г-н Простакова положительные качества? (Ведь можно одно и тоже качество характера охарактеризовать по-разному: можно сказать, что человек безвольный, а с другой - добросовестный, т.е. хорошо выполняет указания; молчаливый - не говорит лишнего и т.д.)

- Всегда ли г-н Простаков соглашается со своей женой? Что он говорит о Софье? (действие I, явление V) Признает ли он хоть иногда свои ошибки?

III группа (Митрофанушка)

- Кто виноват в том, что Митрофанушка необразован? (Только ли он один в этом виноват?)

- Можно ли назвать Митрофанушку глупым? Какие поступки указывают на то, что он находчив, сообразителен, догадлив?

- Есть ли надежда на то, что после службы Митрофанушка изменится?

IV группа (Скотинин)

- Какие положительные качества можно выделить у Скотинина? (действие I, явление V) (Для справок: челоби́тная - прошение, заявление, жалоба)

- Как он относится к Митрофанушке? Есть ли в нем зачатки хорошего?

- Есть ли надежда на то, что Скотинин, получив урок, изменится? (Найдите последние слова Скотинина, действие V, явление IV. Спорит ли Скотинин с Правдиным?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.

Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу  положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....

Литературная игра "Пример героя зовет на подвиг" (внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе 7-го вида)

Разработка игры по литературе. В нее включены произведения, изучавшиеся в 7 классе по учебнику В.Я. Коровиной: былины, повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", рассказ М. Горького "Старуха Изергиль"....

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"

Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....

Внеклассное мероприятие по литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"...

Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.

Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну :  заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...