Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика» часть I
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок по произведению А, Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста" рекомендуем провести на уроке внеклассного чтения в 5 классе.

Урок по изучению данного произведения проходит интересно и увлекательно, Ребята с удовольствием следят за событиями и анализируют поступки героев, потому что приключенческая литература со своей обязательной верой в благородство, торжество добра над злом, понятная и доступная младшим подросткам, на протяжении многих лет приучает к чтению как таковому и несет в себе положительный нравственный заряд, тем самым, принимая участие в воспитании и становлении личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по произведению с детективно-приключенческим сюжетом

УРОК 1

Тема: Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика» часть I

        Повесть Линдгрен «Калле Блюмквист-сыщик» является произведением приключенческим, исходя из этого, определим цели урока:

 - повторить определение сюжета;

- познакомить с особенностями детективного сюжета;

- познакомить с героями повести.

Ход урока

I этап

1. Слово учителя о шведской писательнице Астрид Линдгрен.

2. Беседа с классом:

- Как вы думаете, что такое детектив?

Выслушав ответы учеников, учитель сообщает, что, во-первых, это сыщик, человек, который занимается поиском, во-вторых, детективом называют рассказ, повесть, роман.

-Какие детективные произведения вы знаете?

II этап. Знакомство с детективным сюжетом.

Сегодня мы с вами познакомимся с повестью А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика».

-Вспомним, что называется сюжетом?

-Какие элементы сюжета вы знаете?

Запись на доске:

Сюжет

Любого произведения

  1. Завязка: начало развития событий.
  2. Развитие действия: действия, которые совершают герои.
  3. Кульминация: самое напряженное действие.
  4. Развязка: заключительный момент в развитии действия.

Детективного произведения

  1. Завязка: совершение какого-то преступления.
  2. Развитие действия: появление свидетелей, подозреваемых, улик.
  3. Кульминация: установление личности преступника.
  4. Развязка: виновных наказывают.

III этап. Восстановление учащимися детективной сюжетной линии повести «Калле Блюмквист – сыщик»

Итак, сегодня, ребята, мы будем с вами читать несколько необычным способом. Как вы уже знаете, у художественного произведения может быть несколько сюжетных линий. И наша с вами задача, зная,  как строится детективный сюжет, восстановить его в повести А. Линдгрен.

        Основные моменты этой повести, соответствующие детективной сюжетной линии, у меня размещены на отдельных карточках.

Методический комментарий

Одна карточка дается 3-4 ученикам, которые читают содержание карточки про себя, думая, какой части сюжета соответствует эпизод.

Учитель сообщает ученикам, что в этой повести несколько героев:

  1. Калле – мальчик 13 лет, он же сыщик;
  2. Андерс и Ева-Лотта – друзья Калле;
  3. Дядя Эйнар – подозрительная личность.

Начало сюжета такое. В небольшом городке неожиданно появляется дядя Эйнар. Калле относится к нему с подозрением, наблюдает и следит за ним. Он даже, на всякий случай, снимает у него отпечаток пальца. Калле начинает подозревать дядю Эйнара в краже драгоценностей, прочитав газету.

Беседа учителя с классом:

- Так о чем же говорилось в газете?

Ученики зачитывают подходящую по смыслу карточку: «…Похищен сейф с драгоценностями … среди похищенных вещей выделяются: …платиновый браслет … брошь с четырьмя алмазами … колье из восточных жемчужин…» (103, с.153).

- Почему Калле сделал вывод, что это дядя Эйнар украл драгоценности?

Ученики делают предположения, что Калле где-то нашел жемчужину, что следует из содержания карточки: «… Конечно, не исключено, что жемчужина лежала там еще со времен Карла XII … но скорее всего, жемчужину потерял так называемый дядя Эйнар во время своего ночного посещения развалин. Разве я не прав?» (103 , с.115).

- Узнав, что дядя Эйнар – вор, что предпринимает сыщик Калле Блюмквист?

Ученики отвечают, что Калле, очевидно, решил написать письмо в полицию: «… Стокгольм, в уголовную полицию. Как вытекает из газет, у вас,… очевидно, произведена кража со взломом. Так как вами, может быть, добыты отпечатки пальцев, я посылаю Вам таковой в надежде, что он софпадет с каким-нибудь из ваших. Дальнейшие справки можит Вам прислать безплатно и письменно

                                        Карл Блюмквист, частный сыщик…»(103, с155).

-Откликнулась ли полиция на письмо Калле?

Учащиеся отвечают утвердительно: « …Полицейская машина мчалась на север… Калле, Андерс и Ева-Лотта сидели на заднем сиденье с комиссаром Стенбергом … Калле неистово жестикулировал  и орал не своим голосом:

- Один – бледный, другой противный, а третий, дядя Эйнар, но Бледный еще противнее, чем Противный …» (103,с.185)

- Чем же заканчивается расследование?

Ученики отмечают, что согласно развязке детективного сюжета виновных в краже поймали, а Калле стал знаменитым: «… Знаменитый сыщик Блюмквист, лежал,  развалившись, под грушевым деревом. Да-да, сейчас он был знаменитый сыщик, а не просто Калле. Об этом говорилось даже в газете … Заголовок гласил: «Знаменитый сыщик Блюмквист», а затем следовала фотография …» (103,с.190).

После того, как учении восстановили ход событий, им предлагается определить, какие эпизоды соответствуют элементам детективного сюжета.

IV этап. Герой детективного произведения

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать сыщик?

Учащиеся называют следующие качества: аналитические способности, богатое воображение, наблюдательность …

На данном этапе ученикам можно прочитать фрагменты из текста, соответствующие наблюдениям Калле за дядей Эйнаром:

«… Итак: волосы русые, зачесаны назад, глаза карие, брови срослись, нос прямой… серый костюм, коричневые ботинки… маленький красный шрам на правой щеке...» (103,с.89).

«… Имеет отмычку и карманный фонарик…» (103 ,с.104).

«…Чудной он какой-то … непоседливый, все куда-то торопится…» (103,с.98).

Учитель обращает внимание на то, что Калле в своих записях отмечает не только портрет и одежду подозреваемого, но и привычки. И предлагает выполнить следующее задание: одного учащегося просит выйти из класса, а остальные ученики составляют его словесный портрет.

V этап. Домашнее задание

Прочитать повесть А. Линдгрен «приключения Калле Блюмквиста – сыщика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по изучению поизведения с фантастико-приключенческим сюжетом ( на примере повести К.Булычева "Приключение Алисы")

Урок по произведению с фантастико-приключенческим сюжетом мы предлагаем рассмотреть на примере повести К.Булычева "Приключение Алисы" и провести на уроке внеклассного чтения в 6 классе.Особенности уро...

: «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести».

Урок по повести А.С. Пушкина "Метель" в форме аналитической беседы, в ходе которой рассматриваются элементы повести, композиция, характеристика героев, авторская ирония по отношению к двум молодым люд...

А. Линдгрен. «Приключения Эмиля из Лённеберги»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе....

Творчество Стивенсона. Изучение приключенческого произведения "Остров сокровищ"

УРОК 1-2Тема: Творчество РЛ. Стивенсона. Роман «Остров сокровищ» (5 класс)Тип урока: объяснение нового материлаЦели урока:-сформировать у учащихся представление о творчестве Стивенсона, уг...

Урок литературы в 6 классе. Изучаем произведение А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста"

Урок по произведению с детективно-приключенческим сюжетомУРОК 1Тема: Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста...

Обучение анализу идеи эпического произведения на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Открытый урок-практикум «Конфликт и его роль в художественном произведении (на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)» завершает серию уроков по изучению повести А.С....