Анализ лирики на примере стихотворения Н.А. Некрасова
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Федорова Ольга Леонидовна

Анализ лирики - наиболее сложный вид творческой работы  учащихся, максимально приближённый к научной. Успех анализа возможен при кропотливой совместной работе ученика и учителя. Использование плана анализа и действия по алгоритму с опорой на научную лексику, литературоведческие понятия в форме готовых клише помогают ученикам в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План анализа лирического произведения.

Шаг 1. Чтение и первичное восприятие текста. (Прочитаем стихотворение. Попробуем разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркнем заинтересовавшие нас слова, словосочетания).

Шаг 2. Отбор материала для анализа.

  1. Дата написания. (Может быть «говорящая» — особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта).
  2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.
  3. Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада — реальные и фантастические черты; философское стихотворение — какие общие проблемы бытия затрагивает; лирическое стихотворение — особая выразительность чувств лирического героя; послание — кому адресовано и т. д.).
  4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т. д.).
  5. Художественные особенности:
  • как раскрываются категории времени и пространства;
  • как решается проблема взаимоотношения мира и человека;
  • тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.
  1. Особенности речи:
  • использование стилистически окрашенной лексики;
  • инверсия, повтор, антитеза;
  • параллелизм;
  • риторический вопрос, восклицание;
  • обращение;
  • особенности синтаксиса.
  1. Основные ритмические особенности стихотворения:
  • ритм (ямб — разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль —  строгость, торжественность; трехсложные размеры стиха или двухсложные с пиррихием — особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни);
  • способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
  • строфика;
  • элементы звукописи.
  1. Черты лирического героя.
  2. Личное восприятие стихотворения

Примечание. Это самый общий план анализа. Отнюдь не все перечисленные особенности текста встретятся в конкретном стихотворении.

Шаг 3. Написание чернового варианта анализа на основе собранного материала.



Предварительный просмотр:

Анализ лирики Н. А. Некрасова

План анализа лирического произведения

  1. Время и условия (если известны) написания стихотворения.

—Как отразилась личная судьба поэта и время в стихотворении?

  1. Тема.

Стихотворение посвящено теме…

— Это произведение о …

— В стихотворении рассказывается о …, затронута тема …

  1. Жанр:

— стихотворение                        — монолог

— элегия                                — исповедь

— сонет                                — дружеское послание

— поэма                                — признание  и т. д.

  1. Настроение стихотворения

 Стихотворение проникнуто …

— От стихотворения веет …

— Произведение вызывает .., заставляет почувствовать, настраивает на …

…        радость, грусть, безмятежность, беспокойство, тревогу,        успокоение, волнение, восторг, смятение и т. д.

  1. Основные образы произведения

Автор рисует образ (…).

Центральный образ стихотворения —(…).

Перед нами … главных образа — (…, …).

  1. На какие смысловые части можно разделить всё стихотворение и чему посвящена каждая часть? Как они связаны?
  2. Изобразительно-выразительные средства.

Не выносить в отдельную часть анализа!!! Об эпитетах, метафорах, сравнениях и др. уместно говорить почти в каждой части сочинения.

        Например.

        С помощью красочных, эмоциональных эпитетов «…», «…» автор создаёт образ лирического героя.

        Выразительное сравнение «…» подчёркивает в образе автора … .

        Неожиданная метафора  «…» раскрывает основную мысль автора.

  1. Фонетические средства — аллитерация, ассонанс, звукопись.
  2. Синтаксические средства — вопросительные и восклицательные пред-

ложения, простые и сложные, бессоюзие, многоточие и т. п.

10.Художественные приёмы (стилистические фигуры): контраст, антитеза, параллелизм, градация и т. п.

11.— Какова идея  стихотворения и как все вышеназванные средства и приёмы раскрывают идею (основную мысль) стихотворения?

      12. Ваше впечатление от этого стихотворения.

      13. Какую роль сыграло произведение в судьбе писателя или в жизни окружающих, или в литературе, искусстве.

        Внимание!

  1. Не путать реального автора (Некрасова) автора как художественный образ и лирического героя, созданного Некрасовым.
  2. Обязательно включать цитаты из данного стихотворения.
  3. Повышает оценку умелое и уместное упоминание других стихотворений на подобную тему, со сходными образами и мотивами.

Пример

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова

«В дороге»

(1)Стихотворение  Н.А. Некрасова «В дороге» написано в 1845 году.  

Виссарион Григорьевич Белинский восторженно приветствовал это стихотворение, воскликнув: «Да знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!» Что дало критику основание  увидеть в Некрасове «истинного поэта»? (7-10,11) Можно сразу выделить три важнейшие стороны идейно-художественного своеобразия (основной мысли и её внешнего оформления): идеологическую, нравственную и эстетическую. (…) В этом стихотворении противопоставлены два мира: мир господ, по милости которых гибнут ни в чём не повинные жертвы, и мир бесправных крепостных крестьян, лишённых даже права распоряжаться собственной судьбой. Всё сочувствие, все симпатии поэта — на стороне обездоленного крестьянства. Некрасов заостряет внимание на искалеченной по барской прихоти судьбе двух молодых людей. Беда не в том, что Груша не привычна к тяжёлому крестьянскому труду («Белоручка, вишь ты, белоличка»), не в том, что она гнушается  работы («Грех сказать, чтоб ленива была»),   а в том, что жизнь в барском доме  лишила её физической силы и  выносливости, необходимых русской женщине, чтобы выжить. Это чувствует сам ямщик:                                                             Как дрова или воду несла,

               Как на барщину шла — становилось

     Инда жалко подчас…

Вина господ ещё и в том, о чём ямщик говорит мимоходом:

                          На какой-то патрет всё глядит

     Да читает какую-то книжку.

Грушу томят духовные страдания. На какой портрет смотрит она? Может быть, женщина видит человека, которого раньше любила? А ещё более вероятно, что это портрет писателя или поэта, с книжкой которого Груша не расстаётся; человека, вызвавшего в ней стремление к осмысленной жизни, к свободе, к счастью. И физические тяготы ей менее страшны, чем духовное одиночество. Ямщик не в силах понять ни её игру на «варгане», ни заботу о сыне, которого она «учит грамоте, моет, стрижёт»… Отсюда вывод — «…Погубит она и сынишку».

Рядом с Грушей нет никого, кто бы её понял. Какова же судьба образованной крестьянки? Перед нами драма русской женщины, которой мы не можем не сочувствовать. Она, «без вины виноватая», страдает более всех. Даже муж называет её «злодейка-жена». А всё злодейство  её состоит в том, что у неё нет сил ни физических, ни духовных. Но и ямщику досталась тяжёлая доля. Он искренне жалеет жену, сокрушается, что она вот-вот сойдёт в могилу. Его ли вина, что он не в состоянии понять жену? Он не «томит» Грушу тяжёлой  работой, почти не бьёт. Он тоже достоин жалости, так как является жертвой господ: женили его помимо воли, согласия в доме нет, впереди — вдовство и одиночество.   Каприз господ изломал жизнь обоим: нравственные, психологические и социальные причины трагедии крестьянской семьи взаимосвязаны. Таким образом, лирика у Некрасова вбирает  в себя элементы социально-психологической прозы. (3)Поэт выбирает для этого жанр диалога двух   персонажей — рассказчика и ямщика. В дороге между незнакомыми людьми легко завязывается откровенный разговор, перешедший в излияние душевной драмы ямщика.

(5)Необходимо отметить, что автор в данном  случае не совпадает ни с одним из своих лирических персонажей: он стоит и за «барином», и за «ямщиком». Каждый из героев говорит «от себя» и видит свой мир, а автор объединяет оба эти мира в своём повествовании. Жизнь представлена многослойно, страдание почувствовано вдвойне, даже втройне. (8-10) Мы слушаем простой, бесхитростный рассказ ямщика с обилием просторечий  и искажённых слов — и нам явственно представляется  жизнь простого человека с её привычками, укладом, традициями. Мы задаём ямщику вопросы вместе с его седоком — и понимаем грусть и мучительные раздумья «барина» о судьбе своего народа.  (13) И вместе с автором горько восклицаем:

Ну, довольно, ямщик, разогнал

Ты мою неотвязную скуку.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Особенности лирики М.И. Цветаевой на примере стихотворения "Тоска по Родине! Давно..."

Данный урок проводится в 11 классе при изучении лирики М. И. Цветаевой. Его можно провести после знакомства с биографией и отдельными стихотворениями поэта. Здесь начинается работа над основными ...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Особенности лирики Б.Пастернака (на примере стихотворения "Июль")

Урок литературы предназначен для учащихся 7-х классов.Он может быть интересен всем, кто увлекается лирикой Б.Пастернака.Поэт, музыкант, художник, философ - как много вобрал в себя этот человек!Разобра...

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...

АЛЛЕГОРИЯ. СИМВОЛ. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. ФУНКЦИИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (на примере стихотворения «Пленный рыцарь»)

Урок представляет собой комлексный разбор стихотворения М.Ю.Лермонтова "Пленный рыцарь" в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе. Рассчитан на два академических ча...