Открытый урок литературы в 6 классе
проект по литературе (6 класс) по теме

Кулешова Надежда Викторовна

Составлено согласно требования ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_6_klasse_po_literature.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Прямой и переносный смысл пословиц. Подготовка к домашнему сочинению по теме: «Рассказ по пословице».

Цели:

  1. обучения: 
  • закрепление умения создавать рассказ,
  •  обобщение и систематизация знаний учащихся о пословицах, многообразии их тем;
  1. развития: 
  • использование пословиц в речи;
  • совершенствование навыка работы с текстом;
  • развитие навыков самостоятельной работы на уроке, навыков исследовательской познавательной деятельности, творческих способностей учащихся;
  • закрепление умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы, оценивать результаты своей работы;
  • развитие связной речи учащихся, расширение их словарного запаса;
  1. воспитания: 

              проявление  интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;

            различие  основных нравственно-этических понятий;

  соотношение  поступков  с моральной нормой;

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: тематику пословиц и поговорок, структуру рассказа;

Уметь: объяснять смысл пословиц, использовать пословицы в речи, подбирать литературные произведения, отражающие основную мысль пословиц, анализировать текст.

Метапредметные:

Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают и осваивают социальную роль обучающегося. 

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию. Находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; используют схемы для решения задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.

Форма: урок-решение проблемных задач (урок развития речи)

Основные понятия темы:   фольклор, пословица, основная мысль, истина, мудрость, ценность, структура рассказа.

 

пп/п

Этапы урока

Время

Действия

Задачи

УУД

учителя

ученика

1

2

3

4

5

6

11.

Организационный момент. Создание ситуации успеха.

Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, мобилизовать внимание школьников.

1 минута

Создание благоприятного психологического климата. Слайд№1

Учитель приветствует учащихся.

-  Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке литературы, уроке по развитию речи.  В связи с этим, мне очень интересно ваше мнение по нескольким вопросам:

- «Повторенье – мать ученья?»;

- «Ученье – свет, а неученье –  тьма?»;

-«Вы готовы продолжать изучать литературное наследие нашего народа?»

Приветствие учителя, ответы на вопросы учителя.

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать;

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

I2.

Актуализация знаний

Цель:

Актуализировать полученные ранее знания

2 минуты

СЛАЙД № 2

Вопросы учителя:

- Молодцы! Как называются выражения, с которых начался наш урок?

- Дайте определение этому понятию.

- Пословица – жанр, какого рода литературы?

 

Ответы учащихся:

- Пословица.

- Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

- Жанр фольклора,

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, умение высказывать свою точку зрения.

 

33.

Постановка учебной задачи

Цель:

Организовать учащихся для работы на уроке

5                   минут

- Вы много знаете пословиц? Часто ли употребляете их в речи? Почему?

- Что же нужно предпринять, чтобы свободно употреблять пословицы в речи.  

- Почему трудно бывает понять пословицу и грамотно употребить ее в речи?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. СЛАЙД№3.

Начнем же мы с игры « Кто быстрее».

СЛАЙД№ 4.

Посмотрите на слайд, скажите, в чем суть задания?

- Кроме этого, необходимо будет объяснить их смысл, подобрать жизненную ситуацию.

- Вы согласны с пословицами?

Ответы учащихся

- Объяснять смысл пословиц, использовать пословицы в речи

- Пословица может быть в прямом и переносном смысле.

Формулируют тему.

Ответы учащихся

 

- Восстановить пословицы.

Ученики восстанавливают пословицы, объясняют, подбирают ситуации из жизни.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные: умение ставить цель, выстраивать алгоритм действий для ее достижения.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться,  слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков.

44.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

выстроить алгоритм действий для достижения цели

3  минуты

Молодцы! Судя по вашим ответам, думаю, домашнее задание будет для вас интересным.

СЛАЙД № 5.

Дома написать сочинение-рассказ по пословице. В качестве заголовка и вывода  выступит выбранная вами пословица. Например:

Век  живи, век учись.

(ваш рассказ)

Не зря говорят: «Век  живи, век  учись» .

-Скажите, что необходимо сделать на уроке, чтобы дома хорошо написать сочинение?

-Молодцы! Вы смогли сами сформулировать задачи урока.

СЛАЙД № 6.

 

Учащиеся записывают домашнее задание.

Ответы учащихся

-Понять и объяснить смысл пословиц, вспомнить структуру рассказа

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Регулятивные: умение ставить цель, выстраивать алгоритм действий для ее достижения.

       Коммуникативные: умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

      Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, цепочки рассуждений.

5

5

55.

Этап закрепления учебного материала.

Цель:

обеспечить усвоение знаний

4 минуты

СЛАЙД № 7.

Великий русский лингвист В.И.Даль на титульном листе своего труда   «Пословицы русского народа» вынес народное изречение: «Пословица несудима».

- Как вы думаете, почему именно ее он выбрал?  

Как вы считаете, почему до сих пор изучают пословицы на уроках литературы?

СЛАЙД № 8.

Ответы учащихся

- Пословица – мудрость народа, в ней отражена истина, а  истину не судят.

- Они говорят об истинных  ценностях и слабостях человека: труде, семье, дружбе, Родине, учебе, лени, трусости.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, умение высказывать свою точку зрения.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

66.

Этап применения знаний в новой ситуации

Цель: обеспечить  применение полученных знаний

5 минут

Действительно, маленькая пословица, но очень содержательная. Мы на уроках литературы много прочитали с вами произведений, и если постараться, можно подобрать к ним пословицы.

Сейчас вы будете выполнять задания, в которых надо будет подобрать пословицы к произведениям или произведения к пословицам.

Самостоятельная работа учащихся.

-Слабые ребята работают в группе, подбирают подобранные учителем  пословицы к данным им текстам.

- Дети посильнее работают  в парах и  к данным названиям литературных произведений самостоятельно подбирают  пословицы.

- Сильные ребята самостоятельно подбирают к данным пословицам названия художественных произведений или самостоятельно выбирают пословицу, а к ней название литературного произведения.

Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; выполнение действий по алгоритму;

Коммуникативные: умение работать в группе, распределять роли, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге;

Этап проверки и оценки результатов

Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями

8 минут

СЛАЙДЫ № 9, 10,11,12

Ваша задача зачитать получившиеся ответы и сказать, о каких ценностях идет речь в пословице и тексте.

Отвечают представители группы, пары и те, кто работал индивидуально.

Регулятивные: оценивание и корректировка собственных ответов.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других,  проявлять толерантность

Регулятивные: умение запоминать и удерживать  правило, оценивание и корректировка собственных ответов.

87.

Этап применения знаний

Цель:

обеспечить  применение полученных знаний

Этап проверки и оценки результатов

Цель:

выявить  качество и уровень овладения знаниями

 

12 минут

СЛАЙД № 13.

Молодцы! У вас хорошо получилось объяснить основную мысль пословиц, подобрать к ним литературные произведения.

Что же нам еще необходимо сделать, чтобы дома написать сочинение?

- Вы сейчас прочитаете рассказ Л.Н.Толстого «Орел».

Назовите тему и основную мысль текста.

Сможите ли подобрать пословицу?

(Всякой матери свое дитя мило)

А сейчас проанализируйте текст и составьте план композиции рассказа Л.Н.Толстого «Орел». Проанализировав композицию произведения,  расскажите о структуре рассказа. Работать будете в парах.  

Один ученик индивидуально будет работать на компьютере. Задача – найти формулировку понятия «рассказ».

-

СЛАЙД № 14.

Проверим работу пар. Зачитайте, какие части композиции рассказа вы выделили?

Послушаем, какое определение понятию «рассказ» нашел ваш одноклассник.

- Сравните ваши наблюдения с информацией из энциклопедии.

  Отвечают на вопрос:

- Необходимо повторить структуру рассказа.

- учащиеся читают текст, определяют тему, основную мысль рассказа. Подбирают пословицу, отражающую основную мысль рассказа.

Работают в парах, записывают в тетрадь композицию рассказа. Составляют сообщение о структуре рассказа

Индивидуально один ученик на компьютере выходит в интернет и находит формулировку понятия «рассказ»

Отвечают на вопрос:

Зачитывают свои наблюдения.

Ученик зачитывает определение.

-Смотрят  на слайд и  сравнивают, исправляют неточности, дописывают.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Регулятивные: оценивание и корректировка собственных ответов.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других,  проявлять толерантность

8.

Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

2 минуты

Домашнее задание.

СЛАЙД № 15

На выбор: используя пословицы:

«Делу – время, потехе – час»:

«Не мил свет, когда друга нет» или свою любимою, напишите сочинение -  рассказ

Слушают, записывают пословицы

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, правилами,  овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

99.

Этап   подведение итогов.

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели, формулирование основных классификационных признаков изученного явления.

Рефлексия. Цель: оценить свою работу на уроке, свой вклад в общее дело.

3 минуты

Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.  Учитель благодарит за работу.

Урок подходит к концу, я  бы хотела, чтобы вы поделились своими впечатлениями о работе на уроке, закончив начатые фразы

СЛАЙД № 16

Спасибо за  хорошую работу на уроке. Какой можем его закончить пословицей?

СЛАЙД № 17

. «Пословица есть сок языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама…» 

 

Ребята делятся впечатлениями

 

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

        Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...