Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Цель: обобщить и систематизировать знания по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

внеклассного мероприятия,

проведенного 10 классе

в школе № 28 г. Мытищи

Хитровой Т.А.


Тема: Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе.

Цель: обобщить и систематизировать знания по русскому языку и литературе.

Задачи:

Образовательные: 1. Обобщить и систематизировать полученные знания по

                                          разделам русского языка и литературоведении.

Воспитательные: 1. Формировать умение работать в коллективе,

                                   2. Формировать толерантность по отношению друг к другу.

Развивающие: 1. Развивать мышление, восприятие, внимание, умение анализировать,

                                   синтезировать, обобщать.

Оборудование: карточки с схемами и другой раздаточный материал, грамоты, таблички с номерами команд.


Класс делится на две команды. Каждой команде задаются вопросы, дается время на обсуждение, начисляются баллы за верные ответы.

1 команда

2 команда

Первый тур

Пушкин

Именно это произведение А.С. Пушкина В.Г. Белинский назвал “энциклопедией русской жизни” (“Евгений Онегин”)

Этот поэт подарил Пушкину свой портрет с подписью: “Победителю ученику от побежденного учителя” (Василий Андреевич Жуковский)

В романе “Евгений Онегин” о Ленском сказано: “Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль…” Представителем какого литературного направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский? (Романтизм)

Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший идеал.

Кому посвятил Пушкин эти волнующие строки?

( Наталья Николаевна Гончарова)

Резервный вопрос: М.И. Глинка создал замечательный романс на стихи А.С. Пушкина. А кому они были посвящены? (Анна Петровна Керн)

Лермонтов

Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник…

Назовите литературного персонажа.

(Мцыри)

Назовите общую тему, объединяющую стихотворения: “Сосед”, “Желание”, “Пленный рыцарь”, “Узник”.

(Тема неволи)

“В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное, никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым…” Кому принадлежит эта характеристика Г.А. Печорина? (Вера Лиговская)

Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.

(Демон)

Резервный вопрос:

Устраните недочеты в порядке следования глав:

4 Тамань
5 Княжна Мери
1 Бэла
6 Фаталист
2 Максим Максимыч
3 Предисловие к дневнику Печорина

Гоголь

Необходимая вещь, за которой летал кузнец Вакула из повести “Ночь перед Рождеством” в Санкт-Петербург. (Черевички)

Эпиграф этого произведения таков: “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива” (Комедия “Ревизор”)

В его кабинете всегда лежала какая-то книга, заложенная на 14-й странице, которую он читал уже два года (Манилов)

“Нет уз святее товарищества”, “Нет силы сильнее веры”, “Терпи, козак – атаман будешь”. Из какой повести Гоголя взяты афоризмы? (“Тарас Бульба”)

Островский

“Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела”. Кому принадлежат эти слова? (Катерина)

Молодой человек, сирота. Семья состоит, кроме него, еще из одного человека — его сестры. Живет из милости у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся ему наследство, терпит его всевозможные унижения, надругательства. Назовите имя молодого человека. (Борис Григорьевич)

Первое название этой комедии – “Банкрот”, а под каким названием она известна сейчас? (“Свои люди – сочтемся”)

Н.А. Андреев. Памятник А.Н. Островскому. А где он установлен? (в Москве у Малого театра)

Гончаров

“Цвет лица у … не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что … как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. (Илья Ильич Обломов)

Гончаров известен как автор трех романов на “О…”. Назовите эти романы. (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв)

Именно это событие из жизни писателя легло в основу книги очерков “Фрегат “Паллада”. (Кругосветное путешествие)

Имя актера, исполнившего роль Обломова в художественном фильме Н.С. Михалкова “Несколько дней из жизни И. И. Обломова” (1979). (Олег Табаков)

Тургенев

Это увлечение давало богатый материал для наблюдений писателя и даже вошло в название книги рассказов. (Охота)

Эта французская певица, друг писателя, оказала большое влияние на его судьбу. (Полина Виардо)

До Тургенева этот жанр активно разрабатывал Ш. Бодлер. Условный термин, введенный в русскую поэтику И. Тургеневым, который написал ряд небольших поэтических произведений в прозаической форме. О чем идет речь? (Стихотворения в прозе)

Прототипом какой героини Тургенева стала его дочь Полина (Пелагея)? (Ася)

Второй тур

Фонетика

Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук)

Этому числу равно количество букв русского алфавита. (33)

В буквальном переводе с латинского это –“переписывание”. А обозначает этот термин условную передачу звучащего слова с помощью графических знаков. (Транскрипция (“trans-” – пере- “criptio” - писать))

Именно это обозначает йотированный гласный в позиции после согласного. (Мягкость согласного и гласный звук)

Резервный вопрос: Этим фонетическим процессом объясняется произношение слов: [с,т,эп,], [здач,а], [кн,ишка]. (Уподобление, или ассимиляция)

Словообразование

Эта часть слова служит для образования форм слова (Окончание)

На эти две группы делятся способы словообразования (Морфологические и неморфологические)

Определите способ образования слова приморский (Приставочно-суффиксальный)

Способ образования выделенного слова: вкусное мороженое (переход из одной части речи в другую)

Лексикология

Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение (Омонимы)

Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы)

Именно к этой группе с точки зрения употребления относятся слова “аська”, “бродилка”, “дрова” - драйвера (Жаргонизмы)

Это лежит в основе таких художественных приемов, как метонимия, синекдоха, метафора (Переносное значение слова)

Фразеология

Значение этого высказывания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов (Фразеологизм)

Назовите автора фразеологизмов: С разбором выбирай друзей; Беда, коль пироги начнет печи сапожник; А сапоги тачать пирожник Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать; А Ларчик просто открывался; У сильного всегда бессильный виноват; Знать она сильна, коль лает на слона (Крылов И.А.)

В каких отношениях находятся между собой фразеологизмы в следующих парах: рукой подать – за тридевять земель, семи пядей во лбу – дуб-дерево? (В антонимичных)

Попробуйте определить происхождение фразеологизмов: Прокрустово ложе, сизифов труд, авгиевы конюшни (Греческая мифология)

Морфология

Перечислите названия падежей (Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный)

Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, Повелительное, Условное)

Эта часть речи указывает на предметы, признаки, принадлежность и количество, может быть любым членом предложения. (Местоимение)

Поставьте числительное двести пятьдесят шесть в родительный падеж. (Двухсот пятидесяти шести)

Резервный вопрос: Исправьте ошибку в предложении: Проходя по перрону, с него слетела шляпа. (Когда он проходил по перрону, с него слетела шляпа.)

Синтаксис

По цели высказывания предложения бывают … (Повествовательные, Вопросительные, Побудительные)

Что изображено на схемах? (Предложения с однородными членами)

О чем идет речь на схеме? (Виды связи в словосочетании)

О каком члене предложения рассказывает схема? (Определение)

Резервный вопрос: В пейзажах Шотландии, которые многие считают красивейшими, поражает необыкновенная лаконичность лирического чувства. Дайте характеристику предложения. (Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным)

Третий тур

Устное народное творчество

Откуда родом Илья Муромец? (Село Карачарово Муромской области)

В былинах и народных сказках витязь часто оказывается на распутье трех дорог. А какое предостережение содержит камень-горюн? (Прямо ехать — убитому быть. Направо ехать — женатому быть, Налево ехать — богатому быть)

Это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности - средство испытания мудрости, теперь - народная забава (Загадка)

На какие тематические группы делятся русские народные сказки? (Волшебные, Бытовые, О животных)

Древнерусская литература

"Откуда есть пошла русская земля" — с этого начинается древнейшая сохранившаяся до наших дней летопись. Какая? (“Повесть временных лет”)

К кому обращается Ярославна, плача в Путивле на забрале? (К ветру, к Днепру, к Солнцу)

Этот жанр древнерусской литературы повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый. (Житие)

“О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать, но одолели без чести, без чести ведь кровь поганую пролили,” - обращался к князьям Святослав Всеволодович, великий князь Киевский. Действительно ли Игорь и Всеволод приходились ему сыновьями? (Игорь и Всеволод — двоюродные братья Святослава)

Теория литературы

Об этом стихотворном размере Ходасевич сказал: “Он крепче всех твердынь России, Славнее всех её знамён. (Четырёхстопный ямб)

Заключение к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но завершающее его. (Эпилог)

Он бывает трагическим, лирическим, героическим, комическим. В общем – идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения. (Пафос)

Изображение людей и предметов в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде. (Гротеск)

Зарубежная литература

Именно этот эпитет “подарил” знаменитой “Комедии” Данте его почитатель и биограф Джованни Боккаччо. (Божественная)

Образцом этого творческого метода в европейской литературе вляется роман Ф. Кеведо-и-Вильегаса “История жизни жулика по имени Паблос, образца бродяг и зеркала пройдох” (Барокко)

“Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Метсу. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился”. (Гобсек)

Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали этот библейский образ. Иногда поэтов привлекала история “падения”, “изгнания из рая” библейского сатаны, иногда — его бунт против бога. Среди писателей и поэтов обращавшихся к нему Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Т. Манн, М. Булгаков. А как и в каком произведении воплотился этот образ в твочестве И.В. Гёте? (Мефистофель)

Финальный раунд

Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет,
Только кровь, что наполнила вены,
Закипающим гулом поет.

(Э. Багрицкий)

Какое художественное средство использовано в этом поэтическом фрагменте? (Анафора)

Лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности. В конце 18 и особенно в начале 19 вв. используют К. Батюшков, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Языков, Н. Некрасов, А. Фет, а в 20 в. — В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок и др (Элегия)

В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.

Определите стихотворный размер

(Трехстопный хорей)

В основе этого направления лежат идеи рационализма: художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания; интерес представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки; придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны берет из античного искусства. (Классицизм)

Вставьте пропущенные буквы:

ПР…ЗИД…УМ, ПР…АМБУЛА, ПР…П…РАТ, ПР…В…ЛЕГИЯ, ПР…М…ТИВ, ПР…ВАТНЫЙ, ПР……РИТЕТ

(ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА , ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ)

Расставьте недостающие знаки препинания:

Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств  я нырнул в постель   и уже закрыл    было   глаза  как вдруг мне пришло на ум  что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. - Разве я не влюблен?” Но  задав себе этот вопрос  я кажется немедленно заснул как дитя в колыбели.

(Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств,  я нырнул в постель   и уже закрыл    было   глаза,  как вдруг мне пришло на ум,  что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. - Разве я не влюблен?” Но,  задав себе этот вопрос,  я,   кажется,  немедленно заснул как дитя в колыбели)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Конкурс знатоков пословиц и поговорок».

Цель. 1.     Работать над обогащением знаний учащихся русских пословиц.2.     Развитие творческих способностей и интереса к предмету.3.     ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Грамотность»

Данное мероприятие проводится для учащихся 7-8 классов. Разнообразные и необычные  задания интересны для ребят....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

Интеллектуальный ринг воспитывает интерес к изучению русского языка и литературе, способствует развитию творческих способностей учащихся, навыков работы в группе....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"У истоков письменности славян".

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.Цель:•         познакомить с историей создания письменности,•...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"Своя игра" для 7 класса

Цели: • активизировать познавательную деятельность детей, • развивать логику, интеллект, • способствовать повышению интереса к изучению русского языка, • воспитывать чувство коллек...