Главные вкладки

    Диалог о нравственности: учимся читать, размышлять, анализировать
    статья по литературе по теме

    Данная статья подготовлена к Педагогическим чтениям, посвященным 85-летию учебного заведения.

    В статье рассматривается одна из острейших проблем образовательного процесса - проблема чтения современными учениками, да и вообще современным обществом. Современный урок предполагает совместное обучение ученика и педагога, диалог, взаимодействие в рамках выбранного пространства.

    Большую роль в понимании прочитанного играет языковая культура – стремление читателя постоянно углублять знание родного языка, а также иностранных языков, настойчиво расширять свой запас слов, выражений, терминов, интерес к истории, происхождению и смыслу имен и названий, к эволюции понятий, обозначений и т. д. Диалог о нравственности может вестись на любом уроке. Но именно на уроке литературы понятие нравственность приобретает философское значение.

    Диалогическое взаимодействие способствует формированию культуры чтения, умению вести беседу, аналитическому мышлению. Изучение литературного произведения включает элемент самопознания. Изучая других людей, раскрываем себя с новой стороны, осознаем себя как личность. Готовность к диалогу – это вхождение в культурное пространство. Данный вид работы возможен не только в учебном процессе, но эффективен на дополнительных занятиях. Таким представляется современный диалог о нравственности при изучении художественного произведения. Это одна из возможных моделей диалога в рамках урока литературы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ  СПб Колледж кулинарного мастерства

    Л. В. Выдомская, преподаватель литературы

    Диалог о нравственности: учимся читать, размышлять, анализировать

    Современный ученик находится в условиях интенсивного развития электронных технологий и интерактивного сетевого пространства. Преподаватели часто жалуются, что ученики перестали читать, что обычная «бумажная книга» воспринимается ими как нечто архаичное. Действительно, проблема чтения современными учениками, да и вообще современным обществом – одна из острейших проблем образовательного процесса.

    Современный урок предполагает совместное обучение ученика и педагога, диалог, взаимодействие в рамках выбранного пространства. В ходе диалога происходит усвоение учениками определенной информации, необходимой для воспитания и развития личности. Человек, будучи разумным существом, стремится развивать свой ум. Чтение помогает думать, учит вести диалог, создавать языковое пространство, координировать свои и чужие мысли.

    Литературная коммуникация сегодня весьма разнообразна. Все чаще педагоги сталкиваются с отсутствием «бумажной» версии той или иной книги на уроке. Ученики «скачивают» электронную версию. Не все могут принять новый способ чтения. Но если мы будем настаивать исключительно на «бумажной» версии чтения, потеряем доверие своих учеников. Превратимся для них в отработанный материал, в тех людей, кому чуждо все новое. Естественно, мы должны донести до своих учеником мысль, что существует культура чтения, характеризующаяся высокой требовательностью в отношении правильного понимания текста, умелым использованием для этого необходимой справочной литературы (словарей, энциклопедий, указателей). Большую роль в понимании прочитанного играет языковая культура – стремление читателя постоянно углублять знание родного языка, а также иностранных языков, настойчиво расширять свой запас слов, выражений, терминов, интерес к истории, происхождению и смыслу имен и названий, к эволюции понятий, обозначений и т. д.

    В современной социокультурной ситуации наблюдается тенденция увеличения численности электронных изданий, создаются сайты традиционных библиотек и книготорговых предприятий, появляются цифровые библиотеки, электронные литературные форумы, книжные клубы, сообщества, что ведет к возникновению новых социокультурных явлений - рынка электронной книги, читательской интернет-аудитории, формированию новых читательских приоритетов и ценностей. Все эти тенденции необходимо учитывать при разговоре с учащимися на уроке. Освоение способов восприятия и понимания печатных текстов на различных носителях является основополагающим фактором в развитии культуры чтения современного молодого человека.

    Информационные технологии влияют на трансформацию культурного языкового пространства. Новая среда предлагает более эффективные и оперативные коммуникативные возможности взаимодействия и общения, и овладение ими особенно активно осуществляется в молодежной среде. Происходит увеличение коммуникативных контактов и активизация обмена информации. В письменную и устную речь прочно входит иностранная лексика. Это двоякое явление. Наряду с процессами, констатирующими обогащение речевого пространства, наблюдается упрощение, огрубление, обеднение речевого общения как следствие разрушения преемственности поколений и нежелания осваивать тексты литературного классического наследия. Следствием фрагментарного чтения является поверхностное понимание текста. Недостаточно грамотное владение русским языком, малый лексический запас ведет к непониманию прочитанного, деградации аналитического уровня мышления.

    Успешное развитие современной человеческой цивилизации может происходить при условии сохранения накопленного столетиями культурного и интеллектуального наследия и передаче его последующим поколениям. В условиях информационного разнообразия все более актуальным становится разработка методов приобщения к книжной культуре, зарождения интереса к чтению, развития и расширения информационных потребностей человека. Современная система образования нацелена на формирование нравственной личности. Современный урок призван раскрывать способности и таланты молодого поколения, готовить к жизни в высокотехнологичном мире, воспитывать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

    Диалог о нравственности может вестись на любом уроке. Но именно на уроке литературы понятие нравственность приобретает философское значение. Следовательно, цель литературного образования состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у читающего человека.

    На современном этапе преподавания литературы отражается сегодняшняя действительность. Под воздействием электронных технологий меняется культура чтения, отношение учащихся к предмету. Диалогическое взаимодействие ученика и преподавателя на уроке литературы создает особое культурологическое пространство, в котором учащиеся приобщаются к нравственным ценностям, учатся читать и анализировать текст произведения, накапливают читательский опыт, дают собственные эмоциональные и эстетические оценки прочитанного. Чтобы помочь учащимся войти в культурное пространство урока, чтобы диалог не превратился в монолог учителя, необходима система уроков, помогающая учащимся видеть художественное произведение в целом, оценивать его изнутри каждой эпохи. Русская литературы всегда предлагала читателю решать нравственные и общественные проблемы. Это культурный диалог писателя с читателем. Русская классика – это проповедь человечности, добра и поиск путей, ведущих к нравственности. Многие стороны понятия нравственность приобретают на уроке литературы личностное содержание. С нравственным воспитанием учащихся связано и рассмотрение вопросов о личном и общественном, о смысле человеческой жизни, о счастье, дружбе, любви, духовном развитии человека.

    Система уроков по целостному изучению произведений дает максимальную возможность для нравственного воспитания учащихся. В качестве примера рассмотрим повторительно-обобщающие уроки в 10-м классе. Тема: «Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского (2 часа). В разработке данных уроков учитывается система проблем, составляющих нравственный кодекс писателя. Прежде всего, необходимо организовать поиск таких проблем в произведении, которые бы совпали с современными проблемами. В диалоге о нравственности всегда есть общечеловеческие нормы, которые вырабатывались на протяжении столетий.

    Цели и задачи уроков:

    Дать представление о понятии «тайна человека» в художественном мире Ф. М. Достоевского; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний по теме; анализируя эпизоды художественных произведений, дополнить, обобщить представление учащихся о творчестве писателя; продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений; помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека. Через анализ эпизодов учащиеся приходят к пониманию внутреннего состояния человека в романе «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот». В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о человеке в современном мире: каким предстает перед современным читателем человек Достоевского; что изменилось в человеке XIX и XXI века?

    Необходимо отметить, что в качестве учебного материала на уроках используется не только «бумажная» версия произведений писателя, но и презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагментов из фильма режиссера Владимира Бортко «Идиот»); раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями). Презентация помогает визуализировать важные аспекты урока, дополняет раздаточный материал.

    Учитель объявляет задачу уроков. Задача уроков  обобщить знания о творчестве Достоевского и еще раз всмотреться в человека Достоевского, поразмышлять над великой тайной. Ученики обращают внимание на эпиграф к уроку: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу. Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего. Прозвучало слово опыт. Мы часто слышим словосочетание «жизненный опыт», «читательский опыт». Учащиеся размышляют над вопросом: как вы понимаете слово «опыт»? По группам подбирают однокоренные слова и синонимы к слову «опыт» и записывают в тетради. Один из представителей группы записывает на доске варианты, предложенные учащимися. После обсуждения делается вывод. Вот примерный ответ: опыт – это накопленные знания, эксперимент, исследовательская деятельность; знание жизни, отражение в человеческом сознании законов; проверка знаний лабораторным путем. Ответы учащихся сравниваются со словарной статьей, которую вслух читает учитель.

    В ходе исследовательской деятельности (работа в малых группах) учащиеся самостоятельно определяются тему дальнейшего диалога: выяснить мудрость, предложенную Достоевским, понять, как к мудрости шел он сам и как шли его герои. Выяснить, какая мудрость лежит в произведениях Достоевского, в чем заключается духовный опыт их творца. Какая же мудрость заключается в произведениях Достоевского? Каков же человек Достоевского? Какие вопросы ставит и решает для себя этот человек? На эти вопросы отвечают учащиеся в ходе урока.

            На первом этапе учащиеся выясняют, каким предстает человек в романе «Бедные люди». Для работы каждой группе предлагаются фрагменты текста, вопросы выводятся на экран. После чтения фрагментов и обсуждения учащиеся делают вывод о нравственных качествах героя романа (Макара Девушкина). Перед нами человек Достоевского, раскрывающийся с разных сторон. Разные проявления человеческих качеств Макара Девушкина – это возможность увидеть человеческое подполье.

            Разговор о романе «Преступление и наказание»  второй этап урока. Учащиеся размышляют над значением слова «благодетель», составляют ассоциативный ряд. После совместного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в романе «Бедные люди» и в «Преступлении и наказании» есть герои, которых можно назвать благодетелями. Какими же нравственными качествами обладает благодетель? Как современный человек понимает слово «благодетель»? Приведем примерный ответ учащихся: в контексте романов Достоевского это понятие многозначно. В романе «Преступление и наказание» есть герои, которых можно назвать благодетелями. Но есть и те, которые себя такими считают. После обсуждения жизненных позиций героев (текст на экране) учащиеся аргументируют вывод: благодетелями можно назвать Лужина, Раскольникова, Свидригайлова (в искаженном смысле). Их мнимое благодеяние направлено только на самих себя. Соня же делает благо для других. Но не прозвучала теория самого Раскольникова. В чем заключается страшный смысл этой теории?

    Диалог о нравственности приобретает философское значение. Звучат размышления учащихся о теории Раскольникова, о его жизненном принципе «я хочу», «моя воля». Жизненный принцип Раскольникова сравнивается с принципом Сони Мармеладовой «на все воля Божья». В ходе групповой и индивидуальной работы с текстом учащиеся приходят к выводу: каждый человек способен на самообман, в каждом из нас живет гордыня, доброе и злое начало, каждый может испытывать корчи совести.

            Необходимо напомнить учащимся, что мировоззрение Достоевского основано на православных принципах. После анализа эпизодов «Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней» и «Раскольников признается Соне в преступлении» учащиеся приходят к выводу: в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.

            Третий этап урока – диалог о романе «Идиот». Каждый герой Достоевского выбирает свой путь. Каждый представляет благодеяние и добро по-своему. Мы в своем исследовании человека Достоевского пойдем дальше по страницам его произведений. Есть у Достоевского герой, который несет истину людям. Именно поэтому роман «Идиот», написанный в 1869 г., продолжает опыт о человеке Достоевского. И герой этот  князь Мышкин. Учащиеся вспоминают, в чем состоит опыт жизни князя Мышкина, задумываются над вопросом: что же за человек князь Мышкин? Чтобы легче было ответить на вопрос, предлагается просмотр эпизодов из к/ф Вл. Бортко «Идиот»: «Князь Мышкин в доме Епанчиных. Рассказ о Мари» и эпизод «Князь Мышкин в доме Настасьи Филипповны». После просмотра эпизодов звучат устные ответы. Примерные ответы: сострадание князя Мышкина к Мари трансформируется в эпизоде оправдания Настасьи Филипповны во всепрощение. Он следует заповеди: «Не судите, да не судимы будете». Но Настасья Филипповна не может принять прощения князя из-за гордости (гордыни).

    В ходе дискуссии учащиеся создают нравственный портрет князя Мышкина: это кроткий, иногда даже беспомощный, как ребенок, человек. Князь во всех проявлениях своих свойств и поступков противостоит гордыне, которая обуяла людские сердца. Смирение – одна из основных черт в характере князя. Другая черта – всепрощение. Сам Достоевский назвал своего героя «положительно-прекрасным человеком». Князь не совершал дурных поступков, он невинен. Князь Мышкин – дитя. У него душа ребенка. В мире, где царит хаос, князь живет по неким собственным законам.

            Самостоятельная работа с текстом, умение вести беседу, анализировать позволяет учащимся в системе диалогового обучения подойти к решению одного из основных вопросов урока: каков же человек Достоевского? Каков опыт о человеке Достоевского? Примерные ответы могут звучать так: человек Достоевского – многослойный человек. Это человек с «опрокинутым лицом», это «человеческое подполье». Человеческая душа – это поле, где Бог с дьяволом борется. Достоевский раскрывает Бога и дьявола в глубине человеческой природы. В каждом человеке Достоевский раскрывает бесконечный мир. Каждый герой выбирает свой жизненный путь. Достоевский своим творчеством разгадывает тайну человека, его судьбу. Человек Достоевского всегда находится в безысходном трагизме, в противоречиях с самим собой и окружающим его миром.         Разговор о Достоевском и его героях нельзя считать завершенным, если мы не сможем доказать нашим ученикам, что писатель современен и сегодня, что проблемы, поднятые в его произведениях, актуальны и сегодня. В конце урока предлагаем вопросы для беседы. Романы Достоевского – это детективные истории. Есть преступник, иногда несколько, многочисленные жертвы. Идет следствие, ведется дознание. Безусловно, этот жанр претерпел изменения.

    Вопросы для беседы:

    1. Какие изменения в жанре детектива вы можете указать, сопоставив романы Достоевского и современные криминальные истории?

    2. Время идет, человек меняется. Как изменился человек в течение двух столетий? Что же изменилось в человеке XIX и XXI века?

    3. Достоевский, как христианин, считал, что мы все в душе преступники, если даже мысль греховна. Но ведь одни переступают черту, а другие нет? Что, на ваш взгляд, является сдерживающим фактором?

    Примерные ответы:

    1. В современных криминальных историях преступник не испытывает мук совести. Авторы современных романов не дают ему выбора, не разрешают приблизиться к Богу.

    2. Люди остались прежними. Те же страсти, жажда наживы, стремление к власти. Но человек XXI века дальше от Бога.

    3. Истина, вера, духовность. Преступление – это отпадение от Христа, несчастье, обездоленность. Падший лишен духовного света, отторгнут от истины. В этом огромная беда его, достойная сострадания. И нет более страшного наказания, чем лишение человека свободы.

    Итогом беседы должен стать вывод, сделанный учащимися: нормы нравственности – нормы вечные

    В качестве домашнего задания можно предложить написание эссе по вопросам:

    1. Что нового вы открыли в человеке, постигая «опыт о человеке» Достоевского?

    2. Какие общечеловеческие проблемы, рассмотренные Достоевским, актуальны и сегодня?

    Таким образом, сегодня, когда актуальной проблемой современного общества является возрождение духовности, есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты. Уроки литературы должны стать поистине уроками «нравственного прозрения». Глубокий нравственно-эстетический потенциал русской литературы дает для этого основания. Если диалоги о нравственности вести регулярно, придавать таким беседам не формальное значение, то работа по духовному оздоровлению не будет напрасной. Не секрет, что не все из школьной программы можно изучать с интересом. Но в ходе живого общения на уроке формируется нравственное мышление, и тогда легче читать классическую литературу, изучать русский язык. Вспомним, что в словаре С. И. Ожегова нравственность раскрывается как «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил». В словаре нет определения, что такое духовность. Понятие духовности не поддается точной формулировке и рациональному осмыслению. Духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Духовно-нравственное воспитание - это долгий и кропотливый процесс, но вся система работы над художественным произведением способствует формированию нравственных ценностей учащихся. Диалоговая форма учебного занятия помогает учащимся осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, выявить духовные ориентиры и ценности, определить связи человека с миром. Не следует забывать, что при рассмотрении нравственных проблем нужно учитывать современное и историческое звучание. Оценивая поступки литературных героев, учащиеся должны задуматься: является ли проблема, заявленная автором, важной и сегодня? Тогда диалог о нравственности приобретет актуальное значение, приобщит учащихся к миру искусства, художественного слова, поможет разобраться в поведении человека. Диалогическое взаимодействие способствует формированию культуры чтения, умению вести беседу, аналитическому мышлению. Изучение литературного произведения включает элемент самопознания. Изучая других людей, раскрываем себя с новой стороны, осознаем себя как личность. Готовность к диалогу – это вхождение в культурное пространство. Таким представляется современный диалог о нравственности при изучении художественного произведения. Это одна из возможных моделей диалога в рамках урока литературы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учимся читать с Гарри Потером

    Цель данной работы - предложить один из эффективных путей по развитию и активизации  коммуникативных умений уч-ся. В Приложении к данной работе я предлагаю  материал для работы по одно...

    Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".

    Анализ рассказа " Юшка".   Размышления над страницами рассказа А. Платонова....

    Учимся читать на английском языке

    О приёмах обучению чтению на английском языке...

    Презентация "Учимся читать по- немецки!"

    Для разнообразия и облегчения работы над техникой чтения  можно использовать рифмовки, которые помогают детям быстро и легко усвоить основные правила чтения. В результате скучная работа по механи...

    Рабочая программа элективного курса "Читаем, размышляем, сочиняем"

    Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

    рабочая программа элективного курса "Читаем, размышляем, сочиняем" 10 класс

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку предназначена для подготовки учеников 10 класса к ЕГЭ....