рабочая программа элективного курса "Читаем, размышляем, сочиняем" 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Саукова Александра Михайловна

Рабочая программа элективного курса по русскому языку предназначена для подготовки учеников 10 класса к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 70291-poyasnitelnaya-zapiska-elk10.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вожгорская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/А. А. Карманова/

Протокол № 1

От «    »___________2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/ Л. М. Боричева/

От «     »_____________2018 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Вожгорская СОШ»

_________/Н. Я. Посмашная

От «    »______________2018 г.

Рабочая программа элективного курса

по русскому языку

«Читаем, размышляем, сочиняем»

В 10 классе

На 2018 – 2019 учебный год

Составитель:

Саукова Александра Михайловна,

Учитель русского языка и литературы.

С. Вожгора

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

к  рабочей программе элективного курса  по русскому языку

«Читаем, размышляем, сочиняем»

Класс – 10 класс

Уровень – базовый

Рабочая программа элективного курса  по русскому языку в 10 классе  разработана на основе учебного пособия  «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.-  Легион, 2012 г.

Программа элективного курса  предназначена для учащихся  10-х классов любого профиля и рассчитана на 34 часа ( 1ч в неделю при 34 уч.нед. в 10 кл.). Элективный курс  имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.

Общая характеристика курса

Тема данного элективного курса предполагает изучение только  избранных вопросов русского языка, поэтому содержание данной рабочей программы включает темы, которые выносятся для проверки при проведении Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Выбор пособия в качестве основы для составления рабочей программы обусловлен тем, что включённый в него теоретический и практический материал отражён в Примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) и способствует успешной подготовке учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

 Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс «Читаем, размышляем, сочиняем».

Цели обучения.

   Цель курса:  научить учащихся работать с текстом, отбирать нужную информацию: находить проблемы текста, комментировать эти проблемы, выявлять авторскую позицию, приводить собственные аргументы.

Главное назначение данного курса состоит в том, чтобы учащиеся  на экзамене по русскому языку    (задание С) смогли проявить следующие умения и навыки:

1) понимать информацию, содержащуюся в тексте;

2)  анализировать содержание читаемого текста

3)  формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

4)  аргументированно доказывать собственное мнение;

5)  ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

6) структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять  письменную работу.

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Вводный.

1Лекция. Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения-рассуждения (задание С) на ЕГЭ.

Учащиеся познакомятся с заданиями, которые им нужно будет выполнить  в сочинении. Это:

1) выявить и сформулировать проблему текста;

2) прокомментировать сформулированную проблему;

3) сформулировать позицию автора по выделенной проблеме;

4) сформулировать свою позицию по выделенной проблеме, подкрепив её двумя аргументами.

Как любой законченный текст, сочинение обрамляют вступление и заключение, а значит, от учащихся требуется продумать композицию сочинения.  

Раздел 2.

2. Лекция. Как сформулировать проблему текста.

На этом занятии учащиеся познакомятся  с понятием «проблема», с видами проблем, со способами выявления проблем.

3. Практическое занятие. Формулируем проблему текста. Учащиеся попытаются выявить проблему прочитанного текста, обращаясь к материалам лекции.

Раздел 3.

 4. Лекция. Как прокомментировать проблему. Из этой лекции учащиеся узнают о двух способах изложения: от формулировки проблемы к комментарию и  от комментария к формулировке проблемы

5. Практическое занятие. Комментируем сформулированную проблему. На этом занятии учащиеся любым из двух предложенных способов изложения попробуют написать комментарий

Раздел 4.

6. Лекция. Как выявить позицию автора. Учащиеся узнают о способах выявления авторской позиции, которая проявляется:

1) в подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении под авторским углом зрения;

2) в соотношении персонажей;

3) в языковом оформлении текста.

7 - 8. Практические занятия. На этих занятиях учащиеся будут выявлять позицию автора, опираясь на способы выявления авторской позиции.

Раздел 5.

 9. Лекция. Естественные доказательства. Из этой лекции учащиеся узнают о естественных доказательствах, к которым относятся свидетельства очевидцев,   документы, примеры из жизни, из художественной литературы, ссылки на авторитет (цитаты, пословицы)

10- 11. Практические занятия. Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств. Учащиеся на этих занятиях попытаются в качестве естественных аргументов подобрать примеры из жизни, из художественной литературы

 12 Лекция. Искусственные доказательства. Учащиеся узнают об искусственных доказательствах, к которым относятся логические и чувственные аргументы. Логические аргументы делятся на

 рассуждение с дефиницией, силлогизм, аналогию, а  чувственные делятся на аргументы к обещанию и  на аргументы к угрозе

13-14. Практические занятия. Учимся аргументировать с помощью искусственных доказательств. Учащиеся будут, опираясь  на логические или  чувственные  доказательства, аргументировать свою позицию.

Раздел 6.

15. Лекция. Композиция сочинения – рассуждения. С чего начать?

Учащиеся узнают, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать следующими способами:

1) привести общие сведения об обсуждаемой проблеме;

2)  сослаться на авторитетное мнение  по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме;

3) обратиться к читателю, напоминая ему определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста;

4, описать мысли и чувства, которые возникли после прочтения текста;

5) привести цитату из исходного текста;

6)  обратиться к фактам биографии, убеждениям автора текста;

7) начать с проблемного вопроса.

16-17. Практические занятия. Учимся писать вступление к сочинению

Опираясь на полученные из лекции знания, учащиеся будут писать вступление к сочинению.

18. Лекция. Композиция сочинения - рассуждения. Как закончить своё сочинение? Из этой лекции учащиеся узнают, какой может быть заключительная часть сочинения. Существует несколько таких способов:

1) резюмирование, повторение в обобщённой форме позиции автора;

2) риторический вопрос, подчёркивающий актуальность проблемы;      3) обращение к читателю с призывом, побуждающим к активной деятельности;

4)  использование цитаты;

5) открытый финал.

19-20. Практические занятия. Учимся заканчивать своё сочинение.

Основываясь на знаниях, полученных из предыдущей лекции, учащиеся попытаются сами закончить своё сочинение.

Раздел 7.

21. Лекция. Речевые ошибки. Учащиеся познакомятся с основными типами речевых ошибок. Речевые ошибки – это ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм.

22-23. Практические занятия. Находим и исправляем речевые ошибки. Учащиеся потренируются в нахождении и исправлении  речевых ошибок.

24. Лекция. Грамматические ошибки. Учащиеся познакомятся с основными типами грамматических ошибок. Грамматическая ошибка- это ошибка  в структуре языковой единицы в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

25-26. Практические занятия. Находим и исправляем грамматические ошибки. Опираясь на знания, полученные из предыдущей лекции, учащиеся будут находить и исправлять грамматические ошибки.

Раздел 8.

27-29. Практические занятия. Анализируем сочинения - рассуждения. На этих занятиях учащиеся, получив текст сочинения  - рассуждения, выступят в качестве экспертов и оценят работу по тем критериям, которые предъявляются к экзаменационному сочинению.

 Раздел 9.

30 -34. Практические занятия. Пишем сочинения-рассуждения

На этих занятиях учащиеся будут на практике реализовывать  знания, умения и навыки, полученные во время данного элективного курса.

Методы и приёмы обучения: лекционно – практические занятия

Средства обучения:  тестовые и компьютерные (презентации) виды информации

Учебно – тематический план

изучения элективного курса  «Читаем, размышляем, сочиняем» ( русский язык)

 

п/п

                           

Наименование разделов, тем

кол-во часов

теорети-ческая часть

практи-ческая

часть

1

Вводный. Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения- рассуждения (задание С) на ЕГЭ  

1

1

2

Как сформулировать проблему текста    

2

1

1

3

Как прокомментировать проблему    

2

1

1

4

Как выявить позицию автора    

2

1

1

5

Доказательства естественные и искусственные

7

2

5

6

Композиция сочинения - рассуждения

6

2

4

7

Речевые и грамматические ошибки

6

2

4

8

Анализируем сочинения - рассуждения    

3

3

9

  Пишем сочинения - рассуждения    

5

5

Перечень учебно-методического обеспечения

1. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.-  Легион, 2012 г.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001

3. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. М., 2001

4.Г.Т.Егораева. ЕГЭ. Русский  язык. Часть 3 (С).Методические рекомендации по выполнению задания: учебно- методическое пособие. – М.: «Экзамен», 2008

5.Уинстон Э. Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов.

М.,2005

Интернет-ресурсы:

1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru], 2011.

2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27], 2011.

3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html], 2011.

4. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm], 2011.

5. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110], 2011.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

1

Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения-рассуждения (задание С) на ЕГЭ.

1

лекция

2

Как сформулировать проблему текста.

1

лекция

3

Формулируем проблему текста

1

практикум

4

Как прокомментировать проблему

1

лекция

5

Комментируем сформулированную проблему

1

практикум

6

Как выявить позицию автора.

1

лекция

7

Выявляем  позицию автора, опираясь на способы выявления авторской позиции.

1

практикум

8

Естественные доказательства.

1

лекция

9

Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств

1

практикум

10

Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств

1

практикум

11

Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств

1

практикум

12

Искусственные доказательства

1

лекция

13

Учимся аргументировать с помощью искусственных доказательств.

1

практикум

14

Учимся аргументировать с помощью искусственных доказательств.

1

практикум

15

Композиция сочинения – рассуждения. С чего начать?

1

лекция

16

Учимся писать вступление к сочинению

1

практикум

17

Учимся писать вступление к сочинению

1

практикум

18

Композиция сочинения - рассуждения. Как закончить своё сочинение?

1

лекция

19

Учимся заканчивать своё сочинение.

1

практикум

20

Учимся заканчивать своё сочинение.

1

практикум

21

Речевые ошибки.

1

лекция

22

Находим и исправляем речевые ошибки

1

практикум

23

Находим и исправляем речевые ошибки

1

практикум

24

Грамматические ошибки.

1

лекция

25

Находим и исправляем грамматические ошибки

1

практикум

26

Находим и исправляем грамматические ошибки

1

практикум

27

Анализируем сочинения - рассуждения.

1

практикум

28

Анализируем сочинения - рассуждения.

1

практикум

29

Анализируем сочинения - рассуждения.

1

практикум

30

Пишем сочинение-рассуждение

1

практикум

31

Пишем сочинение-рассуждение

1

практикум

32

Пишем сочинение-рассуждение

1

практикум

33

Пишем сочинение-рассуждение

1

практикум

34

Пишем сочинение-рассуждение

1

практикум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...