Рабочая программа по литературе в 5-9 классах по УМК Г.И. Беленького
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Беляева Ирина Витальевна

Рабочая программа по литературе включает пояснительную записку, содержание программы, требования к учащимся, список учебной и методической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-5-9-belenkiy.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, г. Фрязино, Московская область, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, код из Москвы и области (496)

  СОГЛАСОВАНО                          СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДАЮ

   Заседание ШМО                      Зам. директора по УВР              Директор школы № 2       Протокол № _____                               Казикова Е.В.                          Корчагина Н.С. _________________                      __________________                _________________

«___»_______20__г.                    «___»_________20__г.               «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ЛИТЕРАТУРЕ В  5-9  КЛАССАХ   ИНОСа

 

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Программно-методическое обеспечение.
  4. Обязательные результаты обучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи  позволяют достичь цели курса:

  • приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы;
  • развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни;
  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся;
  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики;
  • анализировать и оценивать литературные произведения;
  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание стандарта может быть реализовано  следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно основным вехам развития русской литературы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 КЛАСС  (2 часа в неделю = 70 часов)

          Введение (3 часа)

 Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

  1. Мифы (6 часов)

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древнего Египта.

Для чтения и бесед. «Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед. О происхождении мира и богов.  «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Мудрость и хитроумие Одиссея.  Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

II. Устное народное творчество (7 часов)

Народные сказки. Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора.  Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед. «Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Легенды и предания. Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора (загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед. Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр. Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед. «Петрушка Уксусов»

Для самостоятельного чтения (к разделу II). «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

           III. Сказочные события и герои в литературе (13 часов)

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А.С. Пушкин.  Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения. «Руслан и Людмила»  (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.

Х.К. Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения. «Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Е.Л. Шварц. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед. «Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П.П. Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед. «Каменный цветок». Герой сказа Бажова – труженик и художник.

Для самостоятельного чтения (к разделу III). В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе», А.М. Волков. «Волшебник Изумрудного города», Л.И. Лагин. «Старик Хоттабыч», Ю.К. Олеша. «Три толстяка», Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени», А.С. Некрасов. «Приключения Барона Врунгеля». Х.К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля»,  «Истинная правда», «Штопальная игла». Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли», Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес», В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос».

          IV. Басни (5 часов)

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И.А. Крылов.  Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения. «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха».

Для чтения и бесед. «Лжец», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и петух» (по выбору учителя). Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения (к разделу IV). И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.

         V. Человек перед лицом жизненных испытаний (20 часов)

М. Ю. Лермонтов.  Сведения о жизни поэта. Тема  Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения. «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись. Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед.  М.Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А.С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. «Как часто в горестной разлуке…»).

А.В. Кольцов.  Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И.С. Тургенев.  Сведения о жизни писателя.  «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения. «Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости  и унижению людей.  Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Л. Н. Толстой.  Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения. «Кавказский пленник».  Быль как литературный жанр.Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни.  Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения.

В.М. Гаршин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед. «Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

Л.Н. Андреев. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения. «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что – осудить дачников.

А.И. Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения. «Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу V). А.В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка», А.И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К.М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей).

         VI. Поэзия природы (8 часов)

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения. А.С. Пушкин. «Обвал», Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...»;   Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».

К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения. «Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу VI). А.А. Фет. «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…»; А.Н. Майков.  «весна», «Весна! Выставляется первая рама…», «Осень « (отрывок);  В.В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»;  К.Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. «Лесные дни»; М.М. Пришвин. Сб.  рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин», «Родные поэты» (сб. стихотворений).

         VII. «Идет война народная, священная война!..» (3 часа)

Для чтения и бесед. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли», В.М. Шукшин. «Жатва».

Для самостоятельного чтения (к разделу VII). В.П. Катаев. «Сын полка».

         VIII. Рассказы о твоих сверстниках (3 часа)

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения. «Тихое утро». Своеобразие  характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед.  «Мститель». Рассказ как жанр литературы.

Для самостоятельного чтения (к разделу VIII). Ю.П. Казаков.  «Арктур -  гончий пес», «Ночь», «Тедди».

Резервные часы (2часа)

6 КЛАСС (2 часа в неделю = 70 часов)

         Введение  (2 часа) 

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

  1. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (10 часов)

Устное народное творчество. Былины (3 часа)

Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

Для чтения и изучения: Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

Древнерусская литература (3 часа)

Для чтения и бесед: Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).

Для чтения и изучения: «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

Баллады (4 часа)

В.А. Жуковский – оригинальный поэт-переводчик.

Для чтения и изучения: «Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.

Для чтения и бесед: В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка». Л.Н. Майков. «Емшан», А.К. Толстой. «Канут».

Для самостоятельного чтения: В.А. Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).

  1. Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека (23 часа)

А.С. Пушкин (14 часов). Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.

Для чтения и изучения: «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи. «Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей. «Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. «Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении. «Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян.  Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

Для самостоятельного чтения: «Барышня-крестьянка», «Выстрел».

Н.М. Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».

М. Ю. Лермонтов (3 часа).  Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта.

Для чтения и изучения: «Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова. «Три пальмы» Тема красоты, гармонии  и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения. Стихотворные размеры.

Для чтения и бесед: «На севере диком…», «Утес», «Казачья колыбельная песня».

Н.В. Гоголь (4 часа). Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: «Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.

Для самостоятельного чтения: «Вечера на хуторе близ Диканьки».

С.Т. Аксаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.

  1. «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (мотивы родной природы в русской лирике) (5 часов)

Для чтения и бесед: В.А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П. Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К. Толстой. «Колокольчики мои…; А.А. Фет. «Чудная картина…»; И.З. Суриков. «Степь»; А.Н. Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.

К.Н. Станюкович. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:  «Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.

  1. Смешное в жизни и литературе (3 часа)

А.П. Чехов (3 часа). Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.

Для чтения и изучения:  «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил». Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.

Для самостоятельного чтения: «Лошадиная фамилия», «Xирургия» и другие ранние рассказы.

  1. Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления) (25 часов)

В.Г. Короленко (6 часов). Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

Для чтения и изучения: «В дурном обществе» («Дети подземелья»).  Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица). Портрет литературного героя.

Для самостоятельного чтения: Н.Д.Телешов. «Домой». 

А.П. Платонов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:  «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.

М.М. Пришвин (5 часов). Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:  «Кладовая солнца».  Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.  Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль.  Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.

М.М. Зощенко. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: «Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

Ю.М. Нагибин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

В.Г. Распутин.

Для чтения и изучения:  «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Изображение человека в эпическом произведении.

Н.М. Рубцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед: «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».

Д. Олдридж. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: «Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

Повторение изученного (2 часа)

7 КЛАСС (2 часа в неделю = 70 часов)

          Введение (2 ч.)

 Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

I. «Минувшее проходит предо мною…» (Писатели о прошлом нашей Родины) (20+2+2)

М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А.К. Толстой.

Для чтения и бесед. «Василий Шибанов».  Три героя баллады. Роль главного героя.

Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь в Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество. Понятие о литературном характере.

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.  

Для чтения и изучения. «Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Петра  I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как  жанр.   Метафора.

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения. «Человек на часах» -  «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость  как выражение  лучших черт  русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед. И.С. Никитин. «Русь»;  К.М. Симонов.   «Тарас Бульба».

Для самостоятельного чтения (к разделу 1). Н.В. Гоголь. «Миргород»; А.С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д.Б. Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь серебряный».

II. «Художник – голос своей эпохи» (Писатели-классики о своем времени) (12+1+4)

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения. «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

Для чтения и бесед. «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П. Вревской».

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения. «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей.  «Благородная привычка»  к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…»,  «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования.  Гротеск.

Для чтения и бесед. «Дикий помещик».

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения. «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

Для чтения и бесед. «На мельнице».  «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения ( к разделу II ). И.С. Тургенев.  «Записки охотника»; Н.А. Некрасов.  «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины»; М.Е. Салтыков-Щедрин.  «Коняга»; А.П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т.Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.

III. Запечатленные мгновения (Художественное время в лирике) (1ч.)

Для чтения и бесед. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза; Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

IV. Человек и движение времени (Тема становления личности) (14+2+1)

Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед. «Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания  - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Повествование от лица героя-рассказчика. «Отрочество» ( главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф.М. Достоевский.  Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед. «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

Максим Горький. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед. «Детство».  Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к дюдям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

Для самостоятельного чтения (к разделу IV). В.А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А.Г. Алексин.  «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А.М. Володин. «Старшая сестра»; И.А. Ефремов . «Лезвие бритвы»; В.А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеева, Г.Г. Белых.  «Республика Шкид»; Е.И. Носов.  «Потрава».

V.  Содружество  искусств (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) (1ч)

Для чтения и бесед. С.П. Шевырев. «Звуки»; К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А. Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д. Бальмонт. «Грусть»; К.М. Фофанов. «Художник», «Уснули и траы и волны…».

VI. Перекличка эпох (4ч.)

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

И.А. Крылов. Крылов-драматург.

Для чтения и бесед. «Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен). Сходство и различия проблематики комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр.

VII. Фантастика. Тема будущего (3+1)

Для чтения и бесед. В.А. Рождественский.  «Над книгой».

А.Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед. «Маленький принц» (избранные страницы).Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни.  «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Р. Бредбери.

Для чтения и бесед. «Каникулы», «Земляничное окошко»

8 КЛАСС (2 часа в неделю = 70 часов)

Введение  (2 часа) 

 Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

  1. Устное народное творчество. Народные песни (3 часа)

Исторические песни (1 час)

Для чтения и бесед:  Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни (2 часа)

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.

Для чтения и бесед: Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся).

Для чтения и бесед: К.Г. Паустовский. «Колотый сахар».

  1. Русская старина (6 часов)

А.Н. Толстой.

Для чтения и бесед: «Земля оттич и дедич».

Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

Для чтения и бесед: Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

  1.  Литература XIX века (33 часа)

А.С. Пушкин (10 часов). А.С. Пушкин-прозаик.

Для чтения и изучения: «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Для самостоятельного чтения: А.С. Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И. Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М.Ю. Лермонтов (5 часов). Певец Родины и свободы.

Для чтения и бесед:  «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике.

Для чтения и изучения: «Мцыри». «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).  Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).

Для самостоятельного чтения: «Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».

Н.В. Гоголь (9 часов).  Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения  изучения: «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино. Драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения: «Женитьба».

И.С. Тургенев (4 часа). Особенности прозы писателя.

Для чтения и изучения: «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения: «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л.Н. Толстой (5 часов).  Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения: «После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.

Для самостоятельного чтения: «Хаджи - Мурат».

  1. Литература конца XIX – начала ХХ века (8 часов)

В.Г. Короленко (2 часа). Гуманизм писателя.

Для чтения и бесед: «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения: «Мгновение».

И.А. Бунин (2 часа). Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: Лирика и проза писателя. Рассказ «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

М. Горький (4 часа) – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни.

Для чтения и изучения: «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности. «Заветы отца».

Для самостоятельного чтения: Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти».

  1. Литература ХХ века (12 часов)

Н.Н. Заболоцкий (1 час). Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед: «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться». Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта.

К.Г. Паустовский (3 часа). Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения: «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль

«ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения: «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и др.

А.Т. Твардовский (4 часа). Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения: «Василий Теркин»  (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой отечественной войны и наше время. Образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе.

Для самостоятельного чтения: «Василий Теркин» (полный текст).

В.М. Шукшин (2 часа). Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:  «Дядя Ермолай».  «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? «Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Для самостоятельного чтения: «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. рассказы.

Н.М.Рубцов (2 часа). Сведения о жизни  поэта.

Для чтения и бесед: «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца». Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

  1. Из зарубежной литературы (6 часов)

Литература эпохи Возрождения

У.Шекспир (3 часа). Сведения о жизни  драматурга.

Для чтения и бесед: «Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. Трагедия как жанр драматургии.

М.Сервантес (2 часа). Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: «Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

М.Мериме (1 час). Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

9 КЛАСС (3 часа в неделю = 105 часов)

Введение (1ч.)

Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.

I. Литература Древней Руси (3+1)

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения. «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

II. Литература XVIII  века (11+1)

Общая характеристика литературы XVIII  века. Сведения о классицизме.

 М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта.

Для чтения и бесед. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед. «Недоросль». Сатирическое  обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед. «Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести.   Сентиментализм в  литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Литература XIX века (47+10+4)

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века

В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве  с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик

Для чтения и бесед. В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление « найти  связь земного с небесным». «Море».

Для самостоятельного чтения. «Я Музу юную, бывало…».

А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения. «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии.  «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого.  Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения. «К  Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар», «Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина.  Ее биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта. «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа»  в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои  романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка.  «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике. Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед. «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента. «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения. «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая  Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…», «Пророк»,  «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

  «Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования).  Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения. «Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!...»,  «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения. «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора.  Единство сатирического и лирического начал,  обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя.  «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести

Для самостоятельного чтения. «Портрет», «Нос», «Коляска».

А.Н. Островский.  Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед. «Свои люди – сочтемся». Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»).

Для самостоятельного чтения. «Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка».

Н.А. Некрасов. Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения. «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

Для чтения и бесед. «Давно отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма». Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства). Понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения. «Огородник», «Праздник жизни, молодости годы…», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.

Ф.М. Достоевский как писатель-психолог.  

Для чтения и бесед. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения. «Бедные люди».

Л.Н. Толстой как  исследователь путей нравственного совершенствования человека.

Для чтения и бесед. «Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе». Особенности повествования от первого лица.

IV. Литература  XX века (17+2+2)

Литература  великих и трагических лет.

А. А.  Блок. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения. «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да.Так диктует вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг»,  «Утро в Москве», «Ты – как отзвук забытого гимна…». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.  Покоряющая сила любви.  Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

Для самостоятельного чтения. «Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате…» и другие стихотворения.

В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве

Для чтения и изучения. «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха. «Необычайное приключение…».  Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. «Разговор на одесском рейде..»   –   широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении

Для чтения и бесед. «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения. «Красавицы», «Я счастлив!».

С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения. «С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения. «Каждый труд благослови, удача…», «Клен ты мой опавший…» и другие стихотворения.

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед. «Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например:  I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины. Булгаков – сатирик.

Для самостоятельного чтения. «Собачье сердце» (полный текст), «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения. «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа.

Роль пейзажа в портретных зарисовках.

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.  

 Для чтения и бесед. «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера.  Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).

Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу). Зарубежная литература (6ч.)

Катулл. «Нет, ни одна среди женщин…»,  «Нет, не найдется приязнь заслужить…».

Данте «Божественная комедия» (фрагменты). В. Шекспир. «Гамлет». И. Шиллер.  «Вильгельм Телль». Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник». И. Гете.  «Фауст» (фрагменты).

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. «Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы»  Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2009.
  2. «Литература. Начальный курс 5 класс»  Учебник-хрестоматия в 2-х частях.  Снежневская М.А., Хренова О.М. - М.: Мнемозина, 2012.
  3. «Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 класса "Литература. Начальный курс"» Снежневская М.А. – М.: Мнемозина, 2010.
  4. «Литература. Начальный курс. 6 класс» Учебник-хрестоматия для  общеобразовательных учреждений. В двух частях. О.М.Хренова, М.А.Снежневская.  М.: Мнемозина, 2007
  5. «Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 класса "Литература. Начальный курс"» Снежневская М.А. – М.: Мнемозина, 2010.
  6. «Литература. Начальный курс 7 класс»  Учебник-хрестоматия в 2-х частях. Беленький Г.И., Снежневская М.А.  - М.: Мнемозина, 2008.
  7.   «Читаем, думаем, спорим» Книга для самостоятельной работы  учащихся по литературе. 7 класс. Беленький Г.И.  – М.: Мнемозина, 2008.
  8. «Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 класса "Литература. Начальный курс"» Снежневская М.А.  – М.: Мнемозина, 2008.
  9. «Литература. 8 класс» Учебник-хрестоматия для  общеобразовательных учреждений. В двух частях. Г.И. Беленький.  М.: Мнемозина, 2008
  10. «Методические советы к учебнику литературы для 8 класса» Пособие для учителя/ под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2010.
  11. «Литература. Начальный курс 9 класс» Учебник-хрестоматия в 2-х частях. Беленький Г.И., Снежневская М.А.  - М.: Мнемозина, 2008.
  12. «Читаем, думаем, спорим» Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 9 класс. Беленький Г.И.  – М.: Мнемозина, 2008.
  13. «Методические советы к учебнику литературы для 9 класса» Пособие для учителя/ под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2010.
  14. «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь»  Мещерякова  М. И. -  Москва: Рольф, 2008.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Основные учебные умения и  навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

                В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства; содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

                В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
    писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе.Коровина В. 5 класс.

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл.под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2009 г. , рассчитанной на 105часов. П...

Рабочая программа по литературе в 5-9 классах

предлагаю Вашему вниманию разработанную мною рабочую программу по литературе...

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов по программе В.А.Коровиной

Рабочая  программа по  литературе для 10-11 классов создана на основе  авторской программы под редакцией В.а.Коровиной, М.-Просвещение, 2008 год...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...


 

Комментарии

Резанова  Любовь Сергеевна

Спасибо!