Мастер-класс "Главное в жизни" по рассказу А.П.Чехова "Студент"
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Урок разработан с использованием технологии критического мышления. В материалы урока включена также презентация. Урок   проведён в  10 классе, по программе предмета "Литература". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_po_rasskazu_a.p.chekhova.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Главное в жизни… (по рассказу А. П. Чехова «Студент»)

   Цели урока: расширить представления учеников о прозе А. П. Чехова   и о самом  писателе – художнике, философе; познакомить  с рассказом   «Студент», развивать и совершенствовать навыки анализа художественного текста с помощью технологии развития критического мышления

Методические приёмы:  чтение с остановками, элементы анализа текста с определением/прогнозированием эмоционального восприятия текста.  

Содержание урока

       1. Стадия вызова

 - Главное … Подберите синоним к слову. (Предполагаемый ответ: важное, существенное…)(Слайд 2)

 - Что для человека может быть самым главным в жизни? (Предполагаемый ответ: семья, достаток, образование, воспитание, самореализация, любовь…) (Слайд 3)

 - Тема нашего урока «Главное в жизни… (по рассказу А. П. Чехова «Студент»)». Как  вы думаете, о чём  пойдёт речь? (Слайд 4)

- Ваши ассоциации можно объединить, сказав, что  всё это то, без чего просто не может быть жизни молодого человека. А жизнь духовная входит в это понятие существенного?

(То есть всё, что касается не только внешних проявлений человеческой жизни, но и духовной его жизни. Итак, главное в жизни человека – это круг понятий, явлений, достаточно многозначных, широких. )

- Каждый человек   по-своему пытается определить это круг, который является  неисчерпаемым и благодатным источником   музыки, живописи, литературы. Рассказ «Студент»   не исключение. Произведение начинается и заканчивается описанием природы, которая  помогает нам понять чувства и мысли героя рассказа. Как называется такая композиция?  (Кольцевая композиция). (Слайд 5)

-  Отличается ли описание природы в начале и в конце рассказа?

 (Предполагаемый ответ: природа контрастна.) (Слайд 6)

- Сюжет рассказа на первый взгляд прост: студент духовной академии, сын дьячка, Иван Великопольский возвращается  с охоты домой, на вдовьих огородах замечает огонек костра и, немного погревшись у костра, поговорив с хранительницами огня, отправляется своей дорогой.

- Что находится в центре внимания автора на протяжении этого маленького рассказа? (Предполагаемый ответ: чувства, мироощущение студента.)

  - Что же случается  с главным героем за достаточно непродолжительное время, что так кардинально изменяет его восприятие природы, его чувства, настроение?  

    - Давайте скажем, что мы должны узнать сегодня на уроке? На какие вопросы получить ответы?

   ( Предполагаемый ответ: познакомиться с  рассказом Чехова «Студент»; узнать, что является главным в жизни героя, почему меняется его восприятие жизни за достаточно короткий промежуток времени.)

   -  Запишите в тетради   цели, которые вы считаете важными.

2. Стадия осмысления содержания

1. Обращаемся к тексту произведения, чтобы найти ответы на поставленные вопросы. Знакомимся с главным героем рассказа. Кто он такой? Какие ассоциации вызывает у вас имя героя?

( Предполагаемый ответ: это  студент духовной академии, сын дьячка, Иван Великопольский.

В этом имени — колокольня Иван Великий; сказочный Иван-дурак; святитель Иоанн Константинопольский, т. е. Златоуст (недаром почти половина рассказа — вдохновенное повествование главного героя)…Но далее герой везде именуется просто «студентом», вырастая до размеров символа. Это подчеркивается и самим названием рассказа. Евангельскую символику   выражает и имя главного героя (Иван — Иоанн), означающее в переводе с древнееврейского буквально “Бог милует.

  Он из духовного сословия (духовенства), причём из беднейшей его части: сын дьячка – церковнослужителя, не имеющего священного сана. Если даже священники (иереи) и диаконы были в России того времени, как правило, небогатыми людьми, то дьячки (причётчики, псаломщики) жили крайне бедно, нередко на грани нищеты. Именно такая картина жизни родителей главного героя рисуется в цитируемом отрывке. Метафорический эпитет «лютая бедность» отражает в размышлениях Ивана не только характерное явление исторической жизни России, но и суровую реальность его собственной юности.

2.  Как вы думаете, в чём причина мрачного настроения героя?

(И неблагоприятная перемена погоды, и мучительный голод наводят Ивана на грустные размышления о российской истории.  Он вспоминает трёх исторических деятелей: Рюрика, Иоанна Грозного и Петра – фигуры символические, олицетворяющие собой всю тысячелетнюю историю России. Так вот, в истории России чеховскому герою видятся лишь беспросветная нищета и безмерные страдания простого народа. «Лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта» осмысляются им не как случайные явления, имеющие отношение лишь к его собственной семье, а как сущностная, закономерная и непреодолимая черта исторического бытия его родины.

-  Когда происходит действие рассказа? Почему автору важно подчеркнуть  время?

( Иван отправился на охоту не в обычный день, а в Великую Пятницу. Для  православного человека это значимый день: Великий Четверг (Страстной Четверг, Великий Четверток по-славянски) и воспоминание о Тайной Вечере; чтение Двенадцати Евангелий на вечернем богослужении (на утрене ) под Великую Пятницу (Страстную Пятницу, Великий Пяток); утром в Великую Пятницу – чтение Царских Часов; во второй половине дня – вечерня с чином Изнесения (выноса) Святой Плащаницы; вечером в пятницу – утреня Великой Субботы (Преблагословенной Субботы) с чином Погребения Плащаницы. По-видимому, по завершении этих служб студент Иван решил немного развлечься и поохотиться на вальдшнепов.

Для глубоко верующего человека любое развлечение, например охота, в Великую Пятницу – вещь невозможная. Тем более для студента духовной академии – вероятно, будущего священнослужителя. Именно в этом легкомысленном занятии и состоит, по всей видимости, главная причина мрачного настроения Ивана. А дисгармония в природе, ненастье и грустные размышления о многовековых страданиях русского народа лишь усиливают уныние героя.

3. Центральный эпизод рассказа – встреча студента с двумя вдовами, Василисой и ее дочерью Лукерьей. Чехов отмечает простонародность, бедность, обездоленность женщин. В нескольких словах писатель рассказывает об их трудной жизни. В чём символическое значение двух вдов?

(Предполагаемый ответ: эти женщины представляют в чеховском рассказе тот самый бедный и обездоленный русский народ, о вековечных страданиях которого только что размышлял студент. Одновременно Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии – сёстрах праведного Лазаря, – словом, о тех преданных Христу женщинах, которые находились рядом со Спасителем, сострадая Его мучениям на кресте, и затем удостоились лицезрения Его воскресшим.)

Иван   пересказывает им евангельскую историю троекратного отречения Петра. (Слайд 7)  В его  словах   мы находим точные цитаты из Евангелия. Они вкраплены в свободное изложение событий Священной Истории. В своём пересказе герой сочетает обороты разговорной речи и церковнославянского текста. Это   непринуждённая беседа знакомых людей, в которой  можно увидеть и некоторые элементы проповеди. Важно то, что    имя Петр (« Πετρος ») означает по-гречески ‘камень’) Симон, сын Ионы и родной брат апостола Андрея, получил за то, что был самым ревностным учеником Спасителя. Как известно, в момент предательства Иуды, когда Спаситель был схвачен, Петр явил мужество: он обнажил меч и отсек ухо у Малха – раба первосвященника [Ин. 18: 10]. Мы знаем также, что в этот момент другие ученики Иисуса (кроме апостола Иоанна) разбежались, Петр же следовал за Ним. Но вот, находясь во дворе первосвященника, Петр проявил душевную слабость, трижды отрекшись от своего Учителя. Вспомнив, что Господь предупреждал его об этом, он заплакал и раскаялся в своём малодушии. (Слайд 8,9)

 - «Студент вздохнул и задумался». На этом рассказ студента обрывается. Между тем, как известно, евангельская история апостола Петра имеет своё продолжение, важное для понимания чеховского рассказа.  О конце евангельского повествования о Петре, о прощении Спасителем Своего ученика знают, несомненно, и Иван Великопольский, и Василиса с Лукерьей. Помнили этот эпизод Священной Истории и современники Чехова – читатели его рассказа.

4. Какой же смысл имеет эта евангельская история для верующего человека?

(Для верующего человека упомянутые евангельские события имеют особый смысл. Если Господь простил своего ученика, проявившего душевную слабость, не перестал его любить, то, вне всякого сомнения, Он простит и всякого человека, покаявшегося в своем согрешении.

  Не случайно студент духовной академии, тоже ученик Христов, вспомнил именно о Петре, греясь у костра в обществе двух вдов; он даже сравнил себя с Петром , в этом отношении слова Ивана Великопольского, рассказывающего историю отречения Петра,  чем-то напоминают исповедь, покаяние…)

5.  Какова реакция слушательниц на слова студента?

( Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья (текст от слов «Студент пожелал вдовам… » до слов «…имеет к ней какое-то отношение»)

6.  Что стало результатом  их  общения у костра?

(Результатом стало душевное озарение главного героя… Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами. Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед душевных сомнений. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле». Пессимистическое настроение отступает и возникает лучезарные надежды. Жизнь теперь Ивану кажется восхитительной.) (Слайд 10)

  Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании. Пришло озарение, что мы являемся в этот мир не случайно, что любовь к ближнему направляет жизнь людей, является «главным в человеческой жизни и вообще на земле», что все поколения до нас и   после нас соединены неразрывной связью.  

И залог счастья, похоже, не в вещном, материальном мире, а в умении изредка направлять внутренний взор в прошлое, к вечным понятиям добра, любви, красоты…В умении прикоснуться к этому вечному. В умении прощать.

  7.  С чем связано преображение героя?  (Слайд 11)

( Этот момент связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа. В самом деле: вокруг него ничего не изменилось. Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин.  Осознание своего греха и раскаяние рождает веру. Момент уныния, которое переживает Иван (по аналогии с Петром), уходит бесследно, а герой воскресает духовно — Бог милует его верой. Чехов верит в то, что студент осознал факт своего отступничества. Пусть не умом, а где-то в глубине его души затеплилось то "главное в человеческой жизни и вообще на земле".)

 8. Какие ключевые понятия выделяет писатель?

( Встреча героя с Богом совершилась: в его сердце вернулись Божественная любовь и истинная вера. Примечательно, что в рассказе «Студент» эти духовные ценности осмысляются особым образом, по-чеховски. Ключевыми понятиями становятся у Чехова правда и красота. Понятно, что речь здесь идёт о правде Христа и о красоте Его жизни и учения, неотделимых от истинной любви: «…правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».)

  9. Перечитаем 2 заключительные строки рассказа. Здесь важно каждое слово. Обратим внимание на первоначальные, исконные значения знакомых слов, церковнославянских по своему происхождению: «и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла»: неведомый (от глаг. ведать – знать), то есть неизвестный ранее; таинственный (от сущ. тайна); восхитительный (от глаг. восхитить, значение приставки вос- – движение вверх), то есть восхищающий душу человека в высшие сферы; чудесный (от сущ. чудо).

10. Чем завершается рассказ?

(Завершается рассказ размышлениями героя о счастье и об открывшемся ему истинном смысле жизни. Чеховский герой вдруг осознал, почувствовал ту истинную любовь, которая живет в сердцах простых людей, несмотря на всю беспросветность их земной жизни – в прошлом и в настоящем. Понятно, что Иван Великопольский предчувствует счастье не как материальное благополучие, но как возможность всеобъемлющей любви, которая, по словам апостола Павла, «никогда не перестает…»   Жизнь кажется ему полной «высокого смысла», потому что он постиг идею прощения. Эпитет «высокий» подчеркивает здесь некое духовное содержание, неотделимое от истинной веры и Божественной любви.) (Слайд 12)

*- Какое значение в чеховском рассказе имеет мотив света?

(В чеховском рассказе очень важен мотив света. Образ света, огня   имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не может рассеять вечернюю мглу. Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой подходит к костру. Этот костер напоминает студенту другой костёр, о котором говорится в Евангелии. Его огонь озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу.)

11.  Рассказ прочитан, но возникает много вопросов.  Как будет складываться дальнейшая жизнь Ивана Великопольского? Каково его собственное место в тысячелетней истории России и многовековой истории всего человечества, о чём он только что размышлял?   В рассказе Чехова мы не находим ответа на эти вопросы. Но каждый из вас задаст их себе и попытается на них ответить,  осмысливая и историю России, и историю человечества, и историческое бытие отдельной личности в том духовном русле, которое открывает нам великий русский писатель в своём гениальном произведении.

3.  Стадия рефлексии

-  Подведём итоги по проделанной работе. Вернёмся к началу урока, к записи наших целей. Мы познакомились с рассказом Чехова «Студент»; узнали, главное в жизни человека – это…   Выполнили мы поставленные цели?  

Рассказ «Студент» отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое духовное содержание, философичность и одновременно ярко выраженный лиризм. (Слайд 13)

 (Все люди объединены чувствами любви, веры, сострадания, человеколюбия, умением прощать,  которые соединяют  времена и поколения. Человек не может жить без веры, любви, правды, красоты и прощения. Любовь к ближнему своему, которая помогает прощать,  – вот та сила, которая от века в век “направляет человеческую жизнь”, составляет “главное в человеческой жизни и вообще на земле”, уметь прощать – качество, которое  высоко ценится, урок, который преподнёс нам Иисус, апостол Пётр, студент духовной академии Иван Великопольской и русские женщины-вдовы.)

Спасибо вам  за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» литература в 6 классе

познакомить с жизнью и творчеством писателя В.Г.Распутина и его рассказрм "Уроки французского"...

Уроки жизни в рассказе В.Распутина "Уроки французского"

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина«Уроки французского» Цели урока:      ...

Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Урок по литературе в 6 классе на тему: "Любовь к жизни"( по рассказу Д.Лондона)

Урок изучения рассказа Д.Лондона "Любовь к жизни" и сопоставление его с повестью Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"....

Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). 6 класс

 Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.   Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, просмотр слайдов, методы критического мышления (составление к...