Урок литературного чтения в 3 классе
методическая разработка по литературе по теме

Тема:

Д.Н.Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Цель: знакомство с Д.Н. Маминым-Сибиряком и его сказками.

Задачи: развивать умение анализировать текст, вырабатывать навыки выразительного чтения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, животным.




 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок литературного чтения74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема:

Д.Н.Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Цель: знакомство с Д.Н. Маминым-Сибиряком и его сказками.

Задачи: развивать умение анализировать текст, вырабатывать навыки выразительного чтения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, животным.


Оборудование: мультипроектор, презентация.


1.  Орг. момент  - сдача рапорта    - Сегодня у нас на уроке гости. Работайте дружно, не стесняйтесь!    

                                                                                                                                            1

1 мин.

О чем-то скрипит половица,                         Левичев Данила
И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки,

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,                                Казмалы Яна

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.


–  Вы, наверное, уже догадались,  с чем мы сегодня продолжим знакомство
(со сказками)

- Как называется раздел, который вы начали изучать?

- Какие сказки называются литературными?   (авторские, их написали писатели)

2.  Вступительное слово учителя
3 мин.
- Вчера вы познакомились с великим мастером слова – замечательным русским писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком .

Давайте вспомним, что вы о нём узнали.

( Ученик)

Известный русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин (Мамин-Сибиряк – это         2       псевдоним) родился  в 1852 году в Сибири, на Урале, в семье священнослужителя. Сибиряком он назвал себя потому, что хорошо знал и горячо любил свои родные края – Урал и Сибирь.  В доме было много книг, и любовь к чтению зародилась еще в раннем детстве. Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нём рано зародилась страсть к литературе.

За свою жизнь Д. Мамин-Сибиряк написал более 150 произведений для детей, но одно из самых известных его произведений – сборник «Аленушкины сказки». Их писатель сочинял и рассказывал перед сном своей любимой дочери, с рождения оставшейся без матери. На улице темно. Идет снег. Он запушил стекла окна. Аленушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку. Дмитрий Наркисович подходит поближе к Аленушкиной кровати, садится в мягкое кресло, начинает  рассказывать... Сказки замечательные, одна интереснее другой.
Так проводили они вдвоем долгие зимние вечера - отец и дочка.

 «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь», – говорил Мамин-Сибиряк. Если пожелаете, вы сможете прочитать другие сказки: «Серая шейка», «Сказочка про   козявочку», «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост» и другие.                                                                                                          3

Он создал много произведений для взрослых и детей. Лучшие свои произведения посвятил он родному Уралу.

Учитель

- С одной из сказок, которые написал Д.Мамин-Сибиряк для своей любимой дочки, мы и познакомимся на этом уроке.

-А с чего начинаются многие сказки? (с присказки) 

-Какие вы знаете присказки?   (В некотором царстве…, Жили-были…)

-Послушайте присказку


3.  Присказку рассказывает ученик наизусть                                                                     4

3 мин.

Баю-баю-баю...

Один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает.

Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Спи, Аленушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц

проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет  свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли?

Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки.

Один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает.

Баю-баю-баю...

4.  Введение в тему урока.                                        

3 мин.

1) - Отгадайте загадки и узнайте о ком будет сказка.

Загадки                                                                 Юрист            

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
 
(Заяц)                                                                                                                                              5

Серый, страшный и зубастый                          Соловьёв

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех...

(Волк)                                                                                                                                             6


2)- Соберите из слов название произведения, с которым сегодня познакомимся.

(СЛОВА: ПРО, СКАЗКА, ЗАЙЦА, ХРАБРОГО, УШИ, ГЛАЗА, ХВОСТ, ДЛИННЫЕ, КОРОТКИЙ, КОСЫЕ)                                                                                                                  
7


- Что можно узнать по названию сказки
?      (выходит название сказки)                           8

                                                                                                         
(ЗАЯЦ - ГЛАВНЫЙ  ГЕРОЙ. ДАЁТСЯ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ЕГО.  ТОЛЬКО НЕПОНЯТНО,  ПОЧЕМУ ОН ХРАБРЫЙ, ЕСЛИ ЗАЙЦЫ ОБЫЧНО ТРУСЫ)

- Нам предстоит сегодня узнать,  каким же был заяц в этой сказке? Может быть, это какой-то необычный заяц, действительно сказочный.

5.Словарная работа                                                                                                                   9

                                                                                                   4 мин.
Учитель:
- В тексте сказки автор часто использует фразеологизмы.  Давайте разберем их смысл.

душа в пятки                                                сердце замерло от испуга
язык примёрз

задал стрекача                                             не может говорить от страха

                                                                       
очень быстро побежал

выскочить из собственной кожи         очень сильно бежал

выбился из сил                                        не мог бежать

гонится по пятам                                     бежит прямо за тобой

замертво свалился                                  встать не может

кубарем прокатился                               кувырком  как мячик

Учитель:

-Как вы понимаете такие слова?


приободрился                                               осмелел

бесстрашный                                                ничего не боится

хвастается                                                     хвалится

-Давайте отдохнём и сделаем физминутку про зайчика.

6. Физминутка. (про главного героя)                             1 мин.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть вот так, вот так.

Зайке холодно стоять, должен зайчик поскакать.

Зайку кто-то испугал,

Зайчик прыг и ускакал.


7.   Знакомство с текстом произведения                  

15 мин.

Чтение первой части                                                                                                               10

– Что вы узнали про зайчика?
- Как долго боялся  зайчик?  Когда перестал?
– Почему он крикнул о том, что никого не боится?

Чтение второй части                                                                                                               11

–  Какое полное имя Зайца?

-Кто слушал Зайца?                        (   собрались старые зайцы, сбежались маленькие

                                                             зайчата,   приплелись старые зайчихи)        

-Как это происходило?           (   они все слушают  и своим собственным ушам не верят,

                                                                  это    выходило совсем  забавно)

- Почему всем стало весело?        (  потому что все понимали, что волка он одолеть

                                                          не сможет, а только хвастается)

-Как вы думаете, что же будет дальше?

Чтение третьей части  

                                                                                                                                                       12                                    
-О чём думал волк, бродя по лесу?               ( Вот бы хорошо зайчиком закусить)

- Видели ли его зайцы? А кто его увидел?

- Что с ним случилось?                                   (  У него точно язык примёрз, он не

     

                                                                           смел   дохнуть

-Какая необыкновенная вещь потом произошла?                                                            13

(подпрыгнул кверху, упал на волчий лоб, перевернулся в воздухе и задал такого стрекача, что готов был выскочить из собственной кожи)

-Что ему казалось?                                      (волк гонится за ним по пятам)


Чтение четвёртой части                                                                                                           14

– Почему же волк убежал?                              (Непонятное, неизвестное – страшно).

-Что ему показалось?

                                                                     (  показалось, что в него кто-то выстрелил)


-Что было с другими зайцами
?                                                                                                 (они долго не могли прийти в себя, кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку)


– Почему он в конце их называет одинаково? Как? (все зайцы, остальные)


Какие события и переживания заставляют забыть о различиях?  (общий испуг)

-Что они решили, когда выглянули из своего укрытия?  (Ловко Заяц напугал волка)   15

-Где был Заяц?                               ( в ямке под кустиком и еле жив отстраха)               16

 -Что он чувствовал?                    ( испуг,страх)

-Когда он приободрился?                 (когда его стали все хвалить)

- Во что теперь верил Заяц?             (что он действительно никого не боится)

8 . Работа с иллюстрациями     3 мин.

- У вас в книге замечательные иллюстрации, выполненные художником-иллюстратором Сергеем Сачковым.

-Посмотрите на 1 иллюстрацию. Каким изобразил зайчика  художник?

- На 2 рисунке появился новый персонаж. Кто это?

-Что происходит с героями на этом рисунке?

- При подготовке домашнего задания найдите отрывки к этим иллюстрациям.

9.   Физминутка               1 мин.

Дружно встали раз, два, три

Мы теперь богатыри.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья.

Руки вверх и руки вниз

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись,

То друг другу улыбнулись.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу.


10.  Работа с пословицами            4 мин.                                                                           17

-Прочитайте пословицы.

- Какая из них подходит к сказке?

Волков бояться – в лес не ходить.


Семь раз отмерь -один отрежь.

У страха глаза велики.                           (и к зайцу и к волку. Зайцу казалось, что волк

Выйти сухим из воды.                                  гонится за ним по пятам, а волку

                                                                       показалось, что в него кто-то выстрелил)

- Когда так говорят люди ?                                  Человек порой сам на себя

                                                                               нагоняет    страх

                                                                         и много приувеличивает

11.Итог урока                           2 мин          
-Почему это произведение называется сказкой?

- Почему Заяц сначала назван смешным, глупым, а потом несчастным, бесстрашным и храбрым?

Как вы думаете,зачем писатель придумал эту сказку и рассказал Алёнушке?

(  Сказка смешная;    чтобы она не хвасталась)


– Вспомните, какие части есть в тексте?

(Завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

– Прочитайте сказку дома, найдите эти части. И отрывки к иллюстрациям тоже найдите в тексте.

11. Рефлексия                         3-5 мин.                                                                          18


Проверка эмоционального восприятия

– Продолжите следующие предложения:

Меня рассмешило то, что…

Мне понравилось то, что…

Меня взволновало то, что…

Меня обрадовало то, что…

– Что это за «баю-баю-баю» говорит автор в конце сказки?                                     19

-Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

урок литературного чтения 2 класс 7 вида

Два ленивца (сербская  народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1.            Цель урока: стимулировать интере...

Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Урок  литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и  основной мысли произведения п...