Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе (11 класс) по теме:
    Рабочая программа по литературе для 11 класса

    Чанцева Татьяна Владимировна

    рабочая программа предназначена для общеобразовательного уровня

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_11kl.doc272 КБ

    Предварительный просмотр:

     «РАССМОТРЕНО»

    Руководитель МО

    МБОУ г. Иркутска СОШ №28

    Т.В. Чанцева

    ________________

    Протокол№1 от._______2013г.

     «СОГЛАСОВАНО»

    Заместитель директора

    по УВР

    С.Ю.Семёнова

    ______________

    ___________2013г.

     «УТВЕРЖДЕНО»

    Директор

    МБОУ г. Иркутска СОШ №28

    Л.Н.Трук

     _______________

    _______2013 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по  литературе

    для  11 класса

    на 2013-2014 учебный год

    (уровень: общеобразовательный)

    Учитель: Чанцева Татьяна Владимировна

     

     

    Пояснительная записка.

    Назначение рабочей программы.

           Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

     Цели программы.

    Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

    • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
    • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
    • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
    • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

    Задачи.  

    Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.  Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

         Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов. Наиболее полно в ней представлены этапы, которые живы и сегодня в читательской практике. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

    Принципы построения.

              Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

    Специфика курса.

         Программа 11 класса предполагает изучить шедевры русской литературы. Обращение к ним не только дает возможность рассмотреть лучшие произведения и осознать их роль в судьбах родной культуры, но и помогает целенаправленной выработке критериев оценки совершенного произведения искусства.

    Основные теоретические понятия, которые осваиваются в 11 классе, подчинены ведущей проблеме учебного года. В 11 классе дается представление об этапах развития русской литературы и ее шедеврах, а следовательно окончательно формируются  качественные характеристики,  которые помогают оценить произведения искусства; предполагается более глубокое понимание классики, дается первое представление о литературных направлениях.

    Технологии, методы.

    Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.

    Система оценивания.

     В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы

    Требования к уровню подготовки учащихся.

    Планирование включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся.

         В итоге к концу 11 класса должны быть сформированы следующие знания и умения:

         - знать общую характеристику русской литературы;

         - авторов и содержание изученных произведений;

         - основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как литературный процесс, классика, литературные направления, а также изученные ранее понятия;

         - уметь комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;

         - использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;

         - использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;

         - пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;

         - активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.

    Формирование общеучебных умений (компетенций).

    Учебный предмет «Литература»  в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

         Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

         Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

       - сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации;

       - эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств.

    Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо;

       - развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

       - использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

       - информационная переработка текста;

       - культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме);

       - культура разговорной речи.

    Раздел II. Структура изучаемого курса

    Содержание

    Кол-во часов

    Введение. Русская литература  в  контексте мировой литературы.

    1

    Творчество И.А.Бунина

    4

    Творчество А.И.Куприна

    4

    Обзор русской поэзии к.19-н.20вв. Основные течения и представители модернизма

    10

    Творчество М.Горького

    6

    Творчество А.А.Блока

    4

    Творчество С.А.Есенина

    4

    Литература 20-х годов

    Творчество Е.Замятина

    3

    Творчество В.В.Маяковского

    6

    Творчество А.А.Ахматовой

    2

    Творчество М.И.Цветаевой

    2

    Творчество Б.Л.Пастернака

    2

    Творчество Н.А.Заболоцкого

    1

    Творчество М.А.Булгакова

    5

    Творчество А.П.Платонова

    3

    Творчество М.А.Шолохова

    5

    Литература 40-50-х годов

    2

    Обзор литературы 60-70 годов

    5

    Творчество А.И.Солженицына

    4

    Творчество А.Т.Твардовского

    3

    Литература последних десятилетий 20 века

    17

    Из зарубежной литературы

    3

    Раздел III. Основное содержание минимума образования.

    Содержание тем учебного курса

    ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX век

    И.А. Бунин. «Антоновские яблоки». Лирическое преображение быта в повествовании. Образ повествователя и его стилистическое воплощение. Ностальгические мотивы в рассказе и их значение; единство мира, основанное на памяти, хранящей живой облик ушедшего. Противопоставление вечного и временного. Значение символической детали в прозе Бунина.

    «Лёгкое дыхание». Необычность, иррациональность поведения героини, её природная сущность. Парадоксальность изображения любви, привязанности, восхищения у Бунина.

    «Господин из Сан-Франциско». Противопоставление сиюминутных ценностей цивилизации и вечных ценностей культуры. Образы современной цивилизации (американское богатство; пароход и его устройство; времяпрепровождение туристов на пароходе и в Италии; итальянские отели для богатых туристов). Мотивы живой и мёртвой жизни в рассказе. Формы воплощения мёртвой (псевдоживой) жизни: образы дьявольского в рассказе. Апокалиптические мотивы и образы в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Реалистическое и символическое в рассказе.

    «Чистый понедельник». Конкретное и символическое в рассказе. Образы героев и образ России в рассказе.

    А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Своеобразие главного героя повести, его несоответствие традиционной роли “маленького человека”. Несовпадение “романтической” таинственности, к которой стремится герой, и его социальной роли (телеграфист Желтков). Противопоставление понимания любви Желтковым и обществом, собирающимся в доме Шеиных. Тема высоты истинной любви в «Гранатовом браслете».

    М.Горький. «Старуха Изергиль». Романтизм Горького. Смысл человеческой жизни.

    «На дне». Место творчества М.Горького в культуре конца XIX — начала XX века. Черты драматургии рубежа XIX и XX веков в пьесе. Драматургическое новаторство М.Горького. Своеобразие места действия и социальной принадлежности персонажей. Своеобразие системы персонажей: отсутствие главных и второстепенных действующих лиц. Особенности драматического конфликта. Житейский и философский смысл пьесы. Спор о человеке. Понятие правды в драме. Возможности символического прочтения драмы.

    Своеобразие реализма начала XX века. Углубление представлений о психологизме, об особенностях повествования. Особенности жанра рассказа рубежа веков. О творческих перекличках Чехова и Горького. Расширение представлений о творческом пути писателя, традициях и новаторстве в литературе.

    ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

    Постоянное стремление к расширению и обновлению художественных средств в поэзии, к всевозможным литературным экспериментам: от Брюсова (“старшие символисты”) до Маяковского, Хлебникова (футуризма 1910-х годов) и особенностей поэтического языка М.Цветаевой в 1920-х годах.

    А.А. Блок. Значение идей В.Соловьёва для мировоззрения и творчества молодого Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Героиня первых поэтических книг поэта, своеобразие лирического героя. «Вступление» («Отдых напрасен. Дорога крута...»), «Вхожу я в тёмные храмы...», «Мы встречались с тобой на закате...», «Предчувствую тебя...»*, «Я отрок, зажигаю свечи...», «Девушка пела в церковном хоре...»*. Символизм Блока.

    Принципы циклизации поэтических книг Блока. Три тома лирики как путь и судьба лирического героя. «Город», «Страшный мир» и «Возмездие» («Ночь, улица, фонарь, аптека...», «О доблестях, о подвигах, о славе...»).

    Блок о поэте и его назначении — «Поэты» («За городом вырос пустынный квартал…»), «Незнакомка», «Соловьиный сад». Использование литературной традиции в создании поэтических символов.

    Россия в творчестве Блока. Основные мотивы, связанные с образом Родины (тайна, сказка, загадка, древность, положение между Востоком и Западом, женский облик) — «Русь», цикл «Родина» («На поле Куликовом», «На железной дороге», «Родина», «Россия»). Куликовская битва — “символическое событие русской истории”.

    «Двенадцать». Многообразие жанровых истоков поэмы (частушка, марш, романс, песня, заупокойная молитва и другие). Контраст как основной принцип построения поэмы: контраст образов, цвета, стихового ритма, языковых стилей (просторечие — книжный). Контрастная природа революции. Ветер и метель как символы революционной стихии. Символические образы в поэме. Разнообразные толкования образа Двенадцати. Особенности композиции поэмы. Значение финала поэмы, его принципиальная непрояснённость.

    А.А. Ахматова. Книги: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini».        

    Многоликость лирической героини. Конкретность образов, “дневниковость” и психологизм ранней лирики: цикл «В Царском Селе», «Сжала руки под тёмной вуалью...».

    Формирование эпического взгляда на мир (от стихотворений 1914 года до стихов начала 1920-х годов) — «Июль 1914», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Всё расхищено, предано, продано...», «Я гибель накликала милым...», «Для того ль тебя носила...», «А Смоленская нынче именинница...», «Когда в тоске самоубийства...», «Ты — отступник: за остров зелёный...».

    Значение темы памяти в поэзии Ахматовой: «В сороковом году», «Мужество», «Реквием».

    Ахматова о поэте и поэзии («Тайны ремесла»). Влияние классической традиции русской лирики на творчество поэта.

    О.Э. Мандельштам. Книги: «Камень» и «Tristia».

    Сиюминутное — вечное у раннего Мандельштама («Дано мне тело»). Трагическое ощущение хрупкости смертного и холодности, безликости вечного («Нет, не луна, а светлый циферблат...»). Воплощение темы творчества (в том числе и поэтического) в конкретно-осязаемых образах (камня, дерева, ласточки и другом). Значимость архитектурных мотивов («Notre Dame», «Айя-София»), в том числе в связи с темой культурной преемственности («Я не слыхал рассказов Оссиана», «Silentium», «Золотистого мёда струя из бутылки текла…», «Век»). Мотивы Тютчева в поэзии Мандельштама и их переосмысление. Образ Петербурга в стихотворениях Мандельштама. Тема гибели культуры, апокалиптические мотивы («Петербургские строфы», «Адмиралтейство», «В Петрополе прозрачном мы умрём», «Сумерки свободы», «Нет, никогда ничей я не был современник...», «За гремучую доблесть…», «Мы живём, под собою не чуя страны…»).

    В.В. Маяковский. Предреволюционная лирика. Своеобразие поэтического языка. Единство противоположностей в характере лирического героя: грубость–нежность, ненависть–любовь. Резкое неприятие буржуазного мира, его представлений о любви, красоте, поэзии. Ощущение себя поэтом улицы. Связь поэзии Маяковского с изобразительным искусством. Яркая метафоричность образов, значение языка, гиперболы. Своеобразие и функция художественных средств. Особенности стихосложения. Ритмическое своеобразие поэзии Маяковского. Новаторство Маяковского — «А вы могли бы?..», «Любовь» («Девушка пугливо куталась в болото...»), «Послушайте!», «А всё-таки», «Адище города», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Вам!», «Облако в штанах». Своеобразие послереволюционного творчества. Работа в Окнах РОСТА. Маяковский о назначении поэзии. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Во весь голос».

    Современность в зеркале сатиры Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся».

    С.А. Есенин. Блоковские мотивы в ранней поэзии С.Есенина («Запели тёсаные дроги»). Цельность и гармоничность образа Родины, значение фольклорного начала в поэзии Есенина («Гой ты, Русь моя родная», «Калики»). Выражение эстетического восприятия деревни и родины в лирике Есенина («Край ты мой заброшенный», «Как захожий богомолец я смотрю твои поля...», «Отговорила роща золотая...»). Сквозные образы поэзии Есенина, их символическое значение — клён, осина и другие («Я покинул родимый дом», «По-осеннему кычет сова»). Противопоставление цивилизации и природы («Я последний поэт деревни»). Есенин о месте поэта в послереволюционной России («Возвращение на родину», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Не жалею, не зову, не плачу», «Сорокоуст», «Несказанное, синее, нежное», «Русь уходящая», «Анна Снегина»). Поздняя любовная лирика (цикл «Персидские мотивы»).

    М.И. Цветаева. Романтическое мироощущение Цветаевой. «Стихи о Москве». Романтические поэтические портреты современников (цикл «Стихи к Блоку»; «Стихи к Ахматовой»). Мотивы одиночества и их романтического преодоления в лирике Цветаевой (цикл «Провода», «Русской ржи от меня поклон», «Расстояния: вёрсты, мили»). М.Цветаева о поэте и поэзии — «Поэт» («Поэт — издалека заводит речь»).

    Б.Л. Пастернак. Единство поэзии, жизни и природы в лирике Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Про эти стихи», «Поэзия» («Поэзия, я буду клясться»), «Во всём мне хочется дойти...».

    «Доктор Живаго». Многоплановость романа: о революции, о поколении, об истории. Художественное решение проблемы соотношения жизни и смерти. Роль искусства в бессмертии человека. Образ эпохи в романе. Роман Пастернака в контексте традиций русской классики и литературы ХХ века.

    Соотношение прозаической и стихотворной части романа. Законы организации цикла стихотворений Юрия Живаго.

    Историко- и теоретико-литературные понятия

    Развитие представлений о литературном направлении и течении. Возникновение понятий символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм в русской поэзии. Представление о реминисценции. Углубление представлений о поэтическом мотиве, лирическом герое, выразительных средствах поэтического языка, прежде всего метафоре, звукописи, словотворчестве. О лирическом сюжете, традиции и новаторстве в литературе; о психологизме лирики, о влиянии музыки на поэзию.

    Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников

    Принципы французского символизма и русская поэзия.

    Блоковские мотивы в поэзии Юрия Живаго.

    Средства создания атмосферы тайны в поэзии Блока.

    Вещность и осязаемость поэтического образа у Ахматовой.

    Экзотика и традиция в поэзии Н.Гумилёва: особенности темы пути, образ лирического героя.

    Языковые эксперименты В.Маяковкого (или В.Хлебникова).

    Живописность образов В.Маяковского (или А.Блока).

    Поэтический синтаксис Цветаевой.

    Детство и отрочество в поэзии и мемуарной прозе Цветаевой.

    Принципы поэтического изображения “обстоятельств великолепия” (А.Жолковский) у Б.Пастернака: сверхэмоциональное напряжение в жизни человека, природы, поэзии.

    Мифологические образы деревенской Руси в поэзии Н.Клюева и С.Есенина.

    ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗЕ 1920–1930-х годов РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, РЕАЛИЙ НОВОЙ ЭПОХИ

    (“новый человек”, “новый быт”, “новый язык”)

    Е.И. Замятин. «Мы». Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах “идеологизированной” науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема творчества в романе. Значение литературных реминисценций*.

    И.Э. Бабель. «Конармия». Гражданская война в изображении Бабеля. Язык и система ценностей героев «Конармии». Роль интеллигенции в революции. Образ повествователя и главного героя.

    М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Донское казачество как историческая сила. Мир казачества в романе Шолохова: распад патриархальных семейных связей, разрушение этических представлений как следствие кризиса русского общества накануне революции. Судьба семьи Мелеховых. Жестокость изображённой в романе жизни. Особенности финала романа и его значение. Логическая и историческая неизбежность революции и Гражданской войны в романе.

    САТИРИЧЕСКОЕ И ТРАГЕДИЙНОЕ В ИЗОБРАЖЕНИИ 1920–1930-х годов

    М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Булгаков об историческом эксперименте. Тема создания нового человека. Литературная традиция как средство создания сатирических образов.

    «Мастер и Маргарита». Философский релятивизм романа: отказ от традиционных представлений о времени, пространстве, границах между истиной и ложью, жизнью и смертью, добром и злом. Особенности композиции романа. Соотношение московских и ершалаимских глав. Полемика с евангельской историей Христа: человеческая природа Иешуа, пародийность образа Левия Матвея, сложность образа Пилата. Пародирование в московских главах элементов церковной службы и христианских таинств. Неоднозначность образа Мастера. Образ Ивана Бездомного и его значение в романе. Образ Воланда и разгул нечистой силы в современной Булгакову Москве. Сатирические мотивы в романе. Музыкальные мотивы в романе. Литературная традиция и её значение для понимания романа.

    М.М. Зощенко. «Аристократка», «Баня», «Нервные люди», «Любовь», «Анна на шее».

    Новый тип героя и новый тип повествования в творчестве Зощенко. Соединения сочувствия и сатиры в авторской позиции.

    А.П. Платонов. «Сокровенный человек». Язык как предмет и средство изображения нового мира и нового героя.

    «Котлован». Платонов об отношениях человека и природы и возникшей между ними дисгармонии. Символический смысл котлована, бездомности ребёнка, сцен раскулачивания, гибели ребёнка. Особенности новой жизни через особенности языка. Традиции русской литературы и философии в романе.

    Н.А. Заболоцкий. Книга «Столбцы» («Меркнут знаки Зодиака», «Движение», «Рыбная лавка»). Художественная оправданность сочетания высокого и низкого в «Столбцах». Эффект отстранения как результат соединения несоединимого. “Детский” взгляд на мир. Живописность поэзии раннего Заболоцкого.

    Историко- и теоретико-литературные понятия

    Утопия и антиутопия. Понятия “положительный герой”, “отстранение”. Углубление представлений о комическом, сатире, сказе. Содержательная функция языковых экспериментов: использование смешения стилей как основа для изображения особенностей новой жизни (появление этого приёма в поэме А.Блока «Двенадцать»). Новые эксперименты в поэзии конца 1920-х годов, абсурд в поэзии. Обериуты. Углубление представления об актуальном обращении к историческому материалу. Развитие представлений о традициях и новаторстве.

    Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников

    Театральность романа Булгакова «Белая гвардия».

    «Фауст» Гёте и роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Традиции Л.Толстого в прозе 1920-х годов о Гражданской войне.

    Герои Замятина и традиции изображения художника, поэта в литературе.

    Мастер и традиция изображения творца в литературе.

    Проблема положительного героя в советской литературе 1920–1930-х годов.

    Авангардная живопись (например, П.Филонова) и поэзия Н.Заболоцкого.

    Игра в поэзии Д.Хармса.

    Литература второй половины XX века рассматривается выборочно в связи с проблемными темами («Человек в современном мире», «Человек и государство», «Противостояние человека жестокости и насилию», «Человек и история», «Экологические проблемы современного мира», «Роль культурной традиции в формировании нового искусства»).

    ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА

    А.Т. Твардовский. 

    «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины...». Воспоминания о войне как сквозной мотив лирики Твардовского. «По праву памяти».

    К.Воробьёв. «Убиты под Москвой». Цена человеческой жизни и цена жизни солдата в тоталитарном обществе.

    В.П. Астафьев. «Пастух и пастушка». Отсутствие героизации в изображении войны. Война как безликая жестокая сила, не разбирающая ни добра, ни зла, ни своих, ни чужих. Проблема сохранения человечности в этих условиях.

    В.С. Высоцкий. «О моём старшине», «Чёрные бушлаты», «Высота», «Мерцал закат, как блеск клинка», «Разведка боем», «Он вчера не вернулся из боя», «Песня о госпитале», «Звёзды». Психологически точное изображение Великой Отечественной войны человеком невоенного поколения. «Тот, который не стрелял», «Песенка про Серёжку Фомина». Превратности жизни при подведении итогов войны.

    “Ролевые” песни Высоцкого (лирическое и драматургическое начало песен Высоцкого). Изображение советской реальности. Драматическое и комическое в песнях Высоцкого. «Диалог у телевизора», «Милицейский протокол», «Поездка в город», «Инструкция», «Лекция о международном положении», «Письмо в редакцию телепередачи “Очевидное — невероятное” с Канатчиковой дачи», «Охота на волков».

    Б.Ш. Окуджава. «До свидания, мальчики», «Бери шинель, пошли домой». Лирическое изображение войны в песнях Окуджавы.

    «Полночный троллейбус», «Гори, огонь, гори», «Песенка о голубом шарике», «Песенка об Арбате», «Живописцы», «На фоне Пушкина снимается семейство», «Молитва», «О Володе Высоцком». Романтический мир песен Окуджавы. Идеалы любви, дружбы, верности, благородства, памяти. Значение песен Окуджавы в советском обществе.

    ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ

    А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Первое произведение о лагерном быте в советской литературе. Иван Денисович — “маленький человек” литературы XX века. Лагерный быт в изображении Солженицына. Воспитанная годами советской истории способность человека приспосабливаться к самым страшным обстоятельствам.

    «Матрёнин двор». Мотивы русской литературы XIX века в рассказе: мотивы метели и железной дороги. История советского государства и судьба человека. Образ Матрёны-праведницы. Российский масштаб изображённого.

    В.М. Шукшин. «Чудик», «Срезал», «Миль пардон, мадам!», «Верую!», «Выбираю деревню на жительство». Герои и антигерои Шукшина. Комическое и трагическое в рассказах писателя. Особенности сюжета, композиции, жанра рассказов Шукшина. Своеобразие повествования. Способы воплощения авторского отношения к героям. Авторский идеал и художественный мир рассказов Шукшина. Скрытое величие души простого человека.

    В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Экологическая проблематика повести. Проблема гибели деревенской России и разрушения традиционных этических ценностей.

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    по литературе

    Класс: 11

    Учитель : Чанцева Татьяна Владимировна

    Количество часов:

    Всего 102 часа; в неделю 3 час.

    Плановых    тестов - 2 , развитие речи-9, внеклассное чтение-10, сочинений-4, домашних сочинений- 6

    Планирование составлено на основе  Программы по литературе 5-11 классы для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Я. Коровина ,В.П. Журавлёв,В.П.Полухина,  Москва, «Просвещение»,2009г.

    Учебник:  Л.А. Смирнова  и др. под редакцией В.П. Журавлёва «Литература 11 класс» в двух частях, Москва «Просвещение», 2012г.

    Дополнительная литература:

    1. «Поурочные  планы.  Литература. 11 класс  по учебнику под редакцией В.П.Журавлёва. Автор-составитель 

    Н.Е.Щетинкина, Волгоград, 2012.

    2. «Проектная деятельность учащихся. Литература. 5-11классы». Составитель Г.В.Цветкова, Волгоград, 2013



    п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Дата

    Корректировка

    Форма организации

    учебных занятий

    Виды контроля

    ВВЕДЕНИЕ  

    Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

    1

    Лекция

    Отзыв по прочитанному произведению

                                           Проза XX века

    И.А. Бунин: судьба и творчество. Лирика И.А. Бунина.

    1

    Урок систематизации ЗУН

    Конспект статьи учебника

    Рассказы и повести И. Бунина о деревне.

    1

    Комбинированный урок

    Анализ стихотворения на выбор

    Обучение комплексному анализу рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    1

    Комбинированный урок

    Ответы на вопросы

    Рассказы И.А. Бунина периода эмиграции. Сборник «Темные аллеи».

    1

    Комбинированный урок

    Ответы на вопросы

    А. И. Куприн: судьба и творчество.

    1

    Урок систематизации ЗУН

     Чтение и конспектирование критических статей.

    Вн./чт. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся».

    1

    Урок-практикум

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ


    1. 9

    Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

    2

    Урок систематизации ЗУН

     Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.

    Обзор русской поэзии конца XIX  -начала XX веков

     

    Русский символизм и его истоки.

        1

    Урок систематизации ЗУН

      ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    В.Я. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова.

    1

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    1. 1

    Вн./чт. Лирика поэтов серебряного века (К.Д. Бальмонт, А. Белый, И.Ф. Анненский и др.).

    2

    Урок систематизации ЗУН

      анализ, монологическое высказывание

    Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

    1

    Комбинированный урок

    Выразительное чтение, анализ, монологическое высказывание

    1. 1

    Н.С. Гумилев и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева.

    2

    Комбинированный урок

    Выразительное чтение, анализ, монологическое высказывание

    Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

        1

    Урок систематизации ЗУН

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    1. 1

    Р/р. Русская проза и поэзия серебряного века: темы, проблемы, поэтика.

    2

    Комбинированный урок

     Домашнее сочинение по литературе серебряного века.

    1.    

    М. Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы.

    2

    Урок систематизации ЗУН

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    1.  

    Роман «Фома Гордеев»: герой и время.

    2

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    1. 2

    «На дне» как социально-философская драма.

    2

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Р\р. Классное сочинение  по творчеству М. Горького.

    Урок-контроль

     ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    А.А. Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме».

    1

    Урок систематизации ЗУН

     Чтение и конспектирование критических статей.

    Тема страшного мира в лирике А. Блока. Развитие понятия об образе-символе.

    1

    Комбинированный урок

    Анализ стихотворения

    Тема России в лирике А. Блока. Обучение анализу лирического текста.

    1

    Комбинированный урок

    Наизусть

    «Двенадцать»: проблематика и поэтика.

    1

    Комбинированный урок

    Выразительное чтение, анализ, монологическое высказывание

    С.А. Есенин: личность и судьба. Раннее творчество.

    1

    Комбинированный урок

     Дополнительный материал

    Лирика С.А. Есенина после революции. Обучение анализу лирического текста.

    1

    Комбинированный урок

    Наизусть

    Лирика С.А. Есенина после революции. Обучение анализу лирического текста.

    1

    Урок систематизации ЗУН

    Аналитическое конспектирование

    «Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме.

    1

    Работа с текстом

                       Литература 20-х годов    

    Литература 20-х годов. Обзор

    1

     Урок систематизации ЗУН

    Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов. Жанр антиутопии. Е.Замятин «Мы».

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов. Жанр антиутопии. Е.Замятин «Мы».

    1

    Комбинированный урок

    Эссе по творчеству Замятина

    Сатира в произведениях  М.Зощенко, А. Аверченко, Н.Тэффи.

    1

    Комбинированный урок

    Дополнительный материал

    В.В. Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика.

    1

    Урок систематизации ЗУН

    Аналитическое конспектирование

    «Облако в штанах»: проблематика и поэтика.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы

    Пафос революции в стихах В. В. Маяковского. Сатирические стихи.

    1

    Комбинированный урок

    выразительное чтение отдельных эпизодов  

    Любовная лирика В. В. Маяковского. Обучение анализу лирического текста.

    1

    Комбинированный урок

    выразительное чтение отдельных эпизодов  

    Р\р. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. Развитие понятия о тоническом стихосложении.

    1

    Урок систематизации ЗУН

     Домашнее сочинение по лирике А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского.

    Зачетная работа за первое полугодие.

    1

    Урок-контроль

    Зачетная работа за первое полугодие.

    1

    Урок-контроль

    А. А. Ахматова: личность и судьба.

    1

    Комбинированный урок

    Аналитическое конспектирование

    Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А. А. Ахматовой.

    1

    Комбинированный урок

     Дополнительный материал

    М. И. Цветаева: личность и судьба.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Темы и проблемы творчества. Своеобразие поэтического стиля М.Цветаевой

    1

    Урок систематизации ЗУН

     Дополнительный материал

    Б. Л. Пастернак: судьба и творчество.

    1

    Урок систематизации ЗУН

    Ответы на вопросы

    Философский характер лирики Б. Пастернака. Обучение анализу лирического текста.

    1

    Комбинированный урок

    Р./р.  Н.А. Заболоцкий: судьба и творчество.

    1

    Комбинированный урок

    Домашнее сочинение по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой или Н.А. Заболоцкого.

    М.А. Булгаков: судьба и творчество.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Своеобразие сатиры Булгакова в повести «Собачье сердце»

    1

    Анализ эпизода

    выразительное чтение отдельных эпизодов (сцен) романа

    Роман «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты

    1

    Анализ эпизода

    выразительное чтение отдельных эпизодов (сцен) романа

    Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности.

    1

     Анализ эпизода

    выразительное чтение отдельных эпизодов (сцен) романа

    Р\р. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

    1

     Анализ эпизода

     Домашнее сочинение по творчеству М. Булгакова.

    А. П. Платонов: страницы жизни и творчества.

    1

    Комбинированный урок

    Выразительное чтение, анализ, монологическое высказывание

    Рассказы А. П. Платонова: проблематика и поэтика.

    1

    Комбинированный урок

    Монологическое высказывание

    Вн.\чт. Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор.

    1

    Комбинированный урок

    Анализ повести

    М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

    1

     Урок систематизации ЗУН

    Дополнительный материал

    Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон».

    1

    Комбинированный урок

    Работа с текстом

    Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон».

    1

    Комбинированный урок

    Работа с текстом

    Трагедия Григория Мелехова.

    1

    Комбинированный урок

    Анализ стихотворения

    Женские образы в романе.

    1

    Урок систематизации ЗУН

    Р\р. Классное сочинение по творчеству М. А. Шолохова.

    1

    Урок систематизации ЗУН

    Дополнительный материал  

    Литература 40-50-х годов

    Великая Отечественная война в литературе 40-х - 50-х годов: обзор.

    1

    Комбинированный урок

    выразительное чтение отдельных эпизодов  

    Р\р. Правда о войне  в современной литературе.

    1

    Комбинированный урок

    Домашнее сочинение  по произведениям современной литературы о войне.

    Обзор литературы 60-70 годов

    Вн.\чт.«Городская» проза в современной литературе (одно произведение по выбору).

    1

    Комбинированный урок

    Выразительное чтение, анализ, монологическое высказывание

    Вн.\чт. «Деревенская» проза в современной литературе (одно произведение по выбору).

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Вн.\чт. Темы и проблемы современной драматургии А.В.Вампилов. «Утиная охота».  Зилов –художественное открытие автора. Смысл финала.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Р/р. Авторская песня.

    1

    Урок систематизации ЗУН

     Домашнее сочинение. Рецензия на сборник стихов любимого поэта.

    Р/р. Авторская песня.

    1

    Урок развития речи

     Создание стихотворения о любимом  поэте

    А.И.Солженицын

    Жизнь и творчество.  «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). Гражданское мужество автора.

    1

    Урок систематизации ЗУН

    Работа с текстом, ответы на вопросы

    «Один день Ивана Денисовича». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

    1

    Комбинированный урок

    Работа с текстом, ответы на вопросы

    «Матрёнин двор». Образ «праведника» в творчестве А.И.Солженицына.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    «Крохотки». Философия жизни в художественных миниатюрах.

    1

    Урок систематизации ЗУН

    Дополнительный материал

    А.Т. Твардовский: судьба и творчество. Лирика А.Т. Твардовского.

    1

    Урок систематизации ЗУН

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути Родины.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы

    Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути Родины.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Литература последних десятилетий 20 века

    Вн.\чт. В.М.Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни  в рассказах.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Вн.\чт. В.М.Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни  в рассказах.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Вн.\чт. В.М.Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни  в рассказах.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы

    Нравственно-философские проблемы романа

     Ч. Айтматова «И дольше века длится день».

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы

    Нравственно-философские проблемы романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день».

    1

    Комбинированный урок

    Работа с текстом, ответы на вопросы

    Нравственные проблемы произведений

    В. Астафьева «Печальный детектив».

    1

    Комбинированный урок

    Работа с текстом

    Нравственные проблемы произведений

     В. Астафьева «Печальный детектив».

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Основные направления развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия. Литература Русского зарубежья последних лет.

    1

    Анализ эпизода из романа

    Дополнительный материал

    Основные направления развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия. Литература Русского зарубежья последних лет.

    1

    Урок систематизации ЗУН

    Дополнительный материал

    Р\р. Классное сочинение по литературе последних десятилетий.

    1

    Обучение анализу эпизода

    Дополнительный материал

    Р\р. Классное сочинение по литературе последних десятилетий.

    1

    Комбинированный урок

     Дополнительный материал

    Проблемы и уроки русской литературы XX века.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Проблемы и уроки русской литературы XX века.

    1

    Комбинированный урок

    Дополнительный материал

    Зачетная работа за второе  полугодие.

    1

    Комбинированный урок

    Зачетная работа за второе  полугодие.

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Из зарубежной литературы

    Вн.чт. Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

    1

    Комбинированный урок

     Работа с текстом, анализ эпизодов

    Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

    1

    Комбинированный урок

    Работа с текстом

    Э. М. Ремарк. «Три товарища» Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя

    1

    Комбинированный урок

    ответы на вопросы, сопоставительный анализ

    Консультации по подготовке к экзаменам

    1

     Урок систематизации ЗУН

    Консультации по подготовке к экзаменам

    1

    Урок систематизации ЗУН

                                                    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М., «Творческий центр»

    Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-на-Дону, «Феникс»

                Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М., «АЙРИС-ПРЕСС»  

                 Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс (в 2-х ч.) – М., «ВАКО»

                Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»

    Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века. Материалы для подготовки к экзаменам – М., «Русское слово»

    Букатов В.М. Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приёмов обучения – М., «Первое сентября»                                                  

                Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира» - Л., «Детская литература»

                Бурдина И.Ю. Чехов в школе – М., «Дрофа»

               Биографии Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, А.П.Чехова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова в художественном  

               изложении

       Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе

               Мультимедийные пособия.

    1. Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс

    2. «5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки»

    3. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе для 11 класса по программе В.Я Коровиной.

    Рабочая прогармма максимально приближена к требованиям ФГОС....

    Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

    Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

    Рабочая программа по литературе для 11 класса по учебнику С.А. Зинина, В.А. Чалмаева

    Адресность  программыНастоящая программа по литературе для 11 класса создана для общеобразовательной школы с модульной технологией обучения на основе федерального компонента государственног...

    Рабочая программа по литературе для 11 класса (по программе В.Коровиной)

    Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы по литературе Коровиной В.Я....

    Рабочая программа по литературе для 11 класса (заочный класс)

    Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.– 7-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское с...

    Рабочая программа по литературе для 11 класса (авторская программа под ред. А.Н.Архангельского, В.В.Агеносова)

    Рабочая программа по литературе для социально-гуманитарного класса составлена на основе авторской программы под ред. А.Н.Архангельского, В.В.Агеносова. Программа рассчитана на 175 часов, 5 часов в нед...