Рабочая программа по литературе для 9 класса национальных школ
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Литература» для 9 класса

общеобразовательных учреждений

Срок реализации 2013-2014 учебный год

 

 

Составлена на основании

программы   основной школы «Русский язык и литература 5-9 классы национальной школы РФ» (Авторы: М.Г.Ахметзянов, Л.С.Багаутдинов, Н.Н.Вербовая, Ж.М.Махмаев, К.М.Нартов, Ж.С.Сажинов, Р.Х.Халиковой: филиал л издательства «Просвещение», 2008 год.)

 

 

 

                                                                            

 

                                                                              Составила: учитель русского языка и литературы

                                                   Мавлекиева Айслу Зульфаизовна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_9_klass-novyy.docx79.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Тат-Китнинская основная общеобразовательная школая"

            Рассмотрено:                                                                Согласовано:                                                            Утверждено:

            на заседании МО                                                         зам. дир. по УВР                                                      директор школы

            Протокол №.......                                                           ______ Мавлекиева А.З.                                         _______ Валеева Г.З.

            от ... августа 2013 года                                                 .... августа 2013 года                                               Приказ № ...

                                                                                                                                                                                          от .... августа 2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Литература» для 9 класса

общеобразовательных учреждений

Срок реализации 2013-2014 учебный год

Составлена на основании

программы   основной школы «Русский язык и литература 5-9 классы национальной школы РФ» (Авторы: М.Г.Ахметзянов, Л.С.Багаутдинов, Н.Н.Вербовая, Ж.М.Махмаев, К.М.Нартов, Ж.С.Сажинов, Р.Х.Халиковой: филиал л издательства «Просвещение», 2008 год.)

                                                                             

                                                                              Составила: учитель русского языка и литературы

                                                   Мавлекиева Айслу Зульфаизовна

Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы основной и полной средней школы «Русский язык и литература» 5-11 классы национальных школ РФ под редакцией К.М.Нартова, Санкт-Петербург, филиал издательства "Просвещение", 2002. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

         Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.  

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них   на развитие речи - 4 ч, на контроль усвоения знаний - 4 ч, резерв - 2 часа.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные  теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  • оценивать проблематику современной литературы;
  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. К.М.Нартов  и др. - М.: Просвещение, 2008.

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  5. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  6. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
  7. Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

«Литература», учебник-хрестоматия  для 9 класса национальных школ, в двух частях, Утверждено Министерством образования РФ, Санкт-Петербург

Отделение издательства «Просвещение», 2012

«Поурочные разработки по литературе» (И.В.Золотарёва, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева)

Русская литература 19 века (Монахова О.П., Малхазова М.В.), Издательский центр учебной литературы «Марк».

Большой справочник «Литература» для школьников и поступающих в вузы, Издательский дом «Дрофа».

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/,

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4.  http://www.openclass.ru/ 

Содержание тем учебного курса

Введение

Великая сила литературы. Связь литературы с общественной, жизнью. Значение литературы в развитии общества. Познавательное и воспитательное значение художественной литературы. Идейность, образность, эмоциональная природа искусства слова. Литература как образное отражение действительности.

Теория литературы. Развитие понятия о художественной литературе как образном отражении действительности.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДО 19 ВЕКА (ОБЗОР)

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Патриотизм древнерусской литературы.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 11-12 ВЕКОВ.

Летописи. Роль летописей в жизни народа. Летопись как художественное произведение. Автор летописи и его отношение к описываемому. "Повесть временных лет" - художественно-историческое произведение. Основные идеи "Повести...2 на примере анализа отдельных отрывков-пересказов по выбору учителя. Их сходство и отличие от фольклорных сюжетов на те же темы и влияние на выбор сюжетов авторских произведений ("Смерть Олега", "Месть Ольги", "Бой Никиты Кожемяки с печенегом", "Единоборство Мстислава с Редедей" и др.

«Слово о полку Игореве». 

"Слово..." - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия  "Слова...". Историческая основа произведения. Переводы "Слова...". Его идейно-художественное содержание (чтение и анализ отдельных отрывков). Значение "Слова..." как литературного произведения. Его поэтический язык, связь с устной народной поэзией. Сопоставление "Слова..." с великими творениями героического эпоса других народов, прежде всего героического эпоса родного для учащихся народа.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 13-14 ВЕКОВ

Летописная повесть периода монголо-татарского нашествия ("Повесть о нашествии Батыя на Рязань"). Героические характеры повести на примере рассказа о Евпатии Коловрате.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 15-17 ВЕКОВ.

Появление светских бытовых повестей, отражение в них мировоззрения и морали эпохи феодализма. Жанры путешествий ("Хождение за три моря" Афанасия Никитина); нравоучений ( "Домострой", "Повесть о Горе-Злочастии"); жития ("Житие Александра Невского"); фольклорные сюжеты ("Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове"); "Повесть о Шемякином суде"). Свесткие бытовые повести. Жанры путешествий, нравоучений, жития, фольклорные сюжеты

Теория литературы. Понятие о бытовой повести.

Развитие речи.

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов- гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка и стиха. Значение Ломоносова в развитии жанров русского классицизма и литературы в целом. Темы родины, мира, развития науки, просвещения в оде Ломоносова "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны". Возвышенная лексика оды. Гражданственность поэзии Ломоносова. А.С. Пушкин о Ломоносове.

Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества. Развитие Державиным жанра оды. Обличение несправедливостей и неправедной жизни правящих кругов в одах "Фелица", "Властителям и судиям". Элементы сатиры в этих произведениях. Державин о роли поэта и назначении поэзии ("Памятник").

Теория литературы. Литературное направление. Понятие о классицизме и его жанрах.

Д.И.Фонвизин-"сатиры смелый властелин". "Недоросль" (чтение и анализ отдельных отрывков). Обличение невежества, безнравственности помещиков-крепостников в комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Гуманистический пафос комедии, её художественное своеобразие (сочетание элементов классицизма и реализма). Значение Фонвизина в развитии драматургии. 

Николай Михайлович Карамзин - историк и писатель, открывший читателю мир человеческой души. Повесть "Бедная Лиза". Язык и стиль произведения, его социально-нравственный конфликт. Появление нового направления в русской литературе - сентиментализма. Обращение Карамзина к российской истории и летописям. Сходство и отличие от них "Истории Государства Российского" Карамзина.

Александр Николаевич Радищев. Жизненный подвиг писателя.  «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Теория литературы. Развитие понятия о литературном направлении. Классицизм и сентиментализ.

   РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ  XIX  ВЕКА

Общая характеристика.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский- выдающийся поэт-романтик и переводчик, мастер жанра баллады. Жизнь и творчество. (Обзор.)

"Лесной царь"-творческий перевод произведения Гёте. Грусть о неосуществимости человеческих желаний. Патриотическая тема в лирике Жуковского.

Для самостоятельного чтения: "Шильонский узник", "Ундина", "Людмила", "Цветок".

«Море». "Вечер". Поэтика романтических стихотворений.

К.Ф.Рылеев - поэт, декабрист,романтик. Героический пафос его творчества. Своеобразие лексики и образной системы романтических произведений ("Гражданин").

Для самостоятельно чтения

"Наливайко" (отрывки), "Думы".

Теория литературы. Начальное понятие о романтизме.

Александр Сергеевич Грибоедов. «Горе от ума»

Очерк жизни и творчества А. С. Грибоедова. Интерес писателя к жизни народов Кавказа и их культуре.

Комедия "Горе от ума". Историческое своеобразие жизненных конфликтов и характеров, воплощенных в комедии. Протест передовых людей 19 века против реакционных политических и духовных устоев крепостничества. Широкий обобщающий смысл образов комедии, народность, меткость, афористичность языка, значение произведения в развитии русской литературы. Своеобразие композиции комедии (переплетение двух сюжетных линий - общественной и личной, система образов),столкновение героя с реакционным обществом.

Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусова и фамусовского общества, идейно-художественна роль образа Молчалина. Свободолюбие и независимость Чацкого, пылкость и благородство его характера. Чацкий - провозвестник новой жизни, защитник передовых идей, обличитель крепостнических нравов, косности, корыстолюбия, беспринципности, низкопоклонства, карьеризма. "Мильон терзаний" Чацкого: поражение и победа героя в борьбе с миром фамусовщины.

Мастерство Грибоедова в обрисовке характера и в развитии действия, развитие реалистических тенденций. "Горе от ума" на современной сцене, в том числе и национальной.

Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Теория литературы. Идейное содержание художественного произведения. Значение общественной позиции автора в литературном произведении. Развитие понятия о литературном характере.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

Основные этапы творческого пути Пушкина. Вольнолюбивые мотивы в лирике, политические эпиграммы.

Южная ссылка.

Михайловский период.

Возвращение из ссылки.

Болдинская осень.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

"Ревизор" - бессмертное произведение Гоголя.

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Для самостоятельного чтения. "Портрет", "Нос".

Теория литературы. Развитие понятия о повести как жанре прозы.

А.И.Герцен "Былое и думы".

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Снегурочка»-пьеса-сказка.

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

ЗАРУБЕЖНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Эсхил "Прикованный Прометей"

Театр в Древней Греции. Античная трагедия. Мифологическая основа трагедии Эсхила. Её монументальность и патетика. Тема рока. Гуманистические свершениятитана Прометея. Утверждение в трагедии идеи активного протеста против тирании и деспотизма. Современное звучание трагедии.

Дж. Боккаччо "Декамерон"

Гуманизм эпохи Возрождения, изображение человека в свете его идей. Структура "Декамерона". Критика средневековых устоев жизни, свободомыслие, чувственная раскованность. Многообразие характеров, мастерство повествования.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Ж.-Б.Мольер "Мещанин во дворянстве"

Мольер как создатель "высокой комедии" классицизма, связь с традициями Возрождения.

Сатирическое изображение аристократии в пьесе, насмешки над псевдодворянскими амбициями буржуа Журдена. Характер героя, его неодномерность. Клеонт - защитник человеческого достоинства независимо от сословной принадлежности или имущественного состояния.

Список произведений для заучивания наизусть

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов " Горе от ума" (один из монологов Чацкого, один из монологов Фамусова).

А.С. Пушкин "К Чаадаеву", "Пророк", «Я вас любил…», «Евгений Онегин» (не менее двух отрывков)

М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта", "Дума" (отрывок).

Н.В.Гоголь "Мёртвые души" (отрывок).

Один-два стихотворения современных поэтов.

Список литературы для самостоятельного чтения

Ч.Т.Айтматов Джамиля"

В.В.Быков "Альпийская баллада"."

Стихи воинов, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

Избранные стихи М.А.Дудина, С.С.Орлова, Н.А.Заболоцкого, Н.М.Рубцова, Р.Гамзатова и др.

А.Г.Алексин "А тем временем где-то".

Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс

(102 часа)

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во

 часов

Результаты обучения

Формы и виды контроля

1.

Введение. 

Великая сила литературы.

1

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

2.

Древнерусская литература 11-17 веков. Жанры древнерусской литературы.

1

Знать жанры древнерусской литературы.

Уметь определять жанры древнерусской литературы

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Наизусть жанры древнерусской литературы

3.

Древнерусская литература 11-12 веков. «Повесть Временных лет»-художественно-историческое произведение.

1

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Комментирование текста

4.

 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Историческая основа произведения. Идейно-художественное своеобразие «Слова…».

1

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

5.

Значение «Слова…» как литературного произведения. Особенности языка и жанра произведения.

1

Знать: жанр и композицию произведения,  художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. 

 Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

6.

Древнерусская литература 13-14 веков. «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

1

Уметь: характеризовать литературу 13-14 веков

Ответы на вопросы. Ключевые моменты.

7.

Древнерусская литература 15-17 веков. «Хождения за три моря Афанасия Никитина».

1

Уметь: характеризовать литературу 15-17 веков

Комментированное чтение хождений. Язык хождений.

8.

Бытовые повести.

1

Знать композицию бытовых повестей

Чтение и пересказ повестей.

9.

Русская литература ХVIII века. Характеристика русской литературы  ХVIII века. Литературное направление. Понятие о классицизме и его жанрах.

1

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.

10.

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

1

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде?    Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

11.

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

1

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

12.

Г.Р.Державин. Ода «Фелица».

1

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Выразительное чтение

13.

Д.И.Фонвизин-сатиры смелый властелин. Комедия «Недоросль».

1

Знать биографию Фонвизина.

Уметь выделять основные каноны классицизма в творчестве Фонвизина

Сообщение о писателе. Комедия (Словарь).

14.

«Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

1

Уметь выделять проблемы воспитания.

Анализ произведения.

15.

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

16.

 Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)

1

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Анализируют стихотворение «Осень».

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы)

Домашнее сочинение: почему ускользает от человека счастье?

17.

Н.М.Карамзин «История государства Российского».

1

Знать содержание произведения.

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.

Пересказ отдельных отрывков. Словарь (карамзинский период).

18.

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

1

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

19.

Урок внеклассного чтения. Ф.М.Достоевский «Белые ночи».

1

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

20.

Урок внеклассного чтения. «Мечтатель и мечтательство» в повести «Белые ночи».

1

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

21.

Русская литература I половины ХIХ века. Общая характеристика. Романтизм.

1

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?

22.

К.Ф.Рылеев- поэт, декабрист. Романтик. Анализ стихотворения «Гражданин».

1

Знать основные черты романтизма как литературного направления

Уметь выразительно читать стихотворение

Анализ и выразительное чтение стихотворений.

23.

К.Ф.Рылеев. Дума «Иван Сусанин».

1

Знать основные черты романтизма как литературного направления

 теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Чтение исторической справки к «Думам».

Указать характерные черты романтизма в стихотворениях «Гражданин» и «Иван Сусанин».

24.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).Поэтика романтических стихотворений «Море», «Вечер».

1

Знать основные черты романтизма как литературного направления

 теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Вечер», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря?

25.

В.А.Жуковский – мастер жанра баллады. Баллада «Лесной царь». Особенности жанра. (Нравственный мир героев баллады.)

1

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Лесной царь», отвечают на вопросы.

26.

Урок внеклассного чтения. А.А.Алексин «А тем временем где-то».

1

Знать биографию писателя.

Уметь раскрывать содержание произведения

Ответить на вопрос «Что для вас значит «хорошее сердце и правильная душа»?

27.

Урок внеклассного чтения. Урок доброты.

1

Уметь определять тему и идею произведения.

Написать отзыв о произведении.

28.

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.  А.С.Грибоедов «Горе от ума».

«К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. Знакомство с героями. Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия
экспозиция, завязка,конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха».

Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

29.

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

30.

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты.  Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

31.

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

1

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.  Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого?

32.

Урок выразительного чтения. Обучение анализу монолога.

1

Уметь анализировать монолог.

Выразительное чтение монолога. Анализ монолога.

33.

Семинарское занятие «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова А.С.

2

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую,

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове.

Почему критики называют финал комедии открытым?

34.

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

1

Знать основные положения статьи. 

Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

35.

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

1

Знать основные положения статьи. 

Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

36.

Возникновение реалистических тенденций в русской литературе.

1

Знать литературное направление реализм.

Уметь выделять основные характерные особенности реалистического изображения действительности.

Чтение статьи из учебника. Запись в тетрадь.

37.

Урок развития речи. Классное сочинение  обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение по выбору.

38.

Урок внеклассного чтения. В.Быков «Альпийская баллада».

1

39.

Урок внеклассного чтения. В.Быков «Альпийская баллада».

1

40.

 А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

41.

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

1

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
 Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

 Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

42.

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

1

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с  точки зрения  его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

43.

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

1

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции,  ,  изобразительно-выразительных средств.

Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика?

44.

Любовная лирика А.С.Пушкина

 

1

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.                

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»

45.

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

1

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные

46.

Поэты 20 века о Пушкине.

1

47.

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Характеристика героев, комментарий текста.

48.

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

 1

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Ответы на вопросы

49.

Онегин и столичное дворянское общество

1

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном

Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.

50.

Онегин и поместное дворянское общество

1

Знать  содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.

51.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Ответы на проблемные вопросы

52.

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.  

53.

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

1

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Ответы на вопросы.

54.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.

55.

Урок развития речи.  Подготовка к сочинению по роману.

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Д/р сочинение

56.

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

1

Знать содержание трагедии,  уметь определять основную проблему: талант, труд.  Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам

57.

Урок внеклассного чтения. Ч.Т.Айтматов «Джамиля».

1

58.

Урок внеклассного чтения. Ч.Т.Айтматов «Джамиля».

1

59.

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

1

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

60.

«Я к одиночеству привык...»

Тема одиночества в лирике

М.Ю. Лермонтова

1

Знать: понятия:мотив, лириче-

ский герои, романтизм, скепти-

цизм, основные мотивы лирики;

понимать: идейный смысл сти-

хотворении, роль поэтической интонации, жанровые особенности;

уметь: анализировать стихотворения 

Ответить на вопросы: почему мотив одиночества стал

основным в лирике; согласны ли вы с мнением, что стихотворение «Парус» - «ключ к поэзии» Лермонтова»?

61.

Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

1

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

62.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на.лексическом уровне  

Выразительное чтение  стихотворений. Анализ любовной лирики

63.

Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

Выразительное чтение  стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.

64.

Роман «Герой нашего времени». История создания романа. Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

65.

Печорин как представитель «портрета поколения». Повесть «Бэла»

1

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

66.

Печорин и Максим Максимыч

1

Знать: текст повести;

понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета; уметь: анализировать повесть с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода

Ответить на вопросы: почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу; какую роль играет портрет в раскрытии характера героя?

В чём, по вашему мнению, виноват Печорин перед бедным штабс-капитаном

67.

«Тамань» Печорин в обществе «честных контрабандистов»

1

Знать: художественные особен-

ности повести, признаки роман-

тического сюжета, текст повести;

понимать: способы создания образа главного героя через самооценку; уметь: различать героя, повествователя, автора в повести «Тамань»; развёрнуто обосновывать суждения; на основе текста повести давать характеристику герою; определять конфликт повести

Письменно ответить на вопрос: с какими новыми противоречиями в характере Печорина вы сталкиваетесь, читая «Тамань»? Перечитать повесть «Тамань», второе вступление. Составить рассказ о злоключениях Печорина в Тамани

68.

«Княжна Мэри» Печорин и «водяное общество»

1

Знать: понятие «двойник»,

содержание повести;

 уметь: составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой»

Прочитать повесть «Княжна

Мери», составить характеристику Грушницкого по плану; подготовить выразительное чтение записей от 11 июня, 3 июля; подготовить художественный пересказ сцены дуэли

69.

Можно ли назвать Печорина фаталистом?

1

Знать: текст повести; композиционное значение повести; проблематику и художественные особенности; понимать: философскую концепцию повести; уметь: развёрнуто обосновывать суждения; создавать характеристику героя на основе текста повести; делать выводы и обобщения; выделять границы эпизода

Письменные ответы на вопросы: «Почему именно глава «Фаталист» - разгадка всего романа?», «Какая сила привела думающего человека, привыкшего во всём отдавать себе отчёт, всё подвергать анализу, к признанию необходимости для себя индивидуалистического отношения к миру?» Прочитать отрывки из статьи Белинского о романе Лермонтова

70.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

1

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

71.

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

1

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского.

72.

Контрольная работа

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

тестовые задания: уровни А, В, С

контрольная работа

73.

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

1

Знать  страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

74.

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Чтение и анализ 1 действия.

1

Знать текст комедии. Уметь воспринимать художественное произведение.

Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Характеристика героев.

75.

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Чтение и анализ 2-3 действий.

1

Знать текст комедии. Уметь воспринимать художественное произведение.

Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Характеристика героев.

76

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Чтение и анализ 4-5 действий.

1

Знать текст комедии. Уметь воспринимать художественное произведение.

Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Характеристика героев.

77.

Речевая характеристика героев. Смех-единственное честное и благородное лицо в комедии.

1

78.

Цикл «Петербургские повести»

1

Проблематика сборника

79.

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

1

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

80.

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов и Коробочка

1

Знать: текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Чтение глав 2, 3; заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» по разделам: значение говорящей фамилии, внешность, дом и постройки, положение крестьян, отношение к предложению Чичикова (Манилов и Коробочка)

81.

«Неотразимо страшные

идеалы огрубления»:

Собакевич и Ноздрёв

1

Знать: приём зоологизации,

текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа,

развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Прочитать главы 4, 5. Продолжить заполнение таблицы (Собакевич и Нозд-рёв); подготовить рассказ-характеристику помещика Собакевича

82.

«Неотразимо страшные

идеалы огрубления»:

Чичиков у Плюшкина

1

Знать: приём зоологизации, типический характер, текст поэмы;

понимать: способы создания образа Чичикова; уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Перечитать главу 6, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» (Плюшкин); подготовить рассказ-характеристику

Плюшкина

83.

«Город никак не уступал другим губернским городам»

1

Знать: текст поэмы;

понимать: смысл вставной «Повести о капитане Копейкине»; уметь: пересказывать текст, давать обобщающую характеристику чиновникам; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Прочитать главы 7-10. Инд. задание: пересказать «Повесть о капитане Копейкине»,картины жизни чиновников

84.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

1

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей  Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Характеристика города и героев литературного произведения. Ответить письменно на вопрос «Кто же он? Стало быть, подлец?»

85.

«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме

1

Знать: текст произведения; при-

чины незавершенности поэмы;

критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений; понимать: как происходит эволюция автора - от сатирика к пророку; уметь: определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию

Групповые задания:

1) подготовить сообщение об образе русского народа в поэме; 2)лирические отступления в поэме; 3) как оценил В.Г. Белинский поэму?

86.

Урок развития речи.  Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

1

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие   чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведо.

сочинение

87.

Урок внеклассного чтения. А.Н.Островский. Слово о писателе. «Снегурочка».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.

88.

Урок внеклассного чтения. А.Н.Островский. Слово о писателе. «Снегурочка».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.

89.

А.И.Герцен «Былое и думы».

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Роль Герцена в развитии литературы.

90.

Зарубежная литература. Эсхил «Прикованный Прометей».

1

Знать мифологическую основу трагедии Эсхила.

Понимать гуманистические свершения титана Прометея.

Что дал людям Прометей?

91.

Дж. Боккаччо "Декамерон"

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Уметь находить трагическое и комическое, возвышенно-романтическое и бытовое, приземлённое

Анализ новелл, ответы на вопросы

92.

Дж. Боккаччо "Декамерон"

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Уметь находить трагическое и комическое, возвышенно-романтическое и бытовое, приземлённое

Анализ новелл, ответы на вопросы

93.

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

1

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. 

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Ответы на вопросы

94.

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

1

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. 

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Ответы на вопросы

95.

Ж.-Б.Мольер "Мещанин во дворянстве"

1

Знать основные факты из жизни Мольера, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Характеристика поступков героев. Ответы на вопросы.

96.

Ж.-Б.Мольер "Мещанин во дворянстве"

1

Знать основные факты из жизни Мольера, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Характеристика поступков героев. Ответы на вопросы.

97.

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

1

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Характеристика поступков героев. Ответы на вопросы.

98.

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

1

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Характеристика поступков героев. Ответы на вопросы.

99.

Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

100.

Сочинение «Какие жизненные уроки я получил на уроках литературы?»

1

Сочинение

101-102.

Резервный урок.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)

Данная рабочая программа отражает особенности составления рабочей программы по ФГОС с применением УУД...

Рабочая программа по литературе, 12 класс вечерней (сменной) школы

Рабочая программа по литературе в 12 классе вечерней школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе и опирается на уч...

Рабочая программа по литературе, 12 класс вечерней (сменной) школы

Рабочая программа по литературе в 12 классе вечерней школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, программы по лит...

рабочая программа по литературе 9 класс (вечерняя школа)

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся по литературе, список литературы....

Рабочая программа по литературе(для коррекционных общеобразовательных школ V вида) 6 класс

Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку  с учетом требований федерального компонента государственного стан...

Рабочая программа по литературе 11 класс для специальной школы

Представлена рабочая программа   по литературе  11 класс...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...