Рабочая программа по литературе, 12 класс вечерней (сменной) школы
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Рабочая программа по литературе в 12 классе вечерней школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной. Программа рассчитана на 72 часа в год, из расчёта - 2 учебных часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_12_klass.doc | 468.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
по литературе в 12 классе.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (2004 г.), примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов (базовый - уровень) общеобразовательных учреждений. (авторы – В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной.-М., Просвещение,2010)
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственному стандарту.
Изучение учебного материала осуществляется на базовом уровне среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции литературного образования.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Рабочая программа рассчитана на 72 часа в год (из расчета 2 учебных часа в неделю). Данная рабочая программа адаптирована к базисному учебному плану вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать (понимать):
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений
- основные факты жизни и творчества писателей – классиков 19-20 вв;
- основные закономерности историко - литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико – литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-иторическое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебное и учебно- методическое обеспечение
по литературе в 12 классе
Учебники:
Литература: Учеб. Для 11 кл.: в 2 ч. /Под редакцией В.П. Журавлева. - М. Просвещение, 2009, 2010.
Учебные пособия:
Русская литература 20 века: 11 кл.: Практикум./ Под ред. В.П. Журавлева.-М.: Просвещение, 2007.
Методические пособия
- Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 20 века.11 класс, I полугодие._ М,: Вако, 2002.
- Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 век.11 класс, II полугодие._ М,: Вако, 2002
- Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии. В 2-х частях.- М: Владос, 2000.
- Литература в 11 классе: Метод. советы / Под ред. В.П. Журавлева. – М,: Просвещение, 2003.
- Литература. 11 класс. Поурочные планы по учебнику «Русская литература 20 века» под ред. В.П. Журавлева. – I полугодие.- составитель Щетинкина Н.Е. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Литература. 11 класс. Поурочные планы по учебнику «Русская литература 20 века» под ред. В.П. Журавлева. II полугодие. – Автор-составитель Щетинкина Н.Е. – Волгоград: Учитель, 2009
- Литература. Поурочные планы. 11 класс (по программе Т.Ф. Курдюмовой).- Автор-составитель Косивцова Я.И. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Нянковский М.А. Уроки литературы в 11-м классе. Развернутое планирование.- Ярославль; Академия Развития, 2003
- Уроки литературы: 11 класс: Книга для учителя/ Под ред. В.П. Журавлева. – М. Просвещение, 2002, 2003.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Виды контроля, измерители | Дата проведения урока |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Введение (1 час) | |||||||
1 | Введение. Судьба России в 20 в. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 в. Характеристика литературного процесса начала 20 в. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. | 1 | 1. Вводный урок 2. Лекция, беседа | Основные темы и проблемы русской литературы 20 в. Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражения в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развития русской реалистической прозы, ее темы и герои. Новые литературные течения, модернизм. | Знать: основные темы и проблемы русской литературы 20 в., основные закономерности развития литературного процесса рубежа веков. | Тезисный план или конспект лекции учителя | |
В.В. Маяковский (5 часов) | |||||||
2 | «Я знаю силу слов, я знаю слов набат…». Жизнь и творчество В.В. Маяковского. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Лекция, беседа. | Жизнь и творчество В.В. Маяковского . «Моя революция» Дух бунтарства в ранней лирике поэта. Пафос революционного переустройства мира. Маяковский и футуризм. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Нате!» | Знать: основные этапы творческого жизненного пути В. Маяковского; тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики, Понимать: в чем состоит новаторский характер поэзии Маяковского. Уметь: анализировать поэтический текст. | Запись тезисов лекции учителя о жизни и творчестве В. Маяковского; выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы проблемного характера: согласны ли вы с высказыванием Маяковского: «Я поэт, этим и интересен» | |
3. | Сатирические мотивы лирики В.В. Маяковского «оружия любимейшего род» | 1 | Урок усвоения новых знаний. Беседа. | Дореволюционная сатира Маяковского «Вам!», «Нате!», «Гимн судье», «Гимн обеду», «Гимн взятке», «Гимн ученому». Главный объект его сатиры – это «Жирные буржуа». Работа в «Окнах РОСТА» Стихотворения «Прозаседавшиеся», «О дряни». | Знать: сатирические произведения в творчестве Маяковского. Уметь: находить объекты сатиры и художественные средства, благодаря которым поэт создает сатирический эффект; выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос проблемного характера: почему сатира занимала важное место в творчестве Маяковского? | |
4. | «Любовь – это сердце всего». Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Беседа, практикум. | Любовная лирика Маяковского, отражения в ней социально- философских взглядов поэта, красоты и силы чувств. Художественное своеобразие любовной лирики поэта. «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» | Знать: особенности любовной лирики поэта. Понимать: идейный смысл стихотворений. Уметь: определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви | Выразительное чтение стихотворений. Анализ понравившегося стихотворения о любви. Ответ на вопрос: как вы понимаете высказывание критика Лидии Гинзбург: «Он умел только любить и писать стихи»? | |
5. | «Поэзия – та же добыча радия». Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского | 1 | Комбинированный урок. Беседа. Практикум. | Традиционность темы поэта и поэзии (Державин, Лермонтов, Некрасов, Маяковский). Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского: - тема предназначения поэта; - бойцовский характер поэзии как творческое кредо Маяковского; - «труд мой любому труду родствен»: взгляды поэта на собственную деятельность; - особенности художественной формы и поэтическое новаторство Маяковского в стихах о поэте и поэзии (экспрессивность, метафоричность, интонационно- ритмическое многообразие, разговорно - диалогические интонации, рифма, неологизмы, чтение и анализ стихотворений «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии») | Знать: тексты стихотворений; особенности эпохи; взгляды поэта на поэтическое творчество. Понимать: идейный смысл стихотворений; концепцию поэтического творчества в поэзии Маяковского. Уметь: оценивать идейно- художественные искания поэта в контексте эпохи; интерпретировать стихотворения в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико - литературных знаний. | Ответить на вопросы: - какие поэты были предшественниками Маяковского в развитии темы поэта и поэзии? - каковы взгляды Маяковского на поэтическое искусство, на роль поэта и поэзии в жизни общества? - в чем новаторство Маяковского? Выразительное чтение и анализ стихотворений. | |
6-7. | Р.р. Сочинение по творчеству В.В. Маяковского | 2 | Уроки контроля, знаний | Написания сочинения на самостоятельно сформулированную учащимися тему. | Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развернутый план и следовать логике данного плана при написании работы; грамотно оформлять и излагать текст сочинения. | Текст сочинения | |
М.И. Цветаева (2 часа) | |||||||
8. | «Как это было»… (судьба, характер, творчество М.И. Цветаевой) | 1 | Урок усвоения новых знаний. Проектное исследование. | Жизнь и творчество М. Цветаевой. Основные темы творчества М.И. Цветаевой. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку» («имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня, Кто создан из глины» | Знать: основные этапы творческой биографии М. Цветаевой, основные темы ее творчества. Уметь: анализировать и интерпретировать стихотворения. | Чтение и анализ стихотворений. Записать итог исследования на тему: «Судьба, характер, творчество М.И. Цветаевой». | |
9. | Духовный опыт лирики М. Цветаевой. Тема Родины в творчестве М.Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. | 1 | Комбинированный урок | Разнообразие тематики поэзии М. Цветаевой. Тема Родины и тема творчества, | Знать: разнообразия тематики лирики М. Цветаевой; важность темы Родины и темы творчества. Уметь: выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль. | Выразительное чтение стихотворений, анализ их. Учебник «Русская литература 20 века» под ред. В.П. Журавлева, 2 часть стр. 68-70, 74-75. Составить план ответа по теме «Родина в творчестве М.И. Цветаевой» | |
О.Э. Мандельштам (2 часа) | |||||||
10. | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Лекция, проблемные задания | Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Основные темы его творчества и своеобразия творческой манеры. Стихотворения: «Notre Dame», «бессонница. Гомер. Тугие паруса»… | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути поэта, особенности стиля. Уметь: составлять план лекции. | Составление обучающимися плана лекции учителя; выразительное чтение стихотворений. Ответы на проблемные вопросы: какова история становления акмеизма? Какие положения акмеизма развели его приверженцев с их предшественниками и учителями- символистами? | |
11 | «Все исчезает – остается пространство, звезды и певец.» Мотивы и образы поэтического мира О. Мандельштама. | 4 | Комбинированный урок. Беседа, проблемные задания. | Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Стихотворения: «За дремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», «Невыразимая печаль», «Tristia» | Знать: мотивы и образы поэзии Мандельштама. Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать и интерпретировать их, обращая внимание на особенности их поэтической символики. | Выразительное чтение стихотворений. Выполнения проблемных заданий: найдите в каждом их стихов строчку – смысловую доминанту объясните свой выбор. | |
А.А. Ахматова (5 часов) | |||||||
12. | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики Ахматовой. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Тема любви и искусства. Стихотворения: «песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью»… | Знать: основные факты жизни Ахматовой, особенности любовной лирики, особенности любовной лирики, особенности творческого метода. Понимать: идейный смысл стихотворений. Уметь: пересказывать, выразительно читать стихотворения; составлять план лекции учителя. | Выразительное чтение стихотворений; план лекции о жизни и творчестве А.Ахматовой. Ответы на проблемные вопросы: что значат слова: «Я научила женщин говорить»… ; как вы их понимаете? Работа с учебником литературы11 класс, под ред. Журавлева (стр. 168-172), составить план. | |
13. | Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой. | 1 | Комбинированный урок. | Тема Родины и поэта в творчестве Ахматовой. Патриотизм и гражданственность ее поэзии. Связь поэтических образов Ахматовой и русской культуры. Стихотворения: «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» | Знать: тематику и проблематику произведений Ахматовой, особенности стиля. Понимать: идейный смысл стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать, создавать историко- культурный и биографический комментарий стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений. Учебник под. Ред. Журавлева (стр. 172-178), составить тезисы. Ответ на вопрос: какое наследие оставила А.Ахматова современному читателю? | |
14 | Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | История создания и публикации поэмы «Реквием». Смысл названия поэмы. Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога. | Знать: что такое поэма: смысл названия произведения, особенности жанра и композиции. Смысл эпиграфа и предисловия. Уметь: выразительно читать текст, характеризовать идейное содержание произведения. | Выразительное чтение поэмы и анализ ее частей. Работа с учебником под ред. Журавлева (стр. 178-181), составить план. Ответы на вопросы учителя. | |
15 | Трагическое звучание «Реквиема» А.Ахматовой. | 1 | Комбинированный урок. | Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Библейские мотивы и образы в поэме. | Знать: центральные образы, проблематику поэмы «Реквием». Уметь: определять роль художественных средств в поэме; анализировать поэтический текст; определять тематику и проблематику произведения. | Анализ текста поэмы. Ответы на вопросы проблемного характера. Как поэтесса объясняет выбор темы? Какие картины возникают, когда читаете строки: «Звезды смерти стояли над нами» и т.д.? Почему образом распятия заканчивается поэма. Исследование по группам. Роль средств художественной выразительности. | |
16-17. | Р.р. Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой. | 2 | Урок контроля знаний. | Самостоятельный анализ стихотворения А.Ахматовой или сочинение- рассуждение по предложенной теме. | Уметь: самостоятельно анализировать лирическое стихотворение, отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой, грамотно оформлять и излагать его. | Письменный анализ лирического стихотворения. | |
Б. Л. Пастернак (4 часа) | |||||||
18. | Б.Л. пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Особенности его мировоззрения и поэтики. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество б.Л. Пастернака. Поэтическое кредо Пастернака. Начало пути. Первый самостоятельный сборник Пастернака. «Близнец в тучах». Пастернак и футуризм. Сборник «Сестра моя - жизнь»(1922). Поэтическая зрелость. Поэзия Пастернака 20-х годов. Сборник «Второе рождение»(1932). Пастернак в 30-е годы. Пастернак в годы Великой Отечественной Войны. Сборник «Когда разгуляется». Последние годы. Роман «Доктор Живаго». Стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути.»…, «Быть знаменитым некрасиво». | Знать: основные этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака; тематику и особенности его лирики. Понимать: идейный смысл стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения, создавать историко - культурный и биографический комментарий стихотворения. | План лекции учителя. Учебник, ч.2, стр. 146-153 (тезисный план). Выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: каково поэтическое кредо Пастернака? | |
19. | Философский характер лирики Б.Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. | 1 | Комбинированный урок | Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать», «Определение поэзии», «Гамлет», «Снег идет», «Зимняя ночь». Поэтическая эволюция пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обречённость на страдания). Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединения патетической интонации и разговорного языка. | Знать: особенности творческого метода, основные темы и мотивы лирики; Понимать: идейный смысл стихотворений.. Уметь: выразительно читать стихотворения; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. Анализировать лирические произведения. | Выразительное чтение стихотворений. Самостоятельный анализ понравившегося стихотворения. Учебник, ч.2 стр.153-155 (составить тезисный план). Ответить на вопросы: каковы взгляды пастернака на историю? Какие образы, настроения создаются поэтом в стихотворениях. Учебник, ч.2, (стр. 164, вопросы 1,2,3,7) | |
20-21 | Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Проблематика и художественное своеобразие романа. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Роман «Доктор Живаго»(общая характеристика). Своеобразие оценки исторических событий в романе. Идея абсолютной ценности человеческой личности. Любовь в романе. Художественная специфика романа. Цикл стихотворения Юрия Живаго и его связь с общей проблематикой романа. | Знать: историю создания и публикации романа, жанровое своеобразие. | Учебник, ч.2, стр. 155-164 (тезисный план). Вопросы 4,5- стр.164. | |
М.А. Булгаков (6 часов) | |||||||
22 | М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. «Искусство быть собой» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Судьба произведений Булгакова. Детские и юношеские годы бедующего писателя. Семейные традиции Булгаковых. Начало литературной деятельности. Булгаков и МХАТ. Булгаков – драматург. Обращения М.А. Булгакова к Сталину. Повесть Булгакова «Собачье сердце». Последние годы жизни Булгакова. | Знать: основные этапы жизни и творчества М.А. Булгакова: названия произведений. Уметь: конспектировать основные положения лекции учителя. | Конспект лекции учителя. Учебник, ч.2, стр. 44-65 (тезисы0. Ответить на вопрос: что значит фраза Булгакова «Искусство быть собой»? Учебник, ч.2, стр.71, вопросы 1,9. | |
23 | Роман «Мастер и Маргарита ». История создания и публикации романа. Композиция романа и его проблематика. | 1 | Комбинированный урок | История создания и публикации романа. Жанровое и композиционное своеобразие. Проблематика романа. Название. Споры вокруг романа., негативное восприятие критикой. А.Ахматова о романе: «Он - гений». Беседа по содержание. | Знать: историю создания и публикацию романа «Мастер и Маргарита», особенности композиции, жанра и проблематики романа. Уметь: анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода. Понимать: идейный смысл произведения. | Запись основных положений лекции учителя. Учебник, ч.2,стр.65-68 (тезисы). Учебник, ч.2., стр.71, вопрос 3,4,6. | |
24 | Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Та-Ноцри в романе И. Булгакова. | 1 | Комбинированный урок | Комментированное чтение главы 2 «Понтий-Пилат»- своеобразного идейного центра романа. Образ Пилата как человека сильного, наделенного огромной властью, одного не лишенного человеческих слабостей своеобразие портрета. Пилат и Иешуа. Разговор об истине. Изображение психологического состояния героя в эпизоде. Проблема нравственного выбора. Иешуа как носитель идеи «доброй воли». Невозможность искупить вину. | Знать: текст произведения, идейное значение эпизодов. Уметь: делать обобщения на основе сравнительной характеристики героев; пересказывать с элементами анализа фрагменты романа, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию. | Краткий пересказ текста; комментированное чтение. Ответы на проблемные вопросы: как и зачем соединяет автор библейское предание, историю двух влюбленных и московские сатирико-бытовые сцены? Что делает Пилата главным героем в булгаковской интерпретации библейского сюжета? | |
25 | Судьба художника в романе «Мастер и Маргарита». Образы Мастера и Маргариты. Изображение любви как высшей духовной ценности. | 1 | Комбинированный урок | Жизненные ценности писателей и мастера. Мастер и Иешуа, общее и различное в них. Трагедия Мастера. Мастер и Маргарита. Анализ эпизода знакомства. Готовность героини к самопожертвованию ради возлюбленного. Бессмертие любви и творчества как высших проявлений свободного человеческого духа. Лиризм глав о Мастере и Маргарите. | Знать: текст произведения, идейное значение эпизодов. Уметь: составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали. | Комментированное чтение текста. Ответы на проблемные вопросы: - Приговор мастеру («он не заслужил света, он заслужил покой»). Как его объяснить? - Почему продавшей душу дьяволу и омывшейся кровью Маргарите тоже дарован покой, а не тьма? | |
26. | «Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости | 1 | Комбинированный урок | Чтение и анализ эпизодов из романа «Мастер и Маргарита» («Московские главы»). Москва 30-х годов в изображении Булгакова: Москвичи, их интересы, занятия, отношение к религии. Воланд и его свита, цель их визита в Москву. Эпиграф к роману. Сатирические приемы автора. | Знать: текст романа, идейное значение эпизодов. Уметь: составлять характеристику группы персонажей. Понимать: значение эпиграфа, смысл финальной главы романа. | Анализ отдельных эпизодов романа. Ответы на проблемные вопросы: - Критик В. Лакшин считает Воланда «палачом порока», «карающим мечом в руках правосудия». Согласны ли вы с этим мнением? - Все ли люди добры? Откуда происходит зло? Можно ли мир переделать? Изменить? | |
27-28 | Р.р. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова. | 2 | Уроки контроля знаний | Создание художественной версии сочинения – рассуждения на заданную тему | Знать: особенности рассуждения как типа речи; Уметь определять основную мысль сочинения-рассуждения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | Текст сочинения-рассуждения | |
А.П. Платонов (2 часа) | |||||||
29 | А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» (обзор) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчества А.Платонова. Своеобразия мировоззрения и драматизм судьбы писателя. Основные лейтмотивы прозы Платонова. Особенности платоновских героев. Повесть «Котлован». Смысл названия повести. История создания. Обзор содержания. | Знать: жизнь и творчество А.Платонова, смысл названия произведения, проблематику содержания текста. Уметь: вести диалог. | План лекции учителя. Учебник, ч.2, стр. 22-36 (тезисы). Ответы на проблемный вопрос: каков символический смысл названия, как отразилась эпоха в образе котлована? | |
30. | Проблема трагической участи России в повести «Котлован». | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов: 1.Эпизод описания активиста, принимавшего участие в коллективизации 2. Эпизод сплава кулаков по реке. «непростые» простые герои Платонова: Вощев,Чиклин,Козлов, Сафронов, Жачев и др. Тема смерти в повести.Коллективный анализ эпизодов в которых изображена смерть героев (мать Насти, Козлова, Сафронова, крестьян ). Образ Насти. Язык Андрея Платонова. | Знать: сюжет произведения, центральные образы, временные рамки повествования. Уметь: анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения, аргументированно формулировать свое отношение к произведению. | Самостоятельный анализ отдельных эпизодов. Учебник, ч.2, стр. 36-41 (конспект). Ответ на вопрос: Каковы нравственные уроки повести? | |
М.А. Шолохов (6 часов) | |||||||
31 | М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы» | 1 | Комбинированный урок | Жизнь и творчество М.А. Шолохова. Жизнь на Донской земле. Драматические события гражданской войны и участия в них Шолохова. Шолохов в Москве. Начало литературной деятельности. Произведения Шолохова. Деятельность Шолохова в послевоенные годы. Мировые признания Шолохова. «Донские рассказы» (обзор) | Знать: основные факты жизни и творчества Шолохова; названия произведений. Уметь: выступать с устным сообщением. | Составление плана лекции учителя. Учебник, ч.2, стр. 196-209 (тезисы). Составление рассказа о М.А. Шолохове. Ответ на вопрос: Почему Шолохов- писатель получил мировое признание? | |
32 | Смысл и история создания романа «Тихий Дон» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | История создания романа. Развитие действия романа. Сюжетные линии – личная и историческая. Полемика вокруг авторства, система образов в романе. Основные темы произведения. | Знать: историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности. | Конспект лекции учителя. Учебник, ч.2, стр. 209-213 (составить план). Ответ на вопрос: Почему «Тихий Дон» можно назвать романом- эпопеей? В чем отличие шолоховской эпопей от толстовской? | |
33 | Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон» мысль семейная в романе | 1 | Комбинированный урок | Духовный мир донского казачества. Труд на земле. Анализ сцены лугового покоса (кн.1.ч.1,ч.9). Воинский долг, сборы на службу Петра и Григория Мелеховых. Эпизод получения отцом Григория письма о его подвиге (1-3-17).Отношение к семье. Анализ эпизода стычки Григория с отцом. (1-1-10). Анализ семейного портрета (1-1-1).Противоречивость жизненного уклада казаков. Примеры жестокости и нравственной развращенности казаков. | Знать: содержание текста; главных героев романа, основные сюжетные линии. Уметь: анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой романа; выявлять «сквозные» темы у Толстого и Шолохова. | Анализ эпизодов романа. Сопоставления романов Толстого и Шолохова. Ответы на проблемные вопросы: Отвечает ли «Тихий Дон» требованиям жанра? Что происходит сейчас, с вашей точки зрения? Возрождение казачества или маскарад? | |
34 | «Чудовищная нелепица войны» в изображении М.а. Шолохова | 1 | Комбинированный урок | Анализ пейзажа, предваряющего военные эпизоды (1-3-1). Сцена мобилизации (1-3-4). Военный пейзаж (1-3-10). Влияние войны на людей, участвующих в боях (Листницкий, Губатый, Гаранжа, Григорий). Гражданская война в романе «Тихий Дон». Расказачивание Казачества «народ стравили». Эпизод «Казнь Подтеякова и его отряда» (2-5-30) | Знать: содержание и главных героев романа, Уметь: анализировать эпизод произведения, определять место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения. | Анализ отдельных эпизодов романа. Ответ на вопрос: Каковы ваши впечатления. От картин «чудовищной нелепицы войны»? Написать свои рассуждения, взяв эпиграфом слова: В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата | |
35 | Судьба Григория Мелехова | 1 | Комбинированный урок | Анализ ключевых сцен, раскрывающих характер героя накануне мировой войны. Сцена лугового покоса (эпизод с утенком 1-1-9). Григорий после убийства австрийца (1-3-10). Эпизод купания коня (1-1-3), связь с окружающим миром. Сцена избиения Е. Листницкого (1-3-24). Страстность натуры Григория. Огромная внутренняя сила героя. Способность постоять за свое и чужое достоинство. «Добрый казак». Поведение в сложной обстановке гражданской войны. Григорий в семье, общении с родителями, друзьями, Натальей и Аксиньей. Изменения в характере Мелехова в период войны и их отражение в портрете.(2-4-4) Григорий в 1917 г.Общение Григория с Извариным и Подтелковым (2-5-2). Стремление Григория найти правду, найти свое место в жизни: «Сам ищу выхода»(2-5-12).Григорий в банде Фомина (4-8-11-16). Итог исканий Григория Мелехова. Смысл финала. | Знать: нравственную проблематику романа; истоки характера и духовного мира главного героя романа; Понимать: неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Уметь давать характеристику героям произведения, определять собственное отношение к героям, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме. | Выбор эпизодов для характеристики героя. Выразительное чтение их и анализ. Составление характеристики Григория Мелехова. Ответ на вопрос: Как соотносятся события, захватившие страну с событиями личной жизни Григория Мелехова? | |
36 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон» | 1 | Комбинированный урок | Наталья как воплощение любви- долга, любви-закона, любви-семьи и любви-жалости. Величие Натальи и ее ограниченность. Любовь Григория и Натальи как воплощения тяги героя к норме, покою, семейному очагу. Аксинья как воплощение любви-страсти. Любовь Григория к Аксинье как выражения его стремления к разрушению нормы, к свободе, нежелание подчиняться косным патриархальным законам. Тема материнства в романе. Ильинична как воплощение объединяющей правды материнства, высшей из многочисленных правд, сталкивающихся в романе. | Знать: центральные женские образы романа, их роль в раскрытии характера Григория Мелехова, основные сюжетные линии; как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь. Уметь: выразительно читать, анализировать сцены и эпизоды, давать характеристику героям и формулировать собственное отношение к ним. | ||
37-38 | Р.р. Сочинение по творчеству М.А. Шолохова. | 2 | Уроки контроля знаний | Написание сочинения на самостоятельно сформулированную учащимися тему. | Уметь: определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения; грамотно оформлять и излагать его. | Текст сочинения. | |
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА | |||||||
Э.Хемингуэй (2 часа) | |||||||
39 | Жизнь и творчество Э. Хемингуэя (обзор). Повесть «Старик и море» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество Э. Хемингуэя, характерные особенности его дарования как художника. Повесть «Старик и море» (обзор). История создания повести. Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. | Знать: основные вехи жизни и творчества писателя, содержание повести «старик и море». Уметь: аргументированно отвечать на вопросы о проблематике повести. | Составление плана лекции учителя. Выборочное комментирование чтение текста повести. Ответить на вопрос: какие духовно – нравственные проблемы затрагивает Хемингуэй в повести «Старик и море»? | |
40 | Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море». | 1 | Комбинированный урок | Повесть «Старик и море». Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Картины природы в повести. Старик и мальчик Маноло. | Знать: содержание повести «Старик и море», ее главных героев, особенности языка и стиля писателя. Понимать: смысл названия повести. Уметь: аргументированно отвечать на поставленные вопросы о герое и художественных особенностях повести. | Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов повести. Ответить на проблемные вопросы: с чем борется Сантьяго, что он хочет доказать В каких словах выражена вера Хемингуэя в человека? Докажите, что повесть «Старик и море» - философская притча? Какие философские проблемы в ней поставлены? Какими средствами создается философский подтекст повести? | |
41 | Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет (поэзия, проза, драматургия) | 1 | Комбинированный урок | Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и чувства в лирике А. Суркова, К. Симонова, О. Бергольц и других поэтов. Лирика молодых поэтов, не вернувшихся с войны. Драматургия военных лет. Роль театра в годы войны. Военная тема и многообразие проблематики пьес, написанных на военном материале (Л. Монов, К. Симонов, А.Корнейчук, Е. Шварц). Попытки осмысления событий войны в художественной прозе. (А. Толстой, Б. Горбатов, К. Симонов, А. Бек, М. Шолохов). Значение исторической прозы (А. Толстой. В. Шишков, Ю. Тынянов, А. Степанов. В.Ян и др.) великая отечественная война в прозе первых послевоенных лет. Значение и судьбы романов В. Некрасова «В окопах Сталинграда» и В. Гросмана «Жизнь и судьба». Общественная и литературная ситуация в первые послевоенные годы. Постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» и его последствия для отечественной литературы. | Знать: особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет: поэтов, публицистов, драматургов, писателей данного периода. Тексты произведений. Понимать: роль поэзии и публицистики «огненных» лет в духовной жизни народа. Уметь: составлять план лекции; выразительно читать стихотворения, анализировать их; выражать собственную точку зрения, отстаивать позицию. | Составлять план лекции учителя. Выразительное чтение стихотворений и анализ их. Ответы на вопросы: Почему поэзия оказалась необходима людям и тем, кто был на фронте, и тем. кто работал в тылу? Почему (есть много новых проблем!) великая Отечественная Война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме? | |
42 | Литература второй половины XX века (обзор). 50-90е г.г. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Новое понимание русской истории. Литература периода «Оттепели». Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность за свои поступки, человек на войне). Литературно- художественных журналы, их место в общественном сознании. Первые публикации А. Солженицына. Рецидивы сталинщины во взаимоотношениях власти и литературы: травля Б. Пастернака , суд над И. Бродским, суд над Ю. Даниэлем и А. Синявским. «Лагерная тема», «деревенская проза», «Городская проза» | Знать : особенности литературного процесса второй половины 20 века, основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе 2 половины 20 века; названия произведений, основные сюжетные линии главных героев. Понимать : связь художественной литературы с общественными событиями эпохи. Уметь: составлять тезисный план или конспект лекции учителя. | Тезисный план или конспект лекции учителя. Ответы на вопросы: Каковы особенности литературного процесса 50-80-х годов 20 века? Какое место в литературном процессе занимали некогда запрещенные и «возвращенные» в 60-е годы произведения? Учебник, ч.2, стр.383-385 (план). | |
43 | Поэзия 50-х-90-х годов. Основные тенденции развития. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Поэтические искания. Новые темы, идеи, образы поэзии «оттепели». (Е. Евтушенко, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина). Особенности языка и стихосложения. Важнейшие течения поэзии 1950-1970-х годов. «Громкая» поэзия и «тихая лирика». Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви гражданского служения). Единство человека и природы. | Знать: основные течения в отечественной поэзии 1950-1970-х годов, важнейшие черты каждого течения, стилевое многообразие. Понимать: роль поэзии в общественной жизни страны. Уметь: самостоятельно анализировать поэтический текст; составлять тезисный план. | Тезисный план лекции учителя. Самостоятельный анализ стихотворения (по выбору). Ответы на проблемные вопросы: В чем вы видите новизну поэтических самовыражений? Какие традиции наследует поэзия 1950-1970-х годов? Учебник, ч.2,стр.324-379. (конспект) | |
44 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. | 1 | Комбинированный урок | Нормативная поэтика в изображении войны официальной литературой 1940-х начала 50-х г.г. Изменения масштаба изображения и точки зрения на события военных лет с приходом в литературу «поколения лейтенантов». «Поэтика участника» в произведениях Ю.Бондарева, Т. Бакланова, В. Быкова, К. Воробьева, В. Кондратьева и др. «Проза психологического драматизма». Военная проза 1970-х г. Характер рядового бойца. Изображения будничного героизма. Ориентация на традиции Л. Толстого. Духовное здоровье каждого человека как залы общей победы. Антивоенный пафос военной прозы. Своеобразие раскрытия военной темы в прозе 1980-х-90-х годов. Творчество С. Алексеевич, В. Астафьева, Т. Владимова и др. | Знать: особенности прозаических произведений о войне авторов, пишущих о войне; нравственно- психологическую проблематику. Понимать: актуальность произведений о войне и поднятых в них проблем. Уметь: выступать с устным сообщением; давать характеристику героям, выявлять авторское отношение к поставленным проблемам и героям; развернуто обосновывать суждения. | Составление тезисного плана лекции учителя. Анализ эпизодов. Учебник, ч.2,стр.380-382, 412-417 (конспект) | |
А.Т. Твардовский (2 часа) | |||||||
45 | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор) | 1 | Комбинированный урок | Творческий и жизненный путь поэта. Своеобразие художественного мира. Гражданская позиция Твардовского в период «оттепели». Твардовский – редактор «Нового мира». Значение Твардовского в истории отечественной литературы. Этапные произведения А.Т. Твардовского . Поэмы: «Страна Муравия», «Василий Теркин », «Дом у дороги», «За далью-даль», «По праву памяти». | Знать: основные факты жизни и творчества А.Т. Твардовского, особенности творческого метода; основные мотивы лирики. Понимать: идейный смысл произведений поэта. Уметь: пересказывать, выразительно читать; создавать историко-культурный и биографический комментарий произведений. | Составление плана лекции учителя. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений и анализ их. Учебник, ч.2, стр. 281-303 (план) | |
46 | Лирика А.Т. Твардовского. Тема памяти в лирике поэта. | 1 | Комбинированный урок | Размышления о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. Исповедальный характер лирики Твардовского. Стихотворения: «Вся суть в одном- единственном завете»; «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монументом», «О сущем». | Знать: основные мотивы и особенности лирики Твардовского. Понимать: идейный смысл стихотворений. Уметь: анализировать поэтический текст. | Выразительное чтение и анализ стихотворений. Устное сообщение об особенностях поэтического стиля поэта. | |
В.Т. Шаламов (2 часа) | |||||||
47 | В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество писателя (обзор). История создания книги «Колымские рассказы» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество В.Т. Шаламова. История создания книги «Колымские рассказы» (1966 г.) Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. | Знать: основные этапы жизни и творчества В.Шаламова; историю создания книги «Колымские рассказы». Уметь: соотносить произведения с конкретно-исторической эпохой | Тезисный план лекции учителя. Ответ на вопрос: Как связана книга «Колымские рассказы» с фактами биографии Шаламова? | |
48 | В.Т. Шаламов. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» | 1 | Комбинированный урок | «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова. Своеобразие раскрытия «Лагерной» темы в повести. Исследования человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова – прозаика. | Знать: главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметь: выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним. | Работа с отрывками из текста. Самостоятельное выявление проблем, поставленных автором в книге. Ответ на вопрос: в чем своеобразие раскрытия «Лагерной» темы в творчестве Шаламова? | |
А.И. Солженицын (2 часа) | |||||||
49 | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Один день Ивана Денисовича» | 1 | Комбинированный урок | Личность А.И. Солженицын и его гражданская позиция. Публицистические выступления Солженицына. Обзор художественного творчества. Художественный мир писателя. Значение Солженицына в литературной и духовной жизни России. История появления повести «Один день Ивана Денисовича» в печати и общественный резонанс, вызванный его публикацией. Проблематика повести. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя; историю появления повести «один день Ивана Денисовича» в печати; проблематику повести. Уметь: соотносить произведение с конкретно- исторической ситуацией. | Составление плана лекции учителя. Учебник, ч.2, стр. 305-310,320-323 (сделать выписки). Ответить на вопросы: Каково значение Солженицына в литературной и духовной России ? Какова главная мысль повести, с вашей точки зрения? | |
50 | Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести | 1 | Комбинированный урок | Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. | Знать: главных героев повести, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметь: соотносить произведения с конкретно-исторической ситуацией; анализировать эпизод. | Чтение отрывков из повести и анализ их. Учебник, ч.2, стр.310-317 (выписки). Ответы на проблемные вопросы: Почему день, изображенный в повести, герой считает счастливым? Что позволяет Шухову сохранить в себе человека? | |
В.М. Шукшин (1 час) | |||||||
51 | В.М. Шукшин: слово о писателе. Рассказы: «Верую», «Алеша Бесконвойный» | 1 | Урок усвоения новых знаний | В.М. Шукшин (факты биографии и творчества). Рассказы «Верую», «Алеша Бесконвойный», изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. | Знать: тексты рассказов «Верую!», «Алеша Бесконвойный»; главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Понимать: художественный мир произведений Шукшина. Уметь: выразительно читать рассказы; анализировать их; развернуто обосновывать суждения, определять авторское отношение к персонажам. | Учебник, ч.2, стр.395-399 (тезисный план). Ответы на проблемные вопросы: Какие проблемы поднимает Шукшин в рассказах? Можно ли утверждать, что герои рассказов- странные люди, чудаки? Как выражается в них авторская позиция? Какую роль играет юмор? Какую манеру повествования выбирает автор? | |
В.В. Быков (1 час) | |||||||
52 | В.В. Быков: слово о писателе. Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | В.В. Быков (факты биографии и творчества). Повесть «Сотников». Проблематика повести, образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа писателя. | Знать: текст произведения, основные сюжетные линии, главных героев, смысл названия. Понимать: проблематику повести. Уметь: выразительно читать, определять границы эпизода, сопоставлять персонажей, соотносить произведения с конкретно-исторической ситуацией, выражать собственную точку зрения. | Самостоятельный выбор фрагментов повести, анализ их. Ответы на вопросы: Можно ли было в начале произведения определить, кто из героев чего стоит и кто к чему придет? Можно ли на войне быть гуманным? | |
В.Г. Распутин (1 час) | |||||||
53 | В.Г. Распутин: слово о писателе. Повесть «Прощание с Матерой». Тема памяти и преемственности поколений. | 1 | Урок усвоения новых знаний | В.Г. Распутин: слово о писателе. Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести. | Знать: текст повести «Прощание с Матерой», главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Понимать: идейный смысл повести, проблематику. Уметь: соотносить произведения с конкретно-исторической ситуацией; выражать собственную точку зрения; давать характеристику героям. | Учебник, ч.2, стр.393-395 (выписать тезисы). Ответы на проблемные вопросы: Почему Распутин описывает деревню в последнее лето ее существования? Как вы понимаете слова Дарьи: «У кого нет памяти, у того нет жизни». Анализ эпизода на кладбище (гл.3) | |
Н.М. Рубцов (1 час) | |||||||
54 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. | 1 | Комбинированный урок | Н.М. Рубцов: слово о поэте. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние», «Русский огонек», «Звезда полей». Основные темы и мотивы лирики Рубцова. Своеобразие художественного мира поэта. Мир русской деревни и картина родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирики Есенина. | Знать: основные факты жизни и творчества поэта; тексты стихотворений. Особенности стиля поэта. Понимать: идейный смысл стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать по опорным вопросам; выявлять характерные особенности их; составлять историко-культурный и биографический комментарий. | Выразительное чтение стихотворений, анализ по опорным вопросам. Учебник: ч.2, стр. 343-346 (тезисы). Ответы на вопросы: Каковы особенности лирических произведений Рубцова? Как вы понимаете термин «тихая лирика»? | |
55 | Правда о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» | 1 | Комбинированный урок | В.Некрасов: слово о писателе. Повесть: «В окопах Сталинграда». Традиции русской литературы в изображении войны. Особенности авторского повествования. Главный герой повести Юрий Керженцев. Значение повести В.Некрасова в литературной и общественной жизни страны. | Знать: основные факты жизни и творчества В.Некрасова; главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия произведения. | Ответить на вопросы: Какие страницы повести рисуют жестокий лик войны? Как война влияет на главного героя повести, Юрия Керженцева? Что ценит в человека автор? | |
56 | В.Кондратьев: слово о писателе.. Повесть «Сашка» | 1 | Комбинированный урок | В.Кондратьев. Слово о писателе. Специфика изображения войны и характера рядового бойца в прозе Кондратьева. Историческая справка о боях подо Ржевом. Проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности жизни. Главный герой повести- Сашка. Действенность Сашкиного гуманизма. Своеобразие героя Кондратьева. Смысл названия повести. | Знать: основные факты жизни и творчества .Кондратьева; текст повести, главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия повести. Понимать: особенности стилевой манеры писателя; проблематику повести. Уметь: определять границы эпизода, сопоставлять персонажей, выражать собственную точку зрения. | Анализ эпизодов повести. Ответить на вопросы: Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка? Что главное в Сашкином характере? Каковы особенности композиции повести? | |
Р.Гамзатов (1 час) | |||||||
57 | Р. Гамзатов. Жизнь и творчество(обзор). Состояние национального и общечеловеческого в лирике поэта. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Р.Гамзатов. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало». Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального в творчестве Гамзатова. | Знать: основные факты жизни и творчества поэта; основные мотивы лирики поэта. Понимать: связь национального и общечеловеческого. Уметь: выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль | Выразительное чтение стихотворений, анализ их по опорным вопросам. Практическая работа (по текстам стихотворений) - определить тему стихотворения, жанр - каков лирический герой? - какими художественными средствами пользуется автор: - какова их роль? | |
И.А. Бродский (1 час) | |||||||
58 | И.А. Бродский. Слово о поэте. Своеобразие поэтического мышления и языка поэта. | 1 | Урок усвоения новых знаний | И.А. Бродский. Обзор творчества. Начало пути. Кружок ленинградских поэтов; дружба с А. Ахматовой. Суд и ссылка. Творчество Бродского в эмиграции. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве». Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что…»), «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова» | Знать: особенности лирики поэта; Понимать: своеобразие миропонимания Бродского. Уметь: выявлять важнейшие категории и мотивы поэзии Бродского. | Учебник, ч.2, стр. 359-368 (составить план). Вопросы № 1,2,3,4,7., стр.368. | |
В.В. Высоцкий (1 час) | |||||||
59 | В.Высоцкий. Слово о поэте. «Авторская песня» Тематическое своеобразие стихов и песен Высоцкого | 1 | Комбинированный урок | В.В. Высоцкий. Слово о поэте. Социокультурный смысл феномена «авторской песни». Тематическое многообразие и эстетическое единство произведений поэта. Дворовые песни, военные песни, спортивные и альпинистские песни. Песни о животных. Песни-сказки. Сатирические песни. Автопсихологическая лирика Высоцкого, ее социально- философская проблематика. Осмысление поэтом несовершенства современного мироустройства. Стихотворения: «Мы вращаем землю», «Я не люблю», «песня о друге», «Кони привередливые», «Идет охота на волков». | Знать: основные темы лирики поэта; понятия «авторская песня», «бардовская» лирика. Понимать: авторскую концепцию мира и человека; значение песен В.Высоцкого в духовной жизни 1960-х-1970-х годов. | Чтение и самостоятельный анализ стихотворений Высоцкого. Ответить на проблемный вопрос: Каково значение бардовской песни в современной жизни. | |
А.В. Вампилов (1 час) | |||||||
60 | А.В. Вампилов. Слово о писателе. Современная драматургия. Пьеса «Утиная охота» | 1 | Урок усвоения новых знаний | А.В. Вампилов: слово о писателе. Нравственная проблематика пьес Вампилова. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. | Знать: основные факты жизни Вампилова, главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия пьесы. Понимать: значение драматургии А. Вампилова для русской культуры. Уметь: анализировать драматическое произведение. | Учебник, ч.2, стр.346-348. Ответить на вопрос: В чем же особенность произведений Вампилова? Ответить на проблемные вопросы: - О чем заставила задуматься пьеса Вампилова «Утиная охота»? - Каково звучание фразы Вампилова, запомнившейся его друзьям: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…?» | |
61 | Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отличенные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. «Неопочвенничество». «Жестокий реализм», «философическая проза», современная антиутопия, условно-метафорическая проза, массовая литература (детектив, фантастика) | Знать: основные направления развития современной литературы. Уметь: ориентироваться в современном книжном мире. Понимать: как реализуются эстетические принципы течений в художественной практике | Тезисный план лекции учителя. Ответить на проблемные вопросы: - Каковы отличия постмодернизма? - С чем связано расширения жанрового репертуара? - Что такое проза fiction? | |
62-63 | Р.р. Сочинение по русской литературе второй половины 20 века. | 2 | Уроки контроля | Создание художественной, критико- публицистической или литературоведческой версии. Сочинения-рассуждения на заданную тему. | Знать: особенности рассуждения как типа речи; Уметь: определять основную мысль сочинения-рассуждения; составлять сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | Текст сочинения – рассуждения. | |
Б.Шоу (1 час) | |||||||
64 | Б. Шоу. Жизнь и творчество. Человеческие традиции в творчестве Б.Шоу. Пьеса «Дом, где разбиваются сердца» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Б. Шоу. Жизнь и творчество. Пьеса «Дом, где разбиваются сердца». Влияние А.П. Чехова на драматургию Д.Б. Шоу. «Английская фантазия» на «русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила. | Знать: биографию писателя; историю создания произведения, его проблематику. Уметь: выступать с устным сообщением. | Характеристика главных героев пьесы. Ответить на вопросы: -Что символизирует дом-корабль? -Кто погибает в финале пьесы, кто остается жить? Что символизирует этот конец. | |
Обобщение и повторение курса русской литературы 19-20 века (6 часов) | |||||||
65 | Судьба незаурядной личности в произведениях Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Толстого. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Образы Е.А. Чацкого, Е. Онегина, Г. Печорина, П. Безухова, А. Болконского. Судьба «лишних» людей. Социально-психологическое содержание образов, в которых «отразился век». Индивидуальные особенности и типологическая общность рассматриваемых литературных героев. | Знать: эволюцию главных героев русской литературы 19 века – от «лишних» людей к «новым людям»; характерные особенности героев. Понимать: преемственность и связь в идеях и образах русской литературы. | Сопоставление героев, выявление общего и индивидуального. Составление сравнительной характеристики. | |
66 | Герой-разночинец в изображении Тургенева, Достоевского, Некрасова, Чернышевского | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Образы Е.Базарова, Г. Добросклонова, Р. Раскольникова, Рахметова- образы людей активного действия. Проблема «нового человека» в русской литературе. Поиски идеала. | Знать: характерные особенности героев и их общее. Уметь: сравнивать героев русской литературы, подчеркивая общее и различное в их характерах. | Сравнительная характеристика героев русской литературы. | |
67 | Осуждение эгоизма, своекорыстия и других общественных пороков в произведениях Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Сатирические произведения Гоголя. Сказки Салтыкова-Щедрина. Стихотворения и поэмы Некрасова. Герои Чехова. Нравственная позиция русских писателей. «Выставить пошлость пошлого человека». Беспокойство великих русских писателей о судьбе человека и общества, борьба за его духовное освобождение. | Знать: как сочетаются в произведениях русских писателей. Социальная сатира и вечные, общефилософские темы. Понимать: что важное место в русской литературе занимали нравственные и социальные проблемы. Уметь: самостоятельно анализировать и интерпретировать произведения русской литературы. | Самостоятельный подбор примеров из произведений русской литературы 19 века. | |
68 | Народ в изображении Гоголя, Некрасова, Л. Толстого, Салтыкова-Щедрина | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Проблема народа в произведениях русских писателей 19 века . Общее и различное в изображении народа русскими писателями 19 века Гоголем, Некрасовым, Л. Толстым, М.Е. Салтыковым-Щедриным. | Знать: какое воплощение в произведениях русской литературы 19 века нашел собирательный образ народа. Уметь: обобщать и сопоставлять; отбирать эпизоды из текстов по заданной теме. | Самостоятельный подбор эпизодов по заданной теме. Ответить на вопросы: Как изменялся облик народа в литературе 19 века? В чем особенности изображения народа у Толстого и Чехова? | |
69 | Гуманистические традиции русской литературы. Проблемы счастья, любви и долга в русской литературе. (герои Тургенева, Л. Толстого, Куприна, Шолохова, Булгакова) | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Мир человеческих чувств в изображении русских писателей 19-20 в. Тургенева, Л. Толстого, А. Куприна, М. Шолохова, М. Булгакова. Гуманистический характер русской литературы. Изображение любви как высшей духовной ценности. | Знать: основные проблемы, освещаемые русской литературой. Понимать: гуманистический характер русской литературы. Уметь: отбирать эпизоды из текстов по заданной теме. | Самостоятельный подбор эпизодов по заданной теме. Ответить на вопрос: В чем гуманистический пафос русской литературы? | |
70 | Поэзия «серебряного века» (Н. Гумилев, В. Брюсов, М. Цветаева, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова) | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Поэзия «серебряного века». Основные литературные течения поэзии русского модернизма. Общее и индивидуальное в творчестве поэтов «серебряного века». Яркие представители поэзии «серебряного века»: Н. Гумилев, В. Брюсов, М. Цветаева, А.Блок, С. Есенин, А. Ахматова. | Знать: литературные течения русской поэзии конца 19- начала 20 в.в.; ярких представителей поэзии «серебряного века», особенности их творческого стиля. Уметь: соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и развитием культуры в целом. | Ответить на проблемный вопрос: Каково значение эпохи «серебряного века» в истории русской литературы? На примере 1-2-х стихотворений охарактеризовать индивидуальный стиль одного из поэтов «серебряного века». | |
71-72 | «Возвращенные имена» (произведения Булгакова, Солженицына, Платонова) | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Трагические судьбы писателей в условиях тоталитарного общественного строя. Основные проблемы произведений Булгакова, Солженицына, Платонова. Художественное своеобразие их. Автобиографизм. | Знать: основные факты жизни и творчества Булгакова, Солженицына, Платонова; проблемы произведений и своеобразие творческой манеры писателей. Уметь: обобщать и сопоставлять, самостоятельно анализировать. | Обобщение. Ответить на проблемные вопросы: - Почему так трагически складывались судьбы отдельных писателей в нашей стране? - Что значат фразы «Возвращенные имена» и «возвращенная литература»? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературе для вечерней школы
Данные рабочие программы помогут учителю в работе с учащимися вечерней школы...
Рабочая программа по математике1 класс Перспективная начальная школа
Перспективная начальная школа...
Рабочая программа по литературе, 12 класс вечерней (сменной) школы
Рабочая программа по литературе в 12 классе вечерней школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе и опирается на уч...
Итоговая контрольная работа по физике для 11-го класса вечерней (сменной) школы.
Итоговая контрольная работа по физике для 11-го класса вечерней (сменной) школы....
Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов вечерней (сменной) школы
В помощь коллегам,преподающим уроки обществознания в учебных заведениях с классами вечернего и заочного обучения предлагается данная рабочая программа,рассчитанная на шестые - девятые классы. Программ...
Рабочая программа по литературе(для коррекционных общеобразовательных школ V вида) 6 класс
Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стан...
Рабочая программа по литературе для вечерней (сменной) школы
Рабочая программа по литературе для учителей, работающих в вечерней (сменной) школе...