Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов вечерней (сменной) школы
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

В помощь коллегам,преподающим уроки обществознания в учебных заведениях с классами вечернего и заочного обучения предлагается данная рабочая программа,рассчитанная на шестые - девятые классы. Программа разработана и утверждена педагогическим советом школы,а также получено экспертное заключение МБОУ ДПО Научно - Методический Центр г.Кемерово в связи с тем,что отсутствуют программы для вечерних и заочных школ,а в частности отсутствуют программы и учебные пособия для школ закрытого типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6-9_kl.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная ) общеобразовательная школа №9 при ИК-43».

Обществознание.

6 – 9 классы, 144 часа

для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Обсуждена на заседании

методического объединения

Протокол №

от «  »               2013 года

председатель МО

___________Болдырева Н.И.

                                                                                                 

                                                                                   

                                                                                                   Составитель

                                                                                                  Чернусская И.А.

                                                                                                   учитель истории

Утверждена

педагогическим советом

Протокол №    от_________

Директор школы

___________Субботин А.П.

                                                    Кемерово 2013 год

                                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н.Боголюбова.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

         Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Обществоведение. Гражданин, общество, государство: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011;

        Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Человек, право, экономика: 7 класс. - М.: Просвещение, 2011;

           Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др. под ред. Л.Н.Боголюбова. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Программа рассчитана на 144 учебных часа, из расчета 1 час в неделю с 6 по 9 класс.

 Целью данной программы по обществознанию, реализуемой в течение четырех лет обучения, является:

         

            - развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

           В ходе достижения данной цели, решаются следующие задачи:

          - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной;

          - развитие личности, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений, в сферах экономической и гражданско-общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.

                                    Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь;

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей з различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (СМИ, учебного текста и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

                                       

                                       Содержание учебного предмета.

                 

                                  РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК.  36 часов

Введение. Различные значения слова «общество». (1 час)

Тема 1. Человек (10 часов)

Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

Человек – личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?

Особый возраст – отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Учимся общаться. Основные правила общения людей друг с другом

Познай самого  себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Учимся познавать и оценивать себя. Оценивание своих возможностей, способностей, достоинств в современном обществе.

Человек и его деятельность. Понятие деятельности. Виды деятельности.

Учимся правильно организовывать свои занятия. Правило организации занятий

Что  человек чувствует, о чем размышляет. Виды  потребностей.

 «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств. Мышление. Высшие чувства.

Учимся размышлять. Анализировать проблему, делать выводы. Основные правила умения

. размышлять.

Тема 2. Семья (4 часа)

Семья – ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Учимся помогать вести семейное хозяйство. Основные правила рачительного хозяина

Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Тема 3. Школа (3 часа)

Профессия – ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

Одноклассники, сверстники, друзья. Понятия одноклассники, сверстники, друзья.

Учимся дружно жить в классе. Правила поведения в классе.

Тема 4. Труд (5 часов)

Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Учимся трудиться и уважать труд. Правила уважения труда.

Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Учимся творчеству. Основные умения развить творчество.

На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.

Тема 5. Родина (6 часов)

Что значит быть патриотом. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну.

Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.     

Гражданин – Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России.

Моя хата с краю?  

Учимся быть достойными гражданами.

Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Учимся уважать людей любой национальности. Правила поведения к людям другой национальности.

Тема 6. Добродетели (6 часов)

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.

Учимся делать добро. С чего начинается доброта.

Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».

Учимся быть терпимыми. Понятия терпеть, терпеливый. Правила терпеливости.

Что такое человечность.  Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.

Повторительно – обобщающий урок.

Итоговый урок.

Зачет (1 час)

 

                                            РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК.  36 часов

Введение. Что изучает курс обществознания в 7 классе. (1 час)

Тема 1. Человек среди людей  (4 часа)

Отношения между людьми. Какие отношения являются межличностными. Виды межличностных отношений.

Ты и твои товарищи. Какие бывают группы. Кто может быть лидером. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.

Зачем люди общаются. Что такое общение. Цели общения. Особенности общения со сверстниками. Культура общения.

Почему нужно быть терпимым? Межличностный конфликт, его развитие. Толерантное отношение к окружающим.

Тема 2. Человек и закон (11 часов)

Что значит жить по правилам. Социальные нормы. Оценка поведения человека с точки зрения социальных норм. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка. Международные правовые документы о правах ребёнка.

Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Кто стоит на страже закона.

.

Защита Отечества. Священный долг гражданина. Военная служба. Подготовка к выполнению воинского долга.

Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Дисциплинарные взыскания.

Виновен – отвечай. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд, прокуратура, нотариус, милиция. Взаимодействие правоохранительных органов. Кто стоит на защите прав несовершеннолетних.

Повторение темы «Человек и закон». Права и обязанности. Механизмы реализации прав и свобод.

Тема 3. Человек и экономика (13 часов)

Экономика и её основные участники. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики. Взаимосвязь производителей и потребителей.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Зарплата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка прибыль. Развитие производства. Затраты производства.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Роль предпринимательства в развитии экономики.

Обмен. Торговля. Реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля, Формы торговли. Реклама. Как обмен решает задачи экономики.

Деньги и их функции. Деньги, функции и формы денег; реальные и номинальные доходы, инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Формы денежных сбережений. Страхование.

Повторение темы «Человек и экономика».

Тема 4. Человек и природа  (6 часов)

Воздействие человека на природу. Бесценный дар или неисчерпаемая  кладовая. Загрязнение атмосферы, почвы, воды.  

Охранять природу – значит охранять жизнь. Что значит, относиться к природе по -человечески. Экологическая мораль.

Закон на страже природы. Природа нуждается в охране. Что подлежит охране. Что может сделать гражданин для защиты природы.

Повторительно   - обобщающий урок.

Итоговый урок.

Зачет (1 час)

          РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО.  36 часов

Введение . Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество. (1 час)

Тема 1. Что такое человек (10 часов)
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.
Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.
Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность
степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.

Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.
Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре
необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность.

 Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Человек и природа (4 часа.)
Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды?
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа
источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.

Тема 3. Человек среди людей (9 часов)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения
деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.
Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм,
конформизм. Свобода личности и коллектив.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь
сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт,
приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность
пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 4. Человек в обществе (11 часов)
Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.
Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие.
Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика
переходного периода в России.
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.
Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? детство
особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.
Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая деятельность: основные условия успеха.
Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально- государственное устройство. Местное самоуправление.
Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека.
Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.

Зачет (1 час)
                                                     

             РАЗДЕЛ 4.  ГРАЖДАНИН. МОРАЛЬ. ПРАВО. 36 часов

Тема 1. Личность и мораль (11 часов)
Личность и моральная ответственность. Что такое личность? Мораль и право
величайшие общечеловеческие ценности. Моральный выбор, моральный контроль.
Что такое мораль? Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Моральные ценности и идеалы. Добро и зло
основные понятия этики. Добро выражение положительных моральных явлений. Зло  нарушение морали. Критерий морального поведения.
Роль морали в жизни человека и общества. Моральная оценка. Мораль
регулятор деятельности. Человек не раб обстоятельств. Роль внутренних духовных убеждений. Воспитательная роль морали.
долг и совесть. Объективные обязанности и ответственность. долг общественный и долг моральный. Совесть
внутренний самоконтроль человека.
Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль. Брак, семья и мораль. Моральный долг мужчины и, моральный долг женщины в семье.
Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек
творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Тема 2. Гражданин. Государство. Право (10 часов)
Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право особый регулятор общественных отношений. Право мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона.
Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок. Преступление. Правоохранительные органы.
Власть и право: право выше власти. Развитие учения о правовом государстве. Соединение силы государства и справедливости права.
Гражданское общество и государство. Общественные объединения граждан.
Правовое государство: сущность и основные признаки. Верховенство права. Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президентства. Становление правового государства в РФ.
Конституция Российской Федерации. На пути к Конституции. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека. Федеративное устройство РФ.

Тема 3. Права человека и гражданина (14 часов)
Гражданин
человек свободный и ответственный. Гражданин человек, имеющий права и ответственный за свои поступки. Высшие проявления гражданственности. Обязанности гражданина.
Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права. Права человека мера его свободы.
Международное гуманитарное право. Необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права.
Частная жизнь гражданина. Основные стороны частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право.
Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Предпринимательская этика.
Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. Духовно богатый человек. Человеческое достоинство.
Свобода совести. Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести.
Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка.
Домашнее строительство. Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет, деловая жилка. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье. Потребитель и его права.
Публичная жизнь. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура гражданина.
Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения гражданских и политических свобод.
Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор. Дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Безработица. Рынок труда.
Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика.
Право на образование. Образование
сочетание интересов личности и общества. Гуманизация образования. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.
Заключение. Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть? Овладение умением совершенствовать самого себя.

Зачет (1 час).

                                                   Основные понятия

      Безработица, биосфера, бюджет, Вселенная, гениальность,  гражданин, гражданское общество, государство, гуманизм, глобальные проблемы, гениальность, гуманизм, деньги,  дисциплина, духовность, закон идеал, индивид, индустриальное общество, конституция, коллективизм, культура, конфликт, лидер, личность, межнациональные отношения, мышление, мораль, налоги, ноосфера, нравственность, НТР, нации, нормы права, общение, общество, отрасли права, отрочество, подросток, постиндустриальное общество, политика, право, предпринимательство, проступок, преступление, предпринимательство, реклама, референдум, самообразование, самореализация, совесть, сознание, способности, симпатия, социальная структура, социальная роль, социальные нормы, талант, торговля, труд, ценности, хозяйство, человек, экологический кризис, эгоизм, экономика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 9 класс. "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"

Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 9 класс. "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"...

Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 10 класс. "Вечерняя (сменна) общеобразовательная школа"

Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 10 класс. "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"...

Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 11 класс. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"

Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 11 класс. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"...

Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 12 класс. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"

Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 12 класс. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"...

Рабочая программа по литературе, 12 класс вечерней (сменной) школы

Рабочая программа по литературе в 12 классе вечерней школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе и опирается на уч...

Рабочая программа по литературе, 12 класс вечерней (сменной) школы

Рабочая программа по литературе в 12 классе вечерней школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, программы по лит...

Рабочая программа по математике для 10-12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений

Необходимость разработки программы «Математика» для  10 -12 классов  вечерней школы  обусловлена отсутствием программы, представляющей предмет «Математика» в качестве единого курса, учи...