Внеклассное мероприятие по литературе и музыке
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме

 Внеклассное мероприятие «Волшебная сила Грига»  (по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)».

Данное мероприятие дает  представление учащимся  о композиторе, о его особенной музыке, на основе анализа рассказа и прослушанной музыки показана  сила искусства.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl_grig1.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  по литературе и музыке

Тема: «Волшебная сила Грига»  (по рассказу К.Г. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»).

Цели: 

1. Дать представление детям о композиторе, о его особенной музыке. 

2. На основе анализа рассказа и прослушанной музыки показать силу искусства. 

3. Воспитывать чувство прекрасного. 

4. Приобщить детей к миру музыки. 

Оборудование: 1. Портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига. 

2. Фортепиано. 

3. Книги писателя. 

Цели учителя литературы:

1. Познакомить учащихся с рассказами, раскрыть смысл произведения. 

2. Раскрыть бескорыстность, красоту поступка композитора. 

3.Воздействовать на детей силами искусства. 

Цели учителя музыки: 

1. Ознакомить детей с личностью композитора. 

2. Показать тесную связь литературы и музыки. 

3. Создать настроение удивительного мира. 

4. Развивать у детей чувство красоты, ощущение целостности мира. 

Ход урока.

I. Сообщение цели и задач урока. 

Учитель литературы. 

Сегодня мы продолжаем изучение творчества К.Г.Паустовского. Мы поговорим о рассказе писателя «Корзина с еловыми шишками», о героине рассказа, о смысле произведения. 

Вы прослушаете рассказ в сопровождении музыки норвежского композитора Э.Грига. 

Учитель музыки. 

Я познакомлю вас с личностью композитора, с отдельными рассказами из его биографии. Вы узнаете, какие музыкальные произведения были написаны композитором, услышите об особенностях характера музыки Э.Грига. На этом уроке вы поймёте, что искусство развивает в человеке способность видеть красоту жизни, природы, мира. 

II. Учитель музыки.

Рассказ о композиторе Э.Григе. 

План.

  1. Творчество Э.Грига неотделимо от его родины. 
  2. Тонкий лиризм, поэтичность сочинений Э.Грига. 
  3. Норвежская природа и картинки народной жизни в произведениях композитора. 
  4. О Э.Григе-человеке. 
  5. Композиторское мастерство. 
  6. Композитор Э.Григ-романтик. 
  7. «Волшебник Григ». 
  8. Торжество дара искусства.

III. Учитель литературы. 

Беседа по рассказу К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 

Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? 

IV. Учитель литературы и учитель музыки. 

Чтение начала рассказа на фоне музыки. 

(Со слов: «Композитор Эдвард Григ…» до слов: «…от птичьего свиста» )

- В описании осени на что обращает внимание автор? Нравится ли ему осень? 

- Именно в прекрасном горном лесу замечательным осенним деньком встретились композитор Эдвард Григ и маленькая дочь лесника Дагни Петерсен. Что, прежде всего, привлекло его в этой девочке? 

- А как вы думаете, почему Григу захотелось посвятить музыку Дагни? 

- Когда девочка приглашает композитора к себе домой, она рассказывает о том, что у них есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Почему она вспомнила именно о них. 

- Что представляет собой квартира Грига? 

- Какие ещё звуки жили в доме Грига? 

V. Чтение отрывка учителем литературы. 

(Со слов: «Рояль мог петь обо всём…» до слов: «…вдруг сразу смолкли.»). 

VI. Исполнение учителем музыки сочинения Э.Грига. 

VII. Учитель литературы. 

- О чём же была музыкальная пьеса, посвящённая Дагни? Что представлял себе Григ, когда писал свою музыку? 

- С чем композитор сравнивал Дагни? 

- Вам понравились эти сравнения? 

- Какое из них вам показалось наиболее ярким и почему? 

«У тебя на сердце расцвёл белый цветок…»-говорит о Дагни Григ. 

- Почему именно этот цвет встречается так часто при описании Дагни? 

- Какой вы представляете себе музыку, посвящённую Дагни? 

- Помните, кто были самыми любимыми слушателями Грига? 

- Что мы узнаём о Магде и её муже? 

- А помните о необычайном развлечении Нильса? О загадочной комнате Магды? 

- Случайно ли, то, что Дагни увлеклась театром? Почему она плакала после спектаклей? Как к этому относились Магда и её муж? 

- Что Нильс говорил музыке? Как вы понимаете эти слова? Почему Магда звала своего мужа «чердачным философом»? 

- На кого была похожа Дагни, по словам Нильса? 

- А увертюра – это вступление к музыкальному произведению. Так почему Нильс употребляет такое сравнение? 

- А с кем Нильс сравнивает Магду и почему? 

- Как, по-вашему, случайно ли автору приходится устроить концерт, на который собиралась Дагни, в июне, в пору белых ночей? Помните, как она оделась на концерт и почему? 

- Давайте прочитаем, как Дагни слушала пьесу, посвящённую ей. Что скажете? 

VIII. Учитель литературы читает отрывок на фоне исполнения музыки учителем. 

(Со слов: «Сначала она ничего не слышала…» 

До слов: «…загремели аплодисменты»). 

IX. Учитель литературы. 

- Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так взволновала девушку? 

- Только ли воспоминания? 

- Как вы думаете за какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига? 

- Послушаем вместе заключительные строки рассказа. 

(«Дагни шла по пустынным улицам. Нильс, стоящий поодаль, услышал её смех и пошёл домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь не пройдёт даром»). 

- Как вы думаете, за что любила жизнь Дагни? 

- Почему Нильс, а вместе с ним и писатель решили, что жизнь Дагни не пропадёт даром? 

X. Учитель литературы. 

Вывод: 

Замечательный американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал как-то: «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали или сожаления, люди и места…». 

- А что осталось у нас в душе после того, как мы прочитали, обсудили этот рассказ? 

XI. Учитель музыки. 

- Каково значение музыки в жизни человека? 

- Что вы узнали о композиторе и его музыке? 

Вывод: 

Эдвард Григ был романтиком и его эстетика и этика зиждятся на вере в незыблемость добра и справедливости, уверенности в том, что равновесие и гармония, даже грубо нарушенные, обязательно восстановятся. 

Музыка была для Грига средством выразить свою прекрасную душу – яркую и ранимую. 

Окрылённая благодарная душа способна совершить чудо. Музыка, посвящённая дочери лесника Дагни Петерсен, прозвучала спустя десять лет после их единственной встречи, когда Грига уже не было в живых, утверждая бессмертие души и победу «того прекрасного, чем должен жить человек». И в этой победе – торжество великого Божьего дара – дара искусства, зовущего за собой «в ту страну, где никакие горести не смогли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья…» 

- Звучит концерт Э.Грига для фортепиано с оркестром. 

XII. Оценки за урок. 

XIII. Домашнее задание.

  1. Нарисовать портрет Дагни, иллюстрацию крассказу. 
  2. Прочитать повесть «Золотая роза» К.Г.Паустовского.

P.S. На уроке прозвучала музыка, были исполнены фортепианные сочинения Э.Грига, а также прозвучал фрагмент концерта для фортепиано с оркестром (грамзапись).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа в литературе, живописи, музыке". Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Цели:Øобучение выразительному чтению;ØУчить слушать и понимать музыку;ØУчить видеть картины природы;Øблагодаря образному слову писателя,  учить чувствовать и понимать прекрасное.Оформление: на ка...

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Внеклассное мероприятие по литературе и музыке

Внеклассное мероприятие  по литературе и музыкеТема: «Волшебная сила Грига»  (по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»).Цели:1. Дать представление детям о композиторе, о его...

внеклассное мероприятие к уроку музыки в 6 классе "Музыка Рождества"

мероприятие подготовлено совместно с учащимися, которые ведут это и мероприятие самостоятельно....

Внеклассное занятие по литературе «Нарисуем музыку (нарисуем чувства) по стихотворению К.Д.Бальмонта «Снежинка» для учащихся 6 класса

При изучении стихотворения К. Бальмонта "Снежинка" необходимо: способствовать правильному эстетическому восприятию стихотворения; объяснять выразительную сторону словесного искусства; вводи...