Программа литература 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Марина Валерьевна Жилина

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl._liter_rabochaya_programma.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе

8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 6-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2005

2) Государственного стандарта общего образования,

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

Цели.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

В 8 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Список учебно-методической литературы

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др.  – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004

  1. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
  2. Ерёменко Н.И. Нестандартные уроки литературы. 8-9 классы. /Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
  3. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  5. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.
  6. Репин А.В. Литература. 8 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007.
  7. Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003.

1)Тесты к школьному курсу: Литература. 8 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

2) Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для са-мостоят. Работы учащихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995

3) Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной. «Литература. 8 класс»/ Б.А. Макарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8-м классе  

№/№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата

Информационно-технологическое оснащение урока

План

Факт

Раздел 1. Введение -1

1.

Введение. Русская литература и история.

1

                                                                                              Устное    народное   творчество - 2

2.

В  мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр.  Кубан. Сказки и другие жанры фольклора Кубани

1

Презентация

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Кубан. Легенды и предания Кубани

1

Презентация

                                                                                                   Раздел 2. Из древнерусской литературы – 2      

4.

Из «Жития Александра Невского».  Бранные подвиги и духовный подвиг. Художественные особенности воинской повести и жития.

1

Аудиозапись, картины: Г.Семирадский «Александр Невский принимает папских легатов», В.Серов «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища»

5.

 «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных  событий – новшество литературы XVII века. Сатира на судебные порядки.

1

Гравюры XIX века

                                                                                               Раздел 3.  Из литературы XVIII века - 3

6.

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.

1

Аудиозапись, портрет

7.

 «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

1

Аудиозапись, сюжетные картинки

8.

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина  

« Недорсль». Особенности анализа эпизода драматического произведения.

1

 Сюжетные картинки

                                                                                             Раздел 4.   Из литературы  XIX века – 33

9.

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни.

1

Аудиозапись, портрет

10.

«Обоз» Критика вмешательства Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни.

1

Аудиозапись, сюжетные картинки

11.

К.Ф.Рылеев. Автор дум и сатир. «Смерть Ермака». Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы.

1

Аудиозапись, портрет

12.

А.С.Пушкин. Кубан. Пушкин на Кубани «Туча», «К***», «19 октября». Основные темы и мотивы лирики.

1

Аудиозапись, портреты А.С.Пушкина  разных художников

13.

Рассказ об отношении поэта  к истории и  исторической теме в литературе.

1

Картинки с изображением бытовых сцен XVIII-XIX веков

14.

«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

1

Портрет Пугачёва

15.

 «Капитанская дочка». Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова

16.

Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова

17.

Маша Миронова – нравственная красота героини.

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова

18.

Историческая правда и художественный вымысел в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова,  аудиозапись

19.

Фольклорные мотивы в романе.

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова,  аудиозапись

20.

Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

21.

 «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании повести. Композиция повести. Система образов-персонажей

1

Сюжетные картинки

22.

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам. Кубан. Лермонтов и Кавказ

1

Аудиозапись, портрет

23.

«Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1

Сюжетные картинки  И.Тоидзе

24.

Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный романтизм.                                                                                                                                                                                                                                                

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

25.

Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

26.

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

1

Аудиозапись, портрет

27.

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания комедии.

1

Сюжетные картинки П.Боклевского, аудиозапись

28.

Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы.

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

29.

Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

30.

Поворот русской драматургии к социальной теме.

Подготовка к домашнему сочинению.

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

Домашнее сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

31.

Н,В, Гоголь. «Шинель». Образ  «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица .

1

Сюжетные картинки  по  произведению,  картины с изображением Петербурга.

32.

Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.

1

Сюжетные картинки  по  произведению,  картины с изображением Петербурга.

33.

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе.  «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая  сатира на общественные порядки.

1

Аудиозапись, портрет

34.

Гротескные  образы градоначальников.

Пародия на официальные исторические сочинения.

1

Сюжетные картинки  по  произведению,  

35.

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе «Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа.

1

Аудиозапись, портрет

36.

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала».  Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

1

Аудиозапись, портрет

37.

«После бала». Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.

1

Сюжетные картинки  по  произведению Г,Гильберта  

38.

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

39.

Кубан. Л.Н.Толстой. «Хаджи Мурат».

1

1

Фотоснимки с изображением Ясной Поляны

40.

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье.

1

Аудиозапись, портрет

41.

«О любви». Психологизм художественной литературы. Кубан. Чехов и Кавказ

1

                                                                                               Из русской литературы XX века - 20                                     

42.

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.  «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях.  

1

Аудиозапись, портрет

43.

А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания,  любви и счастье в семье.

1

Аудиозапись, портрет

44.

Сочинение «Что значит быть счастливым?»  (по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна).

1

Презентация

45.

А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

1

Аудиозапись, портрет

46.

Кубан. М. Горький в нашем крае (по рассказам «Чужие люди», «Два босяка»)

1

47.

С.А.Есенин.  Краткий рассказ о поэте. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Кубан. Есенин и Кавказ

1

Аудиозапись, портрет

48

Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А.Есенина.  

Кубан. Роль казаков в освоении новых земель (А. Баева «Ермаков поклон»)

1

Презентация

49.

И.С.Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Кубан. Диалог с писателем (по произведениям Ю. Сальникова).

1

Аудиозапись, портрет

50.

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1

Портреты, зарисовки О.Верейского

51.

Журнал «Сатирикон».  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.

1

Портреты, сюжетные картинки по произведениям М.Зощенко

52.

Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни».

1

53.

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе

1

Аудиозапись, портрет

54.

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Тёркин». Поэтическая энциклопедия ВОв. Тема  служения Родине.

1

Аудиозапись, портрет

55.

Новаторский характер Василия Тёркина;  правда о войне в поэме. Картины жизни воюющего народа.

1

Презентация

56.

Композиция и язык поэмы Юмор. Связь фольклора и литературы.

1

Аудиозапись

57.

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Возвращение».  Утверждение гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Нравственная проблематика  рассказа.

1

Аудиозапись, портрет, иллюстрация по произведению И.Пчёлко

58.

Стихи и песни о ВОв. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Кубан. «У юнги тоже сердце моряка» (Г. Соколов «Малая земля»)

1

59.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография,  на которой   меня нет». Автобиографический характер рассказа.

1

Аудиозапись, портрет

60.

Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей  ХХ века»

1

Фотографии военных лет

61.

Русские поэты о Родине, родной природе. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

1

Фотографии,  пейзажные зарисовки  Саврасова, Шишкина.

Из зарубежной литературы – 7

62.

У.Шекспир Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира..  

1

Аудиозапись, портрет

63.

Сонеты У.Шекспира.  Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

Гравюры

64.

Ж.-Б. Мольер . «Мещанин во дворянстве» . Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

Гравюры с изображением сцен комедии Мольера.

65.

Особенности классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл комедии.

1

66.

Дж. Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство общества

1

Рисунки учеников по произведению

67.

В. Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Главные герои и события.

1

Картины с изображением рыцарских турниров

68.

Итоговый урок. Литература и история в произведениях, изученных в  8 классе.

1

Презентация

Сочинений 6:  классных – 5 , домашних – 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...