Урок-мастерская "Что в образе тебе моем?" для 10-11 классов. Литература.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Аксёнова Ольга Раисовна

 

Урок - мастерская "Что в образе тебе моем?" - это один из уроков цикла, посвященного образу Петербурга.Старшеклассники знакомятся с современной рок-поэзией,где представлен очень ярко образ Петербурга, соприкасаясь с лучшими образцами классической  питерской поэзии. Итогом каждого урока  является письменная работа, которая возникает как результат накопления образов и слов. Очень важно, чтобы тексты звучали, ответы сравнивались и добровольно обсуждались. Учитель лишь направляет работу и участвует в анализе письменных работ. Интересной работу делают комментарии современников, различные аргументы и факты, где представлены тексты, которые необходимы для выполнения творческого, исследовательского задания.

    Вымышленные герои-помощники Саша и Настя своими диалогами формируют старшеклассников в культурном плане, расширяя кругозор в области явлений литературы, истории, музыки и искусства в целом, прививая уважение к русской культуре.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обращение

     

   Приветствую тебя, мой друг! Ты меня                        еще не знаешь, но позволь, я буду называть тебя именно так. Представлюсь. Меня зовут Саша       Жигулин. Я ученик 10 «Б» класса обыкновенной питерской школы. Я современный молодой человек, самостоятельно и иронично мыслящий и,

конечно, большой любитель музыки, и, в первую очередь, рок-музыки.

  Прежде чем я изложу суть дела, я

 скажу, что представляю тебя как конкретного человека, с которым можно прямо и откровенно поговорить об истинных и мнимых ценностях в литературе, музыке, искусстве в целом. да и в жизни вообще. Ты можешь быть парнем со средними возможностями, но с креативным подходом. А можешь быть девушкой, возможно, отличницей, со здоровыми эмоциями.

    Именно такими мы были, когда получили свое задание. Мы?! Это я и Настя  Корчагина, моя одноклассница, отличница учебы,  спортсменка и просто красавица. Как видишь, не придраться.

    Был обычный будний день. Урок литературы. Пять минут до конца урока. Елена Николаевна, наша учительница по литературе, дает задание на дом: «Образ Петербурга в современной литературе». И тогда я подумал: «Наконец-то что-то «живое», волнующее. Тем более Петербург, город-история, город-миф, мой город».

    В моей голове уже зрел план, как Елена Николаевна стала объединять нас в пары для дальнейшей работы, сейчас это модно в методике. Так вот, моей напарницей оказалась никто иная как Настя Корчагина, отличница, спортсменка..., вобщем не придраться. В чьей голове были не менее гениальные мысли. Я не знаю почему меня так это задело тогда, ведь Настя прекрасный человек, который умеет работать, а главное, у нее есть удивительное свойство: находить выход из любой ситуации.

  • Спасибо, Саша!
  • Пока в наших головах только мысли, и у каждого свои. Теперь ты понимаешь свою роль?! Настя объяснит лучше.
  • Ты, вроде нашего камня преткновения, экватора между Северным и Южным полюсами.
  • Тема интригует, а вместе и работать интереснее и разобраться легче. Я и Настя будем везде сопровождать тебя. Конечно, сами мы не справимся, нам понадобятся советы классика (СК), аргументы и факты (АиФ) и комментарии современников (КС).
  • И пусть откроется нам мир прекрасного, где Петербургу место есть!  

Тема: «Что в образе тебе моем?»

Ты знавал этот город туманов,

                       Город холода, мглы и тоски?

                                                                                                    П. Якубович

                                                                                  Сказочный город, 1883

Н - Итак, задание есть. Напомню: «Образ Петербурга в современной литературе». Ну, и какие мысли?

С - Обратим внимание на саму формулировку темы и подумаем о ключевом слове «образ».

Н - У нас есть первое задание для тебя.

1.Подбери слова-ассоциации к слову «образ» и попробуй дать ему толкование.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Н - А пока вы с Сашей работали над образом, я работала со словарем1:  

          Образ- картина, созданная при помощи вымысла и имеющая

                       эстетическое значение.

С - Значит, образ – это вымышленная картина кого-то или чего-то и созданная кем-то. Я ничего не напутал?

Н - Да, «содержательно»! В свою очередь дополню, что образы, рожденные человеком, у каждого свои. И чем индивидуальней и эмоциональней человек, тем насыщенней образ.

2. А какие образы возникают у тебя при произнесении слова Петербург? Запиши их.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

----------------------------------------------

1Краткий словарь литературоведческих терминов. - М., 1978

С - И наша литература хранит не мало образов Петербурга художественно воплощенных в лирике и прозе. В памяти всплывают сразу несколько фамилий: А.Пушкин, Н.Гоголь, Ф.Достоевский, А.Блок, Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.                

 

Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос» и, наконец, «Шинель», казалось, убедительно подтверждали это. Но эта тема была разработана до него в жанре петербургской повести еще А. С. Пушкиным.

Н - Если ты помнишь, впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах «Евгений Онегин». А потом наблюдаем эту тему в повести «Медный всадник».

С - Стоп! Причем здесь Пушкин, когда мы говорим о современной литературе?

Н - Саша, все новые формулы – старинные рецепты. И еще «все новое – это хорошо забытое старое», не помню, кто сказал. К тому же, как ты собираешься говорить об образе Петербурга, не проследив, как менялся этот образ в творчестве писателей разных периодов?

С - Убедила. Рассмотрим образ Петербурга на примере трех произведений   А. С. Пушкина: «Медного всадника», поэтической миниатюры, посвященной Анне Алексеевне Олениной, и «Евгения Онегина».

3. Прочитай приведенные ниже тексты и выбери наиболее близкий тебе образ.  

1.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный…

          («Медный всадник»)

2.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит –

Все же мне вас жаль немножко,

Потому что здесь порой

Ходит маленькая ножка,

Вьется локон золотой.

      («Город пышный, город бедный…»)

3.

Еще бокалов жажда просит 

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

(…)

Все было тихо; лишь ночные

Перекликались часовые,

Да дрожек отдаленный стук

С Мильонной раздавался вдруг,

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит

(…)

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы…

       («Евгений Онегин»)

4. Из понравившегося произведения выпиши все ключевые слова, которые помогают при создании образа.

 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Н - Саш, а тебе не кажется, что создание образа в поэзии намного сложнее, чем в прозе?

С - Почему?

Н - На этот вопрос, я думаю, ответит наш друг.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КС «…лирический принцип освоения жизни… тяготеет к всеохватности, к широким обобщениям»  (Мотольская Д. К., Соколова К. И. Специфика поэтических родов и задачи анализа. Лирическое произведение // Пути анализа художественного произведения. – М.,1981)

С-Н. П. Анциферов заметил: «А. С. Пушкин является в той же мере творцом образа Петербурга, как Петр Великий – строителем самого города».

Каково твое отношение к такому замечанию ученого-краеведа Н. П. Анциферова? Свой ответ обоснуй.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

КС «В процессе поиска пути образ внешнего, общая мысленная картина окружающего материального мира в сознании человека оказывается важнейшим ориентиром. Этот образ одновременно результат и непосредственного ощущения, и памяти о прошлом опыте, и он равно имеет значение как для осмысления информации, так и для руководства к действиям». 

                                                                                        (Кевин Линч)

5. В приведенных ниже комментариях подчеркни слова и словосочетания, характеризующие город.

А вот как этот процесс описывает Джонатан Рабан: «Большие города в отличие от деревень и маленьких городов пластичен по своей природе. Мы отливаем их в наши образы – они в свою очередь формируют нас. (…) Город, как мы могли бы его вообразить, пластичный город иллюзии, мифа, томления, кошмара существует как реальный, возможно, более реальный, чем застывший город, каким он представлен на картах, в статистических отчетах и в монографиях по городской социологии, демографии, архитектуре».

Об отношении Пушкина к Петербургу свидетельствуют следующие строки из письма к шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу от 21 апреля 1828 года: «Так как следующие шесть или семь месяцев остаюсь я, вероятно, в бездействии, то желал бы я провести сие время в Париже, что, может быть, впоследствии мне уже не удастся».24 января 1828 года – П.А. Осиповой в Тригорское: «Дельвиг расскажет вам о нашей жизни в Петербурге. Жизнь эта, признаться, довольно пустая, и я горю желанием так или иначе изменить ее… Признаюсь, сударыня, шум и сутолока Петербурга мне стали совершенно чужды – и я с трудом переношу их. Я предпочитаю ваш чудный сад и прелестные берега Сороти».

С- Да, эти письма свидетельствуют о том, что Пушкина тяготит атмосфера города.

Н- Но, однако, «шум и сутолока Петербурга» не мешают Пушкину работать над седьмой главой «Евгения Онегина», в три недели закончить поэму «Полтава», писать стихи.

6. Письменно ответьте на вопрос: каков образ Петербурга  у А.С. Пушкина? Для ответа используй слова и словосочетания, выделенные тобой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Н- Создавая образ города писатель использует воображение (вымысел) плюс история (факты), образующие сложное единство, которое в свою очередь наслаивается на жизненные представления любого читателя, их обогащая.

С- Теперь я понимаю, почему при обсуждении образов в том или ином произведении в классе возникает столько различных видений!

Н-Такие образы как Петербург заключают в себе повышенный объем культурной памяти. И такой образ всегда уникален.

С- Да, у такого города как Петербург не только богатая история, символичное расположение и особенные  климатические условия, но и необыкновенная архитектура и «образцовая» литература.

Н- Своеобразным завершением наших размышлений может стать  создание твоего образа Петербурга.

7. Получив некоторые сведения о работе над созданием образа, ты осмысленно подойдешь и к сотворению образа Петербурга. И самое приятное, что это будет только твой образ. Создай свой образ Петербурга в диалоге с образом пушкинского Петербурга. Озаглавь текст.

____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Исследование "Образ лошади в казачьей культуре и литературе"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №6городского округа город УрюпинскВолгоградской области     Исследованиена тему:« Обр...

Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.

Предлагаемый  урок  разработан  с учетом современных требований ФГОС по технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...

Учебный проект "Что в образе тебе моём?"

Данный учебный проект осуществляется с учащимися при изучении темы " Отдел Покрытосеменные".Дидактическими целями данного проекта являются развитие познавательного интереса , исследовательских и творч...

Презентация "Что в образе тебе моём?"

Презентация рассчитана на использование наглядных средств на уроке литературы к учебнику Г.С. Меркина (1 часть)...

Урок литературы «Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского» 9 класс

Урок проведен в рамках школьного этапа конкурса педагогического мастерства "Учитель года 2018"...

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...