Исследование "Образ лошади в казачьей культуре и литературе"
творческая работа учащихся по литературе (5 класс) по теме

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

городского округа город Урюпинск

Волгоградской области

 

 

 

 

 

Исследование

на тему:

« Образ лошади в казачьей культуре и литературе»

 

Выполнил:

ученик 5 «б» класса

Соловьев Виталий

Руководитель:

Кравцова Елена Андреевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                                                    

2012 год

Содержание

IВступление                                                                      3 стр.

IIЗаглянем в историю                                                       5 стр.

IIIКонь в казачьей культуре                                             6 стр.

IVОбраз лошади в литературе

  1. Сказочные кони                                                           9 стр.
  2. Сказочные лошади. Таблица сравнений                   12 стр.
  3. Образ лошади в литературных произведениях        20 стр.

VВывод                                                                              24 стр.

Используемая литература                                                 26 стр.

Приложение                                                                        27 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IВступление

Во многих произведениях русской литературы, которые мы изучаем в школе, есть образ какого-нибудь животного, например, собаки: И.С. Тургенев «МУМУ»,А.И. Куприн «Белый пудель»,Г.Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»,А.П. Чехов «Каштанка»,Дж. Лондон «Белый Клык»,Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге».

Но не только этих животных изображают писатели в своих произведениях. В рассказах, повестях, стихотворениях часто встречается другое животное – лошадь.

Актуальность работы: Я живу в казачьем крае, часто с родителями мы ездим на конюшню к папиному другу (Приложенение №1), всегда восхищаюсь красотой и грациозностью этих прекрасных животных, поэтому мне стало интересно узнать, какое значение имела лошадь в казачьей культуре и в каких произведениях литературы авторы сумели рассказать об этих удивительных созданиях. Сегодня увидеть лошадь – большая редкость, и только произведения русской литературы доносят до нас этот образ.

Цель исследования:рассказать более подробно об этих удивительных животных, о путях, которые они проходят вместе с людьми.

Задачи исследования:

• найти и проанализировать произведения литературы,   в которых дается описание лошади;

•определить место лошади в казачьей культуре;

•увидеть особенности изображения человека и животного;

• ответить на вопрос: « Какой нравственный урок дают писатели в литературных произведениях о животных?»;

• проиллюстрировать произведения, посвященные лошадям.

При написании работы использованы методы: словесный (беседа, работа с книгой), эмпирический (наблюдение),   наглядный ( иллюстрации), практический (рисунки).                                     

Нельзя не заметить, что в работе будут в разных вариациях чередоваться слова “конь” и “лошадь”, поэтому вспомним их этимологию.

В.И.Даль пишет так: “Конь — м. стар. комонь, славнс. клюся, стар. араб. фарь; лошадь добрая, не кляча”. А что же “лошадь”? Ещё 235 лет назад А.П.Сумароков предположил и обосновал версию, что “от новых татар, принявших слово лошадь, коня в неё превратили... Ибо в наших славянских книгах конь лошадью никогда не назывался (от АЛАША — мерин+АТ — конь)”. А вот учёный Г.Ф.Одинцов обосновал чисто славянское происхождение этого слова от почти исчезнувшего прилагательного лоший — “плохой” (чтобы ввести в заблуждение злых духов). Лошадь же, вообще конь: особ. не жеребец и не кобыла, мерин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IIЗаглянем в историю

С каждым годом человек всё более совершенствуется, он движется по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое верит и создаёт своими руками для себя и своих поколений. Никогда не стоит забывать своё прошлое наследие. Вот и мы вспомним, как жили русские люди, кто был им в хозяйстве подмогой, верным другом в битвах, “собеседником” на привале... В общем, поговорим о конях (лошадях), которые вплоть до 30-х годов XX века были основным транспортным средством и главным помощником крестьянина в сельскохозяйственных работах. Лошадей холили, любили, их ценили очень дорого (в начале XVIII века за боярскую лошадь давали около 20 рублей, простая стоила 4 рубля, а лучшие “аргамаки” — 100 рублей; ни за одного крепостного не дали бы такую сумму).

Лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.

На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру (живопись, ваяние, художественную литературу).

Во всех странах конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь — символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои — былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

III Конь в казачьей культуре

На Дону отношение к коню было иным. (Приложение №2) Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить». Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий. В старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены.

    Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям. Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, условно конные игры разбивают на скачки и джигитовку. Различие это проявляется в том, что джигитовка преимущественно устраивалась по случаю радостных событий семейного или общественного быта, а скачки, как правило, в цикле похоронно-поминальной обрядности. ( Приложение №3)

Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток, когда всадники хлещут друг друга. Скачки выполняли важную ритуальную роль, так как на территории Области Войска Донского сформировался настоящий культ коня, связанный как с традициями древнерусских дружинников, так и с укладом степных кочевников. Интересно отметить, что в 1836 г. царское правительство распорядилось учредить конные скачки на Дону, с целью устройства войскового конезаводства. «Дабы донские лошади по своей легкости, силе и крепости во всех отношениях соответствовали бы потребностям казачьей службы и во время компаний способны были бы переносить необыкновенные труды, с сею службой сопряженные».

       Военный совет отметил, что «для донских лошадей предназначено суровое степное воспитание, которое приучает их к нуждам и непогодам. Без сомнения требуется также, чтобы лошади Донские вместе с силою и крепостию, имели и достаточную быстроту, но в той только мере, в какой это возможно при их суровом воспитании.

Выездка коня у казаков начиналась с малолетства (…лет пять-шесть было, ухватишься за ногу, где за гриву, залезешь, слетишь на солому и опять карабкаешься…) и заканчивалась показом приобретенных навыков на празднике, смотре, войсковых или станичных скачках, которые все равно приурочивались к какому-либо праздничному событию. (Приложение №4) Демонстрация приобретенных достоинств происходила в обрядовой обстановке.

Дети самостоятельно часто устраивали скачки, когда пасли лошадей в степи. «Там, в степи нас никто не видел, и мы устраивали между собой скачки. Чаще всего, когда гнали лошадей с пастбища».
Использование коня в обрядах отмечают на Масленицу и в весенние праздники, когда устраивались скачки, рубка лозы, джигитовка.
На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на костер, они должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных».

    В советское время скачки, джигитовка проводились на 1 мая и 7 ноября, причем, не только в казачьих станицах, но и в крестьянских слободах и селах. Джигитовка включала в себя различные воинские упражнения, такие как управление конем и телом, а также оружием.

     Игры и увеселения Донцов немногочисленны, неразнообразны теперь, как в старину, но живо отражают в себе направление духа и образ их жизни; воинственное молодечество смешивается в них с пастушескою и сельскою простотой. Замечательнейшие из увеселений суть: скачки на мишень, стрельба из ружей и пистолетов, борьба мужчин, беганье в запуски и богатырские казачьи песни, хороводы и пляска девиц. Навыки в обращении казаков с конем естественно использовались в боевых действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место, конные казаки устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IVОбраз лошади в литературе

1Сказочные лошади

Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом.

Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко.(Приложение №5) В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая - серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны.

Разнится также описание того, как Иван-дурак стал хозяином Сивки-бурки. В одном сказании он получает коня в дар от покойного отца за то, что исполняет его волю и ночует на могиле старика. В другом Сивко верно служит Ивану взамен за то, что тот, поймав коня когда тот топтал поле с пшеницей, отпускает его. Но в обоих вариантах сказки главный герой становится красавцем после того, как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез». Затем Иван-дурак на коне едет ко дворцу. Там Сивко-бурко допрыгивает до окна царевны, что не может сделать ни один обычный конь, и Иван достает вышитый портрет (либо кольцо) царевны. Сивко-бурко стал прототипом Конька-горбунка из одноименной сказки Ершова (Приложение №6).

Однако в гениальном произведении Ершова прослеживаются мотивы еще одной русской народной сказки. Это «Жар-птица и Василиса-царевна». В этом сказании богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку, чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит его в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь и стрелец после того, как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сварился в горячей воде.

Еще один богатырский конь с силой волшебника – это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Этого коня Ивану-царевичу дарит баба-яга, но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки его совету, целует девицу-Синеглазку.

Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича – Бурушку. Бурый цвет коня неслучаен. По народным верованиям коричневый наряду с красным – это цвет крови. В старинных заговорах воплощением крови был «карый конь». Так что Бурушка – это олицетворение сил крови и жизни. Этот конь принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея. В этом сюжете прослеживается мотив еще одной мифической битвы – Георгия Победоносца со Змеем. Конь Георгия тоже помогал ему, затаптывая врага.

Аналогичный сюжет наблюдается в сказке «Иван Быкович». В ней конь богатыря имеет такую силу, что его можно удержать, только сковав цепями. Конь приходит на выручку хозяину в самый критический момент боя, когда Ивану Быковичу грозит неминуемая смерть от змееобразного чудовища. Спущенный с цепи, конь прибегает на место битвы и бьет чудовище копытами.

Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.

Глубокий, до конца неразгаданный смысл, народная мудрость вложила в трех коней из сказки «Василиса Премудрая». Эти кони окрашены в красный, черный и белый цвета и везут на себе всадников таких же цветов. Всадники служат бабе-яге. Она объясняет Василисе, что красный всадник на красном коне – это солнце красное, черный – ночь темная, а белый – день ясный.

Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Таблица сравнений лошадей в литературных произведениях и существующих в реальности

    Лошади и кони фигурируют как герои литературных произведений, песен, народных сказок, былин и преданий многих народов мира,  в пословицах и поговорках.

   Существует огромное количество пород и мастей лошадей, каждая из которых по - своему хороша. Читая какое-нибудь литературное произведение, где описываются лошади, даже порою и сказочные, можно представить примерно какими они могли быть и чем они похожи на лошадей, существующих в жизни.

Все лошади в сказках разные. Я попытался проанализировать несколько народных и литературных сказок, чтобы сравнить главных героев этих произведений – лошадей с реальными прототипами и существующими породами.

 

Сказочный персонаж

«Счастливо, Ивушкин!»

...Самое ужасное, что во всех этих трехкомнатных квартирах люди почему-то не держат лошадей…Теперь …что-то плохое обязательно случится с Лушей….

Списанные, значит, негодные, ненужные, ничьи. Но Луша!!! Луша умница, труженица, добрая, такая рассудительная, любимая… Ивушкин ее любил, потому что Луша его друг.

Луша скосила на Ивушкина большой лиловый глаз, передернула серой в светлых пятнышках шкурой, махнула хвостом,...

…А уж как она любила Ивушкина! Они вместе неслись через луг ...и на душе у обоих становилось весело, легко и разноцветно….А зимой! Ивушкин насыпал Луше овса, садился рядом на скамеечку, и они с Лушей беседовали...

…А что же теперь получается? Вся семья уедет в город, а она останется одна - голодная, холодная, печальная и никем не любимая? Брошенная? "Так не бывает, - думала Луша. - Разве своих бросают?"

…папа, мама и мальчик с букетом свернули в переулок и дошли до ворот с вывеской "Садово-парковое хозяйство". В это время …из низ выезжала ...запряженная в телегу серая со светлыми пятнышками лошадь.

Существующая масть или порода

imageimage

Масть серая в яблоки.

По серому фону разбросаны белые пятна. В молодом возрасте яблок больше и они темнее. Ближе к старости у некоторых лошадей они пропадают и лошади становятся светло-серыми или серыми в гречку, а у других яблоки и насыщенный серый цвет сохраняется до конца жизни.

Астрид ЛИНДГРЕН

«Пеппи длинный чулок»

На окраине одного маленького шведского городка вы увидите очень запущенный сад. А в саду стоит почерневший от времени ветхий дом. Вот в этом-то доме и живет Пеппи Длинныйчулок…

...Вилла «Курица» — так назывался этот старый дом…

...Пеппи могла бы шутя поднять лошадь,  если б захотела, — и  знаете,  она  это  часто проделывает.  Ведь у  Пеппи есть лошадь,  которую она купила в  тот самый день,  когда поселилась в своей вилле.  Пеппи всегда мечтала о лошади.  Лошадь живет у нее на террасе. А когда Пеппи хочется после обеда выпить там чашечку кофе,  она,  не долго думая, выносит лошадь в сад.

 

Существующая масть или порода

imageimage

Чубарые (крапчатые, пятнистые) лошади -яркая экзотическая масть

Народная СКАЗКА

«Сивка-БУРКА»

Жил-был старик; у него было три сына…

Третий сын Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел…

Старик свистнул - гайкнул богатырским посвистом:

- Сивка-Бурка, вещая каурка! Встань передо мной как лист перед травой!Сивка бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом. - Вот тебе, сын мой, добрый конь; а ты, конь, служи ему, как мне служил.

Иван-дурак … поехал в чисто поле, в широко раздолье…

… сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом:

- Сивка-Бурка, вещая каурка! Встань передо мной как лист перед травой!

Сивка-Бурка бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез - напился-наелся, в друго вылез - молодцом оделся, сел на коня и поехал.

Существующая масть или порода

imageimage

Сивая масть - темно серая или вороная с проседью.

Бурая - коричневая масть.

Каурая — «дикая» масть. Окраска - рыжевато-коричневая, грива и хвост темнее корпуса.

Значит, можно предположить, что Сивка-Бурка – это серо – коричневая лошадь с темной гривой и хвостом.

 

Анна СЬЮЭЛ

«Черный красавчик»

  Эта всемирно известная сказочная повесть Анны Сьюэлл об удивительных приключениях, которые происходят в Англии в середине XIX века с конем по кличке Черный Красавчик.Повествование ведется от его имени.

   «Белый чулок на передней ноге и белая звезда во лбу красиво оттеняли мою черную шерсть, которая стала теперь шелковистой и мягкой» - так описывает себя сам Черный Красавчик.

Существующая масть или порода

 

imageimage

 

Лошадь вороной масти с белой звездочкой во лбу и белым чулком на передней ноге. "Звездочки" и так называемые "носочки" или "чулки" бывают у лошадей любой масти.

 

Леонид АРДАЛИОНОВ

«Конь ветерок»

  Жил-был в Волшебной Стране конь Ветерок. Почему его так называли? А как иначе? Ведь с самого раннего детства, когда Ветерок был еще жеребенком, никто и никогда не мог его обогнать. Как игривый ласковый ветерок он летел над землей, едва касаясь ее копытцами.Радуясь собственной удали, Ветерок гордо вскидывал тонкую шею: «И-оо»; и белоснежная грива развевалась, как волосы Морской Владычицы, парящей во время бури над океаном.Когда же Ветерок переходил на галоп, то казалось, что его копыта выстукивают барабанную дробь, и никто в эти моменты, кроме зорких эльфов, не мог различить мелькавших в бешеном темпе стройных ног жеребенка.

Существующая масть или порода

imageimage

Светло-игреневая лошадь

Игреневая масть — рыжая или бурая всегда с белыми или дымчатыми гривой и хвостом. Длинная светлая грива имеет один и тот же цвет в течение всего года.

Константин УШИНСКИЙ

«Слепая лошадь». Сказка.

Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом…

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра – так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади…

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего.

Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?

 

Существующая масть или порода

imageimage

Раз увидев ФРИЗА, ты уже не забудешь эту породу и не спутаешь никогда ни с какой другой. Это совершенно ни на что не похожий силуэт, это мощь в соединении с энергичностью и динамизмом! Эти длинющие вьющиеся грива и хвост: казалось, такое бывает только на картинках в детских книжках сказок, а вот оно - на самом деле! Таких самобытных, ни на кого не похожих пород, как фриз, очень мало. Масть у фриза бывает только вороной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Образ лошади в литературных произведениях

Лошади – удивительные целители не только души, но и тела. Именно через отношение к животному раскрывается человек, проявляются его нравственные качества. Проследим это на примере стихотворения Б.Слуцкого «Лошади в океане»

Лошади умеют плавать,

Но – не хорошо. Недалеко.

«Глория» - по – русски значит «Слава», -

Это вам запомнится легко.

Шел корабль, своим названьем гордый,

Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,

Тыща лошадей толпилась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!

Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище

Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки сели.

Лошади поплыли просто так.

Как же быть и что им делать, если

Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров,

В море, в синем, остров плыл гнедой.

Им сперва казалось – плавать просто,

Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края.

На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая

Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,

Все на дно покуда не пошли.

Вот и все. А все-таки мне жаль их,

Рыжих, не увидевших земли,

Так и не увидевших земли…

 

Человек

жестокий

бесчувственный

равнодушный

бессердечные

Лошади

добрые

доверчивые

беспомощные

беззащитные

 

Разной была судьба как у коней, так и у их хозяев. Ведь не каждый пожертвует своей жизнью ради конька, который “даже не летел, а только земли за ним сзади прибавлялось...”, но не досталось ему это сокровище.  И поэтому не только чувства, а сама мать-природа бунтует против жестокого обращения с нею в образе раненого коня (Мальчика), описанного в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Всё, что произошло в деревне: метель, стужа, неминучий голод, страх за себя и других, — запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь.

Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.

Но может и осчастливить. Например, крестьянских ребятишек, выросших среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле — “днём мухи и оводы не дали бы им покоя”. Как это здорово! Ветер освежает лицо, конь бьёт копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они, наверное, о “прянике конём”. Это же мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». “Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями”, лугами и дорогами...

И ребята, сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся... с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивая, звонко хохочут. Далеко разносится дружный топот — лошади бегут, “навострив уши”. Бесподобный восторг испытывали они, а мы им немного завидуем (не правда ли?), ведь “выгонять перед ночью и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для мальчишек”, когда

Погасло солнце. Тихо на лужайке.

Пастух играет песню на рожке.

Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поёт вихрастый гамаюн.

А эхо резвое, скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым луга.


 

VВывод

Лошади – это сильные, выносливые, грациозные животные. У них очень добрые глаза. Они, как и человек, могут радоваться, страдать, переживать. Мне кажется, что человек должен заботиться о них, ведь они – братья наши меньшие. На протяжении всей своей истории человек окружал себя животными. Вначале это было вызвано лишь корыстными побуждениями: одни помогали на охоте, другие предупреждали об опасности, а третьи облегчали тяжелую работу. Однако со временем, с появлением различной техники, необходимость в этом отпала, но интереса к животным человек не потерял. И ответ здесь надо искать в психологии, которая утверждает, что живые существа рядом с нами играют огромную роль в обеспечении психологического комфорта, а это отличный способ сохранить и физическое здоровье. Лошади – удивительные целители не только души, но и тела.

В своей работе мы  нашли произведения литературы  о лошадях, определили место коня в казачьей культуре, проанализировали несколько сказок, сравнили главных героев этих произведений – лошадей, увидели особенности изображения человека и животного, ответили на вопрос, какой нравственный урок дают писатели, проиллюстрировали анализируемые произведения. (Приложение №7).Из всего вышесказанного сделаем вывод.

•      Человек и животное – это часть природы, они равноправны.

•      Лошадь всегда была и будет полезной человеку, несмотря на развитие              научно- технического процесса.

•      Человек несет ответственность за братьев наших меньших.

•      Человек становится добрее, если он общается с животными .

“Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться... И вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони?!”

Остаётся только восхищаться этим “божьим чудом”, их грацией, чуткостью, вдохновлённостью.

“Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?”

Ответ на этот вопрос дают все русские писатели и поэты, которым знакомы дальние пути-дороги, по которым “летит всё, что ни есть на земле...”

И мы стремимся прикоснуться к этим великим именам, прославившим Русь.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1. Энциклопедия: Гл. ред. С.А. Токарев. Мифы народов мира. / – М.: Рос. Энциклопедия, 1994. – Т I А-К. – 671 с. с ил.

2. Тексты: Русские народные сказки/Сост., вступит. ст. и примеч. В. П. Аникина; Ил. И. Билибина. – М.: Дет. Лит., 1987. – с., ил. – (Сказки народов мира в 10 томах, т.I).

3. Тексты: Русские народные сказки. Дата обращения: 25.02.10. http://hyaenidae.narod.ru/story2/065.html.

4. Исследования: Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки. Дата обращения: 07.02.10. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_....

5. Тексты: Русские сказки. Василиса Прекрасная. Дата обращения: 04.03.10. http://ruskazki.silacheloveka.ru/skazki/ruskazki06...

6. Тексты: Материал по фольклорной практике кафедры истории русской литературы ДВГУ; 1979 п. 5, т. 29.

7. Тексты: Материал по фольклорной практике кафедры истории русской литературы

8.Черницын С.В. Казачьи обычаи и приметы отраженные в фольклоре // Памяти А.М. Листопадова. Ростов н/Д., 1997. С.69.

9.Уарзати В. Символика коня. URL: http:// www.anaharsis.ru./etno

10.Проценко Б.Н. Инициальные обряды как элемент духовной культуры донских казаков. // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион.

11.Афанасьев А.Н. Баснословные сказания о зверях // Древо жизни. М., 1983. С.143.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фестиваль казачьей культуры

 Кубань была заселена людьми около 500 тысяч лет назад…Шли годы, столетия… Эпохи сменялись эпохами. Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племен и народов. Волнами они накатывали ...

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РОЛИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению

Идея Президента России В. В. Путина – сформировать национальный список книг, которые должен прочитать и осмыслить каждый выпускник современной школы, является, безусловно, продуктивной. Этот список до...

"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...

"Традиционная казачья культура"

Мастер-класс для учащихся....

Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...

Мастер-класс "Знакомство с казачьей культурой"

Мастер-класс "Знакомство с казачьей культурой"...