фестиваль казачьей культуры
классный час по краеведению (9 класс) на тему

 

Кубань была заселена людьми около 500 тысяч лет назад…

Шли годы, столетия… Эпохи сменялись эпохами. Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племен и народов. Волнами они накатывали на эти благодатные земли, возникали и исчезали государства и всегда люди, жившие здесь, благословляли благодатные земли Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_kaz.kultury.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущий1.     Кубань была заселена людьми около 500 тысяч лет назад…

Шли годы, столетия… Эпохи сменялись эпохами. Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племен и народов. Волнами они накатывали на эти благодатные земли, возникали и исчезали государства и всегда люди, жившие здесь, благословляли благодатные земли Кубани.

Ведущий 2. Первые люди на Кавказе и Кубани появились в раннем палеолите. (Палеолит – это древний каменный век, который датируется 2 млн. – 12 тыс. лет назад.) Их было очень мало, они занимались охотой, собирательством и селились в небольших пещерах на склонах гор. В тяжелых природно-климатических условиях боролся человек за выживание, за сохранение своего рода. И в этой борьбе накапливались знания, совершенствовались орудия труда. А значит, развивался и сам человек.   Его трудовая деятельность становилась все более разнообразной: к охоте и собирательству добавились приручение, а затем и разведение животных, возделывание земли.

Ведущий 1.  Появление орудий из металла резко изменило жизнь людей. Бронзовый век – это время появления первых государств: меотское, скифское, сарматское. К этому периоду относятся многочисленные древние погребения в курганах, дольменах, в большинстве своем расположенных на территории нашего края. Почему наши предки, жившие в этих краях, тратили столько времени и сил, чтобы насыпать земляные холмы над могилами?

Объясняется это их верой в то, что души живут в загробном мире до тех пор, пока их помнят на земле. Дольмены – ровесники степных курганов, и многие из них строились с той же целью. Дольмен мог служить фамильной усыпальницей, где долгие годы погребались члены одной семьи; существовали дольмены и для одиночных захоронений. Дольмены были не просто гробницами, а служили местом поклонения и совершения особых религиозных обрядов, связанных с культом мертвых.

Ведущий 2. В 6 веке до н.э.  на территории нашего края появились греческие поселения:  Горгиппия, Пантикапей, Гермонасса – в настоящее время Анапа, Керчь, Тамань. В то далекое время было основано Боспорское царство, которое просуществовало почти тысячу лет, оставившее богатейшее культурное наследие. В 10 веке укреплявшая свою мощь Древняя Русь расширяла владения за счет походов воинственных князей. Около 965 года один из них – Святослав – появился со своей дружиной на Тамани, и с этого времени в летописях стало часто упоминаться  новое русское княжество – Тмутараканское, однако  вследствие завоевания Тмутаракань была потеряна Русью.

Ведущий1. В 16 веке у России завязываются отношения с Черкесией. Еще теснее связала адыгов с Московским государством женитьба Ивана Грозного на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова – красавице Кученей. Она была крещена в Москве и стала русской царицей Марией Темрюковной.

Песня «Ликуй, свободная Россия»

Ликуй, свободная Россия                          Там, на горах, и снег, и холод,

Красуйсь на многих ты реках,                  Он нестрашимый казаку.

И просветляйся, как зарница,                    И есть охота еще драться

на горизонтных облаках.                            Нам в героическом полку.

Лелей своих сынов Кубани,                       Мы за свободную Россию

Вскорми  своих ты удальцов,                     Готовы грудью постоять,

Они народные герои,                                   И всю глухую вражью силу

И в них кипит казачья кровь.                      Разбить, рассеять, в плен забрать.

Ведущий 1.  Казак, казачество, казачий край…

Что же означает это с детства знакомое нам слово?

Ведущий 2.  Слово казак – нерусского происхождения. Оно произошло от тюркского корня и взято из киргизского языка. Киргизы с древнейших времен называют себя казаками. Полагают, что слово это перешло к нам от татар, у которых казаками назывались передовые отряды, служившие для разведок неприятеля.

В 1237 году на Русь вторглись несметные полчища монголо-татар, и с этого времени и начались страдания русского народа, жившего по соседству с татарами. Татары часто грабили русские поселения, а защищать их было некому. Особенно часто подвергались грабежам селения Рязанского княжества.

Ведущий 1.  И вот из числа жителей этого княжества стали выделяться люди, которые обязывались следить за кочующими татарами и предупреждать своих поселян об опасности. Для этого они разъезжали по границе и при появлении скопищ татар поджигали заранее приготовленные вехи. По этим сигналам жители убегали и угоняли свой скот в лес.

Сначала таких добровольцев было немного, но стечением времени количество их постепенно увеличивалось. Они собирались в небольшие отряды, избирали себе начальника, называвшегося атаманом, и не только вступали в битву с наступавшими татарами, но и сами нападали на их поселения и угоняли их скот. За свою службу они освобождались от разных повинностей и стали называться казаками.

Ведущий 2.  Постепенно казаки расселились на пограничье Российского государства и несли венную и охранную службу.

Посмотрите сценку «Казачий круг».

Действующие лица исполнители:

Кошевой атаман – главный начальник казачьего войска, пользовался неограниченной властью.

Куренной атаман – начальник отдельного куреня

Писарь – должность казака, который вел все письменные дела казачьего войска.

Писарь: Эй, вы, други – казачки, собирайтесь на круг, будем думу  общую думать, а кошевой атаман примет решение.

Куренной атаман: Мы всегда готовы! Что нам скажешь, кошевой?

Кошевой атаман: Здорово живете, казачки! Благословен, будет наш общий казацкий круг! И хочу я вам, други мои славные поведать, что снова ляхи и татары тревожат наши засеки и нужно нам их примерно наказать, чтоб впредь им было неповадно.

Казак 1. Запиши меня, атаман. Треба мне поквитаться с нехристями.

Кошевой атаман: Добро Микола, делай шаг ко мне.

Казак2. Батько атаман, запиши и меня в войско.

Писарь: Встань обратно в круг,  Василь, молод ты еще, да и то брат сказать, един ты сын в семье, не положено по нашему казацкому уставу.

Кошевой атаман: Ну, что, други, на рассвете выступаем в поход.

Ведущий 1. Во второй половине 18 века в России правила императрица Екатерина 2. Территория страны неуклонно расширялась. Южные границы значительно расширены, нужно позаботиться о заселении новых земель. Мысленно обозревая свои новые владения Екатерина вспомнила о Запорожской Сечи, вольном казачьем государстве. казаки славились отвагой, были хорошими воинами, а ее великую императрицу называли «мамо», когда она с ними встретилась по совету Потемкина.

Ведущий 2.  Но Емельян Пугачев, назвавший себя Петром 3, тоже говорят, казак, кажется донской, вспомнилась жестокость бунта, казни мятежников. Сечь будет постоянным источником беспокойства. Как же поступить с ней?

В 1775 году русские войска заняли Запорожскую Сечь и положили конец ее существованию.

Ведущий 2.  Через несколько лет началась русско-турецкая война, в которой запорожские казаки принимали самое видное участие. За проявленную при этом боевую доблесть все казаки получили особые значки «За храбрость», им были возвращены полковые знамена и войсковая печать с повелением, именоваться Черноморским Войском.

Князь Потемкин: Матушка-Императрица, позволь испросить у тебя позволения на твою Высочайшую аудиенцию по важному вопросу, не терпящему отлагательства.

Екатерина 2. Изволь, князь, говори слово свое важное.

Потемкин. Матушка-государыня, помнится мне, давала ты устное распоряжение относительно казачков и передачи им земельки на Черном море. Нижайшую просьбу передаю тебе от этих казачков в этом вопросе. Подпиши указ, не оставь позабытыми заслуги казаков в борьбе с турками, отдай им земли на Тамани и берегах Кубани. А они верой-правдой будут охранять сии земли от всяких ворогов.

Екатерина 2. Быть по сему, князь, убедил ты меня своим словом. Сегодня же напишу Жалованную грамоту казакам, на переселение  в те земли, о которых ты говорил.

(зачитывается Указ Екатерины2)

Ведущий 1.Запорожские казаки, после четырехмесячного пребывания в Петербурге получили-таки грамоту от императрицы на вечное пользование кубанской землей и Антон Головатый, написал песню, которую мы вам сейчас представляем.

«Ой, тысяча семьсот девяносто першого року»

Ой, тысяча семьсот

Девяносто першого року, гэй!

Выйшов указ вид нашой царици

З Петербургу городу, гэй, гэй.

Ой, що пан Чепига и пан Головатый,

Зибравшы всэ вийско Запорижськэ,

Гэй, выступае та на Кубань-ричку,

На вишне время всэ, гэй, гэй.

Ой, вы прощавайтэ, курени казацьки,

Уже ж нам у вас бильш нэ жыты.

Ой вы, прощавайтэ, вы, стэпы буджацьки,

Вжэ ж нам по Вас бильш нэ ходыты, гэй, гэй.

Бувай же здорова, Днипр-вода мутная,

Пидэм на Кубань, иншои напьемся.

Бувайтэ здорови, вси курени наши,

Тут вам бэз нас розвалыться, гэй, гэй!

Там будэмо пыты, там будэм гуляты

И рыбу ловыты, гэй!

А вражого турка, та як того зайця,

По скалам гоняты, гэй, гэй!

Ведущий 2. Описание пожалованных черноморцам земель

Земли, лежащие между рекой Кубань и Азовским морем, до 1783 года принадлежали Турции и здесь кочевали со своими стадами подвластные Турции ногайцы. Когда же границей Русского государства была назначена река Кубань, и земли эти стали принадлежать России, то часть ногайцев переселилась за Урал, а часть ушла за Кубань,  и земли остались свободными.

Проезжих дорог здесь было только две: одна шла от Ейского укрепления, по берегам Азовского моря, а отсюда – через Темрюк до Тамани, другая же шла по правому берегу реки Кубань до Усть-Лабинсккого укрепления, а отсюда направлялась к устью реки Дон.

По этим дорогам были построены укрепления, в которых несли службу русские войска, защищая проезжавших от нападений горцев. Все же пространство этих земель представляло из себя обширную равнину, покрытую густой травой и камышами, богатую речками и лиманами, в которых в изобилии водились разные породы рыб. В обширных степях и плавнях водились различные звери и целые тучи разнопородных птиц. На берегу Азовского моря были соляные озера, дававшие соль, а в устьях Кубани встречалась даже нефть.

Так как черноморцы занимались преимущественно скотоводством, рыболовством и охотой, то земля с таким богатством являлась самой подходящей для их поселения. Вот почему они так настойчиво добивались разрешения поселиться на этих землях и с такой охотой и единодушием шли на эти земли.

Песня «Ой, вы, други казаченьки».

Ой, вы, други казаченьки

Хлопцы удалые

Вы седлайте казаченьки

Кони вороные.

Припев: Ой, вы, кони, вороные кони

               Видно вас в степи издалека

               Ой, несите, кони, берегите кони

               Молодого казака

Здравствуй, реченька Кубанка

И степя и горы!

Мы пришли к тебе с поклоном

Станем на кордоны.

Жизнь казацкая лихая

Доля вихревая.

Мы судьбу родного края

Грудью защищаем.

Ведущий 1. А теперь мы представляем вам викторину по истории родного края.

Вопросы:

  1. Когда впервые упоминается заселение Кубани людьми?
  2. Перечислите народы и государства, оказавшиеся на Кубани и в Северном Причерноморье с древности и по наши дни.
  3. Как раньше (в древности) назывались Черное море и Азовское море?
  4. Как звали русского князя, основавшего Тмутараканское княжество?
  5. Какую роль сыграл Суворов в истории Кубани?
  6. Как называется общевойсковое собрание казаков?
  7. По какому признаку можно было распознать единственного сына в казацкой семье?
  8. Как называли руководителя казацкого войска?
  9. Что означает слово «казак»?
  10. Как звали государственного сановника России, оказавшего поддержку запорожцам в их переселении на Кубань?

Песня: «Не ходи, ты, хлопчик»…

Не ходи, ты, хлопчик

Возле мово сада

Не ломай, ты, хлопчик,

Сада-винограда.

Не ломай ты хлопчик

Сада-винограда, не ломай

Не ломай, сада-винограда.

Сад мой под горою,

Под горой высокой,

Где растет стеною

Бузина с осокой.

Где растет стеною

Бузина с осокой, где растет,

 где растет бузина с осокой.

Сама сад садила

Сама поливала

Сама под горою

Хлопца поджидала.

Сама под горою

Хлопца поджидала, под горой

Под горой хлопца поджидала.

Хлопца поджидала

Казака Ляхова

Только он мне нужен                                          Только он мне нужен

 Не хочу другова.                                                 Не хочу другова.

                                                                               Только он, только он

                                                                               Не хочу Другова.

Жалованная грамота

 Ея Императорского Величества Екатерины Алексеевны 2 Черноморского казачьего войска

Мы, Божией милостию, императрица Всероссийская настоящим УКАЗОМ удостоверяем:

Дать в вечное пользование казакам войска Черноморского землю на реке Кубани и Тамани.

Расселить их там по справедливости, наделив их землей.

За то должны они верой и правдой служить Отечеству и престолу, и защищать границу Российскую от всяких ворогов.

Мы, Императрица

 Всероссийская Екатерина 2.

Указ сей, написан 30 дня месяца июня 1792 года от Рождества Христова.

Внеклассное мероприятие

«КУБАНЬ – КАЗАЧИЙ КРАЙ».

Г. НОВОКУБАНСК 2006 Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ О V районном фестивале духовной культуры «Пасхальный Благовест»

Пятый  районный фестиваль духовной культуры «Пасхальный благовест» (далее – Фестиваль)  проводится в рамках соглашения о сотрудничестве в сфере духовного и нравственного воспитания детей и м...

Фестиваль национальных культур "Венок Дружбы"

Данная работа поможет педагогу - организатору в проведении Международного дня толерантности. Цель мероприятия:воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов...

Исследование "Образ лошади в казачьей культуре и литературе"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №6городского округа город УрюпинскВолгоградской области     Исследованиена тему:« Обр...

"Традиционная казачья культура"

Мастер-класс для учащихся....

Фестиваль "Казачий край-земля Кизильская"

Сегодня мы поговорим  о казачестве, о казачьей культуре. Кто такие казаки? Образ казака в широком понимании связан с образом  храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом,...

Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...

Мастер-класс "Знакомство с казачьей культурой"

Мастер-класс "Знакомство с казачьей культурой"...