Мастер-класс "Знакомство с казачьей культурой"
методическая разработка по литературе

Мастер-класс "Знакомство с казачьей культурой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Вступительное слово.

Казачество издавна считается не только военным оплотом безопасности российских границ, это еще и огромный пласт нашей бытовой и духовной культуры и истории. В нашем кадетском корпусе мы как раз и ориентируемся на духовно-нравственные устои казачества, однако не забываем и об образовательном процессе. Как совместить сразу несколько задач одновременно? Сейчас я покажу, как можно это сделать!

1 этап. Выбор направления.

Выберите картинку, которая вам больше всего понравилась.

1)Казак на коне

2)Казачка

3)Врач

4)Дом

-итак, мы определились с выбором.

-как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о казаках, о семье, о народных сказках)

Стоит упомянуть о том, что данная модель может быть использована и в рамках другой учебной деятельности: в воспитательной среде, военно-патриотической, даже предметной.

2 этап. Вовлечение в творческий процесс. 

Исходя из выбранного вами изображения, вы получаете задание, которое должны выполнить.

1)КАЗАК. Участник получает печенья и глазурь, с помощью которой должен украсить печенья таким образом, чтобы получился казак и его конь, похожий на картинку.

Инструменты: заранее выпеченное печенье, глазурь, бусинки, подложка, спрей-антисептик (влажные салфетки).

Задание: украсьте фигурки с помощью глазури декоративной посыпки так, чтобы у Вас получился казак и его верный конь. Подумайте, какие атрибуты должны присутствовать во внешности казака. Постарайтесь воплотить их в своей поделке.

2) КАЗАЧКА. Участник получает инструменты для изготовления традиционной куклы-сонницы.

Инструменты: платок (ткань), резинки прозрачные, резинки для волос, ленточки, клубок ниток, платочек маленький.

Задание: Изготовьте куклу-сонницу, которую в старину мать делала для своего малыша, если хотела, чтобы тот крепко и спокойно спал, согласно предоставленной инструкции.

1.Платок свернуть по диагонали, выбрать середину.
2.Внутрь платка положить клубок, перемотать будущую голову резинкой для волос у основания так, чтобы получилась шея.
3. Короткий конец косынки свернуть жгутом и перевязать нитками, закрепить двумя мелкими резиночками у основания и конца – это коса.
4. На краю косынки завязать узелки – это ручки. Приложить их к шее куклы и закрепить маленькой резинкой – это рукава.
5. Перевязать ниткой или лентой – это пояс. Коса наверху свободна.
6. Куклу перевернуть, угол подтянуть к поясу и перевязать – это юбочка.
7. Расправить все красиво, внизу завязать ножки узелком и перетянуть резинкой.
8. На голову готовой кукле повязать платок.

3)ЛЕКАРЬ

Инструменты: пластиковый стакан, цветная бумага, фломастеры, воздушный пластилин, ножницы, клей, цветная бумага.

Задание. Подумайте, как из предложенных Вам инструментов можно сделать фигурку лекаря (врача).

4)ДОМ (КУРЕНЬ).

Инструменты: заготовка- макет, клей, ножницы, салфетки, фломастеры.

Задание: Перед Вами макет традиционного казачьего дома-куреня. Ваша задача – разукрасить макет, собрать по линиям-срезам и склеить его. Подумайте, какая деталь может сделать Ваш домик похожим на курень.

3 этап. Творческая деятельность.

 Теперь, когда поделки готовы, я предлагаю Вам прослушать музыкальный отрывок. Это не просто мелодия, а способ создания атмосферы и настроения, дополнительный смысл.

Перед Вами текст с пробелами донской казачьей сказки. Данная композиция станет саундтреком к той сказке, которая получится у Вас. Помните о том настроении, которое создает эта песня, когда будете оформлять свой текст.

Я попрошу каждого из Вас дописать по одному кусочку сказки так, чтобы у нас получилось единое целое.

Звучит «Пчелочка златая».

-Какая это мелодия: веселая или грустная?

-Какая должна получиться сказка? (смешная, остроумная, бытовая)

СМЕКАЛИСТЫЙ ЛЕКАРЬ


          Смолоду с женой своей казак жил душа в душу. Люди глядели на них - радовались. А как минуло 5 лет, что муж не скажет жене - она ему все перечит. Стали чуть ли не каждый день ссориться. Жена решила сходить к лекарю. С ним посоветоваться: может быть, он старику даст какое-нибудь лекарство.
        Пришла к лекарю. Еще через порог переступить не успела, как_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лекарь терпения набрался, до конца ее выслушал. Был он человек умный, смекалистый. И спрашивает:

___________________________________________________________________________________________________________________________________?
- А ты как же думал? – отвечает брехливая баба, сама уперла руки в бока.

Тогда лекарь ей и отвечает:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Баба лекаря поблагодарила - и домой. Не успела двери за собой прикрыть, как муж ее уже начал бранить.
- Где это ты была, где это ты пропадала?
А жена____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Муж опять принялся дюже серчать:

- Что ж молчишь? Заколодило тебя, штоль?

Так побурчал казак и перестал.
С этих вот пор всегда стала так жена делать. И живут они теперь_______________________________________________________________________________________________________________________________.

4 этап. Рефлексия.

Теперь, когда у Вас получилась своя сказка, я предлагаю сравнить ее с оригиналом.

СМЕКАЛИСТЫЙ ЛЕКАРЬ


Смолоду с женой своей казак жил душа в душу. Люди глядели на них - радовались. А как минуло 5 лет, что муж не скажет жене - она ему все перечит. Стали чуть ли не каждый день ссориться. Жена решила сходить к лекарю. С ним посоветоваться: может быть, он старику даст какое-нибудь лекарство.
Пришла к лекарю. Еще через порог переступить не успела, как на всю избу затараторила без удержки. Все на муженька жалуется. Лекарь терпения набрался, до конца ее выслушал. Был он человек умный, смекалистый. И спрашивает:
- Ты это так и со своим казаком разговариваешь?
- А ты как же думал? – отвечает брехливая баба, сама уперла руки в бока.
- Ну, тогда твоему горю легко помочь. Вот тебе бутылочка с целительной водою, как начнет тебя муженек ругать, так ты ее в рот набери и смотри не выплевывай, не глотай до тех пор, пока он не замолчит.
Баба лекаря поблагодарила - и домой. Не успела двери за собой прикрыть, как муж ее уже начал бранить.
- Где это ты была, где это ты пропадала?
А жена поскорее целительной воды набрала в рот из бутылочки - и молчит. Муж опять принялся дюже серчать:

- Что ж молчишь? Заколодило тебя, штоль?

Так побурчал казак и перестал.
С этих вот пор всегда стала так жена делать. И живут они теперь дружно да ладно. Люди глядят на них - радуются.

- Вот, оказывается, что лекарь дал жене! Воды! Как воды в рот набрала – есть такой фразеологизм в русском языке.

5 этап. Продукт.

-Теперь, когда наша задача выполнена, мы можем проиграть нашу сказку с помощью героев.

-Какая сказка Вам понравилась больше? Эту сказку и можно проиграть группой, показав ее зрителям.

6 этап. Выводы.

Таким образом мы дали первое представление о быте казаков, об их внешнем виде, жилище. Использовали деятельностный подход – поработали руками, головой, подключили ассоциативное мышление. В целом у нас получилась практически проектная деятельность, применимая не только в сфере литературы и казачества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование "Образ лошади в казачьей культуре и литературе"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №6городского округа город УрюпинскВолгоградской области     Исследованиена тему:« Обр...

фестиваль казачьей культуры

 Кубань была заселена людьми около 500 тысяч лет назад…Шли годы, столетия… Эпохи сменялись эпохами. Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племен и народов. Волнами они накатывали ...

Урок кубановедения по теме "Художественная культура Кубани. Кубанский казачий хор"

Урок позволяет изучить развитие народной культуры Кубани на примере деятельности Кубанского казачьего хора...

План-конспект урока по физической культуре в 3 классе «Казачьи подвижные игры»

Данный материал способствует развитию интереса к подвижным играм используемых в Донской этнографии казаков и формирует интерес к уличным играм, здоровому образу жизни....

"Традиционная казачья культура"

Мастер-класс для учащихся....

Казачья хоровая культура как средство патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи

Доклад раскрывает вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи посредством хоровой культуры...

Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...