М.Горький. Раннее творчество.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Бороздунова Мария Александровна

Раннее творчество М.Горького. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.gorkiy._ranee_tvorchestvo.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Раннее творчество М.Горького. Рассказы «Макар Чудра»,                 «Старуха Изергиль», «Челкаш».

Цель: на анализе прочитанных произведений показать особенности         романтизма Горького.

                Ход урока.

I. Вводное слово.

        М.Горький – выразитель духа времени. Он предстает перед читателями в 90-е годы XIX в. как писатель-романтик, вдохновенный певец революционного подвига.

        Для романтических произведений Горького характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Пейзажи в романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.

II. Беседа

        - В чем особенности композиции рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»?

        ( Рассказ в рассказе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни)

        - Какую роль играют портретные характеристики героев?

        ( Портрет Радды дается опосредованно. О ее красоте узнаем по реакции людей, которых она поражала. Гордость и красота равновелики в героине. Портрет Лойко нарисован подробно (найти в тексте).

        - В чем конфликт произведения «М.Чудра» и как он разрешается?

        ( Рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих – покориться любимому человеку ни один не захотел.)

         - Какова реализация автором конфликта в «Старухе Изергиль»?

        ( Автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям и самопожертвование, и атиидеал – доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи. Осуждая Лару. Героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

        - С помощью каких художественных приемов создается картина места действия в рассказе « Челкаш»?

        ( Рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт. (найти в тексте). Прием звукописи (ассонансы и аллитерация) и бессоюзие, придающие динамизм описанию.)

        - Какова роль портрета героев в рассказе?

        (Портрет героя в первой части раскрывает его характер (найти в тексте). Автор пишет о его сходстве с ястребом, хищником (найти в тексте).

        - Какова роль Гаврилы в рассказе?

        (Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое (найти в тексте))

        - Как проясняется авторская позиция в развязке рассказа «Челкаш»?

        (В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Автор явно на стороне Челкаша. Образ Челкаша романтический: это вор, но яркий, отважный, смелый человек. Трусливого и жадного Гаврилу Горький даже человеком не называет – он находит ему определение «гнус»)

 III. Подведение итогов.

 IV. Домашнее задание.

  1. Письменно ответить на вопрос: Как вы понимаете слова героини рассказа «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
  2. Читать пьесу «На дне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе"Раннее творчество М.Горького"

В материале представлена разработка метапредметного урока по рассказу Горького" Старуха Изергиль", на материале рассказа рассматривается понятие"гордость",вводится понятие"гордыня"; предлагается самос...

романтизм раннего творчества М.Горького

метапредметный урок литературы в 11 классе...

Горький. Раннее творчество

Раннее творчество на примере рассказа "Старуха Изергиль"...

Жизнь и творчество Максима Горького. Ранние романтические рассказы. Проблематика и особенности композиции рассказа.

Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького.  Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.Метод...

Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...

План-конспект урока "Неоромантизм в раннем творчестве М.Горького"

План-конспенкт содержит  материал по организации на уроке исследования  учащимися текста М. Горького "Старуха Изергиль", на основании различных форм целостного анализа художественн...

Урок литературы. "Раннее творчество М.Горького. "Старуха Изергиль". 7 класс

Урок предназначен для учащихся 7 класса. Рассматривается раннее творчество М.Горького. Работа с текстом, анализ произведения "Старуха Изергиль"....