А.С.Пушкин "Станционный смотритель" Урок внеклассного чтения.
план-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме

Ниже приведена технологическая карта урока,тем,кто работает по ФГОС данный конспект будет полезен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_pushkin.doc78.5 КБ
Файл vozvrashchenie_bludnogo_syna.docx146.13 КБ
Файл bolnoy_materi.docx12.88 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Садыкова Алсу Шарафутдиновна, учитель рус яз и лит МБОУ «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа»»

Класс: 7 класс

Тип урока: Изучение нового

Технологическая карта изучения темы Урок внеклассного чтения А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Тема

Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Цели

Образовательные:

Обобщать  знания ,полученные в процессе изучения повести. Формировать умения оценивать поступки людей.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение ,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт  (Познавательные УУД).

Планируемый результат

Предметные:

Выявить ключевые идеи в повести, показать актуальность этих идей сегодня.

Уметь оценивать поступки людей.


Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Основные понятия

Нравственность,тема «маленького человека»

Межпредметные связи

История ,обществознание,икн

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

,методическое пособие для учителя «Литература 6класс»Г.Ф.Савченкова

- учебник литературы, презентация к уроку,музыка И.Шварца к кинофильму «Станционный смотритель» романс «Я ехал к вам»

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.


Составляют кластер ,обонуя свое мнение

Организует ответы на воросы.






Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.

-вспомнить повести И Белкина,когда и в какой последовательности записаны,и опубликованы? Составление кластера о истории создания повестей Белкина

-проверка задания с помощью слайда №1


Проблемный вопрос: «Какие нравственные проблемы ставит А.С.Пушкин в «Станционном смотрителе»?

Уметь совместно окунуться время пушкинского творения(Коммуникативные УУД)



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Формулировка темы урока, постановка цели

(2 мин)


Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Организует формулировку темы урока детьми.

Организовать постановку цели урока детьми.

- Какая тема нашего урока? (.)

- Какую цель ставим? (.)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


III. Изучение нового (10 мин)

Цель:

- организовать формирование знаний о нравственности


 






СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ(прием «тонкие-толстые»вопросы

Отвечают на вопросы.

Работа с толковым словарем,находят определение понятию








Ученики делают  сообщения на заранее заданную тему,о дорожном быте пушкинских времен,обязанности станционного смториттеля

Организует формирование зн


ний  о нравственности

Работа со словарем

-что такое нравственность?

-какие духовные качества можно извлечь из двух повестей Пушкина? (Дубровский,стан.смотритель)

О какой любви?(Чувство любви смягчило сердце Дубровсого,он преодолел чувство мести).на примере «Станционного смотрителя»определим еще какой нравственный урок можно извлечь


Знать содержание текстов,обобщить знания ,полученные в процессе изучения повести

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

(Регулятивные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). 

Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).



 (22 мин)

Цели:

-  организовать закрепление знаний содержания повести,умения анализироватьд данное произведение


Работают в группе.

1 группа –разбор эпиграфа


-2 группа –кто такие станционные смотрители в России,их обязанности

. Организует групповую работу.

Составить план сообщения групп


-смотреть слайд №2-3

Уметь делать выводы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по предложенному учителем плану

(Регулятивные УУД).

А

нализ произведения












Работа с учебником








Введение библейскогомотива

Сообщение ученика»Притча Евапгельская о блудном сыне»Просмотр репродукции картины рембранда «Возвращение блудного сына»












Актуальность темы:современность                    

Отвечают на вопросы,ищут по тесту ,аргументируют ответ цитатами из текста










Чтение отрывка







Слушают сообщение,соотнося с картиной


















Читают ,осмысливают запись на доске


Организует фронтальную проверку.



















Организует самст раб уч-ся

-Почему Дуня уехала от отца?

-Почему она не смогла вернуться?

-Кто считает,что Дуня виновата? Кто-Самсон Вырин?

-Слушем музыку К кинофильму (что в этой мелодии?(грусть,тоска,любовь,молодость)

-презентация «Табель о рангах 1722года»,установленный Петром1,наблюдение чина Самсона и Минкого

-тема «маленького человека»

Каким видел Самсона при первой встрече?

-

-найти строчки, где отец сам любовался дочерью

-2 встреча с Самсоном

-Мог Самсон предполагать,что родная дочь его бросит?

-слушание притчи о блудном сыне, просмотр картины Рембранда «Возвращение блудного сына»

-можно провести паралель(заполнение таблицы)

Блудный сын

Дуня

-добровольно               -тайно увозит уходит,

Отец  не ищет

                                  -богатый дом

                                     -боится встречи

                                    -чувствует вину

                                   -примерение с      

-разгульный образ   отцом не возможно

жизни

Отец радостно

встречает.рад

любому приезду.

Нищий ,голодный

-сын раскаивается

-Какую заповедь нарушила Дуня(почитай отца твоегои мать свою и будешь долголетен на земле.5 ЗАПОВЕДЬ)

-о чем заставляет думать эта повесть?

-сопоставление двух религий,в мусульманской религии есть ли такие заповеди?(Для изучения дети сходили в мечеть,собрали материал,заслушиваем их ,читают хадисы из Корана)


_составление синквейна(правило-подсказка записана на доске)на образ дочери_

Дуня

Молодая, провинциальная

Помогает, влюбляется,убегает

Жестоко поступила с отцом

Опоздала;

Дочь

Юная, хорошенькая

Любит, покидает, страдает

Променяла отца на роскошь

Неблагодарная

-


Запись «пожилых-6000 человек.Дома престарелых  в Мари-Туреке-2,в РМЭ-15.В Мари-Турекском доме ветеранов проживает-92,в РМЭ-266 человек  

Чтение  учителем притчу «больная мать»


Провести анализ и синтез текста




















Сравнительная нарактеристика героя


















ОСМЫСЛЕНИЕ

Уметь работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).


Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). 












Пробудить чувство ответственности за поступки(личностные УУД0

















На основе наблюдений выявить ключевые идеи повести,показать актуальность этих идей и сегодня (предметные ууд,познавательные ууд)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.



По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.






Заполняют бланк самооценки

Организует фиксирование нового содержания.


Организует рефлексию.









Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?


-какой нравственный урок извлекли ?



- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»мне было трудно понять,».урок понравился,потому….». «я усвоил….»



Яоцениваю свои знания…..потомучто…




Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

           


Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ ЗАДЕНЕТ ТВОЁ СЕРДЦЕ...Прочтите...

В не раз уже заштопанном халате,из яркого цветного волокна,в больничной переполненной палате,стоит старушка, плачет у окна.Её уже никто не утешает,все знают о причине этих слёз.

Соседок по палате навещают, а ей, лишь раз, сынок халат привёз.Про тапочки забыл, сказал смущённо:

— Я завтра привезу… Потерпишь, мать?

— Конечно, потерплю. Я ж на перинке и в шерстяных носках могу лежать.Куда мне тут ходить? Простора мало.Покушать санитарки принесут.Меня болезнь настолько измотала, что мне б лишь полежать, да отдохнуть...

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:

— Тут… Понимаешь…Дело есть к тебе…Всё это очень путано и тонко…Но ты не думай плохо обо мне!Квартира у тебя стоит пустая, и мы с женой подумали о том, что ты то там, то тут… Одна… Больная…Поправишься — к себе тебя возьмём!И внуки будут рады, ты же знаешь!Они души в тебе не чают, мать! Всё!Решено! Ты к нам переезжаешь!Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:

-Я все продумал, мне доверься, мам…Как только мы увидим улучшения, отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…А внуки- ради них и стоит жить!И подписала, не подозревая, как все на самом деле обстоит.Проходят дни, проходят и недели…Сынка все нет. И вряд ли он придёт.Старушку тешали и жалели…Но кто же и чего тут не поймет?А с каждым днём старушка всё слабеет,и по ночам все чаще снится сон, как кашку по утрам сыночку греет, но плачет и не хочет кушать он.И первые шаги сынка-малышки,и слово, что сказал он в первый раз, и первые царапины и шишки, и детский сад, и школа- первый класс…Врачи молчат, стараясь что есть силы,хоть как-то ей страданья облегчить.

А родственники строго запретили,старушке про диагноз сообщить.Она не знает, что больница эта- не городской простой стационар, что шансов на поправку больше нету…Но, для нее незнанье-не кошмар.Табличка «Хоспис» на стене у входа,ей ни о чём плохом не говорит.На странные слова давно уж мода,и нужно ли кого за то винить?Она не знает, что сынок исправно,

звонит врачам, в неделю раза два:

— Вы ж говорили- умирает… Странно…Что до сих пор она ещё жива…Она жива. Она всё ждет и верит, что сын придёт, обнимет, объяснит, откроются сейчас палаты двери, она же всё поймёт и всё простит.С последних сил встаёт она с кровати.

Держась за стенку, подойдёт к окну.Насколько ей ещё терпенья хватит,так верить безразличному сынку? Она готова до конца стараться.И сил, что нет, она должна найти.Вдруг он придёт? Она должна дождаться!Придёт…Ну как он может не придти?

Стоит и плачет… Ждёт от сына вести…На небо лишь посмотрит невзначай,и теребит рукой нательный крестик-Мол,подожди, Господь, не забирай!

Не стоит ни когда забывать о самых близких тебе людях,они дали тебе жизнь,воспитали ,вырастили..Благодаря им ,ты сейчас живешь! Они твои родители,твоя кровь!

У тебя есть два варианта :

1-это поделиться с друзьями,и тем самым пожелать здоровья и благополучия своим родителям...

и 2- проигнорировать,дабы эта история не коснулась твоего сердца..

Лично я,выбираю "первый"!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказке В.Роньшина "Злушка"

Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна – учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ№14(НОЦ) Губахинского муниципального района Предмет: литература Тема урока: «Сказка-ложь, да в...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс

Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...