Мастерская стихосложения. Занятие №1.
элективный курс по литературе (6 класс) на тему

Сидорова Юлия Евгеньевна

Занятие №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл теория19.69 КБ
Файл практика664.93 КБ

Предварительный просмотр:

Нужна ли поэту теория стихосложения?

 

От добрых замыслов немного толку,

Когда твой слог коряв или неряшлив.

(Ли Гюбо. 1169-1241 гг. Корея)

 

"Стиховедение считается трудной частью словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

Психологически это понятно. Стихи — это поэзия, поэзия — источник самого высокого эстетического наслаждения, простому читателю она представляется чудом. И вот это чудо предлагается разбирать по частям, вместо живых слов следить за безликими ударениями и созвучиями, «алгеброй поверять гармонию». Но ведь у этого процесса есть и другая сторона. Разве не интересно понять не только что именно кажется в этих стихах прекрасным, но и почему оно кажется прекрасным: как переплетение звуков, схожих и разных, ударных и безударных, «подстилаясь» под смысловое содержание стихотворения, придает ему выразительность, которой оно никогда не имело бы в прозе?" (М.Л.Гаспаров)

"К любому, кто занимается творчеством, предъявляется три основных требования: талант, мастерство и осмысленность, то есть в определенном смысле — возможность, умение и стимул.

Поэт должен сознательно или подсознательно ответить на три риторических вопроса: «Что написано?», «Как написано?» и «Зачем написано?».

Если для поэта его стихи — не поверхностное увлечение (никому не нужное) и он не обуреваем гордыней, не считает, что всего уже достиг и нельзя менять ни слова в его ниспосланных свыше произведениях, тогда в нашем случае ему необходима теория, поэтическая школа ...

Неумелость и беспомощность еще не означают отсутствие таланта." (М.Швец)

"Да, писать стихи гораздо проще, когда они идут изнутри, а не отталкиваются от теории. Тем не менее, чтобы стихотворение было не просто искренним, а красивым и наполненным смыслом, нужно хотя бы немножечко разбираться в технике."  (Т.Скоренко)

"Технике стиха можно и должно учиться. Талант поэта, истинное золото поэзии может сквозить и в грубых неуклюжих стихах — такие примеры известны, но вполне выразить свое дарование, в полноте высказать свою душу поэта — может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства."  (В.Брюсов)

"Прежде всего надо усвоить, что никаких стиховых «правил» в виде внешних, кем-то установленных норм нет. Есть определенные объективные условия построения поэтической речи и, в частности, стиха, и эти условия вступают в сложное взаимодействие с субъективными устремлениями творческой мысли.

Поэзия пользуется языком, живой речью, и законы этой речи не могут быть обойдены.

«Правила» не вырабатывал и тем более не придумывал никто. Они проистекают из норм языка, из норм мышления, из математических и психофизиологических норм ритма в их сложном взаимодействии друг с другом и с тем содержанием — идейным, предметным и эмоциональным, — которое стремились воплотить поэты, движимые, в свою очередь, бесчисленным количеством факторов, от узколичных до широкоисторических.

Теория стиха — это обобщенная практика; техника — приложение выводов теории к новой практике."

(Г.Шенгели)

"Поэтический мир поэта складывается не только из его образов и тем (материала), но еще из законов, связывающих образы в единое целое, которые, с известной долей условности, можно назвать инструментом.

Кроме основных (базисных) законов языка от грамматики до лингвистики поэтический язык живет (движется, развивается) по своим особенным законам — правилам стихосложения …

Почти в каждом стихотворении имеются: образы, рифмы, строфы, ритм, все вместе выражающие неповторимую индивидуальность автора." (М.Швец)

"Стих представляет собой особый тип речи, своеобразную выразительную систему, по-своему использующую самые различные языковые элементы и образующую новое и самостоятельно стилистически функционирующее языковое целое, подлежащее, в частности, и лингвистическому изучению. Стихотворный язык ни в какой мере не сводится только к ритмической его организации, на которую чаще всего указывают. Слово в стихе звучит иначе, чем в других типах речи, и играет значительно более самостоятельную роль. Стихотворные паузы представляют собой резко усиленные в своем качестве словоразделы внутри стихотворной строки и в конце ее. Несравнима с другими типами речи и звуковая организация стиха. Об этом свидетельствует не только рифма, но и вообще особая роль звука в стихе, его влияние и на интонацию стиха, и на его лексику." (Л.И.Тимофеев)

"Искусство требует жертв. И жертвой должен быть автор, а не его читатели и коллеги."

(Т.Бондаренко)

"Не обольщайтесь: если Бог не дал вам таланта, никакая технология не поможет. И не надо на это обижаться." (С.Щепотьев)

ВЫВОД:

Стихосложение – это особая форма выражения мысли, предполагающая напевное, стройное, рифмованное произведение с обязательным присутствием в нём точной или приближённой рифмы, ритма, сравнительных оборотов, образности, построенное так, чтобы произведение было доступно восприятию читателя любой категории образованности.

Данный  курс обучения по теории и основам практики стихосложения для детей, имеющих природные способности к творческому (в данном случае поэтическому) отображению мыслей.

Ни в одной точке земного шара нет учебных заведений, в которых бы проводилась подготовка специалистов по профессии – поэт. Поэтому профессионализм стихотворца определяется не наличием у него гуманитарного образования или высокой занимаемой должности (скажем, в культуре, редакциях, издательствах и т. д.), а наличием в его произведениях содержательности, глубины и чёткого технического оформления поэтического произведения.

Рифмованное произведение лишь тогда считается стихотворением, когда в нём присутствуют:

1. Тематика;

2. Широко, ясно и разносторонне раскрыт сюжет;

3. Смысловая глубина;

4. Образность, сравнительные обороты;

Точная или наиболее приближённая рифма;

5. Чёткий, строгий ритм;

6. Краткость изложения мысли;

7. Узел смыслового вывода (определяющее завершение);

Читаемость или нечитаемость произведения зависит от таланта автора, его способности излагать суть сюжета и изыскивать привлекательную «изюминку».

Желаю вам удачи во всех начинаниях! Творите свои шедевры!

И не забывайте о правилах стихосложения!

Домашнее задание: составить презентацию «Особенности стихосложения русских писателей».  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ»

Слайд 2

Игра «Занимательное стихосложение» посвящена стихотворениям, которые не имеют высокой художественной ценности, но зато представляют собой интереснейшие образцы поэтических развлечений. Стихи загадочной формы. К таким стихотворениям относятся акростих, мезостих, телестих и монограмма .

Слайд 3

Акростих - ( краестишие , краегранесие , краестрочие , началестрочие , иместишие ) — это стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-нибудь слово или выражение. Если они образуют имя, то акростих называется номограммой. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах.

Слайд 4

Отгадайте акростих-номограмму, в котором зашифровано имя и фамилия девушки: А вам, божественная леди, Никто перечить не посмеет! Актёрствует весёлый ветер, Сбивая в гроздь воздушных змеев, Тревожит шумные вершины. Алеют флаги над скалою, Сурово щурятся мужчины, Искатели ковчега Ноя. Я — не искатель, я — алхимик, Глиссандо алчущий на струнах. О, как прекрасно Ваше имя, Рисуемое новой руной, Ещё никем не повторённой, Лишь мною брошенной на ветер И незаметно принесённой К ногам моей прекрасной леди.

Слайд 5

Мезостих — это стихотворение, в котором буквы, образующие «загадочное» слово, располагаются не в начале, а выстроены посередине стихотворения. Оригинальной формой является так называемый стих-лабиринт, в котором буквы «шифра» образуют какую-нибудь фигуру, расположены по диагонали или ещё по какому-либо закону .

Слайд 6

Разгадайте слово! Оно составлено из 1-ой буквы 1-ой строки, 3-ей буквы 2-ой строки, далее 5, 7, 9, 11 буквы соответственно.

Слайд 7

Лишённые последнего приюта, Поющие величественно гимны, Параболой мы движемся на юг, но На юге холода, и иже с ними. Вершится Валтассаров скорый пир… …Осудит нас львиноголовый мир.

Слайд 8

Телестих — это стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Произнося чудесный чистый звук, Вишу на колокольне. Высоко! Неоднократно сам звенеть хотел, Разлиться песней сердца далеко, Но мой язык во власти чьих-то рук. Вздохнул бы я свободно и легко, Когда бы сам, не по заказу, пел.

Слайд 9

Омограмма — это каламбурное стихотворение, в котором соседние строки пишутся совершенно одинаково, и разнообразие смысла достигается различным разбиением на слова и расстановкой знаков препинания. Чаще всего омограммные строки являются парными, но бывают и перекрестными. Первым в истории стихотворением с элементом омограммы стало каноническое державинское…

Слайд 10

Переразложите фразы или слова, чтобы получилось новое прочтение исходного текста. О, как велик, велик Наполеон! Он хитр , и быстр, и твёрд во брани; Но дрогнул, как к нему простёр в бой длани С штыком Богратион .

Слайд 11

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поэтическая мастерская" (обучение стихосложению)

Презентация "Поэтическая мастерская" поможет школьникам вспомнить основы стихосложения....

Творческая мастерская (урок литературы в 6 классе). Лирика. Стихосложение.

Урок литературы в 6 классе (по учебнику под редакцией А. Г. Кутузова) был дан в форме творческой мастерской после изучения раздела "Лирика. Стихосложение." Цель урока - повторить и обобщить пройденное...

Дистанционный курс "Мастерская стихосложения"

Карта курса дистанционного обученияФ.И.О. преподавателяСидорова Юлия ЕвгеньевнаПредметЛитератураНазвание курса«Мастерская стихосложения»Статус курсаЭлективный курсКоличество часов36Слушатели курсаУчащ...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Использование принципов творческой мастерской на занятиях по истории искусства

Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Поэтому и процесс обучения определяется как открытие учеником но...

Методическая разработка к занятию дополнительного образования "Структура традиционного стихосложения"

Цель: Формирование у детей эстетических ценностейЗадача: Обучение детей технике стихосложенияПлан-конспект занятия:1. Что такое традиционные стихи2. Поэтический ритм3.Виды ритмов...