Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Имя прилагательное. Повторение"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Салдаева Галина Васильевна

Урок для 5 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе »

Цели урока: повторить изученное об имени прилагательном  в 5 классе; повторить пунктуационное правило: «Запятая при однородных членах предложения»; закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес  к личности и творчеству Ф.И. Тютчева.

Оборудование:  портрет поэта, раздаточный материал.

Ход урока

  • Организационный момент.
  1. Слово учителя. Сегодняшний урок – продолжение старой и доброй традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя.
  2. Мини- спектакль (автор – Ф.И. Тютчев, Мария – дочь поэта)

22 августа 1857 года…Лето уходило…

Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый родной скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо… И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.

Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

- Да, получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Отец передал дочери листок бумаги и сказал:

 - Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Это день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.

  1. Слово учителя. Сегодня мы в гостях у Федора Ивановича Тютчева, блестящего русского поэта. Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера. Его стихотворения помогут повторить некоторые факты из жизни имен прилагательных:  общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи?

В конце урока наша задача ответить на вопрос: какие слова определяют сущность личности Ф.И. Тютчева? Чему он посвятил свою жизнь?

  1. Запись даты, темы урока, имени поэта.
  • Основная часть (повторение пройденного и изучение нового).
  1. Знакомство со страницами биографии.

Слово учителя. 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в родовом имении отца Овгтуг Орловской губернии, в средней полосе России, на границе степей и лесов, родился мальчик.

Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.

О предках Тютчева известно с незапамятных времен. По отцовской линии его предком был Захарий Тютьшов - сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – сподвижник Петра 1 – граф Петр Андреевич Толстой.

2. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Листья».

Слово учителя. Ф.И. Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к представленному стихотворению (выразительное чтение стихотворения).

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат

В снега и метели

Закутавшись спят.

Их тощая зелень

Как иглы ежа

Хоть ввек не желтеет

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Беседа по вопросам.

 - Сколько строф в стихотворении?

 - Каков его центральный образ?

 - Сколько времен года пролетает перед нами и какие?

 - Как меняется настроение?

 - Какие образные средства использует поэт?

 - Предложите варианты названия стихотворения.

 Запись в тетрадь первой строфы стихотворения «Листья». Задание: спишите, поставив пропущенные запятые; обоснуйте свое мнение.

 Работа с именами прилагательными.

 - Что обозначает имена прилагательные?

 - Назовите имена прилагательные, встретившиеся в первой строфе.

 - Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть имена прилагательные; объясните правописание кратких прилагательных на шипящий.

 - В чем особенность прилагательного не свежа?  

 - Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.

  1. Знакомство со страницами биографии Ф.И. Тютчева.

Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву ученье давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений поражали окружающих в будущем поэте.

В 1822 г. по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел и очутившись в Мюнхене, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Нот все сложилось иначе. В 1844 г. поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «...более всего я люблю Россию и поэзию».

 13 июня 1873 г., за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев едва слышно прошептал: «Какие последние политические новости?»

 Ранним утром в воскресенье 15 июля Федор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть.

  1. Работа с высказыванием Фета о Тютчеве.

Выразительное чтение высказывания.

 

 Два года тому назад, в тих.. осен.. ноч.., стоял в темн.. переходе Колизея и смотрел на зездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет  конца его красоте. С подобным же ощущением раскрываю стихотворения Ф.И. Тютчева. Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объеме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом поэзии!...(А. Фет.)

Беседа по вопросам.

 - С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?

 - Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?

 Лингвистический эксперимент.

 - Прочтите текст, исключив имена прилагательные.

 - Сделайте вывод о том, какова роль прилагательных в языке.

 Орфографическая работа.

 - Запишите в тетрадь словосочетания, которые включают в себя прилагательные с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных».

 - Какие морфологические признаки имеет прилагательное звездное?

 Полное определение имени прилагательного.

  • Итог урока.

Слово учителя. А теперь пришло время обратиться к вопросу, поставленному в начале урока: «Какие два слова определяют сущность Ф.И. Тютчева?» (Запись высказывания: «…более всего я люблю Россию и поэзию».)

  • Домашние задание: написать сочинение-миниатюру «Встреча с Тютчевым. Мои впечатления», выполнить морфологический разбор одного имени прилагательного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Интегрированный урок русский язык + образовательная технология «ИнтеллекТ» по теме «Повторение и обобщение по теме: «Союз» (7 класс)

   Образовательными целями урока является  уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра...

Урок русского языка в 6 классе " Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данный урок рекомендуется проводить в 6 классе в самом начале изучения темы " Имя прилагательное"....

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Урок русского языка в 6 классе "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Разработку  урока подготовили учитель русского языка МБОУ СОШ №11 имени Н.А.Свистунова села Беноково Т.В. Николаенко, учитель русского языка МБОУ СОШ №9 ст.Баговской Н.В.Токарева в качестве зачёт...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Имя прилагательное.Повторение изученного в 5 классе"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Имя прилагательное.Повторение изученного в 5 классе"...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...