Урок русского языка в 6 классе "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

Николаенко Татьяна Викторовна

Разработку  урока подготовили учитель русского языка МБОУ СОШ №11 имени Н.А.Свистунова села Беноково Т.В. Николаенко, учитель русского языка МБОУ СОШ №9 ст.Баговской Н.В.Токарева в качестве зачётной работы на курсах повышения квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО Краснодарского края

 «Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического  образования»

Урок русского языка в 6-м классе

(в рамках ФГОС)

Тема:

«Имя прилагательное.

Повторение изученного в 5 классе»

(1час)

Подготовили:

учитель русского языка

МБОУ СОШ №11 имени Н.А.Свистунова

 села Беноково Т.В. Николаенко,

учитель русского языка МБОУ СОШ №9 ст.Баговской Н.В.Токарева

Февраль, 2014г.

Урок русского языка в 6-м классе

Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час)

Целесообразность применения ИКТ:

- применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным для учащихся: технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения дидактический материал;

- с использованием электронных технологий расширяются информационные и технические возможности игры, экономится время на уроке, концентрируется внимание детей;

- электронная версия урока позволяет ориентироваться на учащихся с разными ведущими каналами восприятия (визуалы, аудиты), повышает результативность познавательной деятельности ребёнка.

Тип урока: урок повторения знаний  (урок-практикум).

Цели урока:

  • Обобщение знаний учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного;
  • повторение правила написания гласных в окончаниях имен прилагательных и имен существительных с основой на шипящую и Ц;
  • закрепление правила написания кратких прилагательных с основой на шипящую и повторение правила употребления Ь знака на конце существительных после шипящих;
  • нахождение прилагательных, являющихся постоянными эпитетами;
  •  формирование коммуникативной культуры учащихся.

Оборудование:  презентация к уроку, мультимедийная установка.

         Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание прилагательных в тексте;
  • построение речевых  высказываний с употреблением имён прилагательных.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль прилагательных в устной и письменной  речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

 Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

План урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка цели – 1 минута 

2. Лингвистическая разминка –3 минуты 

3. Повторение материала по теме «Имя прилагательное» - 33 минуты

4. Рефлексия - 2 минуты

5. Задание на дом – 1 минута

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1, 2

1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка цели. 

1.- Ребята, посмотрите какой сегодня день?

- Да, сегодня солнечная, теплая погода, в такой день хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. Пусть оно сохранится в течение всего нашего урока.

2. - Составьте простое предложение о том, какой сегодня день.

3. Слова какой части речи вы использовали, определяя, какой сегодня день?

4. Сегодня на уроке мы начинаем разговор о прилагательных. Наша задача: вспомнить и повторить всё, что мы уже знаем об этой части речи.

  1. Ответ: солнечный тёплый

  1. Предполагае-мые ответы: Сегодня теплый день. Сегодня солнечный день. Сегодня весенний день
  2. Имя прилагательное

Коммуникативные

3

Итак, вспомним определение имени прилагательного

Ученики отвечают правило

Знание морфологических признаков и синтаксической роли имён прилагательных.

Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

4

2. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения.

Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности.

Ученик выполняет синтаксический разбор предложения на доске, остальные – в тетрадях.

Повторение на практике синтаксической роли имён прилагательных.

Коммуникативные, личностные

5

  1. Повторение материала по теме «Имя прилагательное».

1.Задашь вопрос -  найдешь ответ!

Задание:  Определите, какие окончания пишутся у прилагательных в безударном положении. От существительного к прилагательному задайте вопрос, вставьте пропущенные буквы:

В морозн... воздухе

январск ... днем

зимн ... вечером

погож ... утром

рыж... белку

соснов... бором          

чист... полем

в темн... лесу

кудряв ... березой

на мохнат ... ели

душист... черемухой

жгуч… морозом

учащиеся записывают словосочетания в тетрадях, проверяют, делают вывод.

Знание правописания имён прилагательных

Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

6

  1. Определи, где О, а где Е?

Больш…го озера;

 в чуж…м краю;

 накрыться плащ…м;

у колюч…го кустарника;

дремуч…й  чащ…й;

 о старш…й сестре;

 идти со свеч…й;

 обшить ситц…м;

 о младш…м товарище.

учащиеся записывают словосочетания в тетрадях, проверяют, делают вывод.

Умение применять полученные знания на практике (при выполнении упражнений)

Личностные,

познавательные,

коммуникативные

7

  1. Задание: Укажите порядковый номер слов или словосочетаний, в которых у существительных или прилагательных не пишется Ь знак.

1.Кустарник колюч(?). 2.Много дач(?). 3.Пустош(?). 4.Напиток шипуч(?). 5.Лес дремуч(?). 6.Возле рощ(?). 7.Брош(?). 8.Из-за туч(?). 9.Мальчик пригож(?). 10.Голос певуч(?).

Цифровой диктант.

Учащиеся работают в тетрадях.

Умение применять полученные знания на практике (при выполнении упражнений)

Личностные,

познавательные,

коммуникативные

  1. Задание:

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

В первом – втором предложениях подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

1 вариант.

Как хорош(?) и привлекателен весенний лес! По прозрачному голубому небу плывут сероватые облака ярк… солнечн… лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж(?) и пахуч(?). Сквозь прошлогодн… листву пробиваются первые зелен… росточки.

2 вариант.

Стаи перелетн…х птиц возвращаются в родные края  с  далек…го юга. Голоса их звонк… и радостн… а песни – знаком… и какие-то всем нам очень близк… Послушаешь их, и столько светл…го хорош…го больш…го и родн…го вспомнится и переполнит душу.

Дети получают карточки с текстом и работают в них.

8

  1. Употребление имён прилагательных в речи. Работа с текстом. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

 (…) утром на (…) небе медленно плывут (…) облака. С высоты льется (…) песня жаворонка. В воздухе пахнет (…) зимой. Над озером поднимается (…) туман. Легко дышится на (…) воздухе. Из-за леса доносятся (…) звуки (…) гудка.

Он зовет вдаль, к (…) морю.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Чем отличается первое чтение от второго?

Дети работают с текстом, 1 ученик читает свою работу 

(/Весенним/ утром на /ясном, лазурном/ небе медленно плывут /белые, пушистые/ облака. С высоты льется /звонкая/ песня жаворонка. В воздухе пахнет /теплой/ зимой. Над/неподвижным/ озером поднимается/легкий, прозрачный/ туман. Легко дышится на /весеннем/ воздухе. Из-за леса доносятся /глухие/ звуки /пароходного/ гудка. Он зовет вдаль, к /жаркому, синему/ морю.)

Осознание  роли прилагательных в устной и письменной  речи;

эмоционально «проживание» текста, выражение своих эмоций

Личностные,

познавательные,

коммуникативные

9,10

6. Игра со словами

  • Снег
  • Листья
  • Тучи
  • Речка
  • Дом

   

Запишите к этим словам эпитеты в том порядке, в каком расположены слова.

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: какова роль прилагательных в речи?

Дети подбирают и записывают эпитеты к данным словам, делают вывод.

Умение  видеть прекрасное в природе, языке

Познавательные,

коммуникативные

11

  1. Рефлексия. Объявление оценок

Дети должны продолжить фразы:

Я знаю…. Я умею…. Я могу….

12

5. Домашнее задание:

Творческая работа «Даём объявление»

- У каждого из вас, ваших родственников или друзей есть домашний любимец. Это собака, кошка или попугай. Представьте себе, что ваш друг пропал. Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся.

Запись задания в дневники

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

В первом – втором предложениях подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

1 вариант.

Как хорош(?) и привлекателен весенний лес! По прозрачному голубому небу плывут сероватые облака  ярк…  солнечн… лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж(?) и пахуч(?). Сквозь прошлогодн… листву пробиваются первые зелен… росточки.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

В первом – втором предложениях подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

2 вариант.

Стаи перелетн…х птиц возвращаются в родные края  с  далек…го юга. Голоса их звонк… и радостн…  а песни – знаком…  и какие-то всем нам очень близк…  Послушаешь их, и столько светл…го хорош…го больш…го и родн…го вспомнится и переполнит душу.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

В первом – втором предложениях подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

1 вариант.

Как хорош(?) и привлекателен весенний лес! По прозрачному голубому небу плывут сероватые облака  ярк…  солнечн… лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж(?) и пахуч(?). Сквозь прошлогодн… листву пробиваются первые зелен… росточки.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

В первом – втором предложениях подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

2 вариант.

Стаи перелетн…х птиц возвращаются в родные края  с  далек…го юга. Голоса их звонк… и радостн…  а песни – знаком…  и какие-то всем нам очень близк…  Послушаешь их, и столько светл…го хорош…го больш…го и родн…го вспомнится и переполнит душу.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

В первом – втором предложениях подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

1 вариант.

Как хорош(?) и привлекателен весенний лес! По прозрачному голубому небу плывут сероватые облака  ярк…  солнечн… лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж(?) и пахуч(?). Сквозь прошлогодн… листву пробиваются первые зелен… росточки.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

В первом – втором предложениях подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

2 вариант.

Стаи перелетн…х птиц возвращаются в родные края  с  далек…го юга. Голоса их звонк… и радостн…  а песни – знаком…  и какие-то всем нам очень близк…  Послушаешь их, и столько светл…го хорош…го больш…го и родн…го вспомнится и переполнит душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8кл. Комплексное повторение материала, изученного в 5-7кл

Урок русского языка 8кл.Комплексное повторение материала,изученного в 5-7кл....

Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).

Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....

Урок-путешествие по теме "Имя прилагательное.Повторение изученного в 5 классе"

Занимательное путешествие на воображаемом пароходе позволяет вспомнить и закрепить изученное об имени прилагательном...

Урок английского языка на тему "Обобщающее повторение изученного по теме «Британская школа» в 6 классе

Урок составлен по УМК Enjoy Engllish  под редакцией Биболетовой М.З. На данной уроке учащиеся учатся работать в команде, в парах, учатся толерантному отношению. Урок сопровождается презентацией....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетичес...

Контрольная работа по русскому языку в 7 кл. "Повторение изученного в 5-6 кл."

Контрольная работа по русскому языку в 7 кл. "Повторение изученного в 5-6 кл."...

Урок русского языка "День освобождения села" Повторение изученного по теме "Сложное предложение"9 класс

Урок может быть использован для повторения ранее изученного материала по теме "Сложное предложение"....