Урок русского языка "День освобождения села" Повторение изученного по теме "Сложное предложение"9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Балюк Ирина Николаевна

Урок может быть использован для повторения ранее изученного материала по теме "Сложное предложение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема "День освобождения села".

Повторение изученного по теме «Сложное предложение».

9-й класс

Цели урока:повторение и углубление сведений о сложном предложении, известных обучающимся по курсу V-VIII классов.

Задачи урока:

  1. систематизировать и актуализировать знания о сложном предложении, подготовить к восприятию новых сведений по данной теме;
  2. сформировать умения различать сложные предложения по типу связи;
  3. познакомить с общими принципами построения схем сложных предложений;
  4. развивать навыки правильного использования сложных предложений в речи;
  5. воспитывать бережное отношение к родному языку, прививать интерес к его познанию;
  6. воспитывать интерес к прошлому страны, учить любить свою малую родину,изучать ее прошлое и заботиться о будущем.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня у нас необычный урок, который  посвящён незабываемым дням ВОВ.

13 февраля в нашем селе отмечается один из дней воинской славы — День освобождения села Мантурово от немецко-фашистских войск  (1943 год). Он установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России»

СООБЩЕНИЕ.  

 Есть на карте Российской Федерации города всемирной славы, города с более скромной судьбой, малоизвестные хутора и деревни. Есть на ней и Мантуровский район с центром в селе Мантурово, расположенный на юго-западных склонах Средне-русской возвышенности со своей историей, своими традициями.

    В годы Великой Отечественной войны  территория района дважды находилась в оккупации: с 29 ноября по 4 декабря1941 и с 3 июля 1942 по февраль  1943 г. С 10 по 13 февраля последний и ожесточенный бой на территории района провела 96- Шуменская танковая бригада им. Челябинского комсомола под командованием ген. В.Г.Лебедева с превосходящими силами противника.

II. Словарный диктант

Учащиеся записывают слова, объясняя правописание слов.

От немецко-фашистских захватчиков, крепостные крестьяне, ветеран, оккупация, Воронежский фронт, Курская битва, дивизия, 96 танковая бригада имени Челябинского комсомола, снаряд, на протяжении всей войны, колонна противника, Совет солдатов-депутатов, шоссейная дорога, город воинской славы.

Актуализация знаний учащихся по теме «Сложное предложение».

Повторение теоретических сведений.(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

III. Закрепление практических навыков

1) Пунктуационный анализ предложений.

Учащиеся устно объясняют расстановку знаков препинания в предложениях, записанных на доске или спроецированных на экран.

Название села произошло  от фамилии помещика Мандрова, который  переселился из Рязани, владел большим участком земли и крепостными крестьянами..

СП с подчинительной связью. Придаточное определительное.

17 декабря 1917 года в с. Мантурово была установлена Советская власть, были избраны Совет солдатов-депутатов и Комитет бедноты,в 1924 году была создана местная организация ВЛКСМ.

Сложное предложение. БСП

Вот сегодня мы и пройдем с тобой по тем местам, где шли бои, где мы остановили фашистов и откуда погнали до самого Берлина!

Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными. Однородное подчинение.

2) Комментированное письмо.

Списать, вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания. Составить схемы предложений, определить вид сложного предложения. (У каждого учащегося есть распечатанные задания). Задание по вариантам.

1)13 февраля исполнится 77 лет со дня осв..бождения Мантуровского района от неме..ко-фашист..их захватчиков.2)С 10 февраля 1943 года по 13 февраля 1943 года последний и ожесточ..(н,нн)ый бой с пр..в..сходящими силами пр..тивника провела на те(р,рр)итории района 96-я Шуменская танковая бригада имени Челябинского комс..мола под к..манд..ванием генерала Виктора Лебедева.3)В боях с немецко-фашистскими захватчиками погибло свыше 9 тысяч мантуровцев. Всего же более 20 тысяч наших земл..ков восемь из которых были удостоены звания Героя Советского Союза сражались с врагом на различных участках советско-германского фронта .4)На протяжени.. всей войны трудящиеся района оказывали п..сильную помощь фронту в период подготовки к Курской битве более 2000 мантуровцев участвовали в строительстве оборонительных сооружений, 32 из них были награждены правительственными наградами.

3) СООБЩЕНИЕ.

 Обозначить цифрами предложения:

  • ССП цифрой – 1
  • СПП цифрой – 2
  • БСП цифрой – 3
  • Простое предложение  цифрой – 4

Часто яростные бои завязывались на дорогах, по которым вражеские части отходили на запад. Характерным для той обстановки был бой у деревни Пузачи. 9 февраля командир 96-й отдельной танковой бригады им. Челябинского комсомола генерал-майор В. Г. Лебедев. Лебедев получил от своей разведки донесение, что в сторону Мантурово по дороге движется большая колонна противника численностью до 13 тыс. человек. Командир бригады приказал атаковать её на максимальной скорости. Танки с автоматчиками на броне неожиданно врезались в головную часть колонны противника, состоявшего из большого отряда пехоты, 150 машин, 30 самоходных орудий, уничтожил 1500 солдат и офицеров, захватил до 2500 пленных. Затем часть танкистов заняла развилку дорог Мантурово, Старый Оскол, Тим у деревни Пузачи, отрезав таким образом путь отхода немецко-фашистским войскам. Силы врага во много раз превосходили силы наших танкистов. Всю ночь и весь следующий день гитлеровцы пытались прорваться, но все их попытки терпели неудачу. В память о подвиге светских воинов в 1978 году у шоссейной дороги Курск-Мантурово был воздвигнут на постамент танк Т-34.

4) Творческие задания.

1. Выделенные второстепенные члены предложения замените придаточным предложением.

В начале февраля противник, получив свежие резервы, усилил атаки.

2. Прибавьте придаточное ко второй части СП.

По трассе путь лежит на Мантурово. .. На повороте памятник воинам, павшим в годы войны. На пути большое село Куськино, бой закоторое описан в книге А.И.Родимцева "Твои, Отечество, сыны"

5) Тренировочные упражнения.

Каждому учащемуся дан текст с заданиями.

1.Мантурово – административный центр Мантуровского района Курской области.

2.Посёлок располагается в довольно холмистой и изрезанной оврагами местности.

3.Почва очень удачная для сельского хозяйства – более 80 процентов здесь составляет чернозём, а остальные 20% приходятся на серые лесные, тяжелосуглинистые, глинистые и почвы крутых балочных склонов.

4.Мантуровская карта отличается богатой лесной растительностью – произрастают дуб, клен, береза, осина.

5.А ещё земля здесь богата месторождениями строительных материалов – глин, суглинков, трепела, магнитного железняка.

6.Посёлок Мантурово появился в 1709 году, как раз во время переселения на курские земли жителей из Правобережной Украины.

7.В 19 веке посёлок уже представлял собой значимый населённый пункт с развитой торговлей – ярмарки проводились в Мантурово 4 раза в год.

8.Уже тогда целый перечень организаций Мантурово играл важную роль в жизни целого района - дом отдыха и развлечений, начальная и церковно-приходская школы, спирто-водочный завод.

9.Жители посёлка приняли активное участие в освобождении Родины от немецких захватчиков, некоторые жители были представлены к правительственным наградам.

 Выполните тестовые задания.

Среди предложений № 1- № 4 найдите предложнение,осложненное причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 2

Среди предложений № 4-8 сложное предложение с бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 4

Найдите  предложение, в котором необходима другая постановка ЗП, и укажите его номер.

Ответ:5, 8

Как вы объясните постановку ЗП в предложении № 3:

а) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую.

в) Первая часть – БСП,вторая часть-ССП с однородными ЧП .

г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.

Ответ: в

Среди предложений текста найдите  предложение ,осложненное обстоятельством времени; определите, является ли оно сложным.

Ответ: 4

IV. Итог урока

V. Разноуровневое домашнее задание

  • Уровень № 1. Составьте 5 СП, определите вид СП.
  • Уровень № 2. Выпишите из любого источника пять сложных предложений с разными видами связи, составьте их схемы, произведите синтаксический разбор одного предложения (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...

Урок русского языка тема : "Обобщение изученного. Диалог. Прямая речь" 5 класс.

Цель : продолжить знакомство с диалогом и прямой речью,...

Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе

Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более...

План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...