Урок-путешествие по теме "Имя прилагательное.Повторение изученного в 5 классе"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

  Занимательное путешествие на воображаемом пароходе позволяет вспомнить и закрепить изученное об имени прилагательном

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                 Урок- путешествие по теме «Имя прилагательное.

                        Повторение изученного в 5 классе»

            Цель урока: вспомнить изученное о прилагательном ,

                                повторить морфологические признаки,

                                уметь находить прилагательные в тексте ,

                               определять их роль, употреблять в речи,

                               воспитывать любовь к матери.

                                 Ход урока.

1.Вступительное слово. Объявление целей и задач.

 Обратить внимание на орфограмму в корне.

 

2.Работа с текстом. Сказка.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну , который жил далеко.

Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить матери , как они по ней скучали.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, -(сказала) первая дочь.

- Я ждала тебя , как сухая земля ждёт каплю воды, -(сказала) вторая.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, -

  (сказала) третья.

-Мне тяжело было без тебя , как пчёлке без цветка, -(сказала) четвёртая.

-Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- (сказала) пятая.

-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,-

  (сказала) шестая.

А седьмая дочь ничего не (сказала). Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу помыть ноги.

Чтение про себя и по лицам. Обратить внимание на слова в скобках.                      Произвести замену.

-Сказка или быль?

-Чья речь или чьи дела вам понравились больше всего и почему?

Давайте запишем имена прилагательные, которые говорят о характере

дочерей. Образуем от них краткие формы

- А вам приходилось говорить такие ласковые слова своим мамам?

 (Мы потом это проверим)

-Что лучше: красиво говорить или красиво поступать.

3.Слово учителя на фоне слайда. Мы отправляемся в путешествие на паруснике.У пристани нас ждёт судно. Представьте, что мы поднимаемся  на               палубу. Звучит приятная музыка. Мы рассаживаемся по местам , и

встречает нас сказительница( в русском народном костюме).

4.Слово ученика: Дорогие друзья, я расскажу вам сегодня сказку                «Имя прилагательное» Внимательно послушайте меня, а потом  

ответьте на вопросы.

 

Негогда в каком-то царстве,

Тридевятом государстве,

То ли здесь, а то ли там

Жил-был царь Абдурахман.

Миновало много лет,

Собирает царь совет.

Дочерей к себе зовёт

И такую речь ведёт:

«Мне вопрос который год

Всё покоя не даёт:

Для чего живёт на свете

Прилагательное, дети?

В дальний путь скорей спешите

И вопрос сей разрешите».

Три девицы собирались,

С царем-папой распрощались,

Стали думать-размышлять,

Как им тайну разгадать.

Вот выходят в сад сестрицы,

Слышат пенье райской птицы.

Говорит одна сестрица:

- Как поёт красиво птица!

Голос звонкий , золотой,

Нежный, чистый и родной.

-А уж птица-то какая,

Маленькая, озорная,-

Ей вторая говорит

И на птицу всё глядит.

-Знать та птица не простая,-

Молвит тут сестра другая.

К ней решили обратиться ,

Чтоб ответа лишь добиться.

-Ты по свету ведь летала,

Может, где его встречала?

Нашу душу успокой  

И секрет скорей открой:

Что есть прилагательное?

-Оно замечательное.

Частью речи называют

И по падежам склоняют.

Мир без этой части речи

Был бы тускл и не расцвечен.

Недалече здесь живёт,

Песни добрые поёт.

Вы теперь к нему спешите

И вопрос сей разрешите.

В путь отправились сестрицы

По свету мудрой птицы.

Долго ль, коротко ли шли,

Но дворец его нашли.

У порога их встречало,

О себе всё рассказало.

-Признаки обозначаю,

Все предметы украшаю,

Разукрашу, опишу,

Какой есть предмет,  скажу.

Так отцу и доложите,

Ко мне в гости пригласите.

Пусть подружится со мной,

Станет добрым, коль был злой.

К отцу сёстры поспешили

И секрет ему открыли.

Вопросы:

-Что такое прилагательное?

-Какова его роль в нашей речи?

5.Путешествие началось. Под звуки музыки ребята записывают прилагательные, характеризующие музыку

                                                             море

                                                             солнце

                                                             ветер

                                                             погоду

                                                             настроение

( Задание даётся  по рядам. Слабым учащимся раздаются  картинки, которые помогут в работе.)

Чтение словосочетаний и разбор одного из них.

6.Что у вас получилось?  ( Рабочие материалы) Используя их , напишем мини- сочинение, рассказывающее о нашем путешествии на паруснике

Можно вспомнить  стихотворение о море, о путешествии или сочинить своё.

7.Чтение творческих работ.

8.Подплываем. И знакомая страна

                          Вот уж издали видна.

                          Вот на берег вышли гости.

                          Кто к себе зовёт их в гости? (Прилагательное)
Мы пройдем по знакомым улицам. Встретимся со старыми друзьями имени прилагательного. Что это за друзья?

Работа по учебнику. Упражнение 269. Читаем текст. Выписываем словосочетания «прилагательное +  существительное», указываем падеж, число, род.

9.Предложениедля разбора.
Багряное небо удивительно.

10.Словарная работа.
    Багряный, багровый, бордовый.

Слово сказительнице. В русском языке существуют неизменяемые прилагательные. Чаще всего они обозначают различные степени и оттенки цвета: бордо (темно-красный), хаски (серо-зеленый, защитный), беж (светло-коричневый с розовато-желтым оттенком), электрик (голубой или синий с серым отливом).

11.Путешествие сегодняшнего дня подходит к концу. Все ли  вспомнили? Подведем итоги.

- Что такое прилагательное?

- Какие у него есть друзья? Назовите морфологические признаки.

-Какова синтаксическая функция?

Сверим наше определение с учебником.

Чтение правила на странице 106.

12.Нам предстоит двухнедельное путешествие по стране Имени прилагательного. За это время вы соскучитесь по своим мамам.

- А, когда вернетесь, с каким словами обратитесь к ним?

- Каковы впечатления сегодняшнего дня?

13.Домашнее задание.

Составить лингвистическую сказку об имени прилагательном.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Данный урок позволяет :·        Систематизировать и обобщить знания  по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...

Урок – путешествие по произведениям уральских писателей для учащихся 6 класса

Урок – путешествие по произведениям уральских писателей подготовлен для учащихся 5-7 классов в рамках Всероссийского открытого Урока чтения....

Урок-путешествие по теме "Рельеф суши.Равнины" в 6 классе

Разработка открытого урока в 6 классе по теме "Рельеф суши.Равнины" с сценарием урока, маршрутным листом для работы учащихся на уроке и с презентацией к уроку в двух частях....

Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс

В общей системе уроков по разделу данный урок  представляет урок-повторение и обобщение.  В  структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...