Урок-путешествие по волнам математики и физики. 8-9 класс Конспект урока
план-конспект урока по математике (8, 9 класс)

Соловьёва Вера Алексеевна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon По волнам математики и физики.302.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок : «По волнам математики и физики». 8-9 класс.

Эпиграф к уроку: Слеп физик без математики!    М. В. Ломоносов.

Тема урока: Повторение отдельных тем физики и математики

Цель урока: В ходе повторения показать тесную связь между математикой и физикой, которая проявляется, в том числе, в материалах ГИА.

Задачи:

                                                                                                                            Образовательные:                                                                                                                                     Расширение кругозора учащихся.                                                                                                       Развитие творческих и познавательных способностей.                                                                     Развитие интереса учащихся к физике и математике.                                                                Обобщение и углубление изученного материала.

Воспитательные:                                                                                                                              Воспитание работоспособности, умение работать самостоятельно, веры в свои силы.  

Развивающие:

Развитие самостоятельности.                                                                                                                    Развитие речи, умения выражать и защищать свою точку зрения;

Развитие мышления, логики.

Тип урока: урок повторения.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, частично - поисковый, групповой.

Вид работы: самостоятельная работа, фронтальная работа

План урока:

1. Организационный момент

2. Устный счет.  Ф+М  (Готовность корабля к путешествию)

3. Решение задачи. М  (расчет время для путешествия)

4. Решение задачи  Ф  (Нахождение расстояния в пути )

5. Остров «Угадай-ка»  М  (Отгадывание кроссворда)

6. Выступление учащихся об Архимеде.

7. Залив «Умники и умницы»  (Решение уравнений по группам)

7. Остров «Чудесных открытий»  (Опыты «Электричество в природе)

9. Рифы (Преобразование формул) (дополнительно)

10. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока.

1.Организационный момент.

  Вступительное слово учителя.

Сегодня мы вместе с вами проведем урок по математике и физике. На этом уроке, в ходе повторения, хотим показать вам тесную связь между математикой и физикой. Все разделы математики и физики на одном уроке не можем охватить, рассмотрим только отдельные темы. В наш урок мы включили лишь те задания, которые часто встречаются в ГИА, как по математике, так и по физике. Мы ещё раз увидим, как в реальной жизни современному человеку необходимы знания по различным предметам. И урок наш необычный. Мы с вами отправимся в путешествие по волнам математики и физики.

Сегодня, вас ждут, различные интересные задачи, которые вы должны решить индивидуально, а затем прийти к единому мнению, к правильному ответу.

А главная цель нашего урока:

*показать тесную связь между математикой  и физикой, которая проявляется,

  и в том числе, в материалах ГИА.

*Развитие мышления, логики, формирование  познавательного интереса к этим

  предметам.

Постарайтесь работать дружно, экономьте время. Отвечайте сидя, не вставайте.

2. Устный счёт.

А сейчас ребята давайте подготовим наш корабль к путешествию и устраним все неполадки на корабле. Для этого поработаем устно.

ЗАДАНИЕ: Вспомним ряд понятий по математике и физике, которые нам будут необходимы на уроке при решении заданий.

МАТЕМАТИКА:

Слайды:

1). Выберите описание каждой математической модели…

2).Установить соответствие по графику функции.

3) Определить, какая прямая не имеет общих точек с параболой.

4) На рис изображена часть параболы. Через какую точку пройдет график, если его продолжить, имеются 4 ответа.

ФИЗИКА:

Теперь я предлагаю вам игру «Веришь, не веришь» Я зачитываю утверждения, а Вы либо соглашаетесь, либо не соглашаетесь. Если согласны. Поднимаете руку. Если не согласны, не поднимаете.

1. Вольтметр - прибор для измерения напряжения.(Да)

2. Миллиметр – сотая часть метра. (Нет)

3.300 секунд – это 5 минут. (Да)

4. Сила тока обратно пропорциональна напряжению при постоянном сопротивлении проводника. (Нет)

5. Сопротивление проводника 6 Ом (по графику на слайде) (Нет)

6. В 1 квадратном метре 200 квадратных сантиметров. (Нет)

7. Зависимость между силой тока и сопротивлением проводника при постоянном напряжении является обратной пропорциональностью. (Да)

8. Прибор для измерения силы тока – амперметр. (Да)

9. Сила тока- величина, указывающая, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени. (Да)

10. Единица измерения сопротивления – Вольт (Нет)

МАТЕМАТИКА:

Итак, неисправности устранены, корабль наш выходит с пристани. Наша следующая задача:

Рассчитать время, необходимое для нашего путешествия.

Для этого нужно решить следующую задачу (стр 64 №17 ГИА)

(ПОКАЗАТЬ ТЕСТЫ ГИА, ГДЕ ВЗЯТЫ  ЗАДАНИЯ)  1 ученик у доски решает.

Два парохода вышли из порта, следуя один на север, другой на запад. Скорости их равны соответственно 12 км/ч и 16 км/ч.  Через сколько часов расстояние между ними будет 60 км.

Решение: Пусть через х часов расстояние между ними будет 60 км, тогда 12х км пройдёт 1 пароход, а 16х км 2 пароход. Зная, что1 идет на север, 2 идет на запад,  мы должны использовать теорему Пифагора и найти гипотенузу, при нахождении расстояния между ними: т.е.  (12х)2+ (16х)2 = 602

                                 Х = 3

                                Через 3 часа встретятся пароходы.

ФИЗИКА:

Время определили, а мы с вами определим путь, который мы сегодня преодолеем во время путешествия.

Определите по графику зависимости пути от времени. Определите путь за 3 часа.

S,км.

150  

100

50

        1   2     3        t,ч

А как найти путь по следующему графику?

v, км/ч

50

                                                  3      t,ч

 С точки зрения математики, чем является путь ? ( площадью фигуры под графиком скорости)

Пользуясь геометрическим смыслом пути, определите путь, пройденным телом за 50с (задание из ГИА)C:\Users\Х\Pictures\Мои сканированные изображения\2014-02 (фев)\сканирование0001.jpg

МАТЕМАТИКА:

Чтобы произвести остановку на острове «Великих людей» и отдохнуть там, нам нужно посетить остров «Угадай-ка».

Разгадаем кроссворд, ключевое слово будет в столбике по вертикали.

Это Великий, древнегреческий математик и физик.

А

Р

И

Н

Е

Р

Ц

И

Я

Х

О

Р

Д

А

С

И

Л

А

М

И

Л

Я

М

Е

Д

И

А

Н

А

Д

Р

О

Б

Ь

Вопросы:

1). Единицы измерения площади.  (ар)

2). Свойство тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. (инерция)

3). Отрезок в окружности. (хорда)

4). Причина изменения скорости тела. (сила)

5). Старинная единица измерения длины. (миля)

6). Отрезок в треугольнике, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. (медиана)

7). Величина, которая бывает правильной и неправильной. (дробь)

Мы видим зашифрованное слово   АРХИМЕД.

Вот мы и прибыли на остров «Великих людей», где немного отдохнём, послушав сообщения, которые приготовили ребята о древнегреческом учёном Архимед.

Слайд: Портрет Архимеда.

Доклад.

Величайший из математиков древности – Архимед родился в Сиракузах в 287 году до нашей эры. Сохранилось много легенд о его жизни. Так, царь Сиракуз Гиерон решил проверить честность своего ювелира при изготовлении золотой короны и поручил Архимеду открыть обман и доказать, что в корону примешано серебро. Для этого надо было знать вес и обьем короны. Взвесить корону было легко, но как найти её объём, ведь корона была очень сложной формы? Решение Архимеду пришло случайно во время купания. Он открыл, что тело, погруженное в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость. Зная вес воды в объёме короны, он определил объём короны и вычислил плотность вещества короны. Легенда гласит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности золота. Тем самым. Мастер был изобличён в обмане, а наука пополнилась замечательным  открытием.

Другая легенда рассказывает, что Архимед соорудил систему блоков, с помощью которой один человек смог спустить на воду огромный корабль. Крылатыми стали тогда произнесенные Архимедом слова: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю».
Его  конструкторские способности использовались в военных целях при защите стен города. Во время 2-й Пунической войны он спас родной город от римских войск с помощью созданных им камне метательных катапульт; разработал систему зеркал, которая сожгла корабли римского флота
Огромен вклад Архимеда и в развитие математики. Известны его замечательные линии: спираль Архимеда, циклоида. Ученый вычислил отношение длины окружности к диаметру. Однако его родной город всё же был позже захвачен, и Архимед погиб от рук римского солдата, так как был слишком увлечён решением геометрической задачи.

О его открытиях вы узнаете при дальнейшем изучении геометрии и физики.

МАТЕМАТИКА:

Мы отдохнули и сейчас мы продолжим свой путь через залив «Умники и умницы», чтобы попасть на остров «Чудесных открытий».

У вас на столах лежат карточки с заданием, которые вы должны выполнить и обьяснить затем ход решения.

1 группа:    1). Решить уравнение (стр 18 №4 ГИА)

                       2х2 + 3х – 3 = х2 – 3х + (-2 + х2)

                                                              Отв: 1/6

2 группа:    2). (х + 5)2 + (х – 10)2 = 2х2  (стр 24 №4 ГИА)

                                                                    Отв: 12,5

3 группа:     3). (х2 – 3х)2 – 2х2 + 6х – 8 = 0     (стр 49  № 21 ГИА)

                                                                 Отв: -1; +1; 2; 4.      

МАТЕМАТИКА:

Ребята вы немного устали давайте отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

ФИЗИКА:

Продолжаем наше путешествие и сейчас у нас остановка на острове «Чудесных открытий».

(опыты)Выступление девочек. На тему «Электричество в природе»

Эксперимент 1:

При трении многих тел о мех наблюдается электризация. Я задалась  целью выяснить, чей мех электризуется больше. Предварительно просушила шерсть котёнка и собаки (электризация существенно ослабляется при большой влажности). Затем натирала  расчёску по очереди о шерсть каждого животного одинаковое количество раз, подносила её к гильзе из фольги, подвешенной на нити, и измеряла угол отклонения от вертикали. Вывод:

Чем жестче шерсть, тем лучше способность электризовать другие тела. Возможно, и кошачья шерсть обладает хорошими свойствами электризовать. Однако для проверки этих утверждений требуется дальнейшее исследование с большим числом опытов.

Эксперимент 2:

       Электроэнергию можно получить из некоторых фруктов и овощей. Электрический ток можно получить из лимона, яблок и, самое интересное, из обычного картофеля. Мы провели опыты с этими плодами и действительно получили ток.

 С развитием современных нано технологий и энергосберегающих решений  наука может дойти до такого совершенства, когда например, миниатюрные системы можно будет годами питать, просто воткнув их в ствол. Начало уже положено, а будущее – за нашим молодым поколением, которому предстоит стать разработчиками новейших технологий и производств, направленных на развитие экономики страны.

ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ:

МАТЕМАТИКА:

Дорогие ребята! Наше путешествие подошло к концу. Благодаря дружной и слаженной работе нашей команды, мы снова на родной земле. Теперь вы сможете посмотреть на физику и математику совсем другими глазами. Физика без математики невозможна. Математика вооружает вас математическим аппаратом, который прошел через все этапы нашего урока. Мы с вами повторили математические и физические понятия и формулы, их применение при решении некоторых задач, которые рассматриваются в едином математическом экзамене.

И мне хочется узнать у вас:

Что нового вы узнали, путешествуя по волнам математики и физики.

Что больше всего запомнилось, понравилось?

А сейчас оцените свою работу на уроке:

Выберите для себя каждый свой смайлик.

  • Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поработали, то  ………..
  • Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, то  ….

  • Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять обьяснил, какие то задания, то   …….

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ:

МАТЕМАТИКА:  

Тесты ЕГЭ решить подобные задания, стр: 61 №5,  стр: 69 №15, стр:82 № 22. Найти в интернете другие виды задач с физическим содержанием в ОБЗ (открытый банк заданий)

ФИЗИКА:

Закончить словами:

ДРУЖИТЬ НАУКАМ МОЖНО ВЕЧНО,

ВСЕЛЕННАЯ ВЕДЬ БЕСКОНЕЧНА!

СПАСИБО ВСЕМ ВАМ ЗА УРОК,

А ГЛАВНОЕ, ЧТОБ БЫЛ ОН ВПРОК!

Это задание, если останется время.

 На пути к берегу мы видим рифы, проведём наш корабль, чтобы не попасть на рифы, для этого выполним задание, решение которого необходимо как по физике, так и математике при сдаче экзаменов. Это преобразование формул.

где мы можем отдохнуть, расслабиться и поиграть в игру «Морской бой».(А мы вспомним как отдохнули на каникулах ваши товарищи, послушайте рассказ ребят, но он будет содержать ошибки, которые Вам нужно исправить.)

(Делимся по рядам, 3 команды)

ЗАДАНИЕ:

Выразить неизвестное из формулы:

V =    → S = ?                         ρ = →  V = ?                  P = ρ q h  →  h = ?

S =→  a = ?                       S → =    → F =?

S =   •h → a= ?           S = Vo• t +   → V0=?           a =  → V = ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

План-конспект урока физики в 8 классе (комбинированный урок) Электрическое напряжение.

Дидактическая цель: создать условия для приобретения учащимися блока новой учебной информации, развития их познавательного интереса к физике, формирования общих учебных умений. Цели урока:образов...

Разработка метапредметного урока по математике и физике по теме «Производная в математике и физике» в 11 классе

Разработка метапредметного урокапо математике и физикепо теме «Производная в математике и физике» в 11 классе( с использованием метапредметных образовательных технологий )...

Доклад на МО учителей математики и физики: « Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одарёнными детьми»

МКОУ « Александровская основная общеобразовательная школа»Докладна МО учителей математики и физики:« Использование развивающих заданий на уроках математики и во  внеурочное время, как важнейшее н...

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и  природы.  «Молитва», «Ангел»....

План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».

Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...

Интегрированный урок «Применение производной на уроках математики и физики» В 10 классе.

Открытый урок по математике и физике будет интересен как для учеников так и для учителей. Начинается урок народной мудростью: «Послушай – и ты поймёшь! Посмотри и ты запомнишь! Сделай...