Урок русского языка в 6 классе " Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Данный урок рекомендуется проводить в 6 классе в самом начале изучения темы " Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe._povtorenie.odt25.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Макурова Л.В., учитель русского языка и литературы

МКСКОУ школа-интернат 5 вида г. Подольска

Урок русского языка в 5 классе по теме

 « Имя прилагательное. Повторение»

Цели урока: повторить правописание падежных окончаний имён прилагательных, прилагательных в краткой форме на шипящую, синтаксическую роль прилагательных в предложении и роль прилагательных в речи; развивать творческие способности и речь учащихся.

                 Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Беседа с классом по вопросам:

1) Что такое имя прилагательное?

2) Как изменяются имена прилагательные?

3) Как определить число, род и падеж имени прилагательного?

4) Как называется связь имени прилагательного с именем существительным?

5) Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

6) В каких двух формах могут употребляться имена прилагательные?

( каждый ответ обязательно подтверждается примерами)

  1. Задание классу: дописать окончания имён прилагательных, определить их род, число, падеж, указать главное слово в словосочетаниях ( словосочетания   демонстрируются на интерактивной доске)

к картофельн..му пюре

солдатск..й шинелью

концертн..го рояля

горяч..й кофе

об известн..й фамилии

чёрн..я тушь

громк..й туш

ядовит..м растением

  1. Самопроверка

Учитель обращает внимание учащихся на слова «тушь» и «туш» и просит объяснить их написание. Для объяснения лексического значения слова «туш» учащиеся обращаются к Словарю русского языка С. И. Ожегова.

Учитель сообщает учащимся, что в русском языке есть ещё слово «туша», привлекает учащихся к выяснению его лексического значения и просит поставить это слово в форму Р.п. мн. числа.(туш) и объяснить написание слова.

  1. Задание: дописать окончания имён прилагательных, объяснить их написание, объяснить постановку запятой во 2-ом предложении.

        Син..м пламенем пылают стаи туч.. над бездной моря. (М.Горький)

        В син..м небе звёзды блещут, в син..м море волны плещут. (А.Пушкин)

*Объяснить лексическое значение слова «бездна».

             Проверка.

  1. Слово учителя: до сих пор нам сегодня встречались имена прилагательные в полной форме. А мы знаем, что они могут употребляться и в краткой форме.

На какие вопросы отвечают прилагательные в краткой форме?

Как они изменяются?

  1. Отгадайте загадку:

 

Чиста, да не вода;

Клейка, да не смола;

Бела, да не снег;

Сладка, да не мёд;

От рогатого берут

И живулькам дают.

       ( Молоко)

*Найдите краткие имена прилагательные. Какова их роль в предложении?

*Объясните написание окончания в слове «рогатого».

  1. Творческий диктант.

* Заменить имена прилагательные синонимами с основой на шипящую:

день жарок ( горяч, палящ)

ландыш ароматен ( пахуч)

ветер прохладен ( свеж)

урожай высок ( хорош)

дуб крепок ( могуч)

цыплёнок худ (тощ)

* Объяснить написание кратких прилагательных.

Самопроверка

  1. Задание: найти и исправить ошибки ( устно)

Ь пишется

Ь не пишется

квас шипучь

зелёный плющ

весенняя ночь

сто свиных туш

ищешь дорогу

береч здоровье

пять задачь

синяя туш

помочь друзьям

шиповник колюч

  1. Учащимся демонстрируется репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща». Учитель объясняет смысл названия.

* Задание: вставьте в данное предложение имена прилагательные, согласовав их с существительными, и вы увидите, насколько выразительнее и интереснее оно станет.

   На картине «Корабельная роща» художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим опушку бора.

Слова для вставки: известный, русский, жаркий, солнечный, могучий, сосновый.

  1. Окончания имён прилагательных обозначить.
  2. Объяснить лексическое значение слова «бор».

Проверка (устно)

  1. Учащиеся под руководством учителя делают вывод о роли имён прилагательных в нашей речи.
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание: выписать из последнего предложения словосочетания прилагательное + существительное, обозначить главное слово, определить род,число и падеж прилагательных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного

Цель: повторить и закрепить изученное о глаголе, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола...

Урок русского языка в 5 классе "Прилагательное. Повторение."

Цели урокаОбразовательные:- Обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного.- Закрепить навыки правописания гласных в падежных окончаниях име...

Урок русского языка в 6 классе "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"

Данный материал можно использовать на первом уроке при изучении темы "Глагол" в 6 классе или при закреплении темы "Глагол" в 5 классе....

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час) Целесообразность применения ИКТ: - применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным дл...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....

Урок русского языка 5 класс «Имя существительное. Повторение изученного»

Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение изученного»   5 класс...


 

Комментарии

В ходе урока повторяется правописание падежных окончаний имён прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, проводится работа по развитию речи с привлечением репродукции картины И.И.Шишкина "Корабельная роща".

В ходе урока повторяется правописание падежных окончаний имён прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, проводится работа по развитию речи с привлечением репродукции картины И.И.Шишкина "Корабельная роща".

В ходе урока повторяется правописание падежных окончаний имён прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, проводится работа по развитию речи с привлечением репродукции картины И.И. Шишкина "Корабельная роща".

В ходе урока повторяется правописание падежных окончаний имён прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую,проводится работа по развитию речи с привлечением репродукции картины И.И. Шишкина "Корабельная роща".