Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Павлович Ирина Валерьевна

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования курса литературы в 5 классе (из расчета 3 часа в неделю), контрольно-измерительных материалов и списка литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №498 Невского района Санкт-Петербурга


Принята педагогическим советом

 

Протокол № ___от «___» __________     2013 г.   



«Утверждаю»

Приказ № _____  от «___»

____________  2013 г.         

Директор гимназии


___________ Н.В.Медведь

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 5 класса

                                                                     

      Срок реализации программы: с 1 сентября 2013 года по 01 мая 2014 года

                   

                      Согласовано

на заседании методического объединения

                                             протокол  № _______  от

                                                        «_____»  _____________  2013 г.               

Зорина Инна Евгеньевна

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Павлович Ирина Валерьевна

учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории

Санкт-Петербург

2013


Пояснительная записка

Примерная программа утверждена Министерством образования  и науки РФ (письмо №03-408 от 01.04.2005) Напечатана в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа. Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна» – М.: Баласс, 2008. и  учебника Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Литература. 5-й класс. («Шаг за горизонт»). Учебник в 3-х кн. – М.: «Баласс», 2011.

Нормативные документы

Рабочая программа составлена на основании учебного плана ГБОУ гимназии № 498.

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта  (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года).

Федеральный базисный учебный план (утверждён приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года).

Стандарт основного общего образования по литературе.

Программа по литературе для 5 – 11 классов  под редакцией  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Допущено Министерством образования  и науки РФ (письмо №03-408 от 01.04.2005) Напечатана в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа. Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна» – М.: Баласс, 2008.  

Обязательный  минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).

Закон «Об образовании» РФ.

Учебное пособие «Литература». 5 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений.  Шаг за горизонт. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.  Москва. «Баласс» 2011. Р.Н.Бунеев., Е.В.Бунеева., О.В.Чиндилова.

Число часов на изучение тем дано из расчета 2 часа в неделю, 70 часов в год. Чтение и изучение произведений – 62 часа, развитие речи – 8 часов.

Цели курса.

Содержание и структура программы определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Определяются следующие цели образования школьников по литературе в 7 классе:

  1. Иметь представление о литературе как словесном виде искусства, о литературных родах и жанрах.
  2. Знать сведения по теории литературы; базовые теоретико-литературные понятия курса (жанр произведения); связь изученного произведения со временем его написания;
  3. Уметь воспринимать и характеризовать текст как художественное целое, с учетом его специфики; вести диалог с автором произведения, видеть в тексте авторские вопросы, задавать свои вопросы автору по ходу чтения; давать интерпретацию прочитанного на основе личностного отношения; выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть); владеть всеми видами пересказов; грамотно строить высказывания различных форм.

Цель предполагает следующие задачи:

  • достижение учащимися  определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений;
  •  выполнение определенных устных и письменных работ.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальных набор сочинений, способствует формированию универсальных учебных действий учащихся.

Программа определяет инвариантную (обязательную)  часть учебного  курса, содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

Требования к начальной подготовке, необходимой для успешного усвоения курса.

Иметь представление:

- об истории русской детской литературы,

- о писателях и их героях,

- о темах и жанрах;

- об истории литературы как процессе,

- о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, - о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого;

- о многообразии творчества писателей.

Уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

– выполнять творческие задания по прочитанному тексту

Знать:

- базовые теоретико-литературные понятия.

Уровень требований по литературе выше по сравнению с ГОС.

Об этом говорят интенсивность обучения, привлечение межпредметных связей на уроках литературы, возможность дистанционного обучения семиклассников, а также расширение базового уровня подготовки по развитию речи, что соответствует гуманитарной направленности гимназии № 498 как ОУ. Учащиеся также учатся самостоятельно осуществлять проектно-исследовательскую деятельность по предмету и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

Области      применения   полученных   знаний   и умений.

  • Устная и письменная речь
  • Речевая практика
  • Учебная и практическая деятельность
  • Использование литературного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам
  • Применение полученных знаний, умений и навыков анализа на межпредметном уровне
  • Повседневная жизненная практика

Современные информационные технологии. Способы организации учебного процесса с помощью информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы в 5 классе:

  • Яркий визуальный ряд для эмоционального настроя учащихся (презентация, фрагменты экранизаций художественных произведений и т.д.);
  • Фото-, видео-, аудио-объекты цифровых ресурсов, которые создают наглядное представление об эпохе, о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества;
  • Электронное сопровождение к уроку в конструкторе презентаций.
  • Видеофрагменты литературных передач;
  • Электронные репродукции полотен художников, иллюстраторов (на уроках формирования речевых компетенций);
  • Аудиокниги, прослушивание звуковых фрагментов (авторское чтение стихотворений);
  • Изучение теории литературы и теоретико-литературных понятий с помощью анимационных схем в конструкторе презентаций («Стихосложение», «Роды литературы», «Изобразительно-выразительные средства языка» и т. д.);
  • Тесты и кроссворды в режиме on-line (быстрая диагностика) с помощью проектора или в компьютерном классе;
  • В рамках проектной деятельности по литературе обучающиеся представляют свои работы в виде презентаций;
  • Коллективное создание электронных книг о писателях и изученных произведениях.

Материально-техническое обеспечение

- ноутбук

- интерактивная доска

- принтер

- ресурсы сети Интернет (для дистанционного обучения пятиклассников)

Учет индивидуальных особенностей обучающихся

Как показывает практика, при групповом обучении учитель имеет дело с учащимися, которые имеют разный тип восприятия информации (визуальные, аудиальный, кинестетический), разный тип мышления (правополушарный, левополушарный),  разные типы памяти (слуховая, зрительная, тактильная и эмоциональная), поэтому, чтобы учитывать природные задатки в обучении необходимо учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Для этого на уроках и в качестве домашнего задания учитель использует разноуровневые задания, проектные задания, карточки, а также организовано дистанционное обучение.

Курс также направлен на развитие надпредметных, общеинтеллектуальных  умений,    а также на саморазвитие учеников.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 5 классе являются следующие умения и качества:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к ведению диалога с одноклассниками;

- осознание и освоение русского языка как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- устойчивый познавательный интерес.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника, вопросы и задания к нему, проблемно-диалогическая технология.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» в 5 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух (на уроках развития речи);

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, схема и т.п.);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

     Учет межпредметных связей в преподавании литературы в 5 классе позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Курс литературы 5 класса опирается на знание русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:

Русский язык:

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного стиля (отзыв, выступление).

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Типы текста. Структура текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли;  основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к типу речи, определенной функциональной разновидности языка.

     Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ, ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров.

Русский язык – язык художественной литературы.

Слово – основная единица языка.

     В программу планируется включение  уроков с элементами развития памяти, внимания и мышления.

Данному возрасту наиболее соответствуют  следующие мыслительные  навыки:

  • Создание категорий, основанных на специфических предметах или событиях
  • Извлечение выводов из доступной информации
  • Выявление ошибок в  аргументации
  • Понимание различий между мнениями и фактами
  • Оценка надежности обоснования
  • Оценка качества работы на основе разработанных критериев

     Особое внимание уделяется графической визуализации знаний обучающихся.

Опыт показывает, что если  происходит визуализация знаний, группировка материала в некие блоки или схемы (опорные схемы-конспекты), то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям.

Возможность наглядно что-то представить служит хорошей опорой для осознания учащимися теоретических знаний и включает образное мышление, что для изучения литературы как искусства является особенно значимым. Систематизация же и логичность представления учебного материала облегчают работу всех механизмов произвольной памяти.

     Как известно,  у каждого человека работают в разной степени три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения материала повышается.

     При объяснении материала с помощью ОСК работают зрительная и слуховая память, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов подключается двигательная (моторная) память.

     ОСК – это по сути дела самовыражение личности того, кто данный конспект составляет. Его создание - творческая задача, требующая глубокого знания материала, способности к обобщению и абстрагированию. Для учащихся, как показывает опыт, работа по созданию ОСК является нестандартной и интересной, особенно для учащихся с образным мышлением, что очень важно в школе, где преобладает словесное обучение.

Описание  контроля

Для контроля усвоения знаний в рамках курса предусмотрено четыре вида работ по развитию речи в устной и письменной формах, а также работа в пособии «Тетрадь по литературе».

В качестве начального контроля (на выбор) – рецензия на произведение, прочитанное летом или творческий пересказ последней прочитанной книги.

Промежуточный контроль – сочинение-размышление «Что можно увидеть с закрытыми глазами» (сочинение по части II учебника)

Итоговый контроль – ответы на итоговые вопросы учебника, работа в пособии «Тетрадь по литературе», написание сочинения-размышления о книге, литературном герое.

Характеристика классов

               Данная программа предназначена для обучающихся 5а, 5 б, 5в классов.

Возраст пятиклассников – 11-12 лет.

5а, 5б, 5в

    Классы пришли в среднюю школу в 2013 году с хорошей подготовкой. Большинство учащихся легко усваивают программу, работают в высоком темпе, активны. На уроках в этом классе учитель использует много дополнительного материала, дает дополнительные задания сильным учащимся. Класс достаточно эрудированный. Дети охотно учатся, проявляют активность на уроках. Учащиеся любознательны, заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей. Класс имеет высокий творческий потенциал.

   В классе положительно относятся к лидерам по успеваемости, тянутся за ними. Литература является любимым предметом многих учеников. Обучающиеся постоянно задают вопросы, хотят узнать много нового.

Содержание  курса

Литература как искусство слова.

Теория литературы. Литература как вид искусства.

Часть 1. От чего захватывает дух.

Н.С.Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны».

Раздел 1. Жизнь по законам чести.

Ж.Верн. «Дети капитана Гранта» (главы).

А.Дюма. «Три мушкетера» (главы).

Н.Г.Долинина. «Честь и достоинство».

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.

Раздел 2. Шифры и клады.

Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» (главы).

Э.По.  «Золотой жук»  (в сокрашении).

А.Н.Рыбаков.  «Кортик» (главы).

Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.

Раздел 3. Экстремальные ситуации.

Д.Лондон.  «Любовь к жизни» (в сокращении).

Б.С.Житков. «Механик Салерно».

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми.

В.П.Катаев. «Белеет парус одинокий» (главы).

М.Ю.Лермонтов. «Парус».

М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.

Раздел 5. Правда истории и вымысел.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

В.А.Каверин. «Два капитана» (главы).

Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский вымысел. Монолог и диалог.

Раздел 6. Романтика неизведанного.

А.Блок. «Ты помнишь, в аншей бухте сонной…».

Н.Гумилев. «Жираф».

В.Маяковский. «А вы могли бы?».

М.Светлов. «Я в жизни ни разу не был  в таверне…».

Д.Самойлов. «Сказка».

В.Берестов. «Почему-то в детстве…».

Часть 2. Что можно увидеть с закрытыми глазами.

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас.

А.Конан Дойл. «Затерянный мир».

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика.

А.Беляев. «Голова профессора Доуэля» (главы).

Н.В.Гоголь. «Портрет».

Р.Брэдбери. «И грянул гром».

Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Художественная деталь.

Раздел 3. Сказка и фантастика.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила».

Часть 3. В лабиринте событий.

Э.По. «Убийство на улице Морг» (в сокращении).

А.Конан Дойл. «Горбун»

Теория литературы. Понятие о детективе.

Часть 4. Я и другие.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» (в сокращении).

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

Л.А.Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы).

Г.Белых, Л.Пантелеев. «Республика Шкид» (главы).

В.Распутин. «Мама куда-то ушла».

Д.Самойлов. «Из детства».

Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка…). Сказка и быль. Стихи и проза.

Часть 5. Мы не можем без них или они без нас?

А.П.Чехов. «Каштанка»

А.И. Куприн. «Ю-ю» (в сокращении0.

Э.Сетон-Томпсон. «Чинк».

Дж.Даррелл. «Гончие Бафута» (отрывок).

К.Чапек. «С точки зрения кошки».

Стихи о животных.

Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Стихотворная интонация, стихотворный размер.

Всего 105 ч.

3 раза в неделю

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету

В результате изучения литературы ученик должен

   знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному    

          изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов,

          подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

      уметь:

  • работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному

          из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к  прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе  

          выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным

          произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать

          чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных текстов, в том числе и чтение наизусть.
  • Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный - небольшого отрывка, главы повести и т.д.
  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
  • Отзыв   на   самостоятельно   прочитанное   произведение,   просмотренный   фильм, иллюстрацию и т.д.
  • Подготовка сообщения, доклада на литературную тему. Создание собственного текста.
  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе докладов, сообщений)
  • Использование словарей

Письменно:

  • Письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы.
  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев (групповая), двух (сравнительная).
  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу.
  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  • Создание письменного оригинального произведения.
  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого в 5 классе.

Критерии оценивания знаний

Оценка сочинения и изложения

Сочинения и изложения – основные формы проверки:

  1. умения раскрывать содержание работы и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;
  2. умения соблюдать грамматические нормы и правила правописания;

     Любое сочинение (изложение) оценивается двумя отметками: первая ставится за его содержание и речевое оформление; вторая – за грамотность. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.


Оценки


Основные критерии оценки

содержание и речь

5

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану или без него).
  4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведений о стилистике).
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1 речевой недочет.

4

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

3

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов.

2

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.


В целом в работе допущено 6 и более недочетов в содержании и 7 и более речевых недочетов.

  1. При проверке работ необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  3. На оценку сочинения и изложения распространяются указания об учете при выставлении оценки однотипных ошибок и сделанных учеником исправлений.

При оценке письменных обучающих работ учитываются:

- степень самостоятельности учащегося;

- этап обучения;

- объем работы;

- четкость, аккуратность, каллиграфия.

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п


Автор


Название

Год

издания


Издательство

1

Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В

«Литература» учебник для 5 класса «Шаг за горизонт»; Учебник-хрестоматия  в 3х ч.

2011

М.:

Баласс

2

Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В.

Литература. 5 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику 5 класса.

2012

М.:

Баласс

3

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.

Тетрадь по литературе. 5-й класс.

(КИМ)

2012

М:

Баласс

Список литературы

Для учителя:

1. Барова Е.С. Уроки литературы в 5-м классе по учебнику «Шаг за горизонт»: методические рекомендации для учителя. Под науч. Ред. Е.В.Бунеевой, Р.Н.Бунеева. – М., 2011

2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. 5-11 классы. Литература. Программа. – М., 2007

3. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина 5-11 классы. Литература. Программа. – М., 2008

4. Сафонова И.А. 5-9 класс. Литература. Примерные программы по учебным предметам. – М., 2011

5. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., 2011

Ресурсы сети Интернет для учителя:

1. http://2berega.spb.ru/

2. http://www.proshkolu.ru/

3. http://www.spbappo.ru/

4. http://www.edu.ru/

5. http://school-collection.edu.ru/catalog/

6. http://bukinist.agava.ru/

7. http://www.tema.ru/rrr/litcafe/

8. http://lit.1september.ru/

Ресурсы сети Интернет для обучающихся:

1. http://gramma.ru/

2. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm

3. http://vedi.aesc.msu.ru/

4. http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

5. http://bukinist.agava.ru/

6. http://www.silverage.ru/

7. http://www.feb-web.ru/

8. http://school-collection.edu.ru/ 


Карта контроля

  1. Стартовый контроль

Сочинение в форме эссе о любом самостоятельно прочитанном небольшом произведении.

Критерии оценивания:

  1. Соответствие заявленному жанру
  2. См. Критерии оценивания знаний

2.  Промежуточный контроль

Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми» по одной из предложенных тем.

Критерии оценивания:

  1. См. Критерии оценивания знаний

3.  Итоговый контроль

а) Итоговое сочинение «Мы не можем без них или они без нас?...» по одной из предложенных тем.

Критерии оценивания:

  1. См. Критерии оценивания знаний

б) Викторина «Что же там, за горизонтом?» (обобщение по учебнику «Шаг за горизонт»)

Календарно-тематическое планирование


п/п

Кол-во

часов

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

ИКТ

Форма контроля

Домашнее задание

1-2

2

Наш новый предмет. Новый учебник и его герои.

Познакомить учащихся с целями, задачами и системой работы на уроках литературы.

Видеопрезентация урока

Работа над понятиями, изученными в курсе начальной школы (художественная литература, устное народное творчество и др.)

Чит. Стр. 4-9 учебника. От чего захватило дух при знакомстве с учебником?

Часть 1. От чего захватывает дух.

3

1

От чего захватывает дух. Н.С.Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны».

Познакомить учащихся с творчеством Н.Гумилева, анализ стихотворения «Капитаны». Развивать навык анализа лирического произведения.

Аудиокнига (фрагмент)

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Прочитать главы I-IV части I романа А.Дюма «Три мушкетера»

Раздел 1. Жизнь по законам чести

4-5

2

А.Дюма «Три мушкетера». Герои бессмертной книги.


«Законы чести» в главе «Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала».

Познакомить учащихся с творчеством Александра Дюма, с понятием «герой приключенческого произведения». Работа с текстом, анализ глав.

Экранизация (фрагмент)

Рассказ об А.Дюма, словесное рисование персонажа. Чтение и пересказ, составление характеристики персонажей, ответы на вопросы, устное рисование.

Прочитать главы 5, 9, 11, 12, 17, 18, 19 части I романа

6-8

3

Что такое дружба (по главе «План кампании»).


Наталья Долинина «Честь и достоинство».


Развитие речи

«Честь – это звучит гордо». Чтение и обсуждение домашних сочинений.

Работа с заголовком, толкование слова «кампания», работа с текстом во время чтения.

Экранизация (фрагмент)

Комментированное чтение; работа над понятием эссе, чтение  и анализ текста

Написать сочинение в форме эссе о любом самостоятельно прочитанном небольшом произведении

9-10

2

Жюль Верн – удивительный писатель.


Мужественные и честные сердца.

Рассказ о писателе

Видеофрагмент литературной передачи


Чтение по ролям диалога героев (с. 50-51), работа в группах и построение схемы «Ключевые ценности героев романа»

«Портрет удивительного писателя. Жюль Верн» (слайды); читать главы VI, VII, VIII части I романа «Дети капитана Гранта» о Паганеле.

11-12

2

Знаменитый географ на борту «Дункана».


Роман-учебник, роман-открытие.

Знакомство с героем романа Паганелем (составление портрета)

Видеопрезентация урока

Комментированное чтение и диалог с автором, сообщения учащихся «Природные условия Патагонии в изображении Жюля Верна», «Растительный и животный мир Патагонии в изображении Жюля Верна»

Читать главы 20, 21, 22 части 3 романа

13-15

3

Как был найден капитан Грант.


Дружба, мужество, взаимовыручка

 Р/Р. Подготовка к  сочинению.


Сочинение по разделу «»Жизнь по законам чести

Подготовка к сочинению на одну из предложенных тем, составление планов ко всем темам, отбор фактического материала для доказательств.

Видеопрезентация урока

Беседа и комментированное чтение

Написать сочинение по разделу «Жизнь по законам чести»

Раздел 2. Шифры и клады

16-17

2

«Что такое шифр и что такое клад?» Э. По «Золотой жук»


К.Г.Паустовский «Эдгар По». Понятие о литературном портрете.

Осмысление ключевых слов текста, составление схемы «Добро-Зло»

Видеопрезентация урока

Комментированное чтение начала текста «Эдгар По»,

Прочитать «Золотого жука»

18

1

Тайна золотого жука (по рассказу Э.По «Золотой жук».

Работа с новыми понятиями, выявление основных элементов сюжета рассказа и особенностей композиции

Видеопрезентация урока

Работа в тетради, задания 1-4 стр. 8-9 (Основные составные элементы сюжета рассказа)

Ответ-обобщение «Золотой жук» - приключенческий рассказ. Прочитать и пересказать статью о Стивенсоне

19-20

2

Р.Л.Стивенсон и неизведанные острова.


Полный опасностей путь.

Познакомить учащихся с творчеством Стивенсона, анализ глав романа

Экранизация (фрагмент)

Рассказ учащихся о Стивенсоне, анализ стихотворения «Бери деревяшки и строй городок»

Читать главу XXX. Подготовить рассказ о приключениях Джима Хокинса на суше и на море.

21

1

Цена честного слова.

Анализ проблем, подняты автором в главе XXX «На честное слово»

Экранизация (фрагмент)

Чтение и анализ главы XXX

Дочитать роман «Остров сокровищ»

22

1

«Вьется по ветру «Веселый Роджер». Люди Флинта песенку поют».

Герой Джон Сильвер в романе (анализ), роль пиратских песен в романе

Видеопрезентация урока

Читать статью об А. Рыбакове и первые главы повести «Кортик»

23-25

3

Анатолий Рыбаков и тайны повести «Кортик».


Сочинение по разделу «Шифры и клады»

Познакомить учащихся с творчеством Рыбакова, разбор основных черт произведений приключенческой литературы

Видеофрагмент литературной передачи

Подготовиться к сочинению на одну из тем на стр. 145 учебника. Задания 1-6 в тетр.(стр. 10-11)

Раздел 3. Экстремальные ситуации

26

1

Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона.

Знакомство с биографией Джека Лондона

Видеопрезентация урока

Работа с учебником. Стр. 148. Подготовка развернутого ответа на вопрос.

Читать рассказ «Любовь к жизни», выполнить задания I.1 и II.1 в раб. тетр.

27-28

2

Что такое любовь к жизни?

Доказать экстремальность ситуации в рассказе «Любовь к жизни» по данному плану

Видеофрагмент литературной передачи

Читать «Механика Салерно», стр. 14 в раб. тетр.

29

1

Оставаться человеком при любых обстоятельствах (Б.С.Житков и его рассказ «Механик Салерно»).

Поговорить о рассказе как литературном жанре

Видеопрезентация урока

Анализ эпизодов

Задание II.2 в тетради

30-31

2

Оставаться человеком при любых обстоятельствах (Б.С.Житков и его рассказ «Механик Салерно»).


«Если друг оказался вдруг…» Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации»

Работа с текстом после чтения

Видеопрезентация урока

Анализ рассказа

Составить план к одной из тем для сочинения.

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми

32-33

2

Марк Твен и его маленькие герои.


Приключения – игра.

Знакомство с новым разделом, с творчеством М.Твена

Экранизация (фрагмент)

Работа с понятиями «автор», «рассказчик», «писатель»

Читать главы 6 и 7

34

1

Приключения – игра и жизнь.

Формулирование концептуальной информации прочитанных глав, выявление авторской позиции

Экранизация (фрагмент)

Беседа, комментированное чтение

Читать главы 8, 12, 13

35

1

Приключения – жизнь.

Портрет и характеристика Гека Финна

Видеопрезентация урока

Беседа и выборочное чтение

Повесть Катаева: глава II и глава XI

36

1

Валентин Катаев и название его повести. Море Пети и море Гаврика.  

Познакомить учащихся с главными героями повести (сходства и различия)

Видеопрезентация урока

Выборочное чтение и анализ эпизодов

Читать главы V VII VIII XIV XV XVI XXI XXII XXIII

37

1

Большие события и маленькие дети.

Анализ эпизодов встречи Пети и Гаврика с матросом

Комментированное и выборочное чтение

Читать главы 26 27 29 31 32 35 36 37 38 39 41 43 44 45

38-40

3

Дети становятся взрослыми.


Валентин Катаев: жизнь и творчество. Автор и герой художественного произведения

Анализ цитатных планов, выводы

Составление цитатного плана

Продумать темы сочинений (стр. 46 части II учеб.); тетрадь: задания 1-4 стр. 27-28

41

1

М.Ю.Лермонтов «Парус». Смысл заглавия повести В.П.Катаева.

Работа над стихотворением Лермонтова

Видеопрезентация урока

Беседа, работа с текстом во время чтения

Стих-е «Парус» наизусть

42

1

Р/Р. Подготовка к сочинению по разделу «Как мы становимся взрослыми».

Составление планов

Работа в тетради по литературе на стр. 27-28

Стр. 48-52 учебника читать

Раздел 5. Правда истории и вымысел

43-46

4

В.А.Каверин «Два капитана». Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева.


«Я найду экспедицию!».


Летчик Григорьев и штурман Климов.

Сведения из жизни и творчества Каверина

Видеофрагмент литературной передачи

Комментированное чтение и диалог с автором

Главы 1-13 части 8 романа

47-49

3

Капитан Григорьев на войне.

Как была найдена экспедиция.


А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Анализ романа и поступков героя

Видеопрезентация урока

Вопросы и задания, беседа

Читать «Бородино». Стр. 76 учебника читать

50-51

2

М.Ю.Лермонтов «Бородино». «Ведь были ж схватки боевые…»

Дать представление о Бородинском сражении

Видеофрагмент литературной передачи

Подготовиться к сочинению по данным темам

52

1

Р/Р. Подготовка к сочинению по разделу. «Правда истории и вымысел».

Написание сочинения

Видеопрезентация урока

Сочинение

Раздел 6. Романтика неизведанного

53

1

Стихи о прекрасном и неведомом. Н.Гумилев, В.Маяковский. М.Светлов, Д.Самойлов, В.Берестов)

Поговорить о том, что значит уметь мечтать. Работа над стихотворениями

Видеопрезентация урока

Комментированное чтение

Стихотворения наизусть (выбор)

54

1

Стихи о прекрасном и неведомом. Н.Гумилев, В.Маяковский. М.Светлов, Д.Самойлов, В.Берестов)

Работа над стихотворениями

Аудиокнига (фрагмент)

Работа по вопросам в учебнике

Вопросы на стр. 87-88 части 2 учебника

55

1

Что мы узнали о приключенческой литературе (Обобщающий урок). Проверочная работа №1.

Видеопрезентация урока

Проверочная работа. Написание собственных приключенческих сюжетов

Часть 2. Что можно увидеть с закрытыми глазами

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас

56

1

А.Конан Дойл «Затерянный мир». Наследие А.Конан Дойла (жизнь и творчество писателя).

Рассказ об А.К.Дойле

Видеофрагмент литературной передачи

Работа со словарем литературоведческих терминов

Читать главу XII романа «Затерянный мир»

57

1

Наука и полет фантазии (анализ главы 12 из романа «Затерянный мир»)

Рассказ о замысле романа

Видеопрезентация урока

Чтение и анализ главы XII

Задания в тетр. По литературе: № 2-4 стр. 38-39

Раздел  2. «.Научная и «ненаучная» фантастика

58-59

2

А.Р.Беляев «Голова профессора Доуэля». Фантастический мир А.Беляева.


Мари Лоран и голова профессора Доуэля.

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Беляева

Работа с текстом до чтения, работа по вопросам после чтения

Ответить на вопросы 3-7 стр. 122-123

60

1

Профессор Доуэль и профессор Керн.

Дать понять учащимся, что талантливый научно-фантастический роман призван решать нравственные проблемы

Проблемные вопросы и беседа

Читать статью о Р.Брэдбери в учеб.

61-62

2

Рэй Брэдбери «И грянул гром». Гордость научной фантастики (жизнь и творчество Р.Брэдбери).


Каждый из нас в ответе перед будущим (рассказ «И грянул гром»).

Анализ основной идеи рассказа и средств ее художественного выражения

Презентация учеников

Презентация о творчестве Р.Брэдбери

Статья и рекомендации в учебнике стр. 136, ч. II

63

1

Н.В.Гоголь «Портрет». Н.В.Гоголь и «ненаучная» фантастика.

Рассказ о Н.В.Гоголе

Видеофрагмент литературной передачи

Комментированное чтение глав цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Стр. 138-157 учеб. читать

64

1

Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет».

Фантастическое в повести. Роль таинтственного портрета.

Видеопрезентация урока

Задания II.1,2 в тетр.

65

1

Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет».

Роль фантастического в повести.

Видеофрагмент литературной передачи

Беседа, работа по вопросам в учебнике

Прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»

Раздел 3. Сказка и фантастика

66-67

2

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Жизнь и фантастика в сказке.

Соотношение сказочного и фантакстического, фантастика в сказке

Видеопрезентация урока

Работа над текстом

Читать вступление и 1, 2, 3-ю песни поэмы «Руслан и Людмила»

68

1

А.С.Пушкин и его первая поэма  «Руслан и Людмила».

Сведения из истории создания поэмы

Аудиокнига (фрагмент)

Выразительное чтение

Учить наизусть вступление, читать поэму до конца

69-70

2

«Там чудеса…» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»).

Чудеса в поэме, главный герой

Экранизация (фрагмент)

Работа по вопросам и заданиям, опрос

Выучить наизусть фрагменты текста поэмы

71

1

Р/Р. Сочинение по части 2 учебника «Что можно увидеть с закрытыми глазами».

Видеопрезентация урока

Сочинение

Часть 3. В лабиринте событий

72

1

Что такое детектив?

Знакомство с новым жанром

Видеопрезентация урока

Беседа

Прочитать «Убийство на улице морг»

73

1

Истоки детективной литературы (Э.По «Убийство на улице Морг»).

Показать особенности детективного жанра, композиция

Работа по вопросу №1 на стр. 88 учебника

Читать «Горбун», задание 1 в РТ

74-75

   2

Знаменитый сыщик, мистер Шерлок Холмс (А.Конан Дойл «Горбун»).

Анализ рассказа «Горбун»

Комментированное чтение рассказа «Горбун»

Итоговые вопросы на стр. 22, части III учебника

76

1

Р/Р. Сочинение по части 3 учебника « В лабиринте событий»

Видеопрезентация урока

Сочинение

Часть 4. Я и другие

77-78

2

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Драмы взрослых и драмы детей .

Познакомить с жизнью и творчеством Короленко. Связь между взрослыми людьми и людьми маленькими

Видеофрагмент литературной передачи

Комментированное чтение

Вопросы 2 3 4 5 стр. 53 учеб.

79-80

2

Уроки добра и справедливости.

Анализ эпизодов повести «В дурном обществе»

Беседа, комментированное чтение

Вопросы 15 16 17 стр. 54 учеб.

81

1

Смысл названия и основные идеи повести.

Видеопрезентация урока

Работа над вопросами учебника

РТ: стр. 63-64; читать главы из повести «Кладовая солнца»

82

1

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

Знакомство с творчеством Пришвина. Философская притча и ее рассказчик

Видеопрезентация урока

Составление конспекта урока

План рассказа о Насте

83-84

2

Тропа Насти.

Тропа Митраши.

Анализ поступков главных героев повести

Аудиокнига (фрагмент)

Работа над портретами героев по данному плану

Стр. 59-60 (РТ)

85

1

«Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца». Смысл названия повести.

Особенности изображения мира природы

Видеопрезентация урока

Составление конспекта урока

Задания III.2,3 (c.60 РТ), читать «Кондуит и Швамбрания»

86-87

2

Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания». Один из лучших детских писателей (жизнь и творчество льва Кассиля)


Чего не выдумаешь в детстве! (главы из повести)

Откроем новую страну!

Видеофрагмент литературной передачи

Работа над цитатным планом

Читать статью о Г.Белых и Л. Пантелееве и главу из «Республики Шкид»

88

1

Г.Белых, Л.Пантелеев «Республика Шкид». Республика Шкид и ее проблемы.

Познакомить учащихся с повестью «Республика Шкид», биографии авторов повести

Презентация учеников

Сообщения оо авторах повести

Читать рассказ  «Мама куда-то ушла»

89

1

Рассказы о детях. В.Распутин «Мама куда-то ушла».

Анализ рассказа

Видеопрезентация урока

Работа над конспектом

Стихотворение наизусть со стр. 115-119 на выбор

90

1

Стихи о детях (Д.Самойлов, В.Берестов, Н.Заболоцкий).

Работа над стихотворением Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Презентация учеников

Выразительное чтение наизусть

Составить план одной из тем к сочинению стр. 120 учеб.

91

1

Р\Р. Сочинение по части 4 учебника «Я и другие».

Сочинение

Часть 5. «Мы не можем без них или они без нас?»

92

1

«Собачий мир» в рассказе А.П.Чехова «Каштанка».

Понятие о писателях-анималистах

Видеопрезентация урока

Анализ рассказа

Задания в РТ: III.1-3 стр. 70-71

93

1

«Собачий мир» в рассказе А.П.Чехова «Каштанка».

Анализ рассказа

Экранизация (фрагмент)

Работа над цитатным планом по итогам беседы

Читать «Ю-ю»

94-95

2

«Всем кошкам кошка» в рассказе А.И.Куприна «Ю-Ю» и в рассказе К.Чапека «С точки зрения кошки

Познакомить учащихся с биографией Куприна, анализ рассказа «Ю-ю»

Видеопрезентация урока

Беседа

Чит. Стр. 157-162 учеб.

96

1

ДЖ.Даррелл «Гончие Бафута». Жизнь – животным (рассказ о жизни и творчестве Дж.Даррелла).

Личность английского натуралиста и писателя Дж. Даррелла

Видеопрезентация урока

Конспект лекции

Вопросы 1 2 3 на стр. 162

97

1

Смешное и трогательное (беседа по фрагменту из книги Дж.Даррелла «Гончие Бафута

Видеопрезентация урока

Беседа

Чит. Стр. 162-164

98-99

2

Э.Сетон-Томпсон «Чинк». Неповторимый мир (рассказ о жизни и творчестве Э.Сетона-Томпсона).


Друг, который никогда не предаст.

Беседа по рассказу, анализ

Презентация учеников

Беседа

РТ: 8-10 (стр. 73), читать стихи о животных на стр. 174-182 учеб.

100-101

2

Мир животных в стихах (Стихи Б.Заходера, С.Есенина, В.Инбер, Н.Глазкова, И.Бунина, В.Маяковского, Н.Заболоцкого).

Анализ стихотворений о животных

Выразительное чтение

Подготовиться к сочинению на одну из данных тем

102

1

Р/Р. Сочинение по части 5 учебника «Мы не можем без них или они без нас?»

Видеопрезентация урока

Сочинение

103

1

Что же там за горизонтом? (урок-обобщение по всему учебнику). Проверочная работа №2.

Прощание с героями учебника

Презентация учеников

104-105

2

Резервные уроки. Литература на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...