Урок-игра по литературе в 5 классе "Станем детушек растить, уму-разуму учить"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Москвина Екатерина Алексеевна

Данный урок  завершает тему "Малые жанры в устном народном творчестве". Расчитан на 1 урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_folklor.docx26.07 КБ
Файл stanem_detushek_rastit.pptx869.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по фольклору

«Станем детушек растить, уму-разуму учить: что посеешь, то и пожнешь»

Цели:
учебные: обобщить знания по теме «Фольклор», восполнить пробелы в знаниях младших школьников, вернуть их к народным истокам;
развивающие: объединить старших и младших школьников в игровой ситуации воспитания и развития ребенка, в игре, основанной на устном народном творчестве и вековых традициях;
воспитывающие: приобщить к культуре своего народа, вызвать чувство гордости и любви к своим истокам.

Подготовка игры. Украсить кабинет предметами народного быта, рисунками детей, подготовить музыкальное сопровождение., выставкой книг.

Ход игры.

Слово учителя. (играет тихая народная музыка)
- Доброе утро, дорогие ученики 5-го класса и наши уважаемые гости. А у нас присутствуют высокие гости… (представление гостей). Сегодня мы проводим необычную игру –
«Станем детушек растить, уму – разуму учить: что посеешь, то и пожнешь», мы будем одновременно возвращаться в свое детство и учиться быть воспитателями. Сегодня мы с вами заглянем в родительскую азбуку. А самая лучшая родительская азбука хранится в устном народном  творчестве: в песенках, прибаутках, потешках, скороговорках и загадках. Там бережно храниться многовековой  опыт народа, традиции воспитания.  Сохраняя их и передавая этот опыт своим детям, мы тем самым сеем разумное, доброе в сердцах своих детей, и сохраняем неповторимое и прекрасное лицо своего народа.
        Поэтому и обращаемся мы сегодня к русскому фольклору – неисчерпаемой нашей сокровищнице, а помогать вам будут «мамушки» и «нянюшки», они, как старшие сестры, поведут вас за собой, уберегут от ошибок, утешат в случае неудачи. За нашей игрой наблюдает наше компетентное и справедливое жюри: ученики 5 класса люди опытные и всезнающие____________________________________________

        Представление. Но сначала давайте поближе познакомимся с нашими «семейками». ________________________________________________________________________________-.

        1. Фольклорный аукцион. «разбег» .Ну а сейчас, когда вы познакомились, возьмем разбег на главные состязания. Ведь мы собираемся растить и воспитывать детушек средствами устного народного творчества. А много ли вы знаете жанров? Проверим это на фольклорном аукционе.  Называйте жанры устного народного творчества, а победит та семейка, которая назовет жанр последней. Этой команде достанется призовое очко. (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки)

        2. Ну а теперь можно переходить к самому главному: начнем растить, пествовать и воспитывать  малыша. (фото ребенка)
        всем известно, что для начала ему нужен спокойный, здоровый сон: во сне дети быстрей растут. А чтобы они лучше спали, им поют колыбельные песенки.
        Следующий наш конкурс «
БАЮ-БАЮШКИ-БАЮ». «семейке» нужно самой по заданным рифмам придумать авторскую песню.
Рифмы
: 1) баю-баю, засыпай, закрывай, не мешай;
             2)  люли-люли, гули, заснули, заглянули;
             3) тишь, малыш, скрипишь, спишь
.


К данным рифмам вы можете добавлять свои.

        3. Вот и подрастает наш ребенок, болтает ручками и ножками, агукает, ему хочется играть, двигаться. И мы приглашаем «семейки» к участию в конкурсе потешек «РАСТИ, МИЛЕНЬКИЙ ДРУЖОК, ТЫ – ПШЕНИЧНЫЙ ПИРОЖОК!»
        Вы, конечно, помните, что потешки всегда исполнялись с движениями: малышам разминали ручки и ножки, качали их на руке или ноге, подбрасывали. Наверняка в вашем детстве  были такие потешки. Сейчас вам предстоит узнать их по рисункам художника Юрия Васнецова, но не только узнать но и рассказать и показать с движениями, которые делали при этом взрослые, забавляя ребенка. (демонстрируется иллюстрации Васнецова к потешкам: «Сорока-белобока», «Коза», «Ваня-Ваня простота») Оцениваем конкурс в три балла.

        4. Быстро время бежит. И вот уже пошел, затопал маленькими ножками новый член семейки. Он уже и слова понимает, можно его и прибаутками тешить. И следующий наш конкурс «ЧИКИ-ЧИКИ, ЧИКАЛОЧКИ»  вам предстоит инсценировать прибаутки «Стучит, бренчит, по улице», «Свинка Ненила сыночка хвалила», «Кисонька-мурысенька». А в помощь вашей фантазии – иллюстрации Ю. Васнецова к этим прибауткам. Оценивает на 3 балла.

        5. Вот уж и заговорил ребенок. Но не все у него ладно выходит. Надо помочь ему научиться хорошо говорить, и на помощь нам придут скороговорки. «ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕСКОГОВОГОРИШЬ»  
        Вспомните, какие звуки труднее всего даются детям? (р, л, ш, ч…) какие скороговорки с этими звуками вы знаете? (дети приводят примеры). Вот такие скороговорки и помогают детям научиться хорошо выговаривать звуки. А теперь один из команды покажет всем, как ловко он умеет говорить скороговорки.                                                                 Оцениваем в 4 балла.
(
на карточках) нужно произнести не менее трех раз.
Сыпь песочек в желтенький черепочек.
В печурке три чурки, три гуся, три утки.
Бежит лиса по лесочку, -Лизни, Лиса, песочку.
По ремешку, по бревнышку проведу кабылку.

        6. Подрастает наш малыш. Вот уж можно и наблюдательность его развивать. Для этого нет ничего лучше загадок. Следующий конкурс «ЗАГАДАЙКА-УГАДАЙКА». За каждую правильно отгаданную загадку 1 балл.

1)Из какого ковша
           Не  пьют, не едят,
           А только глядят? (
звездного)

        2)Летит орлица
        По синему небу.
        Крылья растлала,.
        Солнышко застлала. (
туча)

        3)На дворе горой,
        А в избе водой. (
снег)

        4)Висит сито не руками свито. (паутина)

        5)Крашенное коромысло над рекой повисло. (радуга)

        6)У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (рука)

        7)В брюхе баня,
        в носу-решето,
           на голове – пупок,
        всего одна рука,
        и та на спине (
чайник)

        8) Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведет, там заметку кладет.

        7. Видите, какой умницей стал ваш питомец? Пара ему и мудрость народную передавать. И заключительный наш конкурс «УМА ПАЛАТА».
        Вы знаете, что настоящий кладезь мудрости содержится в
пословицах и поговорках, которые дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают. Знать много пословиц значит хорошо владеть родным языком, быть мудрым человеком. Посмотрим, велика ли ваша копилка мудрости, умеете ли вы обращаться с ее богатствами.
        
закончите пословицы и объясните их значение. 1 балл

        1)Чем дальше в лес…(тем больше дров)

        2) Как волка ни корми… (он все в лес смотрит)

        3)Как аукнется… (так и откликнется)

        4)Труд человека кормит … (а лень портит)

Вот и подрос наш малыш, стал похожим на вас, многому научился, но много еще и впереди. Ведь не зря говорят: век живи- век учись. И вы, надеюсь, не забудете сегодняшних уроков народного воспитания детей, вспомните о них, когда придет время растить собственных ребятишек, и передадите им то, что так бережно хранится в устном народном творчестве вот уже много столетий подряд. Вспомните своих мам и пап, дедушек и бабушек, нянюшек и мамушек, которые помогали вам учиться. Ведь как говорит русская пословица: «Что посеешь, то и пожнешь» Это значит, какие семена мы зароним в души наших детей сегодня, таким и будет наше будущее.

Подведение итогов. Награждение победителей грамотой. Работа каждого будет оценена

На столе у вас лежат сигнальные карты.

Красный – настроение хорошее, урок понравился.

Зеленый -

На столе у вас лежат листочки, запишите свои имена. Оцените работу каждого в группе. Спасибо всем за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Станем детушек растить, уму-разуму учить Урок-игра по фольклору

Слайд 2

Конкурс №1. Представление семейки (домашнее задание – выбрать название и песню)

Слайд 3

Конкурс №2 Фольклорный аукцион

Слайд 4

Конкурс №3 Знаете ли вы жанры фольклора?

Слайд 5

Конкурс №4. баюшки-баю

Слайд 7

Конкурс №5

Слайд 8

Угадай потешку

Слайд 12

Конкурс №6 чики-чики , чикалочки

Слайд 14

КОНКУРС №7 всех скороговорок не пересговоришь

Слайд 15

СЫПЬ ПЕСОЧЕК В ЖЕЛТЕНЬКИЙ ЧЕРЕПОЧЕК. В ПЕЧУРКЕ ТРИ ЧУРКИ, ТРИ ГУСЯ, ТРИ УТКИ. БЕЖИТ ЛИСА ПО ЛЕСОЧКУ, - Лизни, Лиса, песочку. По ремешку, по бревнышку переведу кобылку

Слайд 16

Конкурс №8 загадайка-угадайка

Слайд 17

Конкурс №9 Ума палата

Слайд 18

Чем дальше в лес… Как волка ни корми… Как аукнется… Труд человека кормит…

Слайд 19

Конец игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».

Задачи  урока:1.образовательные:                         - знакомство  с  памятником  средневековой  нра...

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;  стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта....

СИНОНИМЫ УРОК-ИГРА «ЧТОБ УМА-РАЗУМА НАБРАТЬСЯ, НАМ В ПУТЬ-ДОРОГУ СОБИРАТЬСЯ

Данный урок проводился с учащимися 4-5 классов с приглашением родителей...

Конспект урока "Игры разума"

Конспект урока "Игры разума"...