«Рыцарь кутежа» Ноздрёв и «чёртов кулак» Собакевич.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Семенова Светлана Борисовна

Второй урок из системы уроков по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rytsar_kutezha_nozdryov_i_chyortov_kulak_sobakevich.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Рыцарь кутежа» Ноздрёв и «чёртов кулак» Собакевич.

Цель урока: 1. Продолжить работу над характеристикой образов поэмы.

               2.Выявить отношение учащихся к героям поэмы.

3. Показать нравственное разложение помещичьего класса.

1. Вступительное слово учителя.

               

На прошлом уроке мы начали рассматривать галерею образов, которую раскрыл перед нами Н.В.Гоголь в своей поэме «Мертвые души. Сегодня продолжим работу над характеристикой помещиков – «расточителей» и «накопителей».

     Нашу литературную разминку начнем с типа «живого мертвеца» Ноздрева. Вот его визитная карточка.

2. Литературная разминка.

План рассказа:

  1. Портрет Ноздрева.
  2. Его поведение с Чичиковым.
  3. Отношение Ноздрева к другим персонажам поэмы.

3.Ответ учащегося. (см. приложение).

Ученик:  

Ноздрев – полная противоположность Манилову и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он – буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». С этим героем мы встречаемся в 4 главе поэмы, в которой Чичиков, выехав от сердобольной Коробочки,направился к Собакевичу. Заехав в трактир пообедать, Чичиков встречает там Ноздрева, который бросается к нему как к старому знакомому. (зачитывает описание Ноздрева со слов: «Это был мужчина высокого роста…» и до слов: «…так и прыскало с лица его».)

     Ноздрев ехал с ярмарки, куда крестьяне из его имения возили продавать плоды по самым выгодным ценам, а хозяин все прокутил и проиграл в несколько дней.

Как Хлестаков, Ноздрев стремится показаться значительнее и богаче. Свое хозяйство он совсем запустил. В отличном состоянии у него только псарня. Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов «ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все что хотите». Однако все это не обогащает его, а, напротив, разоряет. Учитывая, что Ноздрев своим поведением, как прожигатель жизни, должен быть исключен в поэме из круга помещиков, передаю «дело» в суд.

  1. Суд над Ноздревым.

Судья: Приняв к сведению заявление, объявляю судебное разбирательство открытым. Слово прокурору (обвинителю).

Прокурор: Почему мы считаем Ноздрева «мёртвой душой»? да потому что за ним числится ряд смертных грехов, а именно:

  1. подсудимый своей беспутной жизнью довёл до смерти жену, оставив сиротами детей, которых «подкинул» на воспитание смазливой няньке.
  2. В образе Ноздрёва Гоголь наглядно показывает все противоречия между интересами крестьян и помещиков. Всё вырученное от выгодной продажи произведённого крестьянами товара он проигрывает в карты и пропивает.
  3. Ноздрев оскорбительно ведёт себя с Чичиковым грозя повесить его на первом дереве. Это прямая угроза жизни главного героя.
  4. Он неуважительно отзывается о помещиках-соседях и чиновниках города.
  5. Он постоянно дерётся в общественных местах. Недаром Гоголь зовёт его «историческим человеком», «разбитным малым».

Считаю, что Ноздрёв заслуживает высшей меры наказания – изгнания его из русской литературы.

Судья: Слово защите.

Адвокат (защитник): господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах, побудивших моего подзащитного к подобных поступкам.

Ноздрёв стал Ноздрёвым из-за губительного воздействия крепостного права в России. Жизнь за счёт крепостных, их труда, бездействие, вседозволенность родовых помещиков. Достаток и много свободного времени, которое некуда деть кроме посещения балов, пирушек, званых обедов, - всё это и привело Ноздрёва на скамью подсудимых. Прошу быть к нему снисходительными.

Судья: Что скажут присяжные?

Присяжные: Мы достаточно хорошо разобрались в той ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных заседателей хочу обратить внимание на подсудимого.      

(обращаясь к портрету Ноздрёва.)

Перед нами красавец, изображённый, художником Боклевским. Человек приятной наружности, высокий, с пышной шевелюрой и длинными, в завитушках, усами. Жизнерадостный, полный энергии, пышущий здоровьем, обожающий животных.

Разве можно такого «героя» выбросить из литературы? По его виду можно предположить, что этот герой выдержит критику ещё не одного поколения учащихся. Мы решили оставить Ноздрёва в литературе для дальнейшего изучения.

Судья: Приговор вынесен. На этом судебное заседание считаю закрытым.

5 Слово учителя:

А мы продолжим работу над образом следующего героя поэмы. Новую ситуацию предлагает нам одна ученица. Она получила визитку от Собакевича.

Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,- будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Ученица: Новая ступень морального падения  человека – « чертов кулак» Собакевич.

       «Казалось, - пишет Гоголь, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами…»

       У Собакевича тяготение к старым крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы, В отличие от других помещиков, Собакевич, помимо барщины, применяет и денежную оброчную систему. Так, например, один Еремей Сорокоплехин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу 500 рублей оброку.

 

6. Литературная разминка.

План.

1. Портретная характеристика Собакевича.

2. Чичиков и Собакевич.

3. Описание дома, гостиной.

4. Отзывы Собакевича о других помещиках и чиновниках.

7. Ответ учащегося. (см. приложение)

.

8. Экскурсия в галерею.

( Проводит её ученик или ученица.)

    Перед вами портрет типичного представителя помещичьей России. Нарисован он русским художником Александром Алексеевичем Агиным, одним из родоначальников русской реалистической иллюстрации.В 1841 году появились его первые рисунки. Вскоре он начинает работать с ксилографом Е.Е.Бернадским, иллюстрирует произведения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя. Художник не любит отвлеченных портретов, а показывает героев в действии. Его рисунки не нравились реакционным литераторам. Прогрессивные писатели высоко ценили его работу. По мнению Н.С.Лескова, «Агин старался дать типы гоголевских лиц, которые были ему знакомы как современнику.»

- Какую характерную деталь образа Собакевича подчёркивает художник? Вспомним текст: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя…»

   А вот портрет уже знакомого вам художника П.М Боклевского.

- Какие черты характера Собакевича подчеркивает в своем портрете художник?

7. Анализ разговора Чичикова и Собакевича

1. Чтение диалога Чичикова и Собакевича.

-  Почему о главном предмете разговора с Собакевичем Чичиков подходит осторожно: не назвал души умершими, а только несуществующими?

( Собакевич сразу учуял, что предложенная сделка- жульническая. Но даже глазом не моргнул. «Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе».)

- (На отдельных листках учащимся  раздается отрывок текста из сцены торга между Чичиковым и Собакевичем без авторских ремарок.)

- Каково ваше мнение об этом эпизоде?

( Авторские замечания, ремарки, его отношение к изображаемым явлениям помогают «дорисовать» сатирический образ, углубляют понимание его содержания. )

Вывод:  Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя бы и воспитали его по моде. Да вышло бы еще и хуже: «попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку».

- Какой прием использует автор для раскрытия образа Собакевича?

( Для обрисовки героя Гоголь мастерски использовал диалогическую речь как важнейший элемент создания сатирического образа Собакевича. Диалог очень точно рисует лиц, ведущих беседу. Беседа Чичикова с Собакевичем носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга.)

9. Лексическая характеристика героя.

- Давайте запишем лексическую характеристику Собакевича:

      « Патриот русского желудка» , ненавистник культуры и просвещения. Грубая сила и напористость, беспредельная наглость, настоящий помещик – торгаш и скопидом.

 10. Обобщение по теме урока.

Рассуждая о характере Собакевича, Гоголь подчеркивает широкие обобщающее значение этого образа. В Собакевиче «проступает» жестокое и звериное начало. В его неуклюжем теле «совсем не было души». «Собакевичи,- говорит он, -  бывали не только в помещичьей, но и в чиновничьей среде и в среде учёной». И везде они проявляли свои отрицательные черты: кулачество, грубость, человеконенавистничество, страсть к наживе.

11. Аукцион ( смотри по времен)

( Предлагается 5 вопросов, стоимость каждого – 2 балла. Кто из «покупателей» наберет больше баллов, тот получит дополнительную оценку.)

  1. Назовите героических полководцев, портреты которых висели в гостиной Собакевича?  (Маврокордато, Миаули, Канари и греческая героиня Бобелина)
  2. Как звали жену Собакевича?  (Федулия Ивановна )
  3. Имя слуги Чичикова?  (Петрушка)
  4. Имя кучера?  (Селифан)
  5. Любимое занятие губернатора?  (вышивание по тюлю)

12. Домашнее задание.

1. Придумайте и нарисуйте гербы каждому помещику.

2. Подготовить характеристику образа Плюшкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков....

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Презентация для урока изобразительного искусства "Как научиться рисовать рыцаря?"

Презентация "Как научиться рисовать рыцаря?" предназначена для уроков и дополнительных занятий по изобразительному искусству. Может быть использована для самостоятельных занятий.Презентация ...

"Ноздрев и Собакевич" (Н.В. Гоголь "Мертвые души")

По произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души» Маранцман В.Г...

Образ Ноздрёва в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Данный материал поможет учителю подготовиться к урокам по поэме "Мёртвые души". В презентации содержатся необходимые вопросы для учащихся, иллюстрации к поэме, информация для размышления....

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Пособие "Образ рыцаря в живописи"

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Пособие "Образ рыцаря в живописи - альбом иллюстраций" представляет собой подборку иллюстрационного ма...

Урок: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич»

ЦЕЛИ:1) раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; работа над 2-5 главами;2) совершенствовать умение анализировать прозаич...

Презентация "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образ Ноздрёва"

В презентации представлен материал,  раскрывающий образ Ноздрёва в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"...