Урок по литературе "Прогулки по улицам Томска"
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме

Тетерина Светлана Петровна

Описание мультимедийных компонентов проекта

 

Автор проекта (ФИО)

Тетерина Светлана Петровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МОУ «Мирненская СОШ» Томского района

Название проекта

Мультимедийная презентация

Форма (презентация, тест и т.п.)

Презентация

Размер ресурса (мегабайт)

4,93

Технические данные

(компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, экран, проектор. Выставки книг стихов и фотоальбомов о Томске.

Учебный предмет

Литература

Класс

6

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

Литературное наследие Сибири – региональный компонент.

Название темы или раздела учебного курса

Современные поэты о Томске.

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

pps

Вид ресурса

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

Презентация, текстовой документ

Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Наглядная презентация с поясняющим текстом.

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

программа для создания презентаций Microsoft Power Point, Adobe Photoshop 7.0; текстовый редактор Microsoft Word.

Цели, задачи дидактического материала

Возможность донести до ребят обаяние старинного и вечно юного города. Сегодня как никогда важен разговор о привитии детям любви к родному краю. Для этого нужно более близкое знакомство с его историей, современной жизнью, проблемами. Использование материала по краеведению один из моментов воспитания гражданина, патриота своего края, Родины.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Презентация из 41 слайда. Содержание слайдов:

Слайды 1 – 5; приветствие, объявление темы урока, чтение учителем стихотворения Г. Оксёновой «Город,  честь - к тебе причалить».

Слайды 6 - 13; чтение учеником стихотворения Б. Климычева «Улицы города»,

Слайд 14 - сообщение ученика об улице Обруб.

Слайд 15 - сообщение ученика об улице Иркутский тракт.

Слайды 16 – 17. чтение стихотворение Н. Хоничева «Друг мой поселился на Октябрьской», сообщение об улице Октябрьской.

Слайд 18. чтение стихотворения С. Заплавного «Деревьев хрустальные звонницы», анализ содержания по вопросам учителя.

Слайды 19 – 22; изобразительно-выразительные средства используемые в поэтическом тексте: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

Слайды 23 – 26. Сообщение об улице Шишкова, стихотворение В. Бельчикова «И скользят со льдинок».

Слайд 27. Физкультминутка.

Слайд 28. сообщение о переулке Пионерском, стихотворение Н. Хоничев «Переулок Пионерский».

Слайд 29. улица Тверская.

Слайд 30. стихотворение Н. Хоничева «Флюгер».

Слайды 31- 32. площадь Новособорная.

Слайд 33. стихотворение Г. Оксёновой «У фонтана».

Слайды34 – 36. Рефлексия. Обобщение и анализ прогулки в форме вопросов. Ответы учеников. Постановка учителем задач на следующие уроки, домашнее задание, выставление оценок.

Слайды 37 - 40. Завершение урока. Чтение учителем стихотворения С. Заплавного «… На трёх холмах».

Слайд 41. Спасибо за урок.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

фото, графические изображения, звуковые файлы, анимационные и другие эффекты

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

«Томск – любовь моя». Поэтический сборник. Томск – 2004.

«Деревянная архитектура Томска». Альбом. М., «Советский художник», 1987

«В краю кедровом». Фотоальбом. М., «Планета», 1988

Диски: «Старый Томск и Томск сегодня», «Томск лирический».

Привалихина С.В. «Мой Томск». Томск, издательство Томского ун-та, 2000.

Майданюк Э.К. «Прогулка по старому Томску» Томское книжное издательство, 1992.

ТОМСК. Прогулки по знакомым местам. GalaPress, 2003

Сергей Заплавный «Рассказы о Томске», Новосибирск, Западно-сибирское книжное издательство, 1980.

 

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Учителем и учениками на всех этапах урока.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

 

На фоне слайдов идут сообщения учеников, выразительное чтение ими стихотворений, а также вопросы и задания учителя и ответы учеников на них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon teterinasp.pps2.87 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

«Прогулки по улицам Томска».

Предмет

Литературное наследие Сибири.

Класс

6

Автор урока (ФИО, должность)

Учитель русского языка и литературы Тетерина Светлана Петровна

Образовательное учреждение

МОУ «Мирненская СОШ» Томский район

Республика/край, город/поселение

РФ, Томская область

Методическая информация

Тип урока

Урок-презентация, комбинированный

Цели урока

обучающая: продолжить знакомство с творчеством  

                     томских поэтов и писателей и их  

                     произведениями о Томске;

развивающая: развивать умение выявлять роль

                     изобразительных средств в раскрытии

                     красоты родного города;

воспитательная: прививать любовь к родному краю.

Задачи урока

Обучать приёмам анализа лирического произведения и навыкам выразительного чтения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Выразительное чтение наизусть,

Элементы анализа лирического произведения.

Необходимое оборудование и материалы

«Томск – любовь моя». Поэтический сборник. Томск – 2004.

«Деревянная архитектура Томска». Альбом. М., «Советский художник», 1987

«В краю кедровом». Фотоальбом. М., «Планета», 1988

Диски: «Старый Томск и Томск сегодня», «Томск лирический».

Привалихина С.В. «Мой Томск». Томск, издательство Томского ун-та, 2000.

Майданюк Э.К. «Прогулка по старому Томску» Томское книжное издательство, 1992.

ТОМСК. Прогулки по знакомым местам. GalaPress, 2003

Сергей Заплавный «Рассказы о Томске», Новосибирск, Западно-сибирское книжное издательство, 1980.

Подробный конспект урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:   Слайды 1 - 5

Не зовут моря и горы.

Что нам штиль, девятый вал?

Мой родной любимый город

Красотой околдовал.

И куда я ни поеду,

И куда я ни пойду,

Я о нём веду беседу,

Я опять к нему иду.

Томь струится величаво,

Обгоняя берега.

Город! – честь к тебе причалить,

Честь причала дорога!

     Деревянные постройки –

     Дом с калиткой у ворот…

     Не спешите в новостройки,

     Здесь история живёт.

      Этим стихотворением Галины Аксёновой «Город, честь - к тебе причалить» нам хотелось бы начать сегодняшний урок. А урок у нас необычный, это урок-прогулка по улицам Томска, погружение в его историю, любование настоящим. И всё это будет сопровождаться стихотворениями о Томске томских поэтов.

        Ну, что? Отправляемся? Доброго пути!

2. Актуализация знаний.

Ученик:   Слайды 6 - 13

Б. Климычев.  «УЛИЦЫ  ГОРОДА».

Обруб и Воскресенская гора,

Иркутский тракт – так названы

                                          недаром.

Была у Томска трудная пора:

Он был острогом, складом и базаром,

Он воевал и обжигал горшки,

Дышал тяжёлым перегаром винным

И вёз по тракту на санях мешки

С китайским чаем, солью пушниной.

Десятки раз в пожарах он сгорал

Со всем добром и серебром

                                      столовым,

Как будто прежний облик свой стирал,

Чтобы потом обзаводиться новым.

Немало сделал он за столько лет:

Дворцы и церкви, кабаки и бани,

Но он и первый университет

Открыл в сибирской бывшей

                                        глухомани.

Студентов и рабочих он сближал,

И затевал он сходки и маёвки,

По этажам невидимый пожар

Переносили смелые листовки…

Ты вместе с этим городом проснись,

Когда заря течёт огнём по крышам,

К мемориальным доскам прикоснись

И будешь этим городом услышан.

Здесь помнят камни, каждая плита

И помнят мостовые все и стены,

Как город от телеги и кнута

Шёл до вершин науки современной.

Взгляни, как Томск во весь свой рост

                                                     Встаёт

Дворцами, институтами над яром,

И гору Воскресенскую народ

Октябрьской звать, конечно, стал

                                                недаром.

Учитель:  *  Назовите приметы исторического прошлого в  

                       стихотворении.

                    * Как вы понимаете строчку: Ты вместе с этим городом

                       проснись,.. И будешь этим городом услышан…?  

Ученик. Слайд 14. 

      Обруб (обрубная) улица появилась в Томске в 70-ых годах 17 века. Обруб – деревянный сруб, построенный как укрепление. Высоко над Ушайкой стояли башни Томского города. Первым его жителям часто приходилось защищать городские стены от набегов. Князь Львов в 1678-1679гг. «около Томского города сруб сделал»: укрепил крутой склон Воскресенской горы с запада деревянным срубом – «обрубил». С тех пор так и называется эта улица. Подробнее о её истории можно узнать из книги «История названия томских улиц». Мы сегодня ещё не раз будем обращаться к ней.

Ученик. Слайд 15.

     Иркутский тракт – первоначально дорога, связывающая Сибирь и Дальний Восток с Центральной Россией. По ней входили в Томск обозы с китайскими товарами и сибирской пушниной, золотом, шерстью, воском, икрой, пройдя через Иркутск. Отсюда и название – Иркутский. Жилое строительство на Иркутском начинается только с начала 20 века.

Учитель: Продолжим наше путешествие. Вместе с Николаем Хоничевым отправляемся улицу Октябрьскую.

Ученик: «ДРУГ  МОЙ  ПОСЕЛИЛСЯ  НА  ОКТЯБРЬСКОЙ».  Слайды 16 – 14.

Друг мой поселился на Октябрьской,

Он – художник. Пишется ему.

У него душа к искусству тянется.

Улица способствует тому.

Да и как тут жить без вдохновения,

Коль на кисть ложится – будь здоров!- Улицы узорной настроение,

Настроенье старых куполов.

А какую песню красок летом

Выдувала улица в свирель!

Терема, касаясь терпким телом,

Пава в бело-розовом – сирень.

Жаловались, вмиг по-бабьи

                                   сжавшись:      

- Лепестки стареют. Кончен бал.

 Терем пожилой, но моложавый

 Ту сирень в затылок целовал.

Ученик.

      Октябрьская улица образовалась от слияния Воскресенской и Большой Кирпичной после  Октябрьской революции, с 1925 года.

        Здесь много старых домов, памятников деревянного зодчества. Таких домов – теремов в Томске много. Это особая страница нашего путешествия.

        В деревянной томской резьбе причудливо запечатлена душа русского человека-умельца. Имена зодчих, создавших эти причудливые строения, каждое из которых неповторимо, за редким исключением, не сохранились.

Ученик. Сергей Заплавный.  «Деревьев хрустальные звонницы…». Слайд 18.

Деревьев хрустальные звонницы.

Резных теремов купола…

И вдруг на мгновение вспомнится,

Как пахнет живая смола…

И вдруг на мгновенье причудится

Вблизи перестук топоров.

Слагает хоромную улицу

Артель мастеров.

Катают за брёвнышком брёвнышко,

Работают радостно, всласть,

И Томск полыхает, как солнышко,

От звонкой работы лучась.

Хоромное дело – капризное.

Но видит взволнованный люд:

Дома с кружевными карнизами,

Как струги мятежно плывут.

Плывут и смыкаются крышами

За той заповедной чертой,

Где лишь красоту сотворившие

Умеют владеть красотой.

Учитель: Поэты, мы с вами это знаем, для того, чтобы создать яркий художественный образ, который должен предстать нашему взору, используют различные выразительные средства. Какие? Назовите их.

(Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д.)  Слайды 19 – 21.

 -Какие художественные средства в этом стихотворении использованы?

(метафоры: «деревья, хрустальные звонницы» - сооружение с проёмами для церковных колоколов, колокольня; «Томск полыхает», «дома… плывут»; сравнения: «дома с кружевными карнизами, как струги, мятежно плывут», «и Томск полыхает, как солнышко»;

олицетворение: «живая смола»).

        -А в каком значении употреблено слово «мятежно»? Почему автор использует это слово?

(неспокойно, бурно по волнам времени, сравнивается с движением корабля по бурным водам).

Учитель: Одной из таких «кружевных» улиц является улица Шишкова. Здесь наша следующая остановка.         Слайды  23 – 26.

Ученик.

   Улица Шишкова образовалась на правом берегу Ушайки, в той части города, которая именовалась «Болото». Первоначально она называлась Акимовская (с 1878г.) в честь Михаила Абрамовича Акимова, держателя гостиницы «Город Рига», затем Крестьянская (с 1927г.)  так как тут находился Заезжий двор, или Дом крестьянина и с 11.02.1953 – Шишкова, в честь писателя, инженера, исследователя сибирских рек Вячеслава Яковлевича Шишкова. Вячеслав Яковлевич провёл в Томске более 20 лучших лет своей жизни. Дом Шишкова на этой улице является памятником деревянной архитектуры. Сопровождать по улице нас будет стихотворение Владимира Бельчикова «И скользят со льдинок…»

 Ученик.

И скользят со льдинок

Капли вниз,

И уже проснулась,

И, ясна

Вся в сосульках,

Вышла на карниз

По Шишкова улице весна.

Удивляют томские дома,

В кружевах народных мастеров,

И стоят по городу тома

Закоулков, улочек, дворов.

По резным карнизам,

По наличникам

Провожу я восхищённый взор.

Светлое и что-то очень личное

Навевает тоненький узор.        

3. Физкультминутка.

Учитель: Устали? Давайте сделаем остановку. Разомнёмся.

                                  Слайд 27.

                  Ну, а теперь снова в путь.

4. Актуализация знаний.

Ученик:  в конце 19 века, владельцем дома, начинающего этот переулок, был некто Протопопов. Переулок назывался Протопоповским. Это была территория частного домовладения. Недорогие квартиры в центре города охотно снимались под небольшие мастерские: дамского платья, ремонт роялей, булочная, фотография.

 Переименование произошло 25.06.1929г. в связи с появлением в городе детской пионерской организации. С этого момента переулок стал называться Пионерским.

Ученик. Николай Хоничев.    «Переулок Пионерский».  Слайд 28.

Пионерский, ты похож на сцену,

Где талантлив молодой трамвай.

Ты так сильно с прошлым веком

                                         сцеплен,

 Как с апрелем крепко связан

                                               май.

Твой сосед из бронзы засыпает,

Но с трудом великим по ночам.

Детство ль декабрист

                                припоминает

Или государя-палача?

Ты едва не падаешь под горку,

Что впритык. Но ловок и хитёр,

Ты уёдёшь в актёрскую

                                     подгорку,

Даже если вдаль сбежит актёр.

Потому что есть в тебе общага.

В ней слышны актёрские шаги.

Сбереги от крайнего от шага –

От разлуки с Томском сбереги.

Учитель: Следующая остановка – одна из старейших улиц города - улица Тверская.

Ученик.   Слайд 29.

    Улица Тверская одна из наиболее старых улиц. Своё название она сохранила с 1878 года. В 1911 году на пересечении с ул. Алтайской был возведён Петропавловский собор, действующий и поныне.

         В 1899 году архитекторами С. В. Хомичем и К. К. Лыгиным был построен дом в новорусском стиле. Угловой эркер, балкон, усложнённая чешуйчатая кровля с разновеликими гранёными шатрами, металлическими шпилями, решётками ограждений, флюгера – всё это говорит о желании авторов поразить зрителей необычайностью композиции. И действительно, нет равнодушно проходящих мимо этого чуда. А Николаю Хоничеву больше всего в душу запал флюгер. Об этом его стихотворение.

Ученик. «Флюгер».   Слайд 30. 

Тверская – на ладони.

В том веке ли, вчера ль

На старом польском «доме»

Кружились флюгера.

А жаль, что их не стало:

Подует ветер вдруг-

И гуси из металла

Летят за кругом круг.

Как тяжко – против ветра.

Мы тоже флюгера.

Оставим ветер века

Для счастья и добра.

И не догнать друг друга,

И страх, и боль, и грусть…

По флюгерному кругу,

Как за гусыней гусь,

Всё за тобой лечу я.

Бубенчики звенят.

Характер свой врачую

Который день подряд.

Ученик.     Слайд 31 – 32.

    Украшением сегодняшнего города является фонтан на площади Новособорной, построенный в 2003 году к 400-летнему юбилею Томска. Сегодня – это самое любимое место отдыха Томичей. Здесь можно увидеть и старушку, и влюблённых, и делающих свои первые шаги малышей. Приятно постоять в знойный летний день у журчащих струек. А какая красота вечером! Фонтан светится всеми цветами и звучит ласковая мелодия.

 Галина Оксёнова  «У фонтана».   Слайд 33.

В разгаре лето. У фонтана,

Где солнце знойно льёт лучи,

С утра до ночи постоянно

С детьми гуляют Томичи.

На постаменте, в брызгах света

Стройна, божественно легка –

В ней юность гордая воспета –Взошла студентка на века.

Она пленительно красива

В открытом платьице своём,

Восторженна, неповторима…

И всякий, кто проходит мимо,

Влюблено смотрит на неё.

        Фонтан влечёт… и отражает

Искристых тысячи огней…

А девушка напоминает

     О светлой юности моей

Учитель: О каком памятнике упоминается в этом стихотворении?

                (Это памятник Татьяне, в часть дня студентов, который

                празднуется 20 января и называется Татьяниным днём.)

5.Рефлексия.

Учитель.      Слайды 34 – 36..

    Мы побывали с вами в разных концах нашего прекрасного города Томска. На сегодня наша экскурсия окончена.

        * Вам было интересно?

        * Что-то новое для себя открыли?

Однако, впереди ещё немалый путь. Мы побываем с вами в окрестностях города, в Университетской роще, пройдёмся по паркам. Может быть, интересный маршрут предложите вы сами?

6. Домашнее задание.

Напишите небольшое сочинение:

        « Что интересного я знаю о Томске, чем бы хотел поделиться

        с одноклассниками».

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Слайды 37 – 40..

Учитель. И закончить урок хочется стихотворением Сергея Заплавного «…На трёх холмах».

***

На трёх холмах,

На четырёх ветрах

В краю таёжном

Посреди Сибири

Восходит город

Над рекою синей.

Стоит и отражается в веках.

От белых рощ,

От гордых теремов,

Одетых в многоцветные узоры,

Родные начинаются

Просторы,

Дороги в мир,

И зрелость,

И любовь.

В помощь учителю.

Использованные источники и литература (если имеются)

«Томск – любовь моя». Поэтический сборник. Томск – 2004.

«Деревянная архитектура Томска». Альбом. М., «Советский художник», 1987

«В краю кедровом». Фотоальбом. М., «Планета», 1988

Диски: «Старый Томск и Томск сегодня», «Томск лирический».

Привалихина С.В. «Мой Томск». Томск, издательство Томского ун-та, 2000.

Майданюк Э.К. «Прогулка по старому Томску» Томское книжное издательство, 1992.

ТОМСК. Прогулки по знакомым местам. GalaPress, 2003

Сергей Заплавный «Рассказы о Томске», Новосибирск, Западно-сибирское книжное издательство, 1980.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Возможность донести до ребят обаяние старинного и вечно юного города. Сегодня как никогда важен разговор о привитии детям любви к родному краю. Для этого нужно более близкое знакомство с его историей, современной жизнью, проблемами. Использование материала по краеведению один из моментов воспитания гражданина, патриота своего края, Родины.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим.

Планируются другие уроки-прогулки по окрестностям города, в Университетской роще,  паркам. Может быть, интересный маршрут предложат сами ученики.

Другое

Желательно совершить экскурсию по тем же местам, что и на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Водные ресурсы Томской области. Водосберегающие технологии

Тема урока:«Водные ресурсы Томской области.  Водосберегающие технологии» Цель урока:познакомить обучающихся с богатством водных ресурсов Томской области, оценить их состояние; рассмотреть в...

Урок - играПознавательно - развлекательная урок-игра: «Путешествие по ТВ передачам, посвященное городу Томску».

Познавательно - развлекательная урок-игра: «Путешествие по ТВ передачам, посвященное городу Томску»....

Разработка урока: "Умение ориентироваться на улицах города", по учебнику Бим И. Л., 7 класс, немецкий язык

Разработка урока по теме "Умение ориентироваться на улицах города", по учебнику  Бим И. Л., 7 класс, немецкий язык...

Разработка урока по теме "Австралия" автор Толстикова Марина Алексеевна МБОУ СОШ №2 г. Стрежевого Томской Области

Урок- игра, использует метапредметный подход к изучению темы. В виде путешествия на материк, дети знакомятся с природой, создавая образ материка. Методы: исследовательский и частично- поисковый...

Интегрированный урок химии-географии "Природное углеводородное сырье Томской области

На интегрированном уроке "Природное углеводородное сырье Томской Области" необходимо сформировать представление о природном углеводородном сырье Томской области через использование ИКТ-технологий,...

План-конспект урока на тему " Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности".

План-конспект урока на тему "Современные улицы и дороги - зоны повышенной опасности" (Раздел "Безопасность и защита человека в средеобитания. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде....

Программирование в среде NXT-G: рабочая тетрадь по робототехнике (первый год обучения) / О. С. Нетесова . – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2015 г.

Рабочая тетрадь по робототехнике рекомендована для использования на занятиях робототехникой в первый год обучения (2–3 классы) при изучении среды программирования роботов, сконструированных на б...