План-конспект урока на тему " Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности".
план-конспект урока по обж на тему

Карпухина Ольга Владимировна

План-конспект урока на тему "Современные улицы и дороги - зоны повышенной опасности" (Раздел "Безопасность и защита человека в средеобитания. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.") с приложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_i.doc79 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_yunogo_peshehoda.doc27 КБ
Microsoft Office document icon kontrolnyy_test_po_teme.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Безопасность и защита человека в среде обитания.

Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Урок 1.

Тема урока: Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности.

Цели урока:

  • Проверить знания обучающихся по теме «Правила безопасного поведения в быту»
  • Сформировать у обучающихся представление о значении терминов: улица, дорога, тротуар, пешеход, пешеходная  дорожка, проезжая часть;
  • Прививать правила безопасного поведения на тротуаре и обочине.

Оборудование: плакаты «Правила дорожного движения», ноутбук,   экран, мультимедиапроектор, раздаточный материал (памятки юного пешехода).

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Дата и тема  урока записана на доске.
  • Подготовка обучающихся к работе на уроке.
  • Сообщение плана урока.

  1.  Проверка знаний обучающихся по теме «Правила безопасного поведения в быту» в форме теста. Тесты выдаются каждому ученику. По окончании работы взаимопроверка (ключи проецируются на экран).

Контрольный тест по вариантам:

Вариант 1

1.         Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 04?

а) службе газа;

б) пожарной охране;

в) скорой помощи.

2.         Чем нельзя тушить горящий бензин?

а) песком;

б) водой;

в) огнетушителем пенным.

3.         Почему нельзя вешать комнатные цветы на стенку над телевизором?

а) неудобно поливать;

б) цветам будет жарко от работающего телевизора;

в) вода при поливе может попасть в телевизор, и тогда он
загорится.

4.         Можно ли при пожаре пользоваться лифтом?

а) пользоваться лифтом можно, только проверить, работает ли он;

б) ни в коем случае нельзя;

в) можно пользоваться, если на лестничной площадке еще нет дыма.

5.         Как при запахе газа можно проверить, нет ли его утечки?

а) промазать подозрительный стык трубы мыльной пеной;

б) поднести горящую спичку;

в) обнюхать подозрительный стык трубы.

6.        Что следует сделать при ожоге уксусной кислотой?

а) протереть одеколоном;

б) промыть мыльным раствором или раствором соды:

в)         промыть раствором лимонной или борной кислоты.

7. Если вас укусила собака, надо

а) громко позвать хозяина;

б) промыть рану;

в) обратиться в медпункт (травмпункт).

Вариант 2

1.         Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 03?

а)         службе газа;

б) милиции;

в)         скорой помощи.

2.         Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 01?

а)         службе газа;

б) единый телефон спасения и пожарных;

в) милиции.

3.         Чем нельзя тушить загоревшийся электроприбор под напряжением?

а) землей;

б) водой;

в) порошковым огнетушителем.

4.         Почему комнатные цветы нельзя ставить на телевизор?

а) цветы мешают просмотру телепередач;

б) цветам будет жарко;

в) вода от полива может попасть в телевизор, может случиться его возгорание.

5.         Можно ли при утечке газа пользоваться выключателем, электрозвонком?

а)         можно;

б) ни в коем случае нельзя;

в)         можно, если в помещении очень темно.

6.         Как при запахе газа можно проверить, нет ли его утечки?

а)         промазать подозрительный стык трубы мыльной пеной;

б) поднести горящую спичку;

в)         обнюхать подозрительный стык трубы.

7. Если на вас бежит лающая собака, что нужно делать?

а) закричать;

б) остановиться;

в) убежать.

Ключи к контрольному тесту:

За каждый правильный ответ 1 балл. Оценивание по сумме баллов:

7 баллов – оценка «5»

5-6 баллов – оценка «4»

3-4 балла – оценка «3»

Правильные ответы:

1

2

3

4

5

6

7

Вариант 1

а

б

в

б

а

б

в

Вариант 2

в

б

б

в

б

а

б

 

  1. Изучение нового материала
  1. Сообщение темы урока
  2. Рассказ учителя «Историческая справка» (для подготовки к активному усвоению нового материала)

В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко и к несчастным случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах для пешеходов специальные дорожки, которые назвали французским словом «тротуар», что в переводе означает дорога для пешеходов. А чтобы на тротуар не заезжали экипажи и сани, его приподняли над проезжей частью. Уже позднее, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения на проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке не попасть в беду.

  1. Работа в тетради (запись определений, спроецированных на экран)
  • Улица – это ограниченное зданиями и сооружениями пространство, по которому проходит городская дорога
  • Дорога – это полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения

  1. Знакомство с новым материалом в форме беседы
  • Вопросы ученикам:

а) Как называется часть улицы, по которой движутся машины? (предполагаемый ответ: проезжая часть)

б) Как ещё называют проезжую часть? (ответ: мостовая)

в) Откуда пошло такое название?

г) Кого можно назвать участниками дорожного движения? (ответ: пешеходы, пассажиры, водители)

  1. Работа в тетради (запись определений, спроецированных на экран)
  • Участники дорожного движения - это водители, пассажиры транспортных средств и пешеходы. (Они обязаны выполнять требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для движения. Участникам дорожного движения запрещается загрязнять и повреждать дороги, приводить в негодность и самовольно устанавливать (снимать) дорожные знаки, светофоры, другие технические средства, загораживать дороги и останавливать на предметы, мешающие движению).
  • Пешеходом называется лицо, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам относятся люди, передвигающиеся в инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, коляску.

6. Задание ученикам: внимательно  прочитайте  выданный текст-рассказ Е.В.Борового «Тротуар – дорога пешеходов» (см. приложение 1) и ответьте на вопросы, спроецированные на экран:

а) Откуда пошло название мостовая? (ответ: чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи, пространство между домами мостили булыжником.)

б) В каком городе появились первые тротуары? (ответ: в столице Франции – Париже)

в) Что означает слово «тротуар»? в переводе на русский язык? (ответ: дорога пешеходов)

г) Что изменилось на дорогах с появлением тротуара? (ответ: количество несчастных случаев на улицах уменьшилось)

Тротуар – дорога  пешеходов

Когда-то давным-давно, когда еще и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения являлись конные упряжки, в городах не существовало четкого разделения улицы на тротуар и проезжую часть. Чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи, пространство между домами мостили булыжником. Кстати, отсюда и пошло название - мостовая, от слова «мостить». По ней ехали конные упряжки, шли люди.

Обычно на одной из лошадей сидел человек, кучер, который управлял конной упряжкой с помощью вожжей и кнута. Вы, ребята, представляете себе этот кнут? Длиннющий такой, из добротной кожи, Так вот. Едет такой конный экипаж по мостовой. Кучер размахивает кнутом, I подгоняя лошадей, чтобы те бежали резвее.

А что же делать прохожим? Жмутся они поближе к стенам домов. Да не тут-то было. Улочки тогда были узкие, кривые. Случалось, что кареты и наезжали на людей. Стали горожане жалобы царю писать на такое безобразие, просить навести порядок на улицах городов.

В 1720 году вышел указ петербургского генерал-полицмейстера, который гласил: «Ездить на лошадях взнузданных, со всеми опасениями и осторожностью. Того же, кто не будет соблюдать этих правил, бить кнутом и отправлять на каторгу.

Но даже строгие указы не помогали. Задумались люди, как помочь беде. И придумали.

В Париже, на самых больших улицах, от мостовой стали отделять узкие полоски земли и мостить их более мелким булыжником или кирпичом. Были они обязательно немного выше мостовой. Делалось это для того, чтобы экипажи не заезжали на них. Назвали эти полоски тротуарами. Это французское слово. В переводе на русский оно означает дорога пешеходов.

На узких улицах тротуары делались с одной стороны, на более широких - с обеих сторон мостовой. Затем повесили объявления. Вот содержание одного из них: «По указу Его Королевского Величества отныне всем людям, пешим образом ходящим, идти только по тротуарам, а каретам и всадникам пользоваться средней частью улицы - мостовой».

С тех пор количество несчастных случаев на улицах Парижа становилось все меньше и меньше. Впоследствии не только во Франции, но и во многих других государствах стали отделять тротуары от проезжей части улицы. Как видите, делается это и сейчас. (Е.В.Боровой)

  1. Физкультминутка

Учитель: после напряжённого труда давайте отдохнём.

Ученики:    Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

(встали, подтянулись)

Руки в стороны, вперёд.

(руки в стороны)

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

(ходьба на месте)

Побежим скорее в реку,

(бег на месте)

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

(приседания)

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

(ходьба на месте)

Там урок идёт у нас.

  1. Закрепление нового пройденного материала.
  1. Учитель обобщает новый материал: Движение пешеходов осуществляется по тротуарам и пешеходным дорожкам, а там где нет – по обочинам или велосипедным дорожкам. Двигаться можно как по направлению движения транспортных средств, так и в противоположном направлении. Вне населённых пунктов при отсутствии пешеходной и велосипедной дорожек, обочин пешеходам разрешается идти по краю проезжей части навстречу транспортному потоку.
  2. Задание ученикам: найдите на плакате ошибки (демонстрация плаката по ПДД)
  3. Раздача памяток юного пешехода (см. приложение 2) и чтение их вслух. С разбором отдельных пунктов.

Памятка юного пешехода

  1. Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом и не разрешай этого делать другим.
  2. Не устраивай игр на проезжей части улиц и дорог. Не цепляйся за проходящий транспорт.
  3. Не ходи по мостовой: она предназначена для транспорта. Ходить нужно по тротуару или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, - там ты никому не помешаешь. Если пешеходных дорожек нет, ходи только по левой обочине навстречу движению транспорта.
  4. Прежде, чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопасности перехода.
  5. Строго подчиняйся сигналам светофора или милиционера-регулировщика.
  6. Переходи улицу (дорогу) только прямо, а не наискось, там же, где имеются пешеходные дорожки, иди по ним.
  7. Пользуясь общественным транспортом, соблюдай порядок посадки и выхода.
  8. Будь внимателен к окружающим: если человек упал, помоги подняться, старым и слабым помоги перейти улицу; ребенка переведи сам; если тебя попросят показать дорогу, спокойно и толково объясни; уступай старшим место в общественном транспорте и т. д.

  1. Информация обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

(Прочитать и выучить правила юного пешехода и определения в тетради)

  1. Подведение итогов (выставление оценок за урок с комментированием)



Предварительный просмотр:

Приложение 1 к уроку 1.

Тротуар – дорога  пешеходов

Когда-то давным-давно, когда еще и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения являлись конные упряжки, в городах не существовало четкого разделения улицы на тротуар и проезжую часть. Чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи, пространство между домами мостили булыжником. Кстати, отсюда и пошло название - мостовая, от слова «мостить». По ней ехали конные упряжки, шли люди.

Обычно на одной из лошадей сидел человек, кучер, который управлял конной упряжкой с помощью вожжей и кнута. Вы, ребята, представляете себе этот кнут? Длиннющий такой, из добротной кожи, Так вот. Едет такой конный экипаж по мостовой. Кучер размахивает кнутом, I подгоняя лошадей, чтобы те бежали резвее.

А что же делать прохожим? Жмутся они поближе к стенам домов. Да не тут-то было. Улочки тогда были узкие, кривые. Случалось, что кареты и наезжали на людей. Стали горожане жалобы царю писать на такое безобразие, просить навести порядок на улицах городов.

В 1720 году вышел указ петербургского генерал-полицмейстера, который гласил: «Ездить на лошадях взнузданных, со всеми опасениями и осторожностью. Того же, кто не будет соблюдать этих правил, бить кнутом и отправлять на каторгу.

Но даже строгие указы не помогали. Задумались люди, как помочь

беде. И придумали.

В Париже, на самых больших улицах, от мостовой стали отделять узкие полоски земли и мостить их более мелким булыжником или кирпичом. Были они обязательно немного выше мостовой. Делалось это для того, чтобы экипажи не заезжали на них. Назвали эти полоски тротуарами. Это французское слово. В переводе на русский оно означает дорога пешеходов.

На узких улицах тротуары делались с одной стороны, на более широких - с обеих сторон мостовой. Затем повесили объявления. Вот содержание одного из них: «По указу Его Королевского Величества отныне всем людям, пешим образом ходящим, идти только по тротуарам, а каретам и всадникам пользоваться средней частью улицы - мостовой».

С тех пор количество несчастных случаев на улицах Парижа становилось все меньше и меньше. Впоследствии не только во Франции, но и во многих других государствах стали отделять тротуары от проезжей части улицы. Как видите, делается это и сейчас.

(Е.В.Боровой)



Предварительный просмотр:

Приложение 2 к уроку 1.

Памятка юного пешехода

  1. Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом и не разрешай этого делать другим.
  2. Не устраивай игр на проезжей части улиц и дорог. Не цепляйся за проходящий транспорт.
  3. Не ходи по мостовой: она предназначена для транспорта. Ходить нужно по тротуару или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, - там ты никому не помешаешь. Если пешеходных дорожек нет, ходи только по левой обочине навстречу движению транспорта.
  4. Прежде, чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопасности перехода.
  5. Строго подчиняйся сигналам светофора или милиционера-регулировщика.
  6. Переходи улицу (дорогу) только прямо, а не наискось, там же, где имеются пешеходные дорожки, иди по ним.
  7. Пользуясь общественным транспортом, соблюдай порядок посадки и выхода.
  8. Будь внимателен к окружающим: если человек упал, помоги подняться, старым и слабым помоги перейти улицу; ребенка переведи сам; если тебя попросят показать дорогу, спокойно и толково объясни; уступай старшим место в общественном транспорте и т. д.

\



Предварительный просмотр:

Контрольный тест по теме «Правила безопасного поведения в быту»

Вариант 1

1.         Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 04?

а) службе газа;

б) пожарной охране;

в) скорой помощи.

2.         Чем нельзя тушить горящий бензин?

а) песком;

б) водой;

в) огнетушителем пенным.

3.         Почему нельзя вешать комнатные цветы на стенку над телевизором?

а) неудобно поливать;

б) цветам будет жарко от работающего телевизора;

в) вода при поливе может попасть в телевизор, и тогда он
загорится.

4.         Можно ли при пожаре пользоваться лифтом?

а) пользоваться лифтом можно, только проверить, работает ли он;

б) ни в коем случае нельзя;

в) можно пользоваться, если на лестничной площадке еще нет дыма.

5.         Как при запахе газа можно проверить, нет ли его утечки?

а) промазать подозрительный стык трубы мыльной пеной;

б) поднести горящую спичку;

в) обнюхать подозрительный стык трубы.

6.        Что следует сделать при ожоге уксусной кислотой?

а) протереть одеколоном;

б) промыть мыльным раствором или раствором соды:

в)         промыть раствором лимонной или борной кислоты.

7. Если вас укусила собака, надо

а) громко позвать хозяина;

б) промыть рану;

в) обратиться в медпункт (травмопункт).

Вариант 2

1.         Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 03?

а)         службе газа;

б) милиции;

в)         скорой помощи.

2.         Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 01?

а)         службе газа;

б) единый телефон спасения и пожарных;

в) милиции.

3.         Чем нельзя тушить загоревшийся электроприбор под напряжением?

а) землей;

б) водой;

в) порошковым огнетушителем.

4.         Почему комнатные цветы нельзя ставить на телевизор?

а) цветы мешают просмотру телепередач;

б) цветам будет жарко;

в) вода от полива может попасть в телевизор, может случиться его возгорание.

5.         Можно ли при утечке газа пользоваться выключателем, электрозвонком?

а)         можно;

б) ни в коем случае нельзя;

в)         можно, если в помещении очень темно.

6.         Как при запахе газа можно проверить, нет ли его утечки?

а)         промазать подозрительный стык трубы мыльной пеной;

б) поднести горящую спичку;

в)         обнюхать подозрительный стык трубы.

7. Если на вас бежит лающая собака, что нужно делать?

а) закричать;

б) остановиться;

в) убежать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого занятия по теме "Сказочная улица"

"План-конспект открытого занятия по теме "Сказочная улица"...

Маршрутная игра "Дорога - зона повышенной опасности"

Игра, направленная на профилактику ДДТТ...

Памятка_Железная дорога - зона повышенной опасности

Памятка для родителей на тему "Железная дорога - зона повышенной опасности"...